Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ

Д.Ф.Рутко

 

 

Международные
экономические

Отношения

 

Курс лекций

 

 

Минск 2004


УДК

 
ББК

Р

Серия основана в 2001 году

 

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

 

 

Рутко Д.Ф.

С24 Международные экономические отношения: Курс лекций/Рутко Д.Ф.– Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 130 с.

ISBN 985-457-344-3

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика».

 

УДК

ББК

 

ISBN 985-457-344-3 ã Д.Ф.Рутко, 2004
  ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ 8

Лекция 1. Международные экономические
отношения: основные черты и особенности 8

Сущность и основные формы международных экономических отношений 8

Факторы развития международных экономических отношений 12

Современные тенденции развития международных экономических отношений 15

Контрольные вопросы к теме №1 19

ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ 20

Лекция 2. Международная торговля как форма международных экономических отношений 20

Сущность, формы и тенденции международной торговли 20

Динамика товарной структуры международной торговли товарами 25

Основные виды мировых цен 28

Внешняя торговля Республики Беларусь 32

Контрольные вопросы к теме № 2 36

ТЕМА 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ 37

Лекция 3. Международная торговля услугами как
форма международных экономических отношений 37

Структура и специфика мирового рынка услуг 37

Виды международных услуг и сферы их реализации 42

Регулирование рынка услуг 49

Контрольные вопросы к теме № 3 51

ТЕМА 4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН НАУЧНО–ТЕХНИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ 52

Лекция 4. Международный обмен научно-технологическими знаниями 52

Международный технологический обмен:
предпосылки и экономическая целесообразность 52

Экономическая целесообразность экспорта технологий 53

Экономическая целесообразность импорта
технологий 54

Особенности мирового рынка технологий 55

Международное техническое содействие 61

Контрольные вопросы к теме №4 64

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА 65

Лекция 5. Международное движение капитала 65

Формы международной миграции капитала 65

Свободные экономические зоны 76

Свободные экономические зоны в Республике Беларусь 81

Контрольные вопросы к теме №5 85

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 86

Лекция 6. Международная миграция рабочей силы
как форма международных экономических
отношений 86

Международная миграция рабочей силы:
особенности и последствия 86

Инструменты регулирования миграции рабочей силы 96

Контрольные вопросы к теме №6 99


ТЕМА 7. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 100

Лекция 7. Наднациональное регулирование международных экономических отношений 100

Необходимость регулирования международных экономических отношений на межгосударственном уровне 100

Роль международных организаций в регулировании МЭО 102

Лекция 8. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услугами 110

Внешнеторговая политика государства 110

Инструменты внешнеторговой политики 114

Контрольные вопросы к теме №7 121

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 122

ЛИТЕРАТУРА 124


ВВЕДЕНИЕ

Переход белорусской экономики в систему рыночных отношений предполагает ее дальнейшее вовлечение в мирохозяйственные связи, углубление интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику. Отсюда, практическое освоение любых экономических представлений и конкретных знаний о мировой экономике и межстрановых экономический отношениях.

Вкурсе изучаются закономерности развития международных экономических отношений как системы взаимосвязей национальных экономик. Рассматриваются такие базовые проблемы как международнfz торговля товарами и услугами, внешнеторговая политика, международная мобильность факторов производства, интеграционные процессы и глобализация. Особое внимание уделено анализу места и роли Республики Беларусь в системе современных международных экономических отношений.

По завершению обучения по дисциплине студент должен:

· знать систему современных международных экономических отношений и их основные формы;

· сформировать представление об основных закономерностях и направлениях развития современных международных экономических отношений;

· разобраться в фундаментальных и актуальных текущих вопросах международных экономических отношений;

· иметь представление о месте и роли Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей;

· уметь анализировать информацию о состоянии отдельных сфер международных экономических отношений для принятия соответствующих управленческих решений и оценки их эффективности в условиях рыночной экономики.

Изучение курса связано с другими дисциплинами государственного образовательного стандарта: «Экономическая теория»,


«История мировой экономики», «Мировая экономика», и опирается на их содержание. В свою очередь, предмет «Международные экономические отношения» является базой для курсов «Внешнеэкономическая деятельность», «Международные валютно-кредитные отношения» и других дисциплин.

