Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДРУГИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

 

Адлер. Согласно Адлеру (5), интерпретацию эдипова комплекса следует строить на избалованности ребенка. В нормальных условиях после периода раннего детства ребенок проявляет почти равный интерес к отцу и матери. Внешние обстоятельства, однако, могут направить его интерес к одному из родителей. Например, длительная болезнь, требующая постоянной заботы матери, может создать дистанцию между ребенком и отцом. Для Адлера эдипов комплекс — "ничего более, чем одно из многих проявлений в жизни избалованного ребенка".

Сексуальный элемент вступает в картину следующим образом: избалованный ребенок преждевременно созревает в сексуальном отношении, так как его желания всегда удовлетворяются. Ему сверх меры попустительствуют в сексуальных фантазиях и мастурбации и тем самым стимулируют развитие сексуальности. Другой фактор заключается в повышении сексуальной возбудимости балующей матерью посредством чрезмерных поцелуев и нежностей. Поскольку мать первоисточник межличностных взаимоотношений, сексуальные фантазии направляются в ее сторону. Несмотря на это, сексуальное наслаждение лишь сопутствует стремлению к власти над матерью. Ребенок открывает, что способен доминировать над ней. Следовательно, эдипов комплекс - "не краеугольный камень, а просто порочный неестественный результат материнского попустительства".

Юнг. Эдипов комплекс, по Юнгу (47), реальное психическое образование. Он разъясняет, что на ранней стадии недифференцированной сексуальности и мальчик и девочка хотят мать, которая воспринимается как источник наслаждения, защиты и пищи. Имеет место также желание избавиться от отца. Эротический элемент постоянно нарастает, однако у девочек начинает развиваться типичная привязанность к отцу с соответствующей ревностью к матери, так называемый "комплекс Электры". Эротизм достигает новой стадии после пубертатного возраста, когда эмансипация от родителей более или менее достигнута. Юнг видит в декларируемом Фрейдом инцестном желании только символическое выражение стремления вернуться к источнику жизни, к матери на покой или в материнское лоно для возрождения.

Ранк. Этот аналитик (58) оспаривает концепцию Юнга относительно эдипова комплекса как фантазии о возрождении. Он основывает бессознательные сексуальные желания на теории о родовой травме. Согласно Ранку, материнское тело, что мы обсуждали прежде (гл. 1), от рождения является источником страха. Маленький ребенок теперь бессознательно чувствует возможность трансформировать изначальный источник боли, материнские гениталии, в источник наслаждения. Такие попытки, однако, обречены на неудачу из-за сильной тревоги, связанной с родовой травмой.

В дополнение к данной интерпретации Ранк подчеркивает особенности семейной ситуации. Он чувствует, что представление об "Эдипе" следует распространить на отношение ребенка к обоим родителям: ребенок одновременно хочет как соединить, так и разъединить родителей. Любая семейная ситуация включает разнообразные потребности со стороны родителей и ребенка. Родители могут пытаться решать свои семейные проблемы, втягивая ребенка в конфликт, и он способен использовать их чувство вины в собственных целях. В процессе выполнения членами семьи ролей возникают различные осложнения. Биологические побуждения привлекают родителей к ребенку противоположного пола, психологические потребности, наоборот, направлены на ребенка одинакового пола. Отец, например, больше любит сына, так как видит в нем прямого продолжателя и наследника. Индивидуальность ребенка подвергается угрозе вследствие того,

-133-

что он претендует на большее, чем простое продолжение отцовского эго, поэтому ребенок ищет убежища у матери и в результате развивается фиксация. В силу подобных причин дочь склоняется к отцу. Ранк заявляет: "Родители борются открыто или подспудно за душу ребенка в биологическом (противоположный пол) или эгоистическом смысле (одинаковый пол); ребенок соответственно использует родителей и настраивает их друг против друга, чтобы спасти свою индивидуальность".

Хорни. Согласно Хорни (41), эдиповы привязанности возникают в результате семейных отношений, а не в силу биологических причин. Существуют два главных ряда условий: 1) сексуальная стимуляция со стороны родителей; 2) тревога вследствие конфликта между потребностью ребенка в зависимости и его жестокостью в отношении к родителям. Сексуальная стимуляция может состоять в выраженных сексуальных поползновениях, сексуально окрашенной нежности и эмоционально "слишком теплой" домашней атмосфере. Целью ребенка является любовь, и его привязанность отдается родителю, вызывающему любовь или сексуальные желания. В русле второго рода условий ребенок держится за одного из родителей, вселяющего большую уверенность. Его целью в этом случае является скорее безопасность, чем любовь. Он привязывается к более сильному и внушающему страх родителю. Сексуальная окраска здесь тоже возможна, но не играет существенной роли. Хорни говорит, что невротические привязанности относятся главным образом к второму типу.

Оба случая представляют "реакцию на провокацию извне". Ранние взаимоотношения ребенка очень важны. Хорни сомневается, однако, что сексуальная склонность к родителям достаточно сильна, чтобы соответствовать описанному Фрейдом эдипову комплексу. Отсутствие биологической обусловленности феномена, по ее мнению, можно утверждать с уверенностью.

