Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты внешнеторговой политики

Методы торговой политики делятся на тарифные и нетарифные.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим границу государства. Таможенные пошлины – а) налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границ в протекционистских либо фискальных целях; б) сбор, взимаемый со стоимости товаров таможенными органами при импорте и экспорте.

Таможенные тарифы выполняют следующие функции:

· фискальная – пополнение госбюджета;

· протекционистская– защита местных производителей от иностранных конкуренции;

· балансировочная – предотвращения экспорта товаров, внутренние цены, которых ниже мировых.

Исследования зарубежных и отечественных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны-инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объема экспорта и, в конечном счете – сокращение экспортного производства. Между тем, при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам, прежде всего отечественных производителей, конкурирующих с импортом. Во-первых, они повышают свои продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители вынуждены погашать растущий спрос отечественной продукцией. Во-вторых, они могут повысить цену на свой товар из-за повышения цены импортных товаров и получить дополнительный выигрыш.

Для потребителя сам факт ввоза импортного товара свидетельствует о том, что потребитель предпочтет его отечественному, но вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден тратить на его приобретение большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо то и другое одновременно. Таким образом, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей.

Отечественные производители, конкурирующие с импортерами, выигрывают лишь в том случае, если величина импортной пошлины будет достаточной, чтобы произошло действительное ограничение импорта, т.е. предложение зарубежных товаров сократилось при сопровождающем это ограничение повышении цены. Следствием этого удорожания будет переключение потребителя с импортных товаров на отечественные. Поскольку же повышение мировых (и импортных) цен вследствие введения тарифа повлечет за собой повышение цен и на отечественные товары, то производители-резиденты будут выигрывать как за счет повышения цен, так и за счет увеличения объема продаж. Однако, выигрыш производителей не покрывает потерь потребителей, что снижает совокупный выигрыш общества. Иначе говоря, если говорить только о потребителях и производителях, то введение тарифов приведет к потерям, т.е. к уменьшению совокупного выигрыша общества.

Следует также отметить, что доход от тарифа сам по себе будет не очень велик, так как будет частично расходоваться на разработку самого тарифа, ведение документации, содержание таможенной службы и многое другое. Итак, от введения таможенного тарифа на импорт выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители. Происходит перераспределение доходов от потребителей в пользу государства и производителей импортозамещающих товаров.

При классификации таможенных тарифов используются различные критерии:

v по объекту обложения пошлины делятся на:

· импортные – устанавливаются на товары, ввозимые в страну;

· экспортные – применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило. к тем товарам, которых в стране недостаточно);

v по способу взимания пошлины делятся на:

· адвалорные– взимаются в виде процента от стоимости облагаемого товара;

· специфические– в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема;

· комбинированные (смешанные) – комбинация адвалорных и специфических пошлин;

v по происхождению таможенные пошлины делятся на:

· преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран;

· конвенционные (договорные) – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например ВТО;

· автономные– вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

v по характеру различают следующие особые виды пошлин:

· сезонные– применяются для товаров сезонного характера (например, сельскохозяйственная продукция);

· антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

· компенсационные– накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Наиболее распространенные нетарифные ограничения включают следующие меры:

· количественные ограничения и сходные административные меры(импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании национальных товаров при производстве готовой продукции);

· ограничительная практика на уровне органов государственного управления;

· субсидии и другие дотации экспортерам, предпочтительная система государственных заказов, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов,создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их;

· таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и обще принятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, в тех случаях, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно;

· технические барьеры в торговле (санитарно-ветеринарные нормы и стандарты, в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки, экологические нормы и требования).

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензийна импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. Квота оказывает такое же влияние на уровень благосостояния, как и тариф. Разница заключается в том, что при использовании квоты этот доход может полностью (если лицензия выдается бесплатно) или частично (если лицензии продаются) достаться импортерам. У квот есть свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести ее способствование монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции, а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий (с возможностью коррупции).

Следующим распространенным нетарифным инструментом являются «добровольные экспортные ограничения». В этом случае страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. По сути, добровольные экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одна из форм такого стимулирования – экспортные субсидии, которые являются льготами, предоставляемыми государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря этому, экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгодно продавать товар на внешнем рынке. Для этого им необходимо снизить цены.

