Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






НЕОФРЕЙДИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ: САЛЛИВАН

 

В предъюношескую эру, по Салливану, формируется способность к любви. Любовь существует только тогда, когда удовлетворение и безопасность любимого так же важны, как собственные. В это время мальчики чувствуют себя более непринужденно друг с другом, чем с девочками. Способность любить сначала проявляется по отношению к близкому приятелю. Когда это случается, сильно возрастает установление согласованности в употреблении символов. Происходит обучение видеть себя глазами других. Так осуществляется консенсуальная вали-дизация собственной личной ценности. Словами Салливана (64, с. 20-21):

"В это время подлежит познанию реальный социальный мир. Как только некто открывает, что вся огромная искусственная и чем-то обоснованная структура психики, мышления, личности доступна для некоторого контроля и контрконтроля, человек начинает чувствовать себя человеком в ином, чем прежде, смысле. Более полное становление человека выражается в появлении способности к оценке общности людей независимо от их чувственного присутствия или опосредованного географическими знаниями и ò.ï. Другими словами, чувство человечности является одной из сторон личностной экспансии в юности. Обучение на этой стадии начинает приобретать его подлинный аспект — обеспечения безопасности человека в удовлетворении потребностей и поддержания безопасности в межличностных отношениях на протяжении всей остальной жизни".

Возраст, предшествующий юности, для большинства людей в нашей культуре представляет наиболее безмятежный период жизни (см. прим. 12). Жизненные проблемы уменьшаются до "маленьких карикатур того, чем они могут оказаться". Трудности юности концентрируются вокруг созревания "механизмов генитального вожделения". Происходит собственно окончательное сексуальное развитие, но конфликты относительно сексуальности являются функцией двух культурных факторов: 1) порицания добрачных сексуальных связей и 2) неодобрения ранних браков. Поэтому пропасть между пробуждением юношеского вожделения и соответствующими браку обстоятельствами постепенно расширяется.

При столкновении сексуальных побуждений с системой самости вожделение не может быть легко диссоциировано. У большинства людей оно вообще не может быть диссоциировано; у некоторых это возможно, но только за счет риска для полноценной жизни. Обычно сексуальные чувства возникают снова и снова, создавая угрозу безопасности и продуцируя беспокойство. Методом, который может работать или не работать, является сублимация или, по терминологии Салливана, "сублимативное переформулирование межличностных отношений". Он описывает сублимацию следующим образом (64, с. 62): "Мотив, вовлеченный в болезненный конфликт, комбинируется с социальным (культурно обусловленным) стилем жизни, который искажает наиболее провоцирующие аспекты конфликта и, как правило, оставляет некоторую представленность в конфликте противоборствующего мотива". Иллюстрацией служит молодая женщина с фантазиями, касающимися проституции, посвящающая свое время филантропической работе с падшими женщинами в районах трущоб. Маллахи заявляет, что Салливан использует понятие "сублимация" гораздо шире, чем ортодоксы, так как сублимация может быть отнесена к любой тенденции системы или влечения (см. прим. 13).

Если в юности затруднения успешно преодолеваются, у человека проявляется в любой ситуации адекватное самоуважение. Наряду с самоуважением

-193-

имеют место уважение к другим и свобода личной инициативы, которые позволяют приспосабливать личностные характеристики к социальным порядкам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анна Фрейд описывает препубертатный возраст как фазу, в которую бессознательные побуждения снова осуществляют прорыв, сопровождаемый агрессией, прегенитальными симптомами, эдиповыми фантазиями. Дойч, с другой стороны, говорит, что для девочек этот период является наиболее свободным от инфантильной сексуальности и агрессии. С наступлением пубертатного возраста, согласно ортодоксальной теории, либидо особо концентрируется на генитальных чувствах, целях и мыслях, одновременно явно улучшается поведение. Гетеросексуальный выход, однако, не одобряется обществом, поэтому распространены конфликты вокруг мастурбации. Считается, что юная девушка осознает влагалище в качестве источника удовольствия, тогда как прежде она проявляла интерес исключительно к пенису и хотела быть мальчиком. В это время происходит столкновение с необходимостью принятия женской функции и пассивной роли. Нарциссизм в течение юности сильно проявляется у обоих полов.