Фромм. Наблюдения Фрейда за проявлениями эдипова комплекса, по мнению Фромма (31), правильные, но ошибочна их интерпретация. Фромм согласен с наличием сексуальных побуждений у детей, формированием продолжительной зависимости, однако считает, что конфликт между отцом и сыном характерен для патриархальных обществ. В свете современных данных этот конфликт неправильно интерпретировать как сексуальное соперничество: 1) эдипов комплекс не является универсальным; 2) соперничество не встречается в обществах, в которых не существует сильного патриархального авторитета; 3) привязанность к матери в основном не сексуальна. Инфантильной сексуальности не обязательно направляться на мать, так как ее удовлетворение происходит аутоэротическим путем и в контактах с другими детьми. Более того, причины фиксации на матери — в доминирующем отношении к ребенку, выставляющем его беспомощным и нуждающимся в слишком сильной опеке и любви (см. прим. 9).

Конфликт между отцом и сыном представляет продукт авторитарного патриархального общества, в котором сын воспринимается в качестве отцовской собственности и с ним обращаются как с вещью, подобной движимому имуществу или живой твари. В конфликте мало общего с сексуальным соперничеством. Отношение отца к сыну, порождающее конфликт, противоречит желанию человека быть независимым и свободным. Чем сильнее давление со стороны отца, чтобы сделать сына орудием собственных целей, тем острее будет конфликт.

Салливан. Эдипов комплекс, по Салливану, объясняется фамилиарностью и отчужденностью в отношениях между родителями и ребенком. Считается, что чувство фамилиарности, которое родитель испытывает к ребенку одинакового пола, приводит к авторитарному отношению и порождает у ребенка жестокость и негодование. С другой стороны, отличие пола приводит к чувству отчужденности. Родитель обращается с ребенком противоположного пола

-135-

с большей предусмотрительностью, в "лайковых перчатках". Свобода от давления родителя противоположного пола часто порождает чувство привязанности и любви к нему.

Томпсон. Эдипов комплекс Томпсон тоже объясняет особенностями межличностных отношений в семье. Под этим понимается многим большее, чем эротические реакции. Ребенок настраивает родителей друг против друга по принципу - "разделяй и властвуй". Одновременно он чувствует жестокость к ним, когда родители препятствуют развитию его интересов. Вступление на сцену сексуальных элементов, по мнению Томпсон, выражается в определенном отреагировании на ребенке сексуальных потребностей родителей. Сделать это легко, поскольку ребенок открывает, что при физическом контакте с родителями обычно имеет место генитальное наслаждение.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО

 

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Развитие супер-эго. Согласно Фрейду (26), супер-эго является наследником эдипова комплекса. Мальчик испытывает сексуальные желания по отношению к матери и чувство жестокости по отношению к отцу из-за страха кастрации. По словам Фрейда, комплекс "разбивается вдребезги шокирующей угрозой кастрации". Девочка отказывается от своего эдипова комплекса более постепенно и менее полно в результате страха утраты материнской любви, который не так динамичен и силен, как страх кастрации. С разрешением эдипова комплекса "выбор объекта" регрессивно замещается идентификациями. Выбор объекта был связан со стремлением сексуального обладания индивидом (например, мальчика привлекала мать), тогда как "идентификация" подразумевает желание стать похожим на кого-то (например, мальчик перенимает отцовские характеристики (см. прим. 10).

Считается, что крушение эдипова комплекса вызывает регрессию от более дифференцированных типов отношений к объекту на низшую ступень к интроекции и оральности. Сексуальные желания объекта замещаются несексуальными изменениями внутри эго. Вследствие ощущения дистанции между родителями и детьми интроецированные родители не сливаются с остальным эго. Вместо этого происходит комбинирование с предшествующими интро-екциями родителей или предтечами супер-эго, чтобы сформировать "преципитат" внутри эго. Последующие идентификации отличаются от предшествующих в следующем: ребенок в целях избегания конфликтов, вращающихся вокруг любви, ненависти, вины, тревоги, идентифицируется не с реальными, а с идеализируемыми родителями. Он производит "очистку" их поведения в своей психике, якобы они постоянно верны проповедуемым принципам и стремятся к соблюдению морали. По Фрейду, у ребенка осуществляется идентификация с супер-эго родителей. Идеализация, имевшая место ранее, приписывала родителям магические силы, теперь впервые идеализация касается морали поведения.

Фенихель полагает, что с формированием супер-эго связано много нерешенных проблем. Если бы супер-эго являлось простой идентификацией с фрустрирующим объектом эдипова комплекса, то у мальчика, по мнению Фенихеля, должно было бы развиться "материнское" супер-эго, а у девочки -"отцовское". Этого не происходит, хотя у каждого имеются черты супер-эго обоих родителей. Фенихель говорит о распространении в нашей культуре доминирования отцовского супер-эго у обоих полов (см. прим. 11).

Выраженная идентификация осуществляется с родителем, кто воспринимается как основной источник фрустрации. И у мальчиков и у девочек это обычно отец.

