Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Негативное влияние. Прагматизм и агрессия. Культурная гегемония

/85/ Концепция культуры мира развита под эгидой ЮНЕСКО выдающимися деятелями образования, науки, искусства. Она исходит из того, что для исключения войн из жизни общества или их предотвращения нужны глубокие изменения в культуре. Речь идет о том, чтобы культуру войны, в основе которой лежит ценностная ориентация на насилие, на решение конфликтов с помощью вооруженных средств, преобразовать в культуру мира. Ее фундамент составляют такие ценности и образцы поведения, как отказ от насилия, приверженность принципам демократии, поддержка свободы, справедливости, солидарности и терпимости, взаимное уважение представителей различных культур, идеологий и верований и другие гуманистические ценности.

В связи с разработкой данной концепции возникает культурологическая проблема, касающаяся отношения спорта к ценностям культуры мира. При анализе данной проблемы возникает комплекс разнообразных вопросов: можно ли спорт рассматривать как элемент педагогики культуры мира, т.е. относить к числу тех институтов и сфер общества, которые содействуют становлению и распространению этой культуры, связанных с ней гуманистических ценностей? В какой мере, насколько эффективно спорт действительно выполнял и выполняет эту функцию? Не противоречит ли соревновательный характер спорта его роли в формировании и развитии культуры мира? Не оказывает ли соперничество, принимающее особенно острые формы в международном спорте, негативное влияние на те цели и задачи, которые призвана решать культура мира? и др.

К сожалению, в работах, посвященных культуре мира, а также спорту, не только не ставятся и не обсуждаются эти вопросы, но, как правило, спорт вообще не упоминается среди тех явлений, которые хоть в какой-то мере связаны с культурой мира. В изданной в 1999 г. библиографии по проблемам культуры мира не приведена ни одна работа, анализирующая спорт в этом аспекте. Некоторое исключение представляют материалы организованной ЮНЕСКО Международной конференции «Воспитание и спорт для культуры мира» (Париж, 5-7 июля 1999 г.) [см. World Conference…, 1999]. Однако на данной конференции были затронуты лишь некоторые аспекты необычайно сложной проблемы отношения спорта к культуре мира. С учетом этой ситуации в последние годы автором и его учениками начата работа по анализу спорта как фактора формирования и развития культуры мира [Варюшина, 2005; Сагалаков, 2005; Столяров, 2005г и др.]. Изложим кратко основные результаты этого анализа.

/86/ Противоречивое влияние спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира.

Позитивное влияние. Анализ фактов истории спорта, бесспорно, доказывает его важное позитивное влияние на формирование и реализацию ценностей культуры мира. Это связано, прежде всего, с тем, что спортивное соревнование – важнейший элемент спорта – выступает как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни, призванная содействовать гуманизации соперничества людей, т. е. создания таких условий соревнования, которые позволяют: а) по возможности обезопасить участников соперничества от трагических последствий, не унижать достоинство личности, не наносить вреда их здоровью; б) поставить соперников в равные условия, создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей; в) содействовать выявлению и развитию жизненно ценных качеств личности. Со спортом связан и социальный«механизм» достижения этой цели: создание специальных, искусственных условий организации соперничества и подготовки к нему путем преобразования реальных соревновательных ситуаций в более гуманные, условные, игровые, основанные на определенных правилах, в том числе правилах-запретах [см. Столяров, 2004в].

Функции (как потенциальные, так и реальные) спорта в формировании и развитии культуры мира можно подразделить на три группы:

1. В системе социальных (международных, межгосударственных, межгрупповых и т. п.) отношений спорт способен выполнять, действительно выполнял и выполняет в настоящее время интегративную функцию. Развитие сети мирно регулируемых и освещаемых в средствах массовой информации спортивных соревнований, встреч, связей непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей при определенных условиях дает возможность: а) установить контакты между странами, которые находятся в определенном конфликте; б) народам разных стран лучше узнать, познакомиться с достижениями культуры и специфическими особенностями друг друга; в) сформировать общие убеждения, взгляды и образцы поведения, которые вызывают чувство взаимного уважения, симпатии, снимают отчужденность, способствуют взаимодействию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров; г) преодолеть локальную ограниченность, связать и объединить непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей различных городов, стран, континентов, способствовать формированию дружеских отношений между ними. Все это способствует установлению и стабилизации атмосферы мира, смягчению и регулированию конфликтов.