Характерен конфликт между эго и ид. Возможны два крайних результата: если одерживает победу ид, происходит "необузданное удовлетворение инстинктов", если выигрывает эго, побуждения заключаются в узкие пределы, постоянно расходуется энергия контр-катексиса, действуют защитные механизмы, возникают симптомы. Эго в этот период отчуждается от супер-эго, что еще больше наращивает опасность от инстинктов и склоняет индивида к асоциальности.

В области отношений с другими людьми юноша должен бороться с эдиповыми фантазиями, снова пробуждающимися в препубертатный период. Связи с родителями он заменяет новыми привязанностями. Новые любовные отношения, будь то с человеком его возраста или представляющим замену родителям, являются страстными и исключительными, но скоротечными. Другие люди выбираются в качестве объектов и покидаются без размышлений об их чувствах. Мимолетные любовные фиксации такого рода, по мнению Анны Фрейд, высоко нарциссичны и в действительности представляют примитивные формы идентификации. В соответствии с этой волной имеет место нормальная временная фаза гомосексуальных отношений. В случае девочек, согласно Дойч, происходит смена объекта от гомосексуального в препубертатном периоде к бисексуальному в раннем пубертатном возрасте и гетеросексуальному в поздней юности. Значимыми элементами женской сути считаются нарциссизм, пассивность и мазохизм.

В препубертатный период эго без разбора призывает все защитные механизмы, имеющиеся в его распоряжении. В течение юности наиболее часто используются два механизма: аскетизм, отвергающий все инстинктивные желания, и интеллектуализация, связывающая инстинктивные процессы с идейным содержанием. Юношеское творчество, такое, как дневники, тоже интерпретируется в качестве формы защиты.

В позиции Ранка по поводу юности подчеркивается продолжающаяся борьба за независимость и значимость самости. Индивид страшится сексуальных побуждений и оказывает сопротивление, так как они могут завладеть им и заставить отказаться от способности действовать как целостная самость. Салливан описывает препубертатный возраст в качестве наиболее безмятежной фазы человеческой жизни, когда созревает способность к любви. Затруднения в юности случаются в отношении "механизма генитального вожделения". Сексуальность переполняется конфликтами, потому что досупружеский сексуальный опыт не одобряется и ранние браки не рекомендуются. Если юность благодаря сублимации проходит успешно, то в последующем,

-195-

по Салливану, человек проявляет адекватное самоуважение почти в любой ситуации.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1.Еще раз о сложностях проблемы инстинктивной энергии. Упоминание Анны Фрейд о нарастании инстинктивной энергии в препубер-татном возрасте, как представляется, расходится с ортодоксальной концепцией замкнутой системы с фиксированным количеством энергии. Возможно, она имеет в виду количество мобилизуемой в это время энергии. В любом случае концепция психической энергии со всей сопутствующей путаницей и ограничениями не является панацеей от недостатков личностной теории.

2. Проблема индивидуальных и классовых различий. Трудность, присущая многим психоаналитическим определениям, состоит в неизвестности, в какой мере они приложимы к целой популяции. Лучшим примером в этой главе является описание Анной Фрейд непослушания и грубости в предъюношеском возрасте. Вопрос, сколько подростков соответствует такой картине, не рассматривается, поэтому у читателя остается впечатление типичности характеристик. Несомненно, существуют широкие индивидуальные различия. Социологами очерчена решающая роль в данный связи принадлежности к определенному социальному классу. Эллисон Дэвис, например, описывает юношескую агрессию как одобряемую, социально награждаемую форму поведения в низших классах. Пока не будут получены соответствующие нормативные данные, следует воздержаться от суждений о частоте различных поведенческих проявлений.