Источниками для подготовки настоящего курса лекций послужили многочисленные работы отечественных и зарубежных экономистов как обобщающего, так и специального характера, разнообразная учебно-методическая литература по актуальным вопросам развития МЭО, а также статистические справочники и текущая периодика.


Основные виды мировых цен

Мировые ценыэто цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретным товаром. Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время, изменение стоимостных пропорций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты.

В современной практике международной торговли применяются два вида основных цен: расчетные и публикуемые.

Расчетные ценыэто цены, индивидуально определяемые фирмами – экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками. Публикуемые ценыцены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации (справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов, цены фактических сделок и др.). Они, как правило, отражают уровень мировых цен.

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены:

· использование цен раздельных экспортных и импортных операций;

· цены в условиях оплаты наличными;

· цены, формирующиеся в рамках обычных коммерчес­ких сделок.

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

Поставщики товара на внешний рынок встречаются с существенными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж. Что же касается торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные составляющие – надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.

Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все, поставляемые на мировой рынок, товары. Однако, это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп.

Контрактная ценаэто конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные ценыэто цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные котировки цен – потоварные и региональные – публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако, следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

Биржевые ценыэто цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME),Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE -New York Cotton Exchange).

Цены аукционов – показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период.

Статистические внешнеторговые цены– публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения, они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.

Таблица 1

Таблица 2

В 2003 году

  Показатели Всего В том числе в страны СНГ
2003 г. 2003 г. в % к 2002 г. 2003 г. 2003 г. в % к 2002 г.
Калийные удобрения, тыс. т 3816,2 114,6 64,8 211,1
Нефтепродукты, тыс. т 10539,4 106,7 246,4 67,9
Химические волокна и нити, тыс. т 159,2 97,4 100,8 93,3
Тракторы, штук 121,8 123,4
Седельные тягачи, штук 102,8 102,3
Грузовые автомобили, штук 111,9 109,9
Металлообрабатывающие станки, шт. 84,8 81,9
Шины, тыс. шт. 2334,4 169,8 2161,9 171,8
Льноволокно, тонн 87,4 218,8
Лесоматериалы необработанные, тыс. м3 1448,0 110,1 711,3 123,2
Древесноволокнистые плиты, млн. м2 46,8 122,1 26,4 132,2
Холодильники и морозильники, тыс. шт. 761,0 109,1 722,3 112,7
Телевизоры, видеомониторы и видеопроекторы, тыс. шт. 544,3 119,7 540,1 118,9
Бытовые часы, тыс. шт. 2421,1 79,5 2041,4 79,1
Мотоциклы, штук 187,7 123,9

 


Таблица 3

В 2003 году

  Млн. долларов США В процентах к общему объему экспорта (импорта)
Экспорт
Россия 4898,7 49,2
Украина 343,5 3,4
Латвия 344,2 3,5
Литва 265,0 2,7
Польша 434,2 4,4
Германия 421,2 4,2
Китай 162,3 1,6
Нидерланды 413,8 4,2
США 102,3 1,0
Великобритания 938,3 9,4
Италия 135,2 1,4
Импорт
Россия 7559,3 65,7
Украина 362,1 3,1
Латвия 44,3 0,4
Литва 154,2 1,3
Польша 348,5 3,0
Германия 820,3 7,1
Китай 71,8 0,6
Нидерланды 93,4 0,8
США 150,1 1,3
Великобритания 79,3 0,7
Италия 283,9 2,5

 

Развитие экспорта – одно из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Белоруссии. Завоевание новых рынков сбыта требует от отечественных производителей больших усилий, современных подходов, создания условий для доставки товаров буквально каждому потребителю. Достижения белорусских предприятий в увеличении своего экспортного потенциала очевидны как на рынках СНГ, так и на рынках дальнего зарубежья, что подтверждено ростом стоимости белорусского экспорта.

Контрольные вопросы к теме № 2

1. Дайте определение международной торговли.

2. Назовите показатели, характеризующие международную и внешнюю торговлю.

3. В чем состоит различие между международной и внешней торговлей?

4. Дайте определение понятию «мировая цена».

5. Какими признаками обладает мировая цена и в чем особенности ее установления на мировых рынках сырьевых товаров и машинотехнической продукции.

6. Охарактеризуйте место в мировом товарообороте развитых, развивающихся и трансформирующихся стран.

7. В чем различие между расчетными и публикуемыми ценами?

