Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность за ненадлежащую рекламу.

Государственным органом, осуществляющий государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации. Неисполнение указанных требований влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с п. 6 ст. 19.8 КоАП РФ.

Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ.

Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

 

5.3. Правовые основы технического регулирования.

Технические регламенты

 

Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Основным нормативным правовым актом в этой области является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <207>.

--------------------------------

<207> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

 

Этот Закон заложил основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, а также оценки и подтверждения соответствия. Указанным Законом введены новые, ранее неизвестные российскому законодательству понятия "техническое регулирование" и "технический регламент".

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование должно осуществляться в соответствии с принципами, определенными Законом о техническом регулировании.

К ним относятся следующие принципы:

- применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Изложенное означает, что не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер (п. 3 ст. 7 Закона о техническом регулировании).

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений;

- биологическую безопасность;

- взрывобезопасность;

- механическую безопасность;

- пожарную безопасность;

- безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

- термическую безопасность;

- химическую безопасность;

- электрическую безопасность;

- радиационную безопасность населения;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений;

- другие виды безопасности в целях, определенных для принятия технических регламентов.

Таким образом, перечень видов безопасности, применительно к которым разрабатываются технические регламенты, не является исчерпывающим. Между тем, данный подход не однозначно воспринимается в кругу компетентных в этой области специалистов. Так, в частности, А.В. Данилов-Данильян считает, что "если этот перечень открывается, то возникают такие неопределенные виды опасности, как, скажем, национальная безопасность, экономическая безопасность, которые чрезвычайно сложно хоть как-то вербализовать конкретным образом и уж тем более прописать" <208>. Однако С.В. Пугачев в этом отношении полагает, что открытый перечень видов безопасности "снимает неоправданное ограничение при разработке технических регламентов, не позволяющее учитывать появление новых видов опасностей, обусловленных техническим прогрессом" <209>.

--------------------------------

<208> Стенограмма круглого стола "Целесообразность корректировки Федерального закона "О техническом регулировании". Общественная палата РФ. 14 февраля 2007 г. // www.nitr.ru/common/issues/docs/4/list2.doc.

<209> Пугачев С.В. Причины и цели принятия изменений в Закон "О техническом регулировании" // www.cntd.ru/manage/page/.

 

Мы присоединимся ко второй точке зрения, поскольку также считаем, что определение закрытого перечня видов опасностей было необоснованным, а ссылка на трудности, связанные с вербализацией новых видов опасностей, которые могут возникнуть в результате развития научно-технического прогресса, не является в этом случае достаточным аргументом. Здесь необходимо учитывать, что в технических регламентах требования безопасности задаются именно в отношении продукции или связанных с ней процессов. Помимо этого Закон предусмотрел, что в технических регламентах могут устанавливаться обязательные требования, обеспечивающие другие виды безопасности, только в том случае, если они будут соответствовать общим целям принятия технических регламентов, закрепленным в п. 1 ст. 6 Закона о техническом регулировании.

В связи с тем, что риск причинения вреда зависит не только от объективных факторов (безопасность продукции и процессов), но и от субъективных (поведение потребителя при использовании продукции и осуществлении процессов), государство, устанавливая требования по безопасности, гарантирует минимально допустимую степень риска.

Анализ всей совокупности норм Закона показывает: значение технических регламентов состоит в том, что они выступают в качестве единых и постоянных (стабильных) критериев безопасности объектов технического регулирования, с одной стороны, принуждая производителя выпускать продукцию, отвечающую заданным требованиям безопасности, а с другой - указывая потребителю, какой эта продукция должна быть. Вместе с тем они призваны повысить значимость обязательных требований к продукции и процессам ее производства и обращения, сделать их более стабильными и юридически конкретными и воспрепятствовать их произвольному толкованию и применению. И в этом состоит их коренное отличие от действовавшей до недавнего времени системы государственных и отраслевых стандартов <210>.

--------------------------------

<210> Лукьянова В.Ю. К вопросу о юридической природе технического регламента // Журнал российского права. 2007. N 5. С. 72.

 

Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в п. 1 ст. 6 Федерального закона "О техническом регулировании" целей принятия технического регламента.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит <211>.

--------------------------------

<211> Панова А.С. О законодательстве Российской Федерации в области подтверждения соответствия продукции, работ, услуг // Таможенное дело. 2008. N 1. С. 16.

 

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей или по иным основаниям либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.