3. Начало физических сдвигов в юности. Кинзи и др. утверждают, что начало физических сдвигов у мальчиков в юности происходит более или менее резко между одиннадцатью и четырнадцатью годами. У девочек развитие считается более постепенным, растягиваясь на длительный период, и достигает своего пика многими годами позднее созревания мальчиков. Г.Столз и Л.Столз выделяют три фазы в юношеском становлении: препубертатную, пубертатную и постпубер-татную. Первая фаза имеет место до тринадцатилетнего возраста у мальчиков и до одиннадцатилетнего возраста у девочек. Ее продолжительность у мальчиков приблизительно пятнадцать месяцев, у девочек несколько короче. Пубертатная фаза, которая выражается в наиболее заметном быстром росте, протекает между тринадцатью и пятнадцатью годами у юношей и между одиннадцатью и четырнадцатью годами у девушек. Третья фаза у девушек продолжается полтора года и несколько короче у юношей. Узаконенным определением половой зрелости, согласно словарю Уэбстера, считается четырнадцатилетний возраст для юношей и двенадцатилетний возраст для девушек.

4. Сексуальная активность. Обзоры сексуальных привычек юношей подтверждают широкое распространение мастурбации и гомосексуальных наклонностей. Кинзи и др. сообщают о мастурбации до пятнадцатилетнего возраста у 82% мальчиков. Мальчики в 60% случаев вспоминают о некоторых проявлениях гомосексуальной активности и в 40% случаев о гетеросексуальной активности в предшествующем юности периоде. Средний возраст начала первой активности — 9,2 года; второй - 8,8 года. Частота гомосексуальных игр, согласно сообщению, от двенадцати до пятнадцати лет варьирует в пределах от 20 до 29%; частота гетеросексуальных игр составляет соответственно от 16 до 23%. Обзор научной литературы за 1937 г., сделанный Уиллоби, показал большую характерность мастурбации для юношей, чем для девушек. Относительно гомосексуальности автор обзора делает вывод, что у многих имелась к этому склонность, но главным образом в результате ограниченных гетеросексуальных отношений. На основании изучения нормальных и страдающих психозом женщин Ландиз и его соавторы указывают на частоту мастурбации и эмоциональных привязанностей к другим женщинам в юности.

Форма выражения сексуальности, конечно, культурно обусловлена. Малиновский и Мид описывают примитивные культуры, в которых юноши сексуально намного более свободны, чем в нашей. Мид подчеркивает непоследовательность американских обычаев по отношению к гетеросексуальной активности. Активность начинается с препубертатного периода и следует правилам игры, особенно в средних классах общества, соответствуя скорее социальным, чем сексуальным мотивам. Позднее,

-197-

когда сексуальные влечения доминируют, их выражение в юности допускается в искаженной форме, что создает потенциальное препятствие приспособлению в браке. Кэттелл противопоставляет западную культуру, которая не дает ориентиров в новой роли и вызывает замешательство у юноши, примитивным культурам аранта, адаманцев, квуома с утешительными, ясными ожиданиями и ритуалами посвящения.

5. Юношеские фантазии. Саймондз предъявлял 42 картины наподобие картин теста "Тематической апперцепции" 20 нормальным юношам и 20 девушкам. Давалось задание по каждой картине составить рассказ, при этом говорилось, что тест проверяет способность к творческому воображению. В 1680 рассказах среди других сюжетов часто встречалась тема "эдипова желания и конфликта". Кроме того, почти каждый составил, по крайней мере, три рассказа, вращающиеся вокруг агрессии и любви. Типичные темы относились к .депрессии, тревоге, амбиции, вине, независимости, повреждению, популярности, наружности, доминированию. Хотя само исследование не может считаться определенным в силу небольшой группы испытуемых и отсутствия сопоставления результатов с другими возрастными группами, проделанная работа предлагает плодотворный метод в дальнейшем изучении фантазии.

6. Первая менструация. Мид подчеркивает значение в примитивных культурах первой менструации (менархе) как отчетливой границы между детством и женской зрелостью. Она описывает разнообразие обычаев вокруг этого события. Пуританские женщины этнической группы ману обставляют первую менструацию юной девушки в важной праздничной форме, но все последующие менструации держатся в большом секрете. Среди арапахо первая менструация девушки, через несколько лет после помолвки, тоже повод для праздника. Приходят ее братья и строят специальную хижину на окраине поселения, чтобы держать жителей в безопасности от сверхъестественных сил, привязывающихся к женщине во время менструации. С другой стороны, иатмулы, щамбулы, мандугаморы и самоанцы акцентируют мало внимания или не придают социального значения менструации.

