Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления философского исследования различных моделей физической культуры. Основные сферы реализации ценностей человеческого тела

С учетом отмеченных выше возможных ценностей тела могут быть выделены и определенные модели физической культуры. Каждая такая модель характеризуется тем, какая ценность тела (или набор, комплекс этих ценностей) служит ориентиром для социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), определяет его отношение к телу, его поведение и даже стиль (образ) жизни.

Один из первых проблему различных моделей физической культуры попытался поставить и решить З. Кравчик. Он выделяет несколько моделей физической (соматической) культуры, которые он называет «нормативными моделями»: 1) эстетическую, 2) гедонистическую, 3) аскетическую, 4) гигиеническую, 5) конкурентно-состязательную и 6) модель физической подготовленности. В первой (эстетической) модели ориентиром для социального субъекта служат такие эстетические ценности как красота, гармония и др., во второй (гедонистической) – ценности, связанные с гедонистическими телесными ощущениями (вкусовыми, сексуальными и кинетическими); в третьей (аскетической) – ценность «презрения к телу». /80/ В рамках четвертой (гигиенической) модели З. Кравчик выделяет два ее типа – экзистенциальный и утилитарный. Первый связан с борьбой человека с болезнью и смертью, а второй – с борьбой с отрицательными последствиями в области здоровья интенсивной и продолжительной работы в промышленности и т. п. Конкурентно-состязательную модель физической культуры З. Кравчик связывает с физической подготовкой для успешного выступления в спортивных соревнованиях, а модель физической подготовленности – с физической подготовкой для производственных и военных целей [см. Кравчик, 1990).

На наш взгляд, прежде всего, важно различать две основные ценностные модели физической культуры.

1. Инструментальная модель физической культуры. В этой модели основным ориентиром для социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), определяющим его отношение к телу, его деятельность, направленную на формирование и совершенствование определенных физических кондиций, служат инструментальные ценности тела.

Можно выделить разновидности инструментальной модели физической культуры, исходя из того, что ориентацией для социального субъекта в рамках этой модели могут быть:

· специальная физическая подготовка к избранной профессиональной деятельности – профессионально-прикладная физическая культура;

· оптимальная подготовка к потребностям воинской службы или к самообороне;

· оптимальная спортивная подготовка, успешное выступление в спортивных соревнованиях, достижение наивысших спортивных результатов;

· сохранение и укрепление здоровья;

· восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма;

· максимальное развитие выразительности движений в художественной деятельности;

· развитие мускулатуры («культуризм») и т. д.

2. Гуманистически ориентированная модель физической культуры. Эту модель отличают следующие основные особенности:

а) направленность социального субъекта на достижение физического совершенства, которое предполагает:

· «комплексное развитие качеств, определяющих индивидуальную физическую кондицию» человека, создающее универсальные предпосылки его готовности к самым разнообразным видам двигательной деятельности [Матвеев, Полянский, 1996];

· формирование всех компонентов физической культуры: культуры здоровья, культуры телосложения и двигательной культуры;

· свободное и искусное владение индивидом своим телом в различных жизненных ситуациях, приносящее ему не только желаемые результаты, но также наслаждение и радость; /81/

· соответствие физического развития критериям гармонии и красоты (о таком «гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма» как о важной цели физического воспитания писал П. Ф. Лесгафт;

б) ориентация социального субъекта на постоянное физическое самосовершенствование, прогресс в физическом совершенствовании с учетом возможностей индивида, группы, общества в целом на данном этапе его исторического развития;

в) стремление социального субъекта к органичному дополнению физического совершенствования развитием психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творческих способностей и т. д.) и духовным совершенствованием, развитием духовной культуры во всех ее формах (нравственной, эстетической, экологической культуры, культуры общения и т. д.).

Определенные модели физической культуры могут быть выделены и на основе учета того, какие средства (педагогические, гигиенические, медицинские, генной инженерии и т. д.) используются для целенаправленного воздействия на естественную телесность человека. Гуманистически ориентированная модель физической культуры предполагает, например, использование лишь таких средств, которые содействуют достижению физического совершенства и не оказывают негативного влияние на психическое и духовное развитие личности.

Наибольший научный интерес представляет комплексная типология моделей физической культуры, которая учитывает и ценности, связанные с телесностью человека, и средства, используемые для коррекции естественной телесности, и другие социокультурные факторы. Такой подход предусматривает выделение различных моделей физической культуры, связанных с особенностями тех социокультурных систем, в которые они включены, а также изучение их эволюции на различных этапах социально-экономического и культурного развития общества.