2. Спорт способен выполнять, действительно выполнял и выполняет в настоящее время символическую функцию.Он демонстрирует (для изучения, пропаганды и т. д.) имеющие ярко выраженную гуманистическую направленность и адекватные ценностям культуры мира культурные образцы, смыслы, значения, символические (знаковые) модели:

· мирного («мягкого», «гуманного», «человечного», основанного на этических принципах) соперничества как «символическое состязание между соперниками», «символ мирного соревнования между народами в условиях взаимопонимания», «символ сплоченности и единения между людьми», «символический мост для решения конфликтов»;

· культуры соперничества, которая предусматривает ориентацию на нравственные нормы поведения в ходе любого соперничества и отказ от таких насильственных действий, которые могут нанести ущерб здоровью соперников или унизить достоинство их личности;

· диалектического единства сотрудничества и соперничества, миролюбивого значения кооперации, несмотря на определенные конфликты;

· гуманного разрешения и ограничения конфликтов;

· социального взаимодействия на основе демократического принципа справедливости и равенства шансов, которая показывает возможность уничтожения этнического и расового неравенства;

· справедливой, хотя и не бесконфликтной, общественной жизни, гуманных взаимных отношений между соперничающими сторонами (отдельными лицами или группами).

3. Спорт способен выполнять, при определенных условиях действительно выполнял и выполняет в настоящее время воспитательную функцию.Характер и специфика спортивной деятельности, система связанных со спортом культурных образцов, смыслов, значений, символических (знаковых) моделей дает возможность решать широкий круг воспитательныхзадачпедагогики культуры мира, в том числе следующих важных элементов этой культуры: миролюбия, способности мирного разрешения конфликтов; терпимости (толерантности); навыков демократического поведения; нравственного поведения в условиях соперничества, культуры соперничества.

Негативное влияние. Соревновательный характер спорта подталкивает и спортсмена, и тренера к тому, чтобы основные усилия они направляли на решение чисто прагматических задач – достижение победы в соревнованиях, высокого спортивного результата, рекорда. Именно эти достижения, как правило, стимулируются не только морально, но и материально. Стремление к победе подогревается также средствами массовой информации, тренерами, спортивными функционерами, а иногда и политическими деятелями, стремящимися использовать спорт в своих корыстных интересах. Все это формирует сильную ориентацию на успех, на достижение высокого результата, что нередко играет отрицательную роль в системе социальных отношений, содействует возникновению конфликтных ситуаций. Такая ориентация субъектов спортивной деятельности приводит к тому, что в спорте, особенно в спорте высших достижений, наблюдается девальвация духовно-нравственных ценностей [см. Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 1, 2000].

