Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар по теме № 16а. Теории государственного регулирования экономики.

Сообщения:

1.Кейнсианская модель государственного регулирования экономики и ее значение для хозяйственной практики.

2.Характеристика современных школ неолиберализма и их вклад в развитие экономической науки и практики.

Вопросы для обсуждения.

1. Содержание теории эффективного совокупного спроса и рецепты макроэкономической политики государства Д. М. Кейнса.

2. Основные теории неокейнсианского направления. Механизм мультипликатора-акселератора.

3. Посткейнсианское направление в развитии экономической науки.

4. Неолиберальное направление: содержание, принципы и особенности методологии.

5. Содержание концепции социального рыночного хозяйства В. Ойкена и Л. Эрхарда. В. Ойкен, В. Репке и Л. Эрхард о типах экономических систем и роли государства в экономике.

6. Экономические идеи Ф. Хайека как основателя лондонской школы неолиберализма.

7. Экономическое наследие и рецепты макроэкономической политики М. Фридмена как представителя чикагской школы неолиберализма.

 

Темы для аналитической работы студентов

Тема: Экономические идеи Древнего Мира и Экономические идеи средневековья

1. Какие взгляды на богатство и его источники существовали в Древнем Мире?

2. Какие взгляды на стоимость и цену существо­вали в Древнем Мире и средневековье?

Тема: Экономическое учение физиократов

В чем Вы видите научную заслугу физиократов?

Тема: Учение Л. Смита

1. Покажите зависимость между размерами рынка, разделением и производительностью труда.

2. Покажите зависимость между ростом богатст­ва нации, спросом на труд, размерами заработной платы и приростом населения.

3. Сформулируйте выводы А. Смита о природе и причинах богатства народов.

Тема: Учение Д. Рикардо

1. Каким образом снижение плодородия земли влияет на рост производства в промышленности? Покажите логику Д. Рикардо при выявлении зави­симости: снижение плодородия земли - ограничение роста производства в промышлен­ности.

2. Почему можно говорить о пессимизме учения Д. Рикардо?

3. В чем Вы видите научную заслугу Д. Рикардо?

Тема: Учение К. Маркса

1. Проверить понимание теории расширенного воспроизводства на произвольных числовых примерах исходного капитала в первом и втором подразделениях. Осуществить накопление после первого года производства. Сделать выводы.

2. Покажите современное значение экономической теории К. Маркса.

Тема: Учение маржиналиспюв первой и второй волны

1. Раскройте теорию вменения К. Менгера.

2. Изложите концепцию «оптимума Парето».

3. Изложите теорию рыночного ценообразования А. Маршалла.

4. Раскройте закон «предельной производительности» Дж. Б. Кларка.

5. Назовите основные исходные идеи маржиналистов.

6. Покажите различие между кардиналистской (количественной) и ординалистской (порядковой) оценкой полезности.

Тема: Теория институхрюнализма

1. Раскройте понятия «институция» и «институт»?

2. Назовите общие черты немецкой исторической школы и американского институционализма?

 

3. Почему и в каких границах (пределах) необходимо государственное регулирование по мнению американских институционалистов и их последователей?

4. Как Вы понимаете технократическую концепцию организации общества, развитую институционалистами?

5. Как Вы понимаете концепцию административного капитализма?

Тема: Теория Дж, М. Кейнса

1. Покажите зависимость спроса на рабочую силу от уровня банковского ссудного процента.

2. Попытайтесь доказать справедливость пред­ложения Дж, М. Кейнса бороться с экономически­
ми кризисами путем:

увеличения государственных инвестиций и орга­низации общественных работ;

проведения инфляционной денежно-кредитной политики.

3. Проанализируйте цепь зависимостей: норма
ссудного процента (снижается) - норма прибыли
(?) - склонность к инвестициям (?) расширение
производства (?) - занятость (?) - соотношение
спроса и предложения (?) - кризисная ситуация (?).

 

 

Методические указания по написанию реферата или письменной

Контрольной работы

Написание реферата или письменной контрольной работы обычно используется для более глубокой проработки студентами учебного материала по читаемой дисциплине. Темы рефератов и письменных могут быть предложены преподавателем или сформулированы студентом. Выбранная студентом тема реферата должна отличаться научной актуальностью и значимостью, отражать наиболее существенные проблемы изучаемой дисциплины.

Основными этапами работы над рефератом являются:

- определение темы, поиск и изучение литературы по теме исследования (не менее 5-7 работ);

- составление списка литературы, выделение наиболее значимых источников;

- анализ и обобщение информации, ее систематизация;

- формирование проблемы по теме исследования, определение ее актуальности и место данной проблемы в социологической науке и практике;

- разработка структуры (плана) реферата;

написание реферата;

- представление рукописи и публичное изложение содержание реферата.