8. Назовите основные виды публикуемых цен.

9. Какие факторы влияют на рост международной торговли товарами?

10. Охарактеризуйте структуру мирового товарного рынка.

11. Охарактеризуйте динамику, структуру, географические приоритеты во внешнеторговой деятельности Республики Беларусь.


Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Макро-регионам

  прибытия туристов (млн. поездок) поступления (млрд. долл.)
2000 г 1990 г. Среднегодовые темпы роста, (%), 1990-2000 гг. 2000 г. 1990 г. Среднегодовые темпы роста, (%), 1990-2000 гг.
мир 698,8 457,2 4,8 475,8 263,6 7,32
Африка 27,6 7,64 10,7 5,3 9,26
Америка 92,8 3,55 136,4 69,2 8,83
Европа 403,3 282,7 3,88 231,5 143,5 5,57
Ближний Восток 20,6 11,72 9,7 4,4 10,95
Южная Азия 6,4 3,2 9,09 5,1 2,2 11,98

 

Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.).

Международный туризм – важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В сфере туризма занято 8% трудоспособного населения (203 млн. чел.), вклад в мировой ВВП 3,3 трлн. долл. (свыше 11%), 630 млрд. долл. инвестиций, или 9% всех инвестиций в основной капитал. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов, и поступления от туризма.

Но положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т.е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

В развитых странах туризм дает 3-10% ВВП и до 40% в развивающихся. Туризм один из 5 основных источников иностранной валюты в 160 странах мира и главный источник в 70-ти.

В системе ООН имеется специальная организация – Всемирная туристская организация, созданная в 1975 году, она объединяет правительственные организации по туризму, цель
ее – содействие развитию туризма.

Лизинг.Международные арендные услуги предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. В зависимости от сроков или продолжительности в международной практике различают 3 вида аренды: лизинг – долгосрочная аренда (3–5 лет и выше); хайринг – среднесрочная аренда (1–3 года); рентинг – краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в международной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров.

Выделяют прямой зарубежный лизинг– арендная сделка между юридическими лицами различных стран и косвенный лизинг – сдача в аренду через третье лицо. Сделка, в которой лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его в аренду зарубежному арендатору, называется экспортным лизингом.При закупке оборудования у иностранной фирмы и предоставлении его отечественному арендатору сделка носит название импортного лизинга.

По определению Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций, под лизингомпонимается аренда основных средств производства (машин, оборудования, заводов, транспортных средств и средств связи, конторского оборудования, складских помещений и т.п.), а также других товаров для их использования в производственных целях арендатором, в то время как арендодатель сохраняет право собственности до конца сделки.

Рост объема лизинговых услуг, предоставляемых на мировом рынке, составляет более 500 млрд. долл. Наибольшей популярностью пользуется лизинг машинного оборудования – 32,3%. Далее следует лизинг техники и оборудования – доля в объеме мирового лизинга составляет 25,6%, удельный вес этого типа активов также весьма отличается по странам: в Канаде – 40,2%, в Голландии – 0%. Преимуществом на мировом рынке лизинга недвижимости обладают промышленные здания, которые занимают около 30% рынка.

По данным Европейского федеративного объединения компании по лизингу оборудования (Leaseurope), в экономику Европы за счет лизинга было инвестировано 178449 млн. евро, доля лизинга составляет в среднем 9,7% всех инвестиций.

Самого большого объема инвестирования посредством лизинга добилась Англия – 39255 млн. евро, затем с небольшим отрывом следует Германия – 38200 млн. евро, а замыкает тройку лидеров Италия с объемом операций 26742 млн.евро.

Финансовые услуги. Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается более 1,5 трлн. долл.

Финансовая деятельность – сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние годы страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Великобритании, Германии, Франции. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире
(Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ).

Разновидностью международной финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризуется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.

Инжиниринговые услугипредставляют собой оказание одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых и усовершенствованием имеющихся технологических процессов на предприятии заказчика, внедрением изделия в производство, сбытом продукции.

