Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоционально-личностного развития детей-сирот

Ю.С. Денисенко

 

Рисование песком

Как средство гармонизации

Эмоционально-личностного развития детей-сирот

Методические рекомендации

 

 

Нововосточный 2012

Автор-составитель

Ю.С.Денисенко,педагог-психолог муниципального казенного образовательного учреждения детский дом «Ласточкино гнездышко» п. Нововосточный, Кемеровской области

 

 

Консультанты:

Н.И. Приходько, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Л.И. Архипенко,заместитель директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр» Тяжинского района Кемеровской области

Л.А. Ткаченко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома «Ласточкино гнездышко»

 

Методические рекомендации составлены с целью внедрения в практическую деятельность педагогов современной арт-терапевтической техники – рисования песком, позволяющей гармонизировать эмоционально – личностное развитие ребенка.

Данные рекомендации предназначены для педагогов-психологов, воспитателей, социальных педагогов и др. педагогических работников образовательных учреждений.

Введение

Детство–период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и сорадоваться другим людям, стремление научиться многому, в том числе стать ответственным, за себя и за других.

В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Это показывают и многочисленные исследования (Денисевич Н.Н., 1996; Лисина М.И., 1982; Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990; Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990, 1991, 1995; Шипицина Л.М., Виноградова А.Д., Хилько А.А. и др.).Темп развития детей-сирот замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе,недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, вспыльчивости,нарушении эмоциональных контактов с окружающими и т.д.

Анализ результатов психологических исследований, проведенных нами, свидетельствует о том, что неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. Учитывая специфику детей-сирот, и современных тенденций инновационных технологий, необходимость деятельностного подхода становится очевидной. Все это настойчиво требует активного внедрения в практику педагога-психолога детского дома, простых, но оригинальных средств психологической коррекции. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми-сиротами, помнению исследователей (и мы с ними согласны), является песочная терапия, а именно техника - рисование песком.

Все вышесказанное определяет цель данных методических рекомендаций:внедрение в практическую деятельность педагогов-психологов современной арт-терапевтической техники, позволяющей гармонизировать эмоционально-личностное развитие ребенка.

Методические рекомендации направлены на решение следующих задач:описать условия использования техники рисования песком в работе с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы; представить диагностический материал для выявления эмоциональных нарушений у детей-сирот; распространить опыт использования техники рисования песком среди педагогов-психологов.

Данный методический материал может быть полезен психологам и педагогам детских учреждений разного типа и вида.

 

 


 

Заключение

Данные методические рекомендации призваны помочь педагогам составить целостное представление о технике рисования песком и о ее использовании в практической деятельности.

Используя данную технику, психологи смогут вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое, поскольку занятия с песком позволяют прожить много захватывающих моментов и ситуаций, решить множество проблем, ощутить радость творчества.

Это в свою очередь повысит эффективность работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей-сирот

 


 

Словарь терминови понятий

Агрессивность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Депрессия – синдром, характеризующийся пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимистическими оценками себя и своегоположениявокружающей действительности, соматоневрологическими расстройствами. Д. присущи такие когнитивные свойства, как отрицательная, уничтожающая оценка собственной личности, внешнего мира и будущего.

Депривация – состояние, при котором отсутствует воз­можность удовлетворения основных жизненных по­требностей в достаточной мере и в течение продолжи­тельного времени.

Коррекция– воздействие с целью исправления недостатков.

Настроение- эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Психокоррекция – совокупность прикладных психологических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием человеку практической психологической помощи в исправлении его психологии или поведения.

Психотерапия – область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на больных людей с целью избавления их от разного рода заболеваний.

Самооценка – оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Тревожность – психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Т. может выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности.

Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.


 

Список литературы

1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. – Москва: Речь, 1998. – 268 с.

2. Головин,С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. – Минск: Академия, 1998. – 280 с.

3. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

5. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми.Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 158 с.

6. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 738 с.

7. Поликарпова, И.В. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей-сирот [Текст]: методические рекомендации / И.В. Поликарпова; под общей редакцией Н.И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 43 с.

8. Прихожан,А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 400 с.

9. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 166 с.

10. Славина, Л.С. Трудные дети [Текст] / Л.С. Славина. – Воронеж: Просвещение, 1998. – 348 с.

11. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия [Текст] / Л. Штейнхард. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 320 с.

http://www.sandpictures.ru

http://www.by-hand.ru

http://www.u-sovenka.ru

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Планы-конспекты занятий

Занятие 1

Страна чувств

Цель:повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; гармонизация эмоционально-личностного развития воспитанников; знакомство с приемами рисования на песке.