Еще один аспект негативного влияния спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира состоит в том, что он может содействовать развитию агрессивности спортсменов и зрителей. Большинство видов спорта требует от участников соревнований проявления определенной агрессивности, хотя бы в рамках существующих правил и условий деятельности. Спорт – это, возможно, один из немногих видов деятельности, где проявление агрессии не только воспринимается терпимо, но и встречается бурными аплодисментами многими людьми. В современном спорте отмечается возрастание физического насилия, жестокости, грубой игры, того, что специалист в области философии спорта Кристиан Бомберг назвал «ритуализацией насилия». /88/ У спортсменов и болельщиков нередко наблюдаются проявления не только эгоизма и агрессивности, но даже ненависти по отношению к соперникам и «болельщикам» «противоположного лагеря». Все большее число стран сталкивается с побоищами между болельщиками во время и после футбольных и хоккейных матчей. Привлекательность спорта, все больший интерес, проявляемый к нему со стороны миллионов людей, открывают огромные возможности для использования его не только прогрессивными, но и различными реакционными – милитаристскими, националистическими, шовинистическими и другими общественно-политическими силами в своих корыстных экономических, политических, идеологических и тому подобных целях. Имеется немало фактов использования спорта для разжигания ненависти и вражды между народами, подогревания националистических и шовинистических настроений, решения узкокорыстных политических целей, для доказательства превосходства (иногда к тому же мнимого) одной страны, одного общественного строя, одной нации и т. д. над другими. Вследствие этого, казалось бы, изначально гуманистические по своей природе спортивные поединки пробуждали в людях не глубоко человеческие чувства, а звериные инстинкты, и сам спорт выступал как фактор конфронтации в международных отношениях, не столько объединял, интегрировал, сколько разъединял различные страны, народы, нации, противопоставлял их друг другу. Серьезную тревогу вызывает и такое дисфункциональное проявление современного международного спорта, особенно ярко проявляющее в олимпийском движении, которое обычно обозначается термином «культурная гегемония» [Eichberg, 1981; Francisco, 1994; Lalaoui, 1994; Landry, 1986; Shinnick, 1978 и др.]. Олимпийская программа не отражает культуру очень многих стран. Большинство видов спорта и спортивных дисциплин, включенных в наиболее важные международные соревнования, имеют западное происхождение.

Таким образом, анализ истории и современного состояния спорта показывает, что гуманистический потенциал спорта реализуется далеко не полностью. Более того, с ним связан ряд таких социальных явлений, которые негативно влияют на формирование и развитие культуры мира [о факторах, которые определяют характер влияния спорта на реализацию ценностей культуры мира см.: Сагалаков, 2005; Столяров, 2005г].

 

Контрольные вопросы

1. Покажите философско-культурологический аспект концепции сорта как культуры мира.

2. В чем противоречивость влияния спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира?

3. Дайте анализ позитивных функций спорта в формировании и развитии культуры мира.

4. Расскажите о факторах негативного влияния спорта на культуру мира.


Литература

(Черновой вариант)

1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск: Наука, 1983. – 184 с.

2. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. В. Абаев. – Новосибирск: Наука, 1989. – 272 с.

3. Абаев Н. В. Чань-буддизм и шаолиньская школа ушу / Н. В. Абаев // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 148-178.

4. Адамович Г. Э. Кхуай-то – вьетнамский ниндзя / Г. Э. Адамович. – Мн. : Соврем. слово, 2001. – 160 с.

5. Аристотель. Сочинения: в 4 т. /Аристотель; пер. с древнегреч. – М. : Мысль, 1984. – Т. 4. – 830 с.

6. Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Высшая школа, 1976. – 307 с.

7. Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. – М. : Политиздат, 1986. – 334 с.

8. Афоризмы старого Китая – 2-е изд., испр. – М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 79 с.

9. Бабосов Е. М. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: Тетра системс, 2000. – 396 с.

10. Бальсевич В. К. Перспектива развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания / В. К. Бальсевич // Теория и практика физкультуры. – 1997. – № 6. – С. 15 - 25.

11. Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич // Теория и практика физкультуры. – 2001. – № 4. – С. 10 - 11.

12. Бахныкин Ю. А. Карманный словарь атеиста – 7-е изд./ Ю. А. Бахныкин [и др.]; под ред. М. П. Новикова. – М. : Политиздат, 1987. – 271 с.

13. Берталанфри Л. Фон. Общая теория систем. / Л. Фон Берталанфри. – М. : Прогресс, 1969. – 369 с.

14. Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства / М. Бишоп; пер. с англ. А. Кратенкова. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 304 с.

15. Блауберг И. В. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии, 1978. – № 8. – С. 14 - 21.