Независимо от антропологических источников Стоун и Баркер провели статистически достоверное сравнение интересов и отношений девушек в предшествующий и последующий за началом менструаций периоды. Половозрелая группа независимо от возраста отличалась более выраженными гетеросексуальными интересами и активностью, чаще предавалась мечтаниям, избегала физических усилий, проявляла больший интерес к своей наружности. Подобное исследование на юношах провел Золленбергер. Он отбирал более или менее зрелых юношей на основании содержания мужских половых гормонов в моче. Половозрелая группа оказалась активнее в гетеросексуальном отношении, проявляла более выраженные интересы к силовому соперничеству в спорте и своей наружности.

7. Факторы, определяющие исход юношеской борьбы. Анна Фрейд пропускает четвертый фактор, влияющий на юношеское развитие, помимо силы побуждений, толерантности эго и эффективности защитных механизмов. Речь идет о степени и типе стресса, обусловленного окружением. Если предположить, что перечисленные факторы равноценны, реагирование будет различаться при недоброжелательном социальном климате и благоприятном окружении.

8. Объяснения асоциального поведения. Путь рассмотрения асоциального поведения, отличный от представления о расщеплении эго и супер-эго, заключается в обращении к маргинальной социальной позиции юноши. Он больше не ребенок, но еще не мужчина. Юноша поставлен обществом в очень напряженную ситуацию. Возможной реакцией на эту аномальную роль является уединение.

9. Юношеское бунтарство против родителей. Доллард и др. интерпретируют общеизвестное юношеское бунтарство, направленное против родителей и вообще авторитетных фигур, как реакцию на фрустрацию. Причина фрустрации заключается в ситуации, описанной в прим. 8. Однако, согласно этой группе авторов, агрессивные реакции наиболее типичны для ранней юности, так как замещающие удовлетворения вырабатываются постепенно посредством проб и ошибок. Трайон приводит наблюдение, что пик сопротивления взрослым приходится на средний юношеский возраст,

-199-

когда происходит наиболее быстрый рост. Таким образом, если обобщить наши знания о юношеских отношениях по этому отдельному разделу, то обращает внимание недостаток фактов, не говоря уже о понимании подлежащих причин.

По данной проблеме было проведено несколько отдельных исследований, но даже поверхностно их трудно охватить. Данные Кайти, полученные с помощью опросника, свидетельствуют о чувстве понимания родителями у детей от одиннадцати до четырнадцати лет, тогда как после пятнадцатилетнего возраста возникает сильное чувство непонимания родителями. Стотт, усредняя оценки по нескольким личностным тестам, отметил худшую приспособляемость у юношей, сильно критикующих своих родителей. Кэттелл сообщил об исследовании Уотсона, подтверждающем предположение о наличии связи между нарушением приспособления и бунтарством. Индивиды с радикальным настроением против авторитетов чаще и суровее остальных наказывались своими родителями.

10. Гомосексуальное поведение. В прим. 4 суммированы существующие данные о гомосексуальности в период юности.

11. Интересы и отношения. Этой области исследователи уделяют значительное внимание, за исключением подчеркиваемой Анной Фрейд проблемы абстрактности-конкретности мышления. Сведения о предшествующем юности периоде мы можем почерпнуть из зарубежного исследования (Циллиг), подытоженного в обзоре Кэттелла. Исследование строилось на записывании спонтанных разговоров большого количества мальчиков и девочек в возрасте от девяти до двенадцати лет. У группы проявлялся хвастливый, нереалистический стиль, принятие желаемого за действительное, недостаток скромности и этики. Мальчики разговаривали, главным образом, о физической силе, дерзновенных открытиях, тогда как девочки вели разговоры о наружности, имуществе, социальной известности. Интересно отметить конгруэнтность данного исследования наблюдениям Анны Фрейд за поведением детей предъюношеского возраста в Австрии. И здесь снова ощущается необходимость более экстенсивных кросс-культурных проверок.

