Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетические и этические проблемы ФКС в свете культурологического исследования. Их связь с проблемой гуманизации спорта

/69/ При анализе социального смысла и значения жизнедеятельности человека в сфере ФКС возникает комплекс важных проблем, связанных с осмыслением места ФКС в системе ценностей культуры, связей с другими элементами данной системы и т. д., т. е. культурологические проблемы.

Длительное время эти проблемы находились вне поля зрения ученых. На первый взгляд это утверждение может показаться спорным – по крайней мере, применительно к физической культуре, которую связывают с определенными формами двигательной активности человека и его телесностью. Ведь эти явления давно изучаются учеными, и для их характеристики вводится понятие «физическая культура», в котором фигурирует термин «культура». Следует учитывать, однако, что любое явление (например, искусство, язык, спорт, двигательная деятельность и т. д.), даже если оно относится к миру культуры, может рассматривать­ся не в культурологическом, а в других аспектах – педагогическом, лингвистическом, экономическом, психологическом и т. д.

Именно такая ситуация была характерна, например, для анализа тех форм двигательной активности и телесности, которые обозначались термином «физическая культура». Ученые рассматривали их в различных аспектах: педагогическом, психологическом, физиологическом и др., но только не в культурологическом, хотя при этой использовался термин «физическая культура» и вводилось соответствующее по­нятие. С их помощью выделя­лись определенные формы двигательной активности и телесности человека, занимающие важное место в мире культуры – но лишь в качестве объекта исследования. Не выделялся тот специфический предмет, который характе­рен именно для культурологического исследования.

Что же касается философов, социологов и других ученых, специально занимавшихся проведением культурологическо­го исследования, разработкой общей теории культуры, то они вплоть до недавнего времени, как правило, совершенно обходили стороной такие важные явления культуры, как двигательную активность человека и его телесность. Основанием для этого служило представление о том, /70/ что организм человека, особенно его морфофизиология и моторика – в отличие от психических, нравственных, эстетических и других явлений духовного мира человека, которые носят ярко выраженный социальный характер, – относятся якобы к сфере «чистой» биологии.

Тело человека, рассматриваемое само по себе и в той мере, в какой оно биологически детерминировано, дано ему от природы, конечно, не относится к миру социальных явлений. В случае изоляции человека от общества, как показывают случаи «диких детей», оно так и остается «чистым организмом», биологическим феноменом. Иначе обстоит дело, как указано выше, когда человек включается систему социальных отношений, в социальную жизнедеятельность. Его тело начинает выполнять важные социальные функции в жизни людей. Вместе с тем, под воздействием социальной среды – как стихийного, так и сознательного, целенаправленного (в соответствии с определенными образцами, нормами, традициями, идеалами, на основе использования специально выработанных для этой цели средств) оно определенным образом видоизменяется, модифицируется. В результате этого оно приобретает культурный статус (характер), становится элементом мира культуры.

Изучение телесности человека как феномена культуры предусматривает постановку и решение комплекса культурологических проблем: о соотношении социального и биологического в физическом и психофизическом развитии человека, о соотноше­нии стихийных и сознательных социальных воздействий на его физическое и психофизическое состояние; о взаимоотношении различных средств такого воздействия – педагогических, гигие­нических, хирургических, основанных на «генной инженерии» и др.,и их роли в целенаправленном формировании физических, психофизических и других способностей и функций тела человека на разных этапах развития общества; об изменении отношения че­ловека, разных социальных групп к физическим, психическим и другим способностям организма человека, к телу в целом в связи с конкретными историческими условиями функционирования и раз­вития общества; об основных идеалах и ценностях, на которые ориентируется человек, разные социальные группы, пытаясь целенаправленно воздействовать на физическое состояние, на тело в целом, и другие. Эти проблемы имеют важное практическое значение, особенно в связи с тем, что в последнее время люди начинают все большее внимание уделять своему физическому имиджу [Быховская, 1993, 1994, 1996, 1997; Визитей, 1986, 1989; Косяк, 2002; Кравчик, 1979, 1988, 1990, 2005а,б; Столяров, 1984а, 1985а,б, 1988в,г, 1997в, 2004в; Heinemann, 1980; Krawczyk, 1974, 1978, 1984а,b, 1989, 1995; Shilling, 1993; Spiker, 1970; Turner, 1984].