Некоторые аспекты этой проблемы затронуты в упомянутых работах З. Кравчика. Научный анализ процесса перестройки «телесного канона» в начале нового времени (XVI-XVIII вв.) содержится в работах М. М. Бахтина. Он показывает, в частности, что в противоположность средневековому образу человека, верхним полюсом которого был бесплотный иконописный «лик», а нижним – плотоядное, слитное с природой, бесстыдно распахнутое «гротескное тело», Возрождение культивирует «совершенно готовое, завершенное, строго отграниченное, замкнутое, показанное извне, несмешанное и индивидуально-выразительное тело» [см. Бахтин, 1965]. Как отмечает И. Кон, современная культура сохраняет этот принцип индивидуальности, но вместе с тем постепенно отказывается от некоторых табу и запретов (достаточно вспомнить эволюцию купальных костюмов, других видов одежды). Такое изменение отношения к телу связано с изменением отношения к эмоциям. В противовес викторианской установке на подавление последних, современная культура подчеркивает не только необходимость самоконтроля, подчинения чувства разуму, но и ценность эмоционального самораскрытия, умения выражать свои чувства, слушаться велений сердца и т. п. [см. Кон, 1978].

/82/ В работе И. М. Быховской «Человеческая телесность в социокультурном измерении» дан анализ историко-культурных типов отношения к телу – от аскетизма до гедонизма, включая их теоретические основания и практическую деятельность, а также влияние современных тенденций социального развития на реабилитацию телесности как общественной и индивидуальной ценности дан [см. Быховская, 1993]. Генетический анализ физической культуры содержится в работе Богдана Куницкого «Физическая культура – эволюция идеологии». Под «идеологией» физической культуры он понимает определенную, относительно единую, систематизированную структуру «ценностей и идей, описывающих и оценивающих ее, обозначающих главные цели и функции, а также методы и средства их реализации». В указанной работе предпринята попытка проанализировать эволюцию этой структуры «ценностей и идей» физической культуры, рассмотреть ее особенности в условиях античного общества, феодализма, капитализма и социализма [см. Kunicki, 1986]. К сожалению, в ходе этого анализа понимание физической культуры как культуры, связанной с телесным бытием человека, недостаточно четко отграничивается от других подходов к ее пониманию. В работе И. Травайо «Социология телесных практик» [Travaillot, 1998] показано изменение отношения к человеческому телу во французском обществе на протяжении последних десятилетий. Отдельные аспекты эволюции соматической культуры затрагиваются и в других работах [Жаров, 2003; Истягина-Елисеева, 1998; Мягкова, 2003; Уманская, 1988; Чернявичюте, 1988].

Выделение моделей физической культуры и учет ее эволюции позволяет преодолеть указанный выше антиисторизм в понимании этой культуры.

Важным дополнением философского анализа различных моделей физической культуры является изучение на основе социологических исследований ее современных форм (применительно к различным социальным группам и обществу в целом). Изложенная выше концепция физической (соматической) культуры ориентирует на получение в ходе этих исследований социологической информации о параметрах физической культуры применительно к различным группам населения, в том числе об их отношении к телесности, к физическому состоянию: представляет ли тело и различные его параметры (телосложение, здоровье, физические качества и двигательные способности) ценность для них; как они оценивают свое физическое состояние и его различные параметры; проявляют ли заботу о них и какие средства используют; на какие культурные образцы, нормы и правила поведения ориентируются; каков уровень их знаний о своей телесности, социальных средствах воздействия на него, методике их применения и т. д.

Еще одно важное направление философского анализа моделей физической культуры – выделение связанных с ней основных сфер реализации ценностей человеческого тела.

/83/ Один из вариантов решения этой проблемы состоит в том, чтобы выделить и дифференцировать следующие сферы:

· Сфера инфраструктуры. Сюда принадлежат материальные объекты и инструменты, служащие удовлетворению физико-функциональных потребностей человека и не имеющие символического характера: ста­дионы и спортивные залы, бассейны, бани с современными саунами, кабинеты красоты и биологического обновления, лыжные канатные дороги и подвесные кресла, а также инвентарь для разнообразных физических упражнений и приборы для измерения их эффективности.

· Сфера «непосредственной» культуры. Сюда относятся все те действия в области совершенствования человеческого тела и манипулирования этим телом, которые ничего не сообщают (не являются знаками), а оказывают сугубо физический и косвенно – психосоциальный эффект: воздействия на организм с помощью гигиенических, профилактических или диэти­ческих средств; различные косметические процедуры; гимнастиче­ские или спортивные упражнения, применяемые в качестве инструмента физического развития и повышения физической работоспособности человека, отдыха, восстановления физических сил и т. п.; различные виды туризма, предпринимаемого по гигиеническим, здраво­охранительным, рекреационным или гедоническим соображениям.