Трайон, Целиге, Джонс, Джеймс и Мур и др. рисуют картину ранней юности, показывая страсть к развлекательным заведениям, наподобие секс-клубов, стремление собираться в компании, склонные к правонарушениям. Эти клики, несколько раньше формирующиеся у девочек, во взаимоотношениях акцентируют внутригрупповые секреты, используют сленг, ценят верность и в общем подавляют индивидуальность. Двенадцатилетние мальчики ведут себя в активной, агрессивной, конкурентной, шумной манере. Девочки обычно проявляют аккуратность, послушание, чопорность, хотя некоторым доставляет удовольствие демонстрация мальчишеской манеры поведения. Интересы мальчиков сосредоточиваются на политике, социальных вопросах, личном развитии, приобретении имущества и получении удовольствий. Девочек волнует семейное благополучие. В суждении о функционировании супер-эго Бак отмечает, что двенадцатилетние и тринадцатилетние в сравнении с двадцатилетними признают почти на 50% больше поступков ошибочными в моральном отношении.

Трайон придерживается мнения о средних годах юности как времени стремления к социальному конформизму. Пятнадцатилетние парни становятся менее шумными, они проявляют большую социальную уравновешенность. Раньше созревающие девушки в этом возрасте акцентируются на искушенности в житейских делах, утонченности манер, для некоторых из них важнее человеческие качества, способность к дружеским отношениям. Особую привлекательность приобретают вечеринки. Тейлор на основании исследования с помощью опросника на "Устойчивость профессиональных интересов" отмечает большую стабильность интересов в последние годы середины юности, чем в первые годы. Трайон говорит, что ближе к возрасту семнадцати-восемнадцати лет юноши придают значение социальной зрелости, занятиям спортом, лидерству, тогда как девушки поглощены женскими идеалами и сосредоточены на социальных гарантиях. Джеймс и Мур, анализируя записи в дневниках, указывают на увеличение в этом возрасте гетеросексуальных и социальных интересов. Саймондз характеризует старших юношей как прежде всего заинтересованных в социальном успехе, девушки представляются более пассивными, восприимчивыми, проявляющими интерес к людям.

12. Противоречие взглядов на предшествующий юности период. Описание Салливаном этого периода как почти безмятежного этапа

-201-

человеческой жизни находится в остром противоречии с мнением Анны Фрейд. Она, как мы видели, подчеркивает неуправляемость, грубость, эксбиционизм, прорыв преге-нитальных побуждений. Дойч обрисовывает девушку на пороге юности как наиболее свободную от инфантильной сексуальности и агрессии, -что соответствует взглядам Салливана. В то же время Шпигель по-иному интерпретирует данные Дойч, следуя за Анной Фрейд. Это различие взглядов указывает на необходимость статистически надежных наблюдений за поведением.

13. Новая формулировка межличностных отношений в свете сублимации. Чтобы считать заслугой попытку Салливана по-другому определить сублимацию, понятно, требуются большие доказательства, чем предоставляет Маллахи. Одно только высокое мужество часто не является добродетелью.

 

ГЛАВА 8

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ

 

Опыт первых двух десятилетий жизни способствует постепенному появлению у человека характерных способов мышления, чувствования и поведения. Каждый взрослый мужчина или женщина приобретают особое сочетание черт характера, уникальный стиль жизни. В психоаналитических теориях личности, однако, в отличие от теорий психопатологии имеется склонность к рассмотрению распространенных структур. Поэтому различные теоретические взгляды, представленные в этой главе, касаются главным образом типов характерологической структуры.

 

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ХАРАКТЕРА

 

Фенихель описывает характер как "привычный способ приспособления эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом" (см. прим. 1). В основе происхождения наиболее молодой ветви психоанализа, так называемой "эго-психологии", имеется два фактора: первый - возрастающее в психотерапии понимание необходимости анализа сопротивления больного и защитных механизмов эго; второй - увеличение выраженности защиты в клинической картине неврозов. Историческое развитие, замечает Фенихель, легко понять, так как психоанализ начинает с изучения бессознательных феноменов, чуждых эго, и только постепенно начинает учитывать характер или привычный способ поведения.