Но так как это снижение цен покрывается субсидией, то экспорт увеличивается. Увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке. Внутренние цены растут, а вслед за ними растет внутреннее предложение и сокращается спрос. Потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш. При этом надо учитывать размер субсидии для страны в целом. В конечном результате потери благосостояния страны будут больше, чем прибыли.

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг. В этом случае экспортер продает товар на рынке по цене ниже той, по которой он продавал бы на внутреннем рынке своей страны. Демпинг может – быть следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию, или может стать результатом ценовой дискриминации, когда фирма-экспортер, являющаяся монополистом, добивается максимального дохода на внешнем рынке с помощью снижения цен и увеличения продаж.

Экономические санкции – наиболее жесткая форма ограничения внешней торговли. Примером их является торговое эмбарго, т.е. запрещение ввоза в страну или вывоза из страны товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам. Это видно уже из того, что эмбарго наносит ущерб и стране, вводящей эмбарго, и стране, против которой оно вводится. С политической точки зрения применение эмбарго оправдывает себя, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой вводится эмбарго, сильно зависит от внешней торговли. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными.

В настоящее время нетарифные ограничения внешней торговли распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров в различных странах не одинаково. Однако ни одна страна мира не отказалась от их применения, и не ставит этой задачи на ближайшее будущее.

Контрольные вопросы к теме №7

1. Что понимается под межгосударственным регулированием международных экономических отношений?

2. Перечислите факторы, под влиянием которых сформировалась система межгосударственного регулирования МЭО.

3. Дайте характеристику основных субъектов межгосударственного регулирования МЭО.

4. Как можно классифицировать международные организации?

5. В чем заключается роль ООН и ее специализированных учреждений в регулировании МЭО?

6. Какие международные организации входят в систему ООН?

7. Какие международные организации регулируют международную торговлю?

8. Охарактеризуйте сложившиеся в мировой практике виды внешнеторговой политики и дайте характеристику основных инструментов тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.

9. Что представляет собой политика протекционизма? Назовите основные формы протекционизма.

10. Какие критерии используются при классификации таможенных пошлин?

11. Приведите аргументы в защиту и против политики протекционизма.

12. Назовите преимущества политики свободной торговли.

13. Назовите основные функции таможенного тарифа.

14. Каков экономический смысл квотирования?

15. Почему «добровольное» ограничение экспорта не может считаться действительно добровольным?


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность и основные формы международных экономических отношений.

2. Факторы развития международных экономических отношений.

3. Современные тенденции развития международных экономических отношений.

4. Международная торговля как форма международных экономических отношений.

5. Сущность, формы и тенденции международной торговли.

6. Динамика товарной структуры международной торговли товарами.

7. Основные виды мировых цен.

8. Внешняя торговля Республики Беларусь.

9. Международная торговля услугами как форма международных экономических отношений.

10. Структура и специфика мирового рынка услуг.

11. Виды международных услуг и сферы их реализации.

12. Регулирование международного рынка услуг.

13. Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность.

14. Мировой рынок технологий: структура и особенности.

15. Экономическая целесообразность экспорта технологий.

16. Экономическая целесообразность импорта технологий.

17. Основные формы международной передачи научно-технических знаний.

18. Международное техническое содействие.

19. Международная миграции капитала: понятие, причины, особенности и тенденции.

20. Формы международной миграции капитала.

21. Сущность, функции и виды СЭЗ.

22. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений.

23. Международная миграция рабочей силы: особенности и последствия.

24. Регулирование международной миграции рабочей силы.

25. Наднациональное регулирование международных экономических отношений.

26. Роль международных организаций в регулировании МЭО.

27. Национальное регулирование внешней торговли товарами и услуг.

28. Виды внешнеторговой политики государств.

29. Инструменты внешнеторговой политики.

30. Сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения Учебное пособие – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н., Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Феникс, 2002.

3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. I и II. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2001.

4. Круглов В.В. Международные валютно-кредитные отношения и финансовые отношения. – М.: ФиС, 2001.