· Сфера символической культуры. Речь идет о том, что одни и те же в физическом смысле действия могут обретать дополнительное значение или дополнительный смысл. Так, белизна «алебастрового» тела дам из аристократических домов воспринималась как знак принадлежности к нетрудовому классу, в то время как румяный цвет кожи и загар свидетельствовали о том, что мы имеем дело с представительницей трудового класса. Марширующая в походе колонна здоровых, атлетически развитых молодых ладей должна символизировать физическую силу народа, да и не только физическую. Место на­циональной сборной, завоеванное на Олимпийских играх, истолковывается не только как выражение физического совершенства данной команды, но и как свидетельство высокого социального статуса данного народа и государства.

· Сфера сакральности (sacrum) – сфера торжественных, празднич­ных ценностей. Прежде всего, они связаны с миром религии, мифа, искусства, ритуального сакрального или полусакрального зрелища. Проявление такого рода ценностей мы нахо­дим в античных Олимпийских играх, посвященных богам. В средние века эти ценности конкретизировались в мифе рыцаря, защищавшего веру и церковь и служившего импера­тору. Современные олимпийские зрелища под­чинены ценностям народа и государства, а, кроме того, дружбы, братства и мира. Важным свойством сакральных поведений физического типа является сопутствующий им ритуал, а также атмосфера праздника. Известны из древности факты приостановления войн на время Олимпийских игр. Это было свидетельством необычайности, своеобразного ритуала Игр. Это настроение праздника, возвышенных намерений сохранили также современные спортивные праздники и сопутствующие им символы: олимпийский огонь, национальные флаги и костюмы, оформление стадиона, торжественная музыка, речь и шествия, наконец, последняя фаза встреч – радость юности и забавы. Наконец, третьим элементом двигательного поведения, принадлежащего к сакральной сфере, является присутствие зрителей, которое характеризуется своеобразным общением между ними и героями встреч. Наряду со спортом к двигательным действиям, наиболее поддающимся сакрализации, принадлежит танец [см. Кравчик, 2005а].

/84/ В более ранних работах З. Кравчик выделяет 3 основных сферы (пласта) физической культуры. 1. Сфера бытовых условий. Сюда относятся технические условия труда (сидячая и умственная работа; работа, требующая некоторых физических и двигательных усилий; работа, требующая большой сноровки и силы; выполняемая в условиях естественной среды и на свежем воздухе или в технической среде и закрытом поме­щении и т. д.). Далее существенную роль в этой сфере играет вид жилья (в городе или деревне, большая или малая жилплощадь в пересчете на одного жильца, наличие или отсутствие удобств и т. п.). И, наконец, возможность активного в физическом отношении использования досуга (ежедневно, в субботние и воскресные дни, во время отпуска). Эти условия жизни и труда человека как таковые не включаются в физическую культуру. Речь идет о соматических результатах этих условий, т. е. о сте­пени их влияния на физическую форму человека. То же касается и других аналогичных факторов, таких как характер питания, гигиена жизни, характер одежды, «искусствен­ные» формы ухода за телом, регуляция функции размножения, профилактические и лечебные процедуры, климатическое воздействие и т. д. 2. Сфера целенаправленной двигательной активности, имеющая сво­ей целью «нормальное» развитие, физическую полноценность и здоровье человека, как инструментального, так и самодовлеющего характера. К ней принадлежат разные формы физического воспи­тания детей и молодежи, работа над физической формой взрослых и ее восстановлением, приобретение хотя бы минимальной физической формы инвалидами, специальные физические упражнения, связ­анные с некоторыми профессиями, требующими особых физических навыков и т. д. 3. Сфера направленной, превышающей нормальную, двигательной активности, реализуемой в таких формах, как балет, рекордный спорт и цирковое искусство [см. Кrawczyk, 1984b,c].

Охарактеризованный выше философско-культурологический анализ социокультурных ценностей тела и моделей физической культуры помимо теоретического имеет и важное практическое значение для определения приоритетных направлений, форм и методов современной социальной политики в отношении физического воспитания различных групп населения, организации с ними физкультурно-спортивной работы.

 

Контрольные вопросы

1. Проблема различных моделей физической культуры и подходы к ее решению?

2. Инструментальная модель физической культуры и ее разновидности?

3. Гуманистически ориентированная модель физической культуры и ее основные особенности?

4. Комплексная типология моделей физической культуры с учетом эволюции физической культуры?

5. Основные направления философского исследования различных моделей физической культуры? Основные сферы реализации ценностей человеческого тела?

2.4. Спорт и культура мира

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...