-203-

Характер более масштабное образование, чем защитные механизмы. Он включает позитивные организующие функции эго. Защитные механизмы эго охраняют организм от внешних и внутренних стимулов посредством блокирования реакций. Эго одновременно служит фильтром и организует стимулы и побуждения: некоторым позволяется прямое выражение, другим - непрямое. Гартман (37) включает в функции эго оценку реальности, контроль за процессами движения, восприятия, мышления, торможение аффектов и отсрочку в их выражении, предупреждение об опасности, синтез и организацию психических процессов.

Инстинктивные потребности, согласно Фенихе-лю, всегда вплетены в структуру характера. Установки эго составляют организация, направление и фильтрация побуждений с целью их соответствия внешнему миру. Подобным образом супер-эго играет существенную роль в формировании характера, так как индивид строит привычные шаблоны поведения, основываясь на представлении о "хорошем" и "плохом". В последней связи принятие и модификация идеалов в позднем возрасте тоже важны. Решающее влияние на формирование характера оказывает внешний мир. Принято считать, что характер социально детерминирован. Фенихель пишет (18, с. 406):

"Окружение усиливает специфические фрустрации, блокирует определенные способы реакций на эти фрустрации и облегчает другие; реальность предлагает определенные пути компромисса в конфликтах между инстинктивными потребностями и страхом последующих фрустрации; окружение даже создает желания посредством установления и формирования специфических идеалов. Разные общества подчеркивают разные ценности и предлагают неодинаковые воспитательные меры, способствующие возникновению различных аномалий. Наше современное нестабильное общество характеризуется конфликтом между идеалом индивидуальной независимости (возникшей при капитализме и все еще эффективной) и регрессивным желанием пассивной зависимости (порождаемой беспомощностью в обеспечении безопасности и удовлетворении потребностей, а также активным воспитанием, представляющим социальную необходимость подчинения авторитетам)".

Относительное постоянство характера обусловлено тремя аспектами: частично наследственной составляющей эго, частично природой инстинктов, но главным образом базируется на специфической установке эго, обусловленной давлением внешнего мира.

Фенихель классифицирует характеры на две обширные категории: сублимирующие и реактивные. В случае сублимации инстинктивная энергия свободно разряжается ввиду изменения цели. Гениталь-ный характер принадлежит к этой категории. Условия, способствующие формированию черт сублимации, не вполне ясны. В общем такие черты возникают при отсутствии фиксации и благоприятных факторах окружения, обеспечивающих альтернативные каналы выражения.

При реактивном характере инстинктивная энергия постоянно сдерживается контр-катексисом. В установках проявляются избегание (фобия) или оппозиция (реактивное формирование). Распространенными особенностями эго являются утомляемость, заторможенность, ригидность, бездеятельность. Гибкость индивида ограничена, он не способен ни к полному удовлетворению, ни к сублимации. У одних защитная установка развивается только в определенных ситуациях, другие находятся в этом состоянии постоянно. О последних говорят, что они пребывают "в обороне", защитные механизмы перестают быть специфическими и используются по отношению ко всем. Эти люди, например, могут быть всегда дерзкими или вежливыми, эмоционально опустошенными или готовыми порицать других. Реакции на конфликт в сфере самоуважения проявляются в надменном поведении с целью спрятать глубокое чувство неполноценности; амбициозное

-205-

поведение направлено на сокрытие неадекватности и т.д. Считается, что формированию реактивных черт способствует ранняя психосексуальная фиксация.

Райх (60), пионер в области анализа характера, описывает реактивные черты как специфический "панцирь". Постоянные изменения эго защищают от внешних и внутренних опасностей. Панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним миром. В дальнейшем его укрепление и причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил. Становление характера происходит из попытки разрешения эдипова комплекса, и последующему закаливанию эго содействуют три процесса: 1) идентификация с основным человеком, кто представляет фрустрирующую реальность; 2) агрессия, направленная внутрь в качестве тормозящей силы; 3) эго формирует установку, противостоящую сексуальным побуждениям. Таким образом, панцирь усиливает эго и облегчает давление вытесненных либидных импульсов. В то же время он способствует изоляции индивида от внешних влияний и делает его менее восприимчивым к обучению (прим. 2).