Задачи:

- помогать воспитанникамв приобретении положительного образа общения со сверстниками;

- пробуждать познавательный интерес через обучение навыкам работы с песком;

- снимать тревожное состояние у данной группы детей.

Материалы и оборудование:диск с музыкой для релаксации; круги из разноцветного картона; стол, для рисования песком; песок.

Ход занятия:

Психолог:Здравствуйте, ребята! Начнем сегодняшнее занятие с необычного приветствия. Я предлагаю сейчас каждому из вас назвать свое имя и какое-нибудь свое хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени.

Выполняется приветствие.

Упражнение «Мое настроение»

Цель:создание атмосферы эмпатии.

На стол кладутся круги разного цвета (желтый, фиолетовый, серый).

Психолог:Выберете цветной кружок, который соответствует вашему настроению. Желтый - хорошее настроение и вас ничего не беспокоит. Фиолетовый кружок - настроение еще не определилось. Серый - настроение грустное или печальное.

Дети выбирают круги, идет обсуждение.

Психолог:Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная, а песочная.

Звучит музыка.

Психолог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вверх и произнесите за мной заклинание:

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем

Помощников веселых.

Психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Ребята, положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам? Что вы чувствуете? Песок холодный или теплый? (дети рассказывают о своих ощущениях).

На ровной поверхности песка дети делают отпечатки кистей рук: внутренней, а затем внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Детям предлагается:

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнце, дерево, трава и т. д.);

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинцем);

- далее, можно группировать пальцы по два, по три. Здесь уже дети могут наблюдать загадочные следы. Можно вместе пофантазировать о том, следа какого животного получились;

- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх – вниз».

Психолог: А сейчас представьте, что вы – Волшебники и задумались отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Эта страна – пустыня. На ее месте вы хотите создать цветущую, сказочную. Страну. Сейчас вы выберите себе то, что вы хотели бы нарисовать. Не забудьте про деревья, камни, цветы, дома – все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. Я предлагаем вам составить свою собственную песчаную картину (рисование картин под музыку). Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулаки и рассыпает его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

Во время самостоятельной работы психолог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

Экспресс - выставка работ участников, которые свободноперемещаются по кабинету, подходят к столам и рассматривают работы, выполненные другими ребятами.

Психолог: Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные картины. Кто-то хочет прокомментировать свой рисунок? (комментарии детей). Ребята делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом.

Упражнение на рефлексию «Мое настроение» (экспресс-опрос). Участники сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью картонных кружков желтого, фиолетового и серого цвета. Каждый ребенок показывает один из кружочков, соответственно своему настроению (желтый - хорошее настроение и вас ничего не беспокоит, фиолетовый - настроение еще не определилось, серый - настроение грустное или печальное).

Психолог:Ребята, а есть среди вас такие, кто выбрал другой цвет? Как изменилось ваше настроение?

Подведение итогов: психолог называет число участников, у которых настроение улучшилось, ухудшилось.

Открою маленький секрет. Сегодня на занятии были применены приемы арттерапии- терапии творчеством. Арттерапия позволяет снять внутреннее напряжение, отвлечься от проблем. В предложенном задании важно было не правильно выполнить, а включить на полную мощность эмоции и чувства. Вот поэтому ваше настроение улучшилось.

До новых встреч в Песочной стране!

 

 


Занятие 2

Волшебный песок

Цель: акцентуация внимания на позитивных сторонах личности, повышение самооценки, развитие эмпатии, совершенствование коммуникативных навыков.

Задачи:

- формировать навыки коммуникативной компетенции;

- развивать восприятие эмоций;

- повышать групповую сплоченность.

Материалы и оборудование:диск с релаксационной музыкой; запись «Шум прибоя»; столдля рисования песком; разноцветный песок; разноцветные жетончики (красные, желтые, зеленые) по количеству участников.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята!Я очень рада видеть вас.Сегодня мы вместе вновь отправимся в увлекательное путешествие по Песочной стране, а для этого нам необходимо поприветствовать друг друга.

Игра «Привет»

Цель: Создание эмоционального настроя на занятие.

Психолог: Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?

Участники приветствуют друг друга.

Звучит медленная, спокойная музыка, перед каждым участником стол для рисования песком, емкости с песком разного цвета.