Важные культурологические проблемы возникают и при анализе спорта: относится ли он к миру явлений культуры? какие специфические культурные ценности складываются в области спорта, в каком отношении они находятся с другими ценностями культуры? имеет ли культурную ценность спорт высших достижений, международный и олимпийский спорт? какие возможности заключены в спорте для воздействия на духовную (нравственную, эстетическую, интеллектуальную) культуру человека? в какой мере эти возможности реализуются на разных этапах общественного развития? и т. д. [Выдрин, 1980; Курило, 2000а,б; Сараф, 2004; Столяров, 1988б,в,г, 1997а, 2004в, 2005г; Grupe, 1987, 1991; Kosiewicz, 2000; Krawczyk, 1984а; Kretchmar, 1994; Krockow, 1974; Lipiec, 1999; Osterhoudt, 1973; H. Slusher, 1967; H. Steinitzer, 1910; H. Vanderzwaag, 1972; Volkwein, 2004а; Zeigler, 1977 и др.].

/71/ В силу сложности этих проблем по ним высказываются различные и даже противоположные мнения: культурное значение спорта оценивается либо очень высоко, либо незначительно, а иногда и совсем отрицается. Культурологические проблемы ФКС являются предметом обсуждения на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т. д. Некоторые из них, в том числе международные – например, семинары в Варшаве (1978, 1981), международный семинар социологов спорта в Готенба (Япония, 1988), международная конференция в Глазго (2004) и др. – специально были посвящены данной проблеме.

Наиболее важные теоретические концепции, методологические подходы, прикладные программы, проекты, технологии, которые связаны с осмыслением спорта как социально-культурного феномена и его воздействием на мир духовных ценностей, а также с выяснением места физической культуры в мире явлений культуры содержатся в указанных выше тематических сборниках «Спорт, духовные ценности, культура», «Гуманистическая теория спорта» и «Гуманистика соревнования», которые в 1997–2007 г.г. издал Гуманитарный центр «СпАрт» РГУФКСиТ.

С культурологическими проблемами тесно связаны эстетические и этические проблемы ФКС.

Как известно, на протяжении многих столетий эстетика ограничивала себя областью искусства. Но мир эстетических явле­ний значительно шире и многообразнее. Эстетические ценности создаются и воспринимаются людьми не только в искусстве, но и в процессе труда, в быту, в ходе общения с другими людьми, т. е. в самых различных сферах человеческой жизни и деятельнос­ти. В наше время особое внимание уделяется таким видам эстетической деятельности, как художественное конструирование (дизайн), декоративно-прикладная деятельность, направленная на эстетическое форми­рование окружающей человека природы и бытовой среды, появля­ются новые виды искусства, эстетические аспекты все шире внед­ряются в различные сферы труда и жизни. Вот почему в последнее время интересы эстетики стали выхо­дить далеко за пределы искусства, художественного творчества. Представители этой науки все более склоняются к выводу, что и труд, и быт, и окружающая среда, различные виды человечес­кой деятельности, поведение человека, его внутренний мир и внешний облик – все может быть предметом эстетического анали­за.

Изучение под этим углом зрения физкультурно-спортивной деятельности предусматривает постановку и решения комплекса эстетических проблем: в какой мере различные эстетические ценности – прекрасное, возвышенное, героическое присущи этой деятельности? какие объективно существующие особенности, стороны, аспекты спорта в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстети­ческое удовольствие? каковы критерии их эстетической оценки? Какие эстетические чувства и потребности порождают занятия физкультурой и спор­том? какое влияние на эстетическую культуру они оказывают и др. /72/ Распространено мнение о том, что интерес человека к спорту (например, футболу) в отличие от увлеченности искусством свидетельствует о грубом и неразвитом эстетическом вкусе, о низком уровне культуры. Вместе с тем, известные деятели искусства – артист Борис Чирков и кинодраматург Георгий Полонский заметили однажды, что современный спорт «взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, «конструирование» личности, нравственности, доброты, честности, товарищества». «И здесь у спорта, – по их мнению, – может быть не меньше возможностей, чем у просвещения и искусства». Так кто же прав? Действительно ли спорт по своему воздействию на личность и отношения людей сопоставим с искусством?