Инжиниринговые услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе. Обычная цена инжиниринговых услуг при оказании заказчику полного комплекса услуг по строительству объекта под ключ колеблется от 5 до 10% общей стоимости проекта, в случае оригинальных проектов стоимость увеличивается до 25%, при повторении существующих стандартизированных проектов уменьшается до 1-3%. Иногда рассчитывают оплату, исходя из почасовой оплаты работы специалиста. Специалист высокого класса получает 60-70 долл. в час, среднего класса –
30-35 долл. в час, низшего – 20-25 долл. в час. Средняя фирма имеет в штате не менее 3-4 высококвалифицированных специалистов, 1-2 секретарей, остальных приглашают по мере необходимости.

Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.

Данный рынок оценивается почти в 90 млрд. долл. с годовым потенциалом роста порядка 15-20 процентов в течение последних нескольких лет. В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга.

Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, показал следующие результаты:

· 31% – консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM);

· 17% – консультирование по вопросам корпоративной стратегии;

· 17% – консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии;

· 16% – консультирование по вопросам развития бизнеса;

· 11% – консультирование по вопросам организационного проектирования;

· 6% – финансовое консультирование;

· 2% – услуги по вопросам маркетинга и продажам.

Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10%.

Регулирование рынка услуг

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:

· устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

· ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

· вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.);

· вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР).

В январе 1995 года вступило в действие Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС). Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг.
В дополнение к нему страны – члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг.


ГАТС содержит:

1) положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

4) определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере МТУ.

Таким образом, международное сообщество предпринимает меры по стимулированию роста международной торговли услугами, максимизируя при этом прибыльность данной сферы мирового хозяйства.

Контрольные вопросы к теме № 3

1. Чем отличается международная торговля услугами от международной торговли товарами?

2. Охарактеризуйте основные сегменты мирового рынка услуг.

3. Как классифицирует услуги Мировой банк?

4. Как подразделяются услуги в системе национальных счетов?

5. Назовите причины, стимулирующие развитие мирового рынка услуг.

6. Назовите основные виды международных услуг и сферы их реализации.

7. В чем заключается специфика международных туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров?

8. Назовите основные виды финансовых услуг.

9. Раскройте содержание мер государственного регулирования международной торговли услугами.

10. Охарактеризуйте инжиниринговые и консалтинговые услуги.


Таблица 7

Свободные экономические зоны

Современные международные экономические отношения невозможно представить без инвестирования капиталов в свободные (или специальные) экономические зоны (СЭЗ). Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных экономических зон, что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. СЭЗ играют важную роль в стимулировании внешнеэкономических связей и являются инструментом общенационального экономического развития; это одна из новых форм международного разделения труда.

Согласно Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, принятой в городе Киото
18 мая 1973 г., под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой ввезенные товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной юрисдикции и, следовательно, освобожденные от обычных в таких случаях процедур таможенного контроля и налогообложения.

В более широком толковании, характерном для международной практики, СЭЗ является частью национального экономического пространства с преференциальной системой льгот и стимулов для хозяйствующих субъектов, не применяемой на остальной территории.

При создании специальных экономических зон могут быть использованы два концептуальных подхода: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. Во втором случае льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью.

Выбор одного из этих двух подходов зависит от конкретных задач, которые государство хочет решить при образовании свободной экономической зоны. Территориальный подход позволяет в большей мере решить проблему развития какого-либо региона, а функциональный – проблему развития определенных отраслей. На практике преобладает территориальный подход к образованию СЭЗ.

Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам на территории специальных экономических зон, можно подразделить на четыре основные группы.

· Внешнеторговые льготы, предусматривающие упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций, а также снижение или полную отмену экспортно-импортных пошлин;

· Финансовые льготы, то есть установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за землю и производственные помещения, получение преференциальных государственных кредитов;

· Фискальные льготы предусматривают стимулирование притока иностранного капитала за счет снижения или отмены налогов на прибыль, доход, имущество;

· Административные льготы, которые предусматривают упрощенный порядок регистрации фирм, режима въезда и выезда граждан, оказание различных услуг, связанных с регистрацией фирм.

Льготы различных видов могут применяться в свободных экономических зонах в различных комбинациях, в зависимости от приоритетных целей образования СЭЗ.

Создание свободных экономических зон преследует различные цели. Прежде всего, привлеченные иностранные инвестиции используются для расширения производства товаров на экспорт, либо импортозамещающих товаров. Такие производства развиваются, как правило, на основе новейших технологий. Некоторые СЭЗ создаются с ориентацией на развитие иностранного туризма на территории зоны.

И в первом, и во втором случае создание СЭЗ

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...