При применении данного положения Закона о техническом регулировании следует учитывать, что использование международных стандартов в их полном объеме в технических регламентах может привести к дополнительным ненужным затратам в бизнесе. Вследствие этого только самые их существенные части должны использоваться в технических регламентах, как правило, те, которые действительно необходимы для устранения барьеров в торговле <212>.

--------------------------------

<212> Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный). М.: Норма, 2008. С. 142.

 

Однако использование положений международных стандартов для целей технического регулирования усилено в п. 10 ст. 9 Закона, где указано, что технический регламент должен соответствовать международным нормам и правилам. В противном случае Правительство РФ обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

Решение об использовании тех или иных норм международных стандартов для технических регламентов необходимо принимать только после точной постановки проблемы, которую нужно решить после соответствующего анализа возможных выгод от их использования и после рассмотрения всех возможных вариантов регламентов. Такой подход обеспечит получение максимальных выгод от регламентации и минимизирует затраты для бизнеса как на внутреннем, так и на международном рынках.

Отдельным, но связанным с этим вопросом является вопрос гармонизации технических регламентов. Необходимым условием для гармонизации технических регламентов является то, что существует сходство в подходе к таким вопросам, как здоровье человека, безопасность и охрана окружающей среды. В реальности, однако, можно наблюдать значительную неоднородность подходов разных стран к ценности здоровья человека и безопасности, что может вызвать разногласия в этих основополагающих требованиях среди стран. И далее, учитывая существующий уровень регламентной неоднородности среди различных стран - торговых партнеров, в некоторых случаях гармонизация технических регламентов может привести к большим ограничительным мерам, чем это необходимо для достижения целей в какой-либо конкретной стране. Т.е. перенос существующих регламентов из одной страны в другую может привести к отличающимся затратам и выгодам для принимающей эти регламенты страны.

Национальные стандарты, в силу положений Закона о техническом регулировании, могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Закон не предусматривает возможности прямых ссылок в технических регламентах на национальные стандарты и (или) своды правил. И здесь не обойтись без соответствующей оговорки, поскольку такое положение имеет некоторое расхождение с международной практикой, допускающей возможность прямых ссылок в технических регламентах на стандарты либо кодексы установившейся практики. Так, в частности, в Руководстве ИСО/МЭК 2 технический регламент определяется как регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, технические условия или кодекс установившейся практики либо путем включения в себя содержания этих документов.

Рекомендации правительствам стран ЕЭК ООН относительно политики в области стандартизации <213> предусматривают, что правительствам стран - членам ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты, региональные стандарты или предпочтительно на международные стандарты, если таковые существуют. Настоящим документом рекомендовано поощрять более широкое применение метода "ссылки на стандарты" и применение принципов 1 - 5 Руководства ИСО/МЭК 15 "Правила ИСО/МЭК, касающиеся ссылок на стандарты" как на национальном уровне, так и в международных организациях, занимающихся подготовкой стандартов.

--------------------------------

<213> Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН относительно политики в области стандартизации (ECE/STAND/17/REV.3) (приняты в г. Женева в 1996 г. рабочей группой по политике в области технического согласования и стандартизации), приложение D // Международное публичное и частное право. 1998. N 6. С. 59.

 

Практическая реализация указанного метода создает ряд значительных преимуществ, в том числе:

- способствует устранению барьеров в торговле и предотвращает их создание благодаря включению ссылки на региональные, или предпочтительно международные стандарты, или на национальные стандарты, отражающие международные или региональные стандарты;

- упрощает и ускоряет законодательную деятельность;

- содействует упрощению процесса внесения изменений в технические условия с учетом технического прогресса и снижению связанных с этим затрат;

- облегчает учет результатов деятельности международных организаций по стандартизации.

С учетом отдельных положений вышеназванного Руководства ИСО/МЭК 15 и Руководства ИСО/МЭК 2 Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации были приняты Рекомендации по применению ссылок на стандарты в документации и по указанию обозначений стандартов в маркировке - РМГ 50-2002 <214>. Настоящие Рекомендации предусмотрели свое распространение на применение и оформление в различной документации ссылок на:

--------------------------------

<214> Рекомендации по применению ссылок на стандарты в документации и по указанию значений стандартов в маркировке. РМГ 50-2002. Введены Постановлением Госстандарта РФ от 20 сентября 2002 г. N 341-ст. М.: ИПК "Издательство стандартов", 2003. С. 3.