 

ТИПЫ ХАРАКТЕРА

 

Ортодоксальная психоаналитическая литература содержит описания широкого разнообразия характерологических типов: орального, анального, уретрального, фаллического, генитального, компульсивного, истерического, фобического, циклоидного, шизоидного и др. Однако построение этих типов в осмысленную классификацию остается трудно-осуществимым. Фенихель выразил свое замешательство в следующих словах (18, с. 527):

"Разделение индивидуальных характерологических черт на черты сублимации и реактивные не имеет большой ценности в суждении о личностях, так как у каждого индивида проявляются оба ряда черт. Но все же подход, выделяющий личностей с преобладанием черт сублимации и личностей с доминированием реактивных черт, относительно полезен. Общепринятым стало различение генитального и прегенитального характеров. Тем не менее анальный и оральный характеры содержат сублимированные и реактивные образования. Прегениталь-ные черты становятся доминирующими только в случаях все еще действующих прегенитальных импульсов, другими словами, прегенитальный характер, как правило, также реактивный характер. Первичность генитального начала, в свою очередь, наилучшая основа для успешной сублимации остающейся прегенитальной энергии".

Один из источников замешательства заключается в попытке различения более или менее "нормальных" типов от главным образом "невротических" типов. Проблема особенно остра, когда, как в этом тексте, область психопатологии вне рассмотрения. В практике, однако, принято распределение различных прегенитальных типов и генитального типа в пределах единого ряда, и, следовательно, в данном труде возможен детальный анализ. Психоаналитики Абрахам (1), Джонс (44), Гловер (32) существенно дополнили оригинальные постулаты Фрейда в учении о характерах.

Оральный характер. Способ приспособления, содержащий выраженные элементы оральной фиксации в раннем детстве, считается оральным характером. Человек с таким характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения. Внешняя поддержка играет для него наиважнейшую роль, и он пассивно жаждет ее. Рот выполняет специфически значимую функцию. Состояние депрессии преодолевается употреблением пищи. Оральная озабоченность, кроме того, часто разрешается посредством выпивки, курения, поцелуев. Любовь уравнивается с пищей как следствие инфантильной ассоциации с кормлением. Конфликт между любовными порывами и нарциссическими потребностями может даже получить физиологическое проявление, такое, как увеличение секреции

-207-

желудочного сока, наблюдающееся у больных с язвой желудка.

Фенихель (18) связывает оральное попустительство в детстве с последующими чувством оптимизма и самоуверенностью, имеющим место, когда ничто не угрожает безопасности индивида. Считается, что ранняя оральная депривация приводит к пессимизму и садистской установке. Те, у кого отмечается орально-садистический компонент, агрессивны и язвительны в межличностных отношениях. Они постоянно требуют удовлетворения, "присасываются" к окружающим подобно вампирам.

Пассивно-зависимая, рецептивная ориентация в жизни привносит ряд родственных личностных характеристик. Все позитивное и негативное с подчеркиванием "взятия и получения" указывает, как принято считать, на оральное происхождение. Подчеркнутые щедрость и скупость происходят из орального эротизма. Щедрые люди иногда выдают их изначальную скупость, точно так же как скупые время от времени обращаются к исключительной щедрости. Подаркам придается необычайная важность. Особая форма поведения зависит от того, проявляются ли оральные влечения в большей степени в качестве сублимированных или реактивных образований.

Некоторые декларируют свою потребность в зависимости ненасытными просьбами или даже требованиями, чтобы о них позаботились. Требовательный тон, согласно Фенихелю, превалирует у людей, неспособных получить удовлетворение. Каждый подарок лишь увеличивает их аппетит. Молящая интонация встречается у людей, на самом деле получающих удовлетворение, когда о них заботятся, но в целях завоевания любви они готовы добровольно пожертвовать честолюбием. Другие имеют тенденцию к сверхкомпенсации пассивных подсознательных желаний посредством поведения в крайне активной и мужественной манере с претензией на полную независимость. Александер (6) описывает последнюю констелляцию черт как типичную личность язвенника.