16. Блеер А. Н. Самооборона подручными средствами / А. Н. Блеер, Д. А. Тышлер, Ф. Д. Мовшович. – М. : Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. – 144 с.

17. Бонгард-Левин Г. Древнекитайская цивилизация: философия, наука, религия / Г. Бонгард-Левин. – М. : Наука, 1980. – 210 с.

18. Бодде Д. Мифы древнего Китая / Д. Бодде // Мифология древнего мира. – М., 1977. – 189 с.

19. Борисова Е. А. Управление персоналом для современных руководителей / Е. А. Борисова. – СПб. : Питер, 2003. – 445 с.

20. Браун С. Х. Специфические особенности спортсменов детского и подросткового возраста: справочное издание / С. Х. Браун // Спортивная медицина / Пер. с англ. – М. : Терра-Спорт, 1999. – С. 67 - 81.

21. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. – М. : ФиС, 1980. – 127 с.

22. Бриль М. С. Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: дис. … д – ра пед. наук / М. С. Бриль. – М., 1986. – 405 с.

23. Брушлинский А. В. О соотношении биологического и социального в развитии личности: теоретические проблемы психологии личности / А. В. Брушлинский. – М. : МГУ, 1974. – 191 с.

24. Бурлацкий Ф. М. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. – М. : Мысль, 1985. – 384 с.

25. Быкова А. А. Организационные структуры управления / А. А. Быкова. – М.: ОЛМАПРЕСС, 2003. – 160 с.

26. Быховская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. – М., 1993. – 180 с.

27. Быховская, И. М. Теоретико-методологические основания социокультурного анализа телесности человека / И. М. Быховская // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. – М.: Сов. спорт, 1996. – С. 8 - 14.

28. Быховская И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы / И. М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 2. – С. 19 - 27.

29. Васильев В. П. Буддизм и его догматы, история и литература / В. П. Васильев. – СПб., 1875. – 174 с.

30. Васильев Г. Ф. Систематизация в кикбоксинге / Г. Ф. Васильев. – М. : НИИФК, 1990. – 25 с.

31. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской цивилизации / Л. С. Васильев. – М., 1976. – 183 с.

32. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) / Л. С. Васильев. – М. : Наука, 1989. – 309 с.

33. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) / Л. С. Васильев. – М.: Наука, 1990. – 217 с.

34. Васильев О. С. Ушу, художественная гимнастика и хореография: общее и различие / О. С. Васильев // Гунфу. – 2002. – № 1. – С. 14 - 16.

35. Васильев О. С. О месте боевого искусства ушу в системе современного детского спорта / О. С. Васильев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 5 - 6.

36. Великович, Л. Н. Современный капитализм и религия / Л. Н. Великович. – М.: Политиздат, 1984. – 238 с.

37. Верхошанский Ю. В. Принципиальные основы построения тренировки в годичном цикле / Ю. В. Верхошанский // Совершенствование системы управления подготовкой спортсменов высшей квалификации. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – С. 109 - 137.

38. Верхошанский Ю. В. Состояние и перспектива теории построения тренировки в спорте / Ю. В. Верхошанский [и др.] // Совершенствование системы управления подготовкой спортсменов высшей квалификации. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – С. 7 - 36.

39. Верхошанский Ю. В. Специфика скоростно-силовой подготовки боксеров в связи с особенностями технико-тактического мастерства / Ю. В. Верхошанский [и др.] // Теория и практика физ. культуры. – 1980. – № 5. – С. 5 - 9.

40. Верхошанский Ю. В. Управление тренировочным процессом в годичном цикле / Ю. В. Верхошанский // Научно-спортивный вестник. – 1983. – № 6. – С. 6 - 12.

41. Верхошанский Ю. В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. – 1988. – 332 с.

42. Верхошанский Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высшего класса в годичном цикле / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. – 1991. – № 2. – С. 24 - 31.

43. Визитей, Н. Н. Спортивная деятельность как социальный феномен: автореф. дис. д-ра филос. наук / Н. Н. Визитей. – Свердловск, 1984. – 38 с.

44. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук; пер. с польск. – М. : Высш. шк., 1988. – 496 с.

45. Власов Ю. П. Справедливость силы / Ю. П. Власов. – Л.: Лениздат, 1989. – 607 с.

46. Волков Л. В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды: автореф. дис. … канд. пед. наук / Волков Л. В. – М., 1984. – 40 с.

47. Волков Я. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физических культурой и спортом: дис. … д-ра. пед. наук / Волков Я. В. – Киев, 1988. – 297 с.

48. Воронов И. А. Секретные боевые искусства Старого Китая / И. А. Воронов. – СПб.: Б&К, 2000. – 242 с.

49. Воронов И. А. Секретные боевые искусства славянских народов / И. А. Воронов. – СПб.: Б&К, 2001. – 218 с.

50. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. акад. Г. Б. Поляка, проф. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 496 с.

51. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.

52. Гегель. Философия религии: в 2 т. / Гегель: пер. с нем. – М. : Мысль, 1976. – Т. 1. – 532 с.

53. Гегель. Философия религии: в 2 т. / Гегель; пер. с нем. – М. : Мысль, 1977. – Т. 2. – 573 с.

54. Гил Константин. Искусство таэквондо: три ступени. Ступень 1: К голубому поясу / К. Гил, Ким Чур Хван; пер. с нем. / Предисл. И. С. Соколова. – М. : Сов. спорт, 1991. – 176 с.

55. Гил Константин. Искусство таэквондо: три ступени. Ступень 3: от второго дана – к четвертому / К. Гил, Ким Чур Хван; пер. с нем. – М.: Сов. спорт, 1991. – 192 с.

56. Гилби Д. Секреты боевых искусств мира / Д. Гилби. – Рига, 1991. – 345 с.

57. Годик М. А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: автореф. дисс. д-ра пед. наук / М. А.Годик – М., 1982. – 48 с.

58. Голованов В. Ю. Сравнительный анализ уровня специальной подготовленности спортсменов в тэквондо / В. Ю. Голованов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – № 1. – С. 34 - 40.

59. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений – 4-е изд., испр. / Б. Р. Голощапов. – М.: Академия, 2007. – 312 с.

60. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – М.: ФиС, 1996. – 208 с.

61. Горбылев А. М., Артеменко О. Н. Боевое каратэ Оямы Масутацу / А. М. Горбылев, О. Н. Артеменко // Додзе: воинские искусства Японии. – 2000. – Вып. 3. – С. 2 - 48.

62. Горбылев А. М. Становление школы Кекусинкай / А. М. Горбылев // Додзе: воинские искусства Японии. – 2000. – Вып. 4. – С. 17 - 39.

63. Государев Н. А. Модели развития мастерства и личности спортсменов высокой квалификации / Н. А. Государев // Психологическое обеспечение спортсменов. – Алма-Ата: Изд-во КГПИ, 1987. – С. 14 - 22.

64. Готт В. С. Категории современной науки: (становление и развитие) / В. С. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.

65. Греко-римская борьба: учебник / Под общ. ред. А. Г. Семенова и М. В. Прохоровой. – М.: Олимпия Пресс; Терра-Спорт, 2005. – 256 с.

66. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры / Л. Д. Гришелева. – М.: Наука, 1986. – 235 с.

67. Громов Б. В. Подмосковный проект Громова / Б. В. Громов // Управление персоналом. – № 12. – 2005. – С. 8 - 12.

68. Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различных видах спорта: автореф. дис.: д-ра пед. наук / Губа В. П. – М., 1997. – 51 с.

69. Гужаловский А. А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: дис. … д-ра. пед. наук / Гужаловский А. А. – Минск-Челябинск, 1978. – 285 с.

70. Гумилев Л. Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилев. – Аст. Хранитель, 2006. – 416 с.

71. Гуревич П. С. Феномен деантропологизации человека / