Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, формы и тенденции международной торговли

Международная торговля является старейшей и важнейшей формой международных экономических отношений, оказывая решающее влияние на развитие мирового хозяйства в целом.

Международная торговляэто сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговляобмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели общего товарооборота, товарной и географической структуры.

Внешнеторговый оборотсумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны.

Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, традиционно выражаемых в долларах США. Такая методика подсчета вызвана тем, что экспорт товаров всех стран мира является одновременно импортом этих стран (не считая стоимости транспорта и страхования грузов), поэтому сложение цифр мирового экспорта и импорта приводило бы к двойному счету.

Стоимость мирового импорта всегда выше стоимости экспорта на сумму стоимости фрахта и страхования. Учет стран, между которыми осуществляется внешнеторговый оборот, осуществляется по методу «производство – потребление». В соответствии с этим методом импорт отражается по стране производства, а экспорт – по стране потребления товара.

Товарная структура мировой торговли представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.

Географическая структурараспределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Организационная географическая структура – данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям.

Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров.

Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота. Экспортная квота исчисляется как отношение экспорта товаров и услуг к ВВП и показывает, какая доля всей произведенной продукции в стране реализуется на мировом рынке. Импортная квота исчисляется как отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, и показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров – экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

Торговое сальдо разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговый оборот сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Субъектами международной торговли выступают все государства мира, транснациональные корпорации и региональные интеграционные группировки. Объектамимеждународной торговли являются продукты труда человека – товары и услуги.

Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, выделяют две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами. Международная торговля товарамиэто форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

В международной практике статистического учета экспорта и импорта датой регистрации является момент перехода товаров через таможенную границу страны. Стоимость экспорта и импорта подсчитывается в большинстве стран по контрактным ценам, приведенным к единому базису, а именно: экспортным – по ценам ФОБ, импортным – по ценам СИФ.

Статистическая оценка товаров на условиях ФОБ (free on board – свободно на борту) включает в себя, помимо стоимости самого товара, все расходы, связанные с его доставкой до борта корабля, включая погрузку на борт. При сухопутных перевозках цена «фоб» означает цену товара на условиях «франко–сухопутная граница страны–экспортера», которая, помимо стоимости самого товара, включает в себя также расходы по его доставке до границы экспортирующей страны.

Цена СИФ (cif – cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт) включает в себя стоимость товара на условиях ФОБ – порт отправления плюс расходы по страхованию товара в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения. При сухопутных перевозках понятие «цена сиф» соответствует цене «франко–граница страны–импортера».

Стоимость мирового импорта всегда выше стоимости экспорта на сумму стоимости фрахта и страхования, т.к. мировой экспорт оценивается на базе цены ФОБ, а импорт на базе цены СИФ.

Учет стран–контрагентов, то есть стран, между которыми осуществляется внешнеторговый оборот, осуществляется по методу «производство – потребление». В соответствии с этим методом импорт отражается по стране производства (происхождение товара), а экспорт – по стране потребления товара.

Статистическая комиссия ООН рекомендует учитывать в экспорте и импорте все товары и материальные ценности, которые в результате их вывоза или ввоза уменьшают или увеличивают материальные ресурсы страны. В экспорт и импорт, таким образом, включаются также и товары, ввоз–вывоз которых осуществлялся на некоммерческой основе, то есть в порядке оказания безвозмездной помощи или в форме даров.

В объем мирового товарооборота не включается стоимость всех видов услуг, в том числе материального характера (строительно-монтажные работы, проектные, изыскательские работы, патенты, лицензии, печатание книг, рекламных материалов).

По данным Всемирной торговой организации (ВТО) в
2003 году рост товарного объема экспорта составил 4,5%, а в денежном выражении объем торговли возрос на 16% и составил
7,3 трлн. долл. (объем предоставленных коммерческих услуг –
1,8 трлн. долл.). Активность обмена товарами и услугами растет второй год подряд после резкого спада, зафиксированного в 2001 г. Впрочем, две трети стоимостного роста в торговле, по оценке ВТО, связаны с изменением валютных курсов. Кроме этого, рост активности экспортеров обеспечили развитие экономик США и стран Азии, а также высокие цены на природные ресурсы. Рост экспорта из Западной Европы почти полностью был обеспечен курсовыми колебаниями и повышением цен, пишут эксперты ВТО, а увеличение экспорта из стран Азии, напротив, было вызвано ростом объемов поставок.

Лидером торговли по объему экспорта в 2003 г. является Германия (748,4 млрд. долл.), США – на втором месте
(724 млрд. долл.). Германским экспортерам помогло укрепление евро, из-за которого возросла счетная стоимость их товаров. Третье место – у Японии (471,9 млрд. долл.), а Китай
(438,4 млрд. долл.) обошел Францию (384,7 млрд. долл.) и занял четвертое место в рейтинге.

Крупнейшим импортером является США (1,305 трлн. долл.), второе место – у Германии (601,7 млрд. долл.), на третьем месте – Китай (412,8 млрд. долл.).

Дальнейший рост объемов торговли, по прогнозу ВТО, будет связан с развитием экономик стран Юго-Восточной Азии и стран с переходной экономикой. В 2004 г. мировой ВВП увеличится на 3,7% против 2,5% в 2003 г., а объем торговли вырастет на 7,5%.

Развитие международной торговли получило мощный импульс под влиянием процессов глобализации мировой экономики, либерализации в торгово-политической сфере, расширения преференциальной торговли в рамках региональных экономических объединений, углубления международной производственной и научно-технической кооперации, быстрого роста продаж прогрессивных высокотехнологичных изделий, прежде всего, офисного и телекоммуникационного оборудования, инкорпорирующего в себе новейшие достижения НТП.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...