Еще одна распространенная форма поведения людей с оральным характером - идентификация, с объектом, который служит источником кормления. Некоторые всегда ведут себя наподобие опекающих матерей, рассыпая подарки и оказывая помощь. Установка имеет магическое значение: "Я распыляю любовь, потому что хочу быть любимым". При благоприятных обстоятельствах такое поведение выполняет альтруистическую функцию. Более часто оно оказывается назойливым. Противоположность составляет идентификация с фрустрирующей матерью. В этом случае поведение является воплощением эгоизма, скупости и выражает формулу: "Ввиду того что я не получил желаемого, не следует удовлетворять желания других людей". В качестве дополнительных оральных черт Фенихель перечисляет любопытство (как замещение "голода"), многоречивость, неугомонность, торопливость, склонность к упрямой молчаливости (см. прим. 3).

Анальный характер. Анализируя структуру характера, Фрейд (27) первыми выделил черты, связанные с анальной фиксацией. Считается, что эти личностные черты формируются в процессе конфликтов, возникающих в обучении ребенка культуре отправлений кишечника. Ребенок, как мы видели ранее, имеет возможность радовать родителей или досаждать им степенью своей чистоплотности, он одновременно получает физиологическое удовольствие от очищения кишечника и сдерживания отправлений. Среди основных черт анального характера взрослых известны бережливость, раздражительность, педантичность или, говоря проще, скупость, упрямство, аккуратность. Фенихель (18) описывает скупость в качестве преемственной черты от привычки к анальному задерживанию, иногда мотивированному страхом утраты, иногда, в большей мере, эротическим наслаждением. На основании отождествления фекалий с деньгами (см. гл. 4) установки по отношению к деньгам становятся

-209-

иррациональными наподобие изначальных инстинктивных желаний. Деньги перестают рассматриваться как объективно полезная вещь, а хранятся и складируются или в некоторых случаях бессмысленно транжирятся. Такие же установки существуют по отношению к времени, поэтому человек с анальным характером может быть пунктуальным до долей минуты или чудовищно ненадежен.

Упрямство является пассивным выражением агрессии, чертой преемственной от отказа ребенка осуществлять отправления в соответствии с намерением родителей. В дальнейшем период этого "магического" превосходства, или чувства власти, замещается "моральным" превосходством, в котором супер-эго играет решающую роль. Упрямство в поведении взрослых объясняется как попытка использовать других людей в качестве инструментов борьбы с супер-эго. Путем провокации окружающих на несправедливость такие типы стремятся к моральному превосходству, что поднимает их самоуважение и уравновешивает давление супер-эго. Упрямец считает обращение с ним несправедливым и часто навязывает расположение, заставляя своего противника огорчаться. Таким образом, утверждает Фенихель, упрямство, которое первоначально представляло оружие слабости, в последующем становится привычным способом борьбы за поддержание самоуважения. Аккуратность, пунктуальность, щепетильность, пристойность признаются чертами характера, означающими перемещение согласия с культурными требованиями окружения от отношения к акту дефекации.

В анальных чертах ярко проявляется механизм реактивного образования. Так, чистоплотный и дисциплинированный человек может в определенные периоды быть удивительно неряшливым и дезорганизованным. Еще одним примером является живопись, которая в некоторых случаях представляет реактивное образование на бессознательное желание анального пачканья. Художник с недостаточной сублимацией часто испытывает затруднения в твор-

честве, его способности к живописи заторможены. Другие анальные характеристики перемещаются в сферу речи и мышления, они проявляются в нерациональном способе сдерживания и выражения слов и мыслей. Все анальные черты содержат садистский элемент в соответствии с амбивалентным отношением к объекту на анальной стадии (см. прим. 4).

Уретральный характер. Отличительными чертами уретрального характера являются честолюбие и склонность к со<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...