Психолог:Давайте поздороваемся с песком.Положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, согреем песок руками. Наберите в руки песок и пропустите его между ладонями. Какой он стал? Послушайте! Он с вами здоровается. Слышите? Он говорит тихим голосом. Наберите песок в руку, а теперь потихоньку высыпайте его, вот как он разговаривает С-С-С-С-С-С!Для того чтобы начать рисовать песком надо засыпать им поверхность (участники засыпают поверхность светового стола тонким слоем песка).

А сейчас закроем глаза и представим, что находимся на берегу моря. Мы сидим на песке, а волны набегают на берег и хотят с нами заговорить. Попробуйте услышать, что шепчут вам волны. Они помогут вам представить, что вы нарисуете. Кто-то нарисует удивительной красоты деревья или морозные узоры. Кому-то захочется нарисовать портрет мамы или друга. Кто-то расскажет в рисунке о ракетах и морских кораблях. Кому-то шепот волн поможет придумать совершенно необычный рисунок. Открывайте глаза. Теперь вы знаете, что вы нарисуете (рисование картин под музыку).

Экспресс-выставка работ участников, которые свободноперемещаются по кабинету, подходят к столам и рассматривают работы, выполненные другими ребятами. Идет обсуждение рисунков.

Психолог:Ваши работы пленяют своим творчеством. В каком-то рисунке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние - подъем, активность, а можно и расслабиться.

Сейчас давайте с вами поиграем в игру «Песочный телеграф».Участники делятся на две команды с помощью цветных жетонов двух цветов. Психолог перемешивает жетончики и раздает по одному каждому участнику, сообщая, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая.

Психолог пальцем рисует на спине ребенка, стоящего последним, какое-либо изображение (дом, солнышко, цветок и т. д.). Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку. Тот, кто стоит у ящика с песком, рисует изображение на песке.

Психолог: Ребята, посмотрите, какая картина у вас получилась. Мне очень хочется поучаствовать в ее создании. Вика, нарисуй, пожалуйста, мне на спине «сообщение». Давайте еще раз полюбуемся нашим рисунком. Ребята делятся впечатлениями, ощущениями от работы.

Игра «Привет»

Психолог: А сейчас в конце нашего занятия я предлагаю вам пожать руку каждому из участников группы и сказать при этом: «Как хорошо, что ты здесь!». Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но при этом не забывайте важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Участники пожимают руку друг друга. До новых встреч в Песочной стране!


Занятие 3

Летний лес

Цель:создание эмоционально - благоприятной обстановки; снижение психофизического напряжения; разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; развитие воображении.

Задачи:

- формировать навыки коммуникативной компетенции;

- развивать восприятие эмоций;

- повышать групповую сплоченность.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Звуки леса»; столдля рисования песком, песок.

Ход занятия:

Психолог:Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии, где мы продолжим путешествие по Песочной стране.

Упражнение «Поздоровайся как…»

Цель: Создание эмоционального настроя на занятие.

Участникам предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:

Ø здороваться как старые друзья;

Ø как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;

Ø как дипломаты.

Психолог:Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. А теперь давайте отправимся в лес. Но путешествие это будет необычным.

Звучит музыка «Звуки леса». Психолог предлагает детям удобно сесть на стулья и расслабиться.

Упражнение «Летний лес»

Упражнение «Пожелание»

Цель: Тренировка в необычном способе передачи обратной связи.

Каждый участник на столе для рисования песком, молча рисует свое пожелание группе. По сигналу психолога следующий участник продолжает этот рисунок. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не оставят свои пожелания.Участники по очереди высказываются, с чем они уходят, группа поддерживает аплодисментами каждого говорящего.

 


Занятие 4

Тот чудесный остров

Цель:развитие сенсорной сферы; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики; развитие навыков произвольного слушания.

Задачи:

- корректировать психоэмоциональное состояние;

- формировать адекватную самооценку.

Оборудование и материалы:диск с музыкой для релаксации; столдля рисования песком, песок.

Ход занятия:

Психолог:Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии. Сейчас давайте поприветствуем друг друга.

Упражнение «Снежный ком»

Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это упражнение поможет настроиться на занятие и разрядит обстановку.

Психолог:Сегодня мы отправимся на необитаемый остров, затерявшийся среди бескрайнего моря.

Звучит тихая музыка. Психолог читает «Сказку далекого острова».

