Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная адаптация не за счет социального натаскивания, а за счет душевного роста

Привлекательно обычно то, что нужно в жизни. Естественно поэтому, что Синтон-программа занимается во многом вполне земными проблемами. Как стать привлекательным? Как научиться разбираться в людях? — и многие другие вопросы, которые интересуют молодежь, на занятиях ставятся. И пусть не сразу, но эти вопросы решаются.

· Это очевидная особенность Синтон-программы — работа на совершенно житейском материале, разбор конкретных ситуаций, с которыми подростки и молодежь сталкиваются ежедневно.

Но особенность нашей программы еще и в том, что за прикладными задачами (например, трудный разговор с родителями, конфликт в магазине или умение знакомиться на улице) мы учим видеть — и решать — более общие проблемы: такие, как свободное отношение к традициям и общественному мнению, уважительное отношение к самому себе, внутренняя душевная стойкость, четкость и импровизация в ведении диалога... Точно так же, на группе Сексология мы занимаемся не обучением технике секса, а стараемся помочь человеку освободить свое сознание, избавиться от догм, развить чуткость своей души и тела, научиться наслаждаться — так, как это умеет делать любой ребенок с еще не испорченной душой.

Экономическая состоятельность

Чтобы Синтон-программа, как программа душевного развития и нравственного воспитания, получила широкое распространение, она должна быть экономически состоятельна. Приятно, конечно, мечтать, что когда-нибудь мудрые государственные чиновники скажут: "Да! Вы делаете важное дело — мы найдем для этого деньги!", но реалистичнее создать программу, которая способна работать на принципах самоокупаемости. При этом должны быть соблюдены два трудных условия:

· оплата занятий должна быть невысокой, чтобы оставаться доступной для подростков и молодежи, но в то же время

· работа по этой программе должна быть экономически оправданной для ее ведущих.

Решение, подсказанное жизнью: лучше всего это получается, если людей в группе оказывается более тридцати, и группа работает по длительной программе, гарантирующей стабильность экономической ситуации для обеих сторон. Каждый участник платит немного, но в группе народу много, и тогда ведущий за пару вечеров в неделю имеет нормальную и стабильную зарплату.

Именно с возникновением некоторой экономической независимости появляется ощущение внутренней свободы и достоинства, когда можно уже не суетиться "под клиентом", а делать то, что ты, как специалист, считаешь необходимым делать.

Массовый эффект

При всей привлекательности лозунга "Воспитание — это штучная работа" он нам (и, думается, не только нам) не по карману. У нас на миллион детей и подростков нет миллиона воспитателей. Поэтому нам нужна воспитательная система, с помощью которой один воспитатель сможет эффективно работать не с одним—двумя—тремя, а двадцатью—тридцатью — и более — одновременно и без потери качества.

· Для меня оптимальное количество людей в группе — сорок человек. Тридцать — хорошо. Двадцать — ну, переживем, хотя уже чего-то не хватает. А вот пятнадцать человек — что-то в атмосфере занятия теряется почти безвозвратно...

Сценарии Синтон-программы изначально подстраивались именно под большую группу, и во многих случаях определяющей успех оказывалась "атмосфера массовости". "На миру и смерть красна" — и если что-то начинают делать ВСЕ, и этих всех — МНОГО, то и кто-то ОДИН, обычно "на такое" не решающийся, в общем порыве включается в совместное движение. Плюс молодежь, например, любит большие праздники и смену лиц, и тут, в Синтон-программе, она это вполне получает.

В любом случае, Синтон-программа имеет существенно большие возможности охвата. И это тоже важный ее плюс.

Транслируемость методик

Хорошо жить в цивилизованных странах! Ты захотел стать психологом, вести тренинговые группы — пожалуйста! К твоим услугам институты и учебные центры, там отлаженный обучающий процесс, балинтовские группы, одностороннее зеркало, учебные видеофильмы и другая роскошь: только садись в свой "мерседес", приезжай и учись!

У нас, как известно, своя специфика, и молодой учитель, загоревшийся благородной идеей помощи людям, пишет шариковой ручкой письмо в Москву: "Мы хотим работать, просьба выслать брошюру с описанием тренингов. Приехать на учебный семинар возможности нет, зарплату не платят с начала года..."

· Россия, однако...

Поэтому ты можешь разработать самые замечательные методики, но если ты не найдешь способ, как ими смогут овладевать твои коллеги-россияне, ты останешься талантливым одиночкой. Так нередко и происходит, и многие прекрасные воспитательные методики в конце концов умирали просто потому, что держались на личном искусстве их авторов и не могли без профанации, без потери качества быть переданы последователям. Для Синтон-программы также предпочтительны сильные, творчески и личностно работающие ведущие, но ее основа — сценарии: подробное описание "что, когда и как делать".

· Как говорит Михаил Жванецкий: "Не волнуйтесь, к встрече мы подготовились. Здесь записаны наши вопросы, а здесь — ваши ответы. Улыбочку!"

Когда твое будущее занятие, вплоть до возможных реплик аудитории и твоих правильных ответов, записано и лежит перед тобой с подписью "Проверено: работает!", душевное состояние ведущего неуловимо меняется. Если и страшно, то уже не так. Тогда уже можно начинать пробовать, начинать учиться, потому что при наличии крепкого сценария приличные, добротные занятия может провести почти любой не боящийся людей и большой аудитории человек.

· Психолог, школьный или свободный, социальный педагог, организатор внеклассной работы и вообще любой творческий человек, кому все это по душе и который готов этому делу учиться.

Причем, как знает любой практик, хороший сценарий вовсе не мешает личному мастерству и импровизации. Особенно хорошо творить и импровизировать тогда, когда спокойно знаешь, что можешь этого и не делать.

Основные идеи, на которых строится воспитательный и образовательный процесс Синтон-программы,
или
НАША ТЕХНОЛОГИЯ

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...