 

- государственные стандарты;

- межгосударственные стандарты, непосредственно действующие в стране в качестве государственных стандартов;

- стандарты отраслей (отраслевые стандарты);

- стандарты общественных объединений;

- стандарты предприятий.

Постановлением Госстандарта России от 20.09.2002 N 341-ст <215> РМГ 50-2002 непосредственно введены в действие в Российской Федерации в качестве рекомендаций по стандартизации с 1 марта 2003 г.

--------------------------------

<215> Постановление Госстандарта РФ "О принятии и введении в действие рекомендаций по межгосударственной стандартизации" от 20 сентября 2002 г. N 341-ст. М.: ИПК "Издательство стандартов", 2003. С. 2.

 

Таким образом, все вышеуказанные документы так или иначе обусловливают не только возможность, но и целесообразность соответствующих ссылок на стандарты (в т.ч. и в технических регламентах), поскольку это предотвращает необходимость ежегодного многократного внесения изменений в законодательные акты и тем самым способствует сокращению временных и финансовых затрат. Стандарты уместно применять при формировании разделов технических регламентов, которые связаны с терминами и определениями, а также при классификации и идентификации продукции. Так, например, Р 50.1.044-2003 напрямую предусмотрено, что в техническом регламенте рекомендуется использовать стандартизованные термины и их определения. Для проверки соответствия проекта технического регламента стандартам на термины и определения при его разработке целесообразно проводить терминологическую экспертизу. Полагаем, что для такой процедуры как раз и подходят ссылки на соответствующие стандарты.

Однако применительно к рассматриваемой ситуации Закон предусмотрел несколько иные положения, закрепив, что в национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил (п. 9 ст. 16). Тем самым восстановлена взаимосвязь между стандартами и техническими регламентами, ликвидирована необходимость полного отображения стандартов и сводов правил в технических регламентах. Тем более что применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил отныне является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Статья 9 Закона о техническом регулировании предусматривает различные варианты принятия технических регламентов, в том числе в виде федерального закона и в виде постановления Правительства РФ. В то же время в Законе нет четкого разделения, какие регламенты следует принимать федеральными законами, а какие - постановлениями Правительства РФ, что, по мнению специалистов, может создать трудности в практике <216>. Следует отметить, что в отличие от России, где принятые технические регламенты становятся законом, в большинстве стран СНГ (Казахстане, Украине, Беларуси, Армении) технические регламенты принимаются на уровне подзаконных актов - постановлений правительств этих стран.

--------------------------------

<216> Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании" (постатейный). М.: ЗАО "Юстицинформ", 2008. С. 32.

 

Технический регламент, принимаемый в виде федерального закона, разрабатывается и принимается в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов с учетом положений Закона о техническом регулировании. Во-первых, п. 2 Закона прямо указывает, что разработчиком технического регламента может быть любое лицо, т.е. разработка обязательных требований перестает быть монополией государства.

Во-вторых, вся процедура разработки технического регламента должна быть максимально открытой. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать уведомление о разработке проекта технического регламента в своем печатном издании ("Вестник Госстандарта") и в информационной системе общего пользования (www.gost.ru). В уведомлении указываются: цель разработки технического регламента; к каким объектам он применяется; каким образом можно ознакомиться с проектом; данные разработчика; обосновывается необходимость такой разработки. Кроме того, в уведомлении должно быть указано, какие из требований разрабатываемого регламента будут отличаться от действующих на время разработки положений международных стандартов и обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации.

После опубликования уведомления проект технического регламента должен быть доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам. Обязанность предоставления копии проекта технического регламента возлагается на его разработчика. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента с момента опубликования не может быть менее двух месяцев (в Законе не указаны максимально возможный срок обсуждения проекта и основания его продления). За время обсуждения заинтересованные лица должны представить в письменной форме свои замечания по проекту, а разработчик обязан составить их перечень и доработать проект с учетом полученных письменных замечаний. Перечень полученных письменных замечаний является необходимым приложением при направлении проекта технического регламента в Государственную Думу на обсуждение. По окончании обсуждения должно быть опубликовано уведомление о его завершении в тех же источниках, где было опубликовано уведомление о разработке проекта.

Проект технического регламента может вноситься в Государственную Думу любым субъектом законодательной инициативы. Субъекты права законодательной инициативы определены ст. 104 Конституции РФ, согласно которой право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ.