На затерявшемся среди бескрайнего моря маленьком Острове лежал снег. Белый пушистый, он толстым слоем укрыл все, что только мог - кусты и деревья, крышу и крыльцо деревянного домика, клумбу перед ним, лавочки и столик. Одинокий Остров замерзал. Домик был пуст. Холодной Зиме не нужен был приют, она летала по небу ветреной вьюгой, заставляя все живое спасаться от ее колючих ледяных уколов. Иногда, в темноте тихой ночи, Острову не спалось. Он смотрел в небо, видел там искорки-звезды, круглую, как лепешку, луну и завидовал им: «Наверное, там, в небе, совсем не холодно. И они никогда не поймут, каково ему сейчас».

Но жизнь смилостивилась и послала к Острову теплый корабль с Весной. Весна вышла на берег, и снег под ее ногами тут же растаял. Моряки вынесли на берег цветы, и они очень быстро прижились на оттаявшей земле. Красавица-Весна поселилась в деревянном домике. Она прибрала его, а на клумбе посадила свои самые любимые цветы. По утрам она одевала легкое платье из нежно зеленого шелка, заплетала в длинную русую косу незабудку и шла гулять в лес или вдоль берега. И Остров ожил. С приходом Весны он наполнился пением птиц, стрекотом кузнечиков, жужжанием пчелок, запахами полевых и лесных цветов, шелестом молодой листвы. Остров радовался такой перемене в своей жизни. Он любил Весну. А время, когда она приплывала к нему, он считал сказкой. Скажите, как иначе назвать ту красоту, которую сотворила на Острове Весна. Все жители острова были счастливы весной: одуванчики распускали желтенькие шапочки, стараясь походить на весеннее солнышко, и сплошь покрывали своими яркими головками Остров. Цвели деревья и кусты, травка зеленела, птички строили себе гнезда. Жучки и паучки, мухи-цокотухи, бабочки-порхалочки, труженики-муравьи - все любили весну. Но проходило время, и к маленькому Острову подплывал уже другой корабль, с которого на берег сходило Лето, а Весна молча уступала ей свое место. Лето так же, как и Весна, устилало поляны и луга коврами ярких и душистых цветов. Следом за черемухой отцветала сирень, и зацветали розы. Лето было удивительным и прекрасным, как и Весна. С ее приходом лесные поляны наполнялись ароматом земляники, а грибы-шалуны то тут, то там, выглядывали из своих укромных местечек. Созревали черника и голубика, на полях колосилась рожь и пшеница. Лето каждый день обходило маленький остров и радовалось богатому урожаю. Теперь еды хватит всем до будущего урожая, только нужно суметь собрать и сохранить его. Но никому не нужно было ничего говорить. Все обитатели острова знали толк в делах. Пчелки с утра до вечера собирали мед в свои улья, делая себе запасы на зиму, лесные зверюшки запасались сушеными грибами, ягодами и орехами.

Время неумолимо бежало вперед. И вскоре теплые летние грозы с нежными волшебными радугами сменили затяжные осенние дожди. Лето так же, как и Весна, уступило свое место Осени. Осень вышла с корабля на Остров и, молча, поглядела на него. А тот прощался с Летом, нехотя встречая не очень любимую им Осень. Но Осень знала об этом. Она, как умный доктор, не пыталась никому навязать свою любовь. Осень знала, что нужна Острову так же, как Весна и Лето. Ведь только осенью можно не спеша подготовиться к приходу лютой и безжалостной Зимы. Деревьям и кустикам нужно сбросить свою листву и приготовиться к долгому сну на острове зимой. Конечно, теплолюбивых птиц Осень заберет с собой, им не выжить здесь в зимние холода, ну а тем, кто может приспособиться, необходимо сделать это. Осень, хотя и была строга, жалела всех - деревья и кусты, травку и цветы. Но жизнь есть жизнь. Цветы отцвели и рассыпали по земле свои семена, чтобы те сохранились в ней до будущей весны. Деревья и кусты, покрасовавшись напоследок ярко желтыми и багряными красками увядающей листвы, сбросили ее, как летнее платье, чтобы уже ничто не мешало им отдыхать и ждать прихода новой Весны. И вот уже Осень приготовилась к отъезду. Она закрыла на замок двери домика, где жила, смела со столика опавшие листья деревьев и вместе с птицами отправилась к берегу поджидать свой корабль. Вскоре на горизонте показался его силуэт. Только теперь Остров загрустил снова. «Вот и Осень уплывет, а я останусь один!» - думал он. И капли дождя, как слезы грусти, покатились по нему, превращаясь в холодные струйки. Осень уплыла, а к берегу подплыл белый корабль. Зима вышла на берег, и Остров увидел, что она уже не такая холодная, как была раньше, даже шуба у нее стала полегче. Она лишь немного подморозила и усыпала мягким снежком Остров. Незаметно пробежало зимнее время и начало теплеть. Маленький Остров и все его обитатели снова начали готовиться к встрече со своей любимой сказкой - Весной.