Структура реферата должна включать в себя:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- введение (обоснование актуальности данной темы);

- основная часть (описание проблемы в исследованиях различных авторов, изложение собственной позиции автора реферата)

- заключение (общие выводы, полученные из проведенного исследования);

- список литературы;

- приложение (программа, анкеты, материалы исследований и т.д.).

В соответствии с предъявляемыми требованиями к оформлению научных работ, реферат оформляется в виде очерка объемом 18 - 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала, 14 шрифтом.

Критерии оценки контрольной работы:

- глубина и полнота изучения литературы для раскрытия темы вопросов;

- четкое структурирование текста ответов;

- полнота рассмотрения вопроса;

- логичность, связность изложения;

- соблюдение требований к оформлению работы

Примерная тематика рефератов

1. Экономическая мысль Древнего Востока (авторы на выбор).

2. Экономическая мысль древнегреческих философов древнеримских авторов (авторы на выбор).

3. Развитие экономической мысли Древнего мира (сравнительная характеристика экономических идей Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима).

4. Экономическая мысль Средневековья (авторы на выбор).

5. Меркантилизм – первая теоретическая концепция экономической мысли.

6. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции. Идеи Т. Мана и А. Монкретьена.

7. Теоретическое наследие И. Т. Посошкова – виднейшего представителя российского меркантилизма.

8. Физиократическое направление экономической мысли. Теоретическое наследие Ф. Кэне.

9. Исторические условия возникновения, общая характеристика и основные представители классической школы политической экономии.

10. Теоретическое наследие А. Смита. Значение экономических идей А. Смита для развития политэкономии.

11. Теория капитала и доходов в классической политической экономии.

12. Теория стоимости в классическом и неоклассическом направлениях экономической науки.

13. Концепция laissez faire в классическом и неоклассическом направлениях экономической науки.

14. Этапы развития и историческое значение «маржинальной революции». Методология маржинализма.

15. Австрийская и американская школы маржинализма. Теории предельной полезности и предельной производительности.

16. Лозанская школа экономической науки. Модель макроэкономического равновесия Л. Вальраса. Оптимум В. Парето.

17. Предпосылки возникновения, методология и основные идеи неоклассического направления экономической науки. А. Маршал – основатель «экономикса» и его вклад в развитие экономической теории.

18. Особенности теоретических воззрений российских экономистов XIX века (дореформенный и пореформенный периоды и авторы на выбор).

19. Теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина и несовершенной конкуренции Дж. Робинсона и их значение для развития экономической теории.

20. Сравнительная характеристика теорий государственного регулирования экономики: кейнсианство и монетаризм (Д. М. Кейнс и М. Фридмен).

21. Содержание макроэкономической теории Д. М. Кейнса и ее влияние на развитие теории и практики.

22. Неокейнсианское и посткейнсианское направления в развитии экономической науки и их вклад в развитие кейнсианской школы.

23. Неолиберализм в развитии экономической науки: принципы и особенности методологии, теория и практика.

24. Институциональное направление в экономической науке: от зарождения до современности.

25. Экономическое учение Ф. Хайека как представителя лондонской школы неолиберализма.

26. Отечественная экономическая мысль в советский и постсоветский период (авторы на выбор).

27. Переходная экономика современной России: теория и практика.

28. Концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона.

29. Основные теории неоинституциональной экономической теории и их влияние на развитие современной экономической науки.

30. Современная экономическая наука в трудах Нобелевских лауреатов (авторы на выбор).

Основная литература

1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (История и современность): Курс лекций. – М.: Бек, 2008.

2. Бартенев С. А. История экономических учений: Учебник. – М.: Юристъ, 2010.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело-ЛТД, 2010.

4. История экономических учений /под ред. Шмарловской Г. А., М., 2008.

5. Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 2008.

6. Ядгаров Я. С. История экономических учений, 4-е изд., М., 2008.

 

Дополнительная литература

1. Агапова И. И. История экономической мысли: Курс лекций. – М.: Тандем, Экмос, 1998.

2. Аникин А. В. Юность науки. М., 1985.

3. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991,1993.

4. Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1975-1983.

5. Артхашастра, или Наука политики. М., 1994.

6. Архитектор макроэкономики: Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

7. Барр Р. Политэкономия. В 2-х т./Пер. с франц. - М.: Международные отношения, 1994.

8. Бем-Баверк Э. Основы теории ценности хозяйственных благ /Австрийская школа в политической экономии. М., 1992.

9. Бор М. З. История мировой экономики: Конспект лекций. – М.: Дело и Сервис, 1998.

10. Буянов В. П., Михайлов Л. М., Колесников А. В. История экономических учений в структурно-логических схемах: Учебное пособие. – М.: МАЭП, 2000.

11. Вальрас Л. Элементы чистой экономической теории. М., 1992.