5. Кругман П.Р., Обстфельд М.Г. Международная экономика. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

6. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей, – М.:Прогресс,1992.

7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./Под ред. Л.Н.Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2002.

8. Международные экономические отношения. Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Е Рыбалкина, – М.: ИНФРА-М, 1999.

9. Международные экономические отношения. Учебник. / Под общ. ред. Е.Ф.Жукова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

10. Международные экономические отношения / Под ред. Евдокимова А.И. – М.: ТК Велби, 2003.

11. Международные экономические отношения / Под ред. Ливенцева Н.Н. – М.:РОССПЭН, 2002.

12. Международные экономические отношения / Под ред. Фаминского И.П. – М.: Юрист, 2001.

13. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

14. Михайлушкин А.И. Международная экономика. – М.: Высшая школа, 2002.

15. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: ДИС, 2003.

16. В.Е.Рыбалкин. Международные экономические отношения. Учебник для вузов / В.Е.Рыбалкин, Ю.А.Щербанин, Л.В.Балдин и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 519 с.

 

Дополнительная

1. Адмидин А.Г., Деваева Е.И., Международное экономическое сотрудничество в Восточной Азии. – Хабаровск: Дальнаука, 2002.

2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М.: Консалтбанкир, 2001.

3. Глобализация и мировые рынки товаров, услуг и капиталов / Под ред. Б.М.Смитиенко,, В.К.Поспелова.-М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001.

4. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны.– М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Дэниэлс Дж.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес. М., 1994.

6. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. – СПб.: Изд-во ЛГУ, 2002.

7. Мировая экономика. Учебник для вузов / Под ред. В.К.Ломакина. – М.: ЮНИТИ, 2002.

8. Мировая экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С. – М.: Гардарика, 2001.

9. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П.Колесова, М.Н.Осьмовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

10. Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

11. Мишин В.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000.

12. Международные экономические отношения – В 2-х томах – Под общей ред. Р.И.Хасбулатова. – М.: Изд-во «Новости», 2002.

13. Новокшонова Л.В., Трифонов Ю.В. Мировое хозяйство. – М.: Юристъ, 2000.

14. Овчинников Г.П. Международная экономика. – М.: Из-во Михайлова В.А, 1999.

15. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран : Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

16. Портер М. Международная конкуренция : Пер. с англ. и с предисловием БД.Щетинина. – М.ИНФРА-М, 2000.

17. Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Изд-во Гардарика, 2000.

18. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения, курс лекций, М.: Маркетинг, 2002.

19. Сергеев П.Ф. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. – М.ИНФРА-М, 2000.

20. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1997.

21. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

22. Тодаро М.П. Экономическое развитие. Учебник / Пер. с англ. / Под ред. С.М.Яковлева, С.З.Зевина. – М.: ЮНИТИ, 2001.

23. Устинов И.Н. Внешнеэкономические связи России. Статистическо-аналитический справочник. - М.: Международные отношения, 2001.

24. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1999.

25. Фомичев В.И. Международная торговля. Учебник. – М.: Инфра-М, 2001.

26. Холопов А.В. Теория международной торговли. – М.: РОССПЕН, 2000.

27. Экономика внешних связей России. Под ред. А.С.Булатова. – М.: БЕК, 1995.

 

Список Internet-источников

www.itnc.ru Институт транснациональных корпораций
www.wto.org Всемирная торговая организация (ВТО) и ежегодное издание International Trade Statistics
www.intracen.org Центр международной торговли
www.imf.org Международный валютный фонд (МВФ) и издание МВФ The World Economic Outlook
www.un.org Организация объединенных наций (ООН)
www.unctad.org Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
www.oecd.org Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
www.ifc.org Международная финансовая корпорация (МФК)
www.worldbank.org Группа Всемирного банка и ежегодное статистическое издание этой группы
www.miga.org Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям
www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)
www.iea.org Международное энергетическое агентство
www.europa.eu.int Официальный сайт Европейского Союза (ЕС)
www.europa.eu.int Статистическая служба Европейской комиссии (Евростат)

 


 

 


Учебное издание

 

Рутко Диана Федеровна

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...