По мере развития повышения роли в жизни общества физкультурно-спортивной деятельности ее эстетические аспекты приобретают все более важное значение. Об этом свидетель­ствует возникновение и быстрое развитие так называемых худо­жественных видов спорта (например, художественной гимнастики), в которых ведущая роль принадлежит именно эстетическому аспекту движения. Усиливается внимание к эстетическому компоненту и в других видах спорта; футболе, баскетболе и т. д. Спортивные состязания смотрят миллионы людей, для многих из которых существенным является эстетический аспект спорта. В системе воспитания и социализации подрастающего поколения занятия физкультурой и спортом рассматриваются и используют­ся как важное средство формирования эстетичес­кой культуры личности. Для занятий физкультурой и спортом не­обходима, наконец, особая предметная среда, которая требует эстетического осмысления и освоения.

Все это объясняет, почему эстетические проблемы ФКС привлекают значительное внимание ученых. В нашей стране интересные и оригинальные мысли об эстетическом содержании физкультуры и спорта еще в 20-е годы высказывал ученик и последователь П. Ф. Лесгафта В. В. Гориневский. В последующий период эстетическим проблемам ФКС посвящены многие работы отечественных ученых [Визитей, 1982; Лобжанидзе, 1980; Назаренко, 2004; Полетаева, 1984; Праздников, 1981; Сараф, 1978, 1981; Сараф, Столяров, 1984; Столяров, 1998ж; Столяров, Басин, 1989; Столяров, Сараф, 1982; Френкин, 1961, 1963; Stolyarov, 1984а, 1985а и др.].

В последние годы особо важное не только теоретическое, но и практическое значение приобрели вопросы, касающиеся отношения спорта и искусства (в чем их сходство и различие, как они связаны между собой, правомерно ли рассматривать спорт как искусство и т. д.), а также возможности, необходимости, конкретных путей и значения их интеграции. Автор с 1990 г. поднимает эту проблему и предлагает конкретные пути ее решения [Столяров, 1998;; Столяров, Самусенкова, 1996]. Эстетическим проблемам ФКС посвящены многие работы и зарубежных ученых [Лоу, 1984; Takacz, 1973; Whiting, Masterson, 1974; Witt, 1982 и др.].

С эстетическими проблемами сферы ФКС тесно связаны этические проблемы функционирования и развития в этой сфере морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения.

/73/ Применительно к сфере ФКС наиболее важными являются вопросы о том, какие возможности заключены в физкультурно-спортивной деятельности для приобщения человека к нравственным ценностям и от каких факторов зависит их реализация. Особенно острой и дискуссионной является проблема нравственной ценности современного спорта и олимпийского движения: содействуют ли они формированию и развитию нравственного сознания, нравственных убеждений и отношений, нравственного поведения, нравственной культуры в целом. Эта проблема постоянно поднимается на научных конференциях, симпозиумах, конгрессах, а также в научных публикациях [Егоров, Захаров, 2006; Люкевич, 1991; Незвецкий, 1982; Родиченко, 2003б, 2007; Fischer, Güldenpfennig, Kayser, 2001; Heinilä, 1974; McIntosh, 1979; Meinberg, 1991; Przyluska-Fiszer, Misiuna, 1993 и др.]. Этическим проблемам ФКС посвящен специальный выпуск международного журнала по социологии спорта [Ethics and sport, 1995].

В последнее время эстетические и нравственные проблемы спорта приобретают все более важное значение в связи с его противоречивым развитием, попытками найти пути гуманизации спорта, укрепления его связи с искусством и т. д.

Ниже рассматривается ряд конкретных культурологических проблем ФКС.

Контрольные вопросы

1. Культурологические проблемы ФКС как предмет философского исследования?

2. Причины относительно позднего философского исследования культуры двигательной активности и телесности человека?

3. Философско-культурологическое изучение телесности человека и связанный с этим комплекс проблем?

4. Эстетические и этические проблемы ФКС в свете культурологического исследования? Их связь с проблемой гуманизации спорта?

2.2. Социокультурные ценности тела человека

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...