Функции эго и супер-эго. Функции эго, как мы уже видели, сосредоточиваются на

-137-

отношении к реальности. Цель это сводится к достижению некоторого компромисса между давлениями ид, супер-эго и внешнего мира. Эго контролирует двигательный и перцептивный аппараты, ориентирует в текущей реальности и прогнозирует будущее, в его функцию входит посредничество между требованиями реальности и потребностями психических структур.

Функции супер-эго концентрируются вокруг моральных устоев. Считается, что самокритика и формирование идеалов представляют существенные проявления супер-эго. В нем заключены усвоенные стандарты общества, куда входят родительские установки в интерпретации ребенка и идеалы, которые формируются у самого человека. В большой степени супер-эго является бессознательным, так как формируется в очень раннем возрасте без осознания. Фактом значительной неосознанности и недоступностью соизмерения с реальностью отчасти объясняются иррациональная суровость сознания. В известном смысле, по мнению Фрейда, посредством супер-эго происходит влияние культуры на поведение.

С основанием супер-эго изменяются различные психические функции. Тревога отчасти трансформируется в чувство вины. Вместо ожидания опасностей извне, таких, как утрата любви, страх кастрации, появляется внутренний представитель этих опасностей. "Утрата покровительства супер-эго" воспринимается как крайне болезненное снижение самоуважения. Привилегия в отказе или удовлетворении нарциссических потребностей ребенка, способствующих поддержанию равновесия, теперь переходит к супер-эго.

Супер-эго является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и как гарант защиты и любви. Хорошее или плохое отношение супер-эго так же важно, как в прошлом отношение родителей. Переход от контроля родителей к супер-эго представляет предпосылку для установления независимости. Самоуважение более не регулируется одобрением или порицанием со стороны внешних объектов, а в основном ощущением правильности или неправильности сделанного. Согласие с требованиями супер-эго доставляет чувства наслаждения и безопасности того же рода, что в прошлом ребенок получал от внешних источников любви. Отказ от послушания вызывает чувства вины и угрызения совести, которые подобны ощущениям ребенка при утрате любви.

Отношения супер-эго к эго и ид. Взаимосвязь супер-эго и эго основана на отношении их обоих к внешнему миру. Супер-эго является вариантом эго с более узкой сферой функционирования. Вследствие относительно поздней инкорпорации в супер-эго внешнего мира супер-эго сохраняет приближенность к нему. Чтобы поддержать это заявление, Фенихель говорит, что многие люди руководствуются в поведении и самоуважении не только тем, что сами считают правильным, но также предположением, что могут подумать другие. Супер-эго и объекты, предъявляющие требования, не всегда четко различаются. Функция супер-эго поэтому легко ретроецируется, т.е. перемещается на вновь появляющиеся авторитеты. Другое подтверждение факта о более высоком уровне структуры супер-эго по сравнению с эго состоит в роли, которую играют слуховые стимулы. Для эго слуховые стимулы или слова приобретают важность вслед за кинестетическим и зрительным опытом архаического эго. С другой стороны, для супер-эго слова важны с самого начала его формирования, так как отношения родителей инкорпорируются главным образом посредством слуха.

Супер-эго связано с ид своим происхождением. Наиболее существенные объекты ид - это объекты эдипова комплекса, продолжающие жить в супер-эго. Указанный генезис, как считается, объясняет инстинктивное подобие и иррациональный характер многих устремлений супер-эго, которые при нормальном развитии должны быть преодолены с

-139-

помощью разумных оценок эго. По словам Фрейда, "супер-эго глубоко погружено в ид".

 

КОНЦЕПЦИЯ РАНКА О СУПЕР-ЭГО

 

Ранк (40) считает основой супер-эго отношения между матерью и ребенком, а происхождение его функции усматривает в заторможенном садизме. Существуют три различных супер-эго или три различные стадии в развитии супер-эго: 1) биологическое супер-эго появляется в жизни очень рано и связано с отнятием от материнской груди, что пробуждает орально-садистическое либидо; это либидо частично расходуется в реакции гнева против матери, из остальной части формируются внутренние запреты; 2) моральное супер-эго возникает на анальной стадии в результате обучения правилам туалета, что составляет содержание садомазохистского механизма; 3) социальное супер-эго возникает в эдипов период в процессе идентификации и интроекции родительских запретов.

По Ранку, реальным ядром супер-эго является "строгая мать" - не реальная мать, а как в садистском аспекте ее понимает ребенок. Ранк проводит различие между "примитивным" и "правильно функционирующим" супер-эго. Первое проявляет потребность в наказании, постоянно пытаясь разгрузить себя и восстановить наказание извне.

Ранк также дифференцирует супер-эго у мужчин и женщин. Девочка в эдипов период сохраняет первичное биологическое супер-эго, в то же время мальчик надстраивает первичное материнское супер-эго отцовским социальным супер-эго. Таким образом, женское супер-эго состоит из запретов в гораздо большей степени, чем чувства вины, тогда как в мужском доминирует тревога (см. прим. 12).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...