Ребята, вам понравился этот остров. Сейчас давайте попробуем на песке нарисовать свой далекий необитаемый остров, с его красивой растительностью и необыкновенными жителями.

Самостоятельная работа. Во время самостоятельной работы психолог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

Экспресс - выставка работ участников, которые свободно перемещаются по кабинету, подходят к столам и рассматривают работы, выполненные другими ребятами. Идет обсуждение.

Психолог:В ваших руках песок превращается в настоящее произведение искусства!

Упражнение «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Наше занятие подошло к концу, но я очень хочу, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам весь день.

Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?


Занятие 5

«Волшебный песок в странеВообразилии»

Цель:снятие эмоционального напряжения, развитие творческого потенциала, развитие тактильной чувствительности.

Задачи:

- развивать чувствительность и мелкую моторику рук через работу с песком;

- продолжить обучение технике рисования песком;

- способствовать снятию эмоционального напряжения.

Оборудование и материалы:диск с музыкой для релаксации; стол, для рисования песком, песок.

Ход занятия:

Педагог-психолог:Добрый день, ребята!

Энергизатор «Подари улыбку».Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки. Каждый по очереди будет дарить улыбку своему соседу слева направо, и называть свое имя.

(Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние).

Педагог-психолог: Как вы красиво улыбаетесь! От ваших улыбок у меня поднялось настроение. Подарите свои улыбки нашим гостям.

Педагог-психолог: Вы любите путешествовать? (Ответы детей). Я сегодня вас приглашаю в страну Вообразилию. Это удивительная страна, которой нет на карте, но ее можно придумать самому (показ презентации).

 


В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют Львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,

Страна Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Становится кудесником,

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником!..

В стране Вообразилии,

В стране Вообразилии -

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В страну Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

Педагог-психолог:

И если вы, ребята, умеете мечтать

В страну Вообразилию

Вы сможете попасть.


Педагог-психолог:Фантастические превращения нам поможет совершить волшебный песок, который находится на световых столах (дети подходят к столам).С помощью песка и этих световых столов мы отправимся в удивительную страну Вообразилию, где можно творить чудеса. Чтобы наше путешествие было интересным при обращении с песком нужно соблюдать правила:

Правило первое: нельзя намеренно выбрасывать песок;

Правило второе: нельзя бросать песок в других или брать его в рот;

Правило третье: после занятия с песком нужно вымыть руки.

Педагог-психолог:Прикоснитесь руками к песку и потрогайте его. Мне приятно, а вам? (Ответы детей). Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? Песок, какой? (Ответы детей).

Педагог-психолог:Давайте положим руки на поверхность столов, слегка вдавим их в песок, Посмотрите, что осталось на песке от наших ладоней? (Ответы детей). Правильно отпечаток, след от ладони. А на что он может быть похож? (Ответы детей). Пожалуйста, попробуйте прямо сейчас нарисовать что-либо из отпечатков своих ладоней (солнце, цветы, рыбки и т.д.). Рисовать можно пальцами или всей ладонью – как вам будет удобно (Дети рисуют).

Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю вам, создать свою страну Вообразилию. Для этого вам понадобиться только ваша фантазия. (Дети рисуют).

Педагог-психолог:Молодцы! У вас получились интересные рисунки. Я попрошу вас представить свою Вообразилию, начиная со слов «В моей Вообразилии…» (ответы детей). Я предлагаю вам пройти и посмотреть работы других ребят.

Рефлексия: Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). А мне было очень приятно с вами побывать в волшебной стране. Вы все такие фантазеры, вы умницы и просто талантливые ребята.

Наше путешествие подошло к концу. Но не огорчайтесь, в страну Вообразилию вы всегда сможете попасть сами, если только очень захотите. Пофантазируйте, помечтайте. Страна Вообразилия ждет вас.

Спасибо, ребята, всем до свидания!


Приложение 4

 

Шкала самооценки уровня тревожности
(Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).

Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=∑1 - ∑2 + 50,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.


Бланк для ответов

Фамилия________________________________ Дата____________________________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Нет, это не так Пожалуй, так Верно

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...