Внесенный в установленном порядке проект направляется Государственной Думой в Правительство РФ для подготовки отзыва после получения заключения экспертной комиссии. Экспертные комиссии утверждаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию по отдельным группам продукции и процессов. Порядок их создания и деятельности утверждается Правительством РФ. Положение о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 <217>. По окончании экспертизы проекта технического регламента комиссия готовит заключение, которое должно содержать обоснованные выводы о соответствии технического регламента законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере технического регулирования. Правительство Российской Федерации направляет отзыв на проект федерального закона о техническом регламенте (с учетом заключения экспертной комиссии) в срок 90 дней. Принятый в первом чтении проект публикуется в ранее указанных источниках для обсуждения и направления поправок к нему.

--------------------------------

<217> Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию" (в последней ред. Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. N 774) // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3375; 2010. N 40. Ст. 5099.

 

После повторного обсуждения проект представляется в Государственную Думу, которая повторно направляет его в Правительство для окончательной экспертизы и подготовки отзыва на проект. Срок для направления Государственной Думой в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о техническом регламенте для получения отзыва Правительства РФ, основанного на повторном заключении экспертной комиссии, составляет 60 дней. Дальнейшая процедура принятия федерального закона, содержащего технический регламент, соответствует ст. ст. 105 и 107 Конституции РФ.

В настоящее время принят ряд основных технических регламентов в виде федерального закона, в частности:

- Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" <218>;

--------------------------------

<218> Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6223.

 

- Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" <219>;

--------------------------------

<219> Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4984.

 

- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" <220>;

--------------------------------

<220> Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3579.

 

- Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" <221>;

--------------------------------

<221> Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009.

 

- Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" <222>.

--------------------------------

<222> Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2801.

 

Порядок разработки и принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте установлен в п. п. 2 - 6, 8.1 ст. 9 Федерального закона "О техническом регулировании".

Следует отметить существенное упрощение процедуры принятия технических регламентов постановлениями Правительства РФ (в сравнении с федеральными законами):

- сокращен срок проведения экспертизы проекта технического регламента (до 30 дней);

- проект не подлежит многократному обсуждению, а рассматривается единожды на заседании Правительства РФ с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

В настоящее время принято несколько таких постановлений, вводящих технические регламенты, в том числе:

- Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов" <223>;

--------------------------------

<223> Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 782 "Об утверждении Технического регламента о безопасности лифтов" // СЗ РФ. 2009. N 41. Ст. 4768.

 

- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 "Об утверждении Технического регламента о безопасности машин и оборудования" <224>;

--------------------------------

<224> Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 "Об утверждении Технического регламента о безопасности машин и оборудования" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3626.

 

- Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" <225>;

--------------------------------

<225> Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" // СЗ РФ. 2009. N 38. Ст. 4475.

 

- Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 307 "Об утверждении Технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" <226>;

--------------------------------

<226> Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 307 "Об утверждении Технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" // СЗ РФ. 2009. N 16. Ст. 1936.

 

- Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении Технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" <227>;

--------------------------------

<227> Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении Технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (в последней ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2008 г. N 1076) // СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 854; 2009. N 2. Ст. 257.

 

- Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 "Об утверждении Специального технического регламента о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" <228>.

--------------------------------

<228> Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 "Об утверждении Специального технического регламента о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (в посл. ред. от 27 ноября 2006 г. N 718) // СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4395; 2006. N 50. Ст. 5341.

 

Статья 10 Закона о техническом регулировании предусматривает порядок разработки и принятия технических регламентов в особенных, исключительных случаях. Пункт 1 указанной статьи содержит описание процедуры принятия технического регламента при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а также в случаях необходимости незамедлительного принятия соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В подобной ситуации Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. Недостатком Закона является отсутствие информации о том, кто может быть разработчиком проекта в данном случае и как должна проходить экспертиза проекта. Принятый таким упрощенным способом технический регламент недолговечен и действует до дня вступления в силу технического регламента, принятого федеральным законом.

Следующим основанием особого порядка принятия технического регламента является его принятие международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае проект разрабатывается в общем порядке, но в Государственную Думу не направляется.

 

5.4. Правовые основы стандартизации

 

Правовые основы стандартизации также содержатся в Федеральном законе "О техническом регулировании".

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

На современном этапе развития экономики стандартизация является одним из важнейших элементов технического регулирования, а стоящие перед ней цели не только в нашей стране, но и в других странах перекликаются с целями технического регулирования. Несомненно, повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений, экологической безопасности являются пр

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...