12. Вехи экономической мысли: В 3-х т. /Сост. и общ. ред. Гальперина В. М. – СПб: Экономическая школа, 1999.

13. Визер Ф. Теория общественного хозяйства (фрагменты) /Австрийская школа в политической экономии. М., 1992.

14. Всемирная история экономической мысли. В 6-ти т. - М.: МГУ, гл. ред. Черковец В. Н., М.: Мысль, 1987-1995.

15. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1979.

16. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. М.-Л., 1959.

17. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.

18. Зарицкий Б. Е. Людвиг Эрхард: Секреты «экономического чуда». – М.: Бек, 1997.

19. Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. - М., 1980.

20. История экономических учений: Современный этап: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

21. История экономических учений: Учебное пособие /Квасов А. С. – М.: МАЭП, 2001.

22. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

23. История экономической мысли в России / под ред. Макаровой И. В., М., 1996.

24. История экономической мысли. Курс лекций в 2-х ч./под ред. Удальцова И. Д. и Полянского Ф. Я., М.: МГУ, 1961.

25. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег /Антология экономической классики. Т. 2., М., 1993.

26. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М., 1960.

27. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.

28. Классики кейнсианства. В 2-х т. Т. 1. К теории экономической динамики /Р. Харрод. Экономические циклы и национальный доход. Т. 1. Ч.1-2; Т. 2. Ч. 3-4 /Э. Хансен. М.: Экономика, 1997.

29. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики /Избранные сочинения. М., 1993.

30. Костюк В. Н. История экономических учений: учебное пособие. – М.: Центр, 1998.

31. Левита Р. Я. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: МИЭПП, 1995.

32. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М., 1990.

33. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения /антология экономической классики. Т.2. М., 1993.

34. Маркс К. Капитал. В 3-х т./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-25

35. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. М.: Прогресс, 1984.

36. Менгер К. Основания политэкономии /Австрийская школа политэкономии. М.: Прогресс, 1988.

37. Милль Дж. С. Основы политической экономии. М., 1980-1981. Т. 1-3.

38. Мордвинов Н. С. Проект трудопоощрительного банка; некоторые соображения по предмету мануфактур в России и о Тарифе; О мерах улучшения государственных доходов /Избранные произведения. М., 1945.

39. Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.

40. Ойкен В. Основы национальной экономии. М., 1996.

41. Петти У. Трактат о налогах и сборах /Антология экономической классики. Т. 1. М., 1993.

42. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния. Т. 1-2. М., 1985.

43. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

44. Рикардо Д. Собрание сочинений. СПб., 1908; М., 1955.

45. Робинсон Д. В. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.

46. Русские экономисты (XIX – начало XX века). - М.: Ин-т экономики РАН, 1998.

47. Самуэльсон П. Экономикс. М., 1992.

48. Самуэльсон П. Экономикс. М., 1992-2000.

49. Семенкова Т. Г., Карамова О. В. История русскй экономической мысли: Учебное пособие. – М.:ФиС, 1997.

50. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.

51. Сперанский М. М. Проекты и записки. М.-Л., 1961.

52. Сэй Ж. Б. Катехизис политической экономии или Краткое изложение о составлении, распределении и потреблении богатства в обществе. СПб., 1883.

53. Титова Н. Е. История экономичяеских учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997.

54. Туган-Барановский М. И. К лучшему будущему. – М.: РОССПЭН, 1996.

55. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. – М.: РОССПЭН, 1998.

56. Туган-Барановский М. И. Экономические очерки. – М.: РОССПЭН, 1998.

57. Фридмен М. Количественная теория денег. – М., 1996.

58. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки /THESIS, 1994. Т.2.Вып.4.

59. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М., 1992.

60. Хикс Дж. Стоимость и капитал. М., 1988, 1993.

7. Хрестоматия по экономической теории /Сост. Е. Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 1997.

61. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. М., 1989.

62. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М., 1996.

63. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1996.

64. Экономисты русской эмиграции: Учебное пособие. – Спб.: Юридический центр Пресс, 2000.

65. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КЕЙСОВ

Ситуационные задания представляют собой самостоятельную исследовательскую работу студента. Система кейсов включает в себя проблемно-поисковые блоки, в которых концентрируется наиболее значимый, наукоемкий программный материал данной учебной дисциплины.

Студенту необходимо выполнить в произвольном виде все задания без исключения. По каждой проблеме целесообразно иметь собственное мнение, подкрепленное знанием теории, источников, включая новейшие издания и публикации. Полученные выводы студент должен уметь отстоять (защитить) при собеседовании с преподавателем и коллективном обсуждении кейсов во время практических занятий.

При выполнении заданий студент обязан изучить все источники и литературу, рекомендованные в учебно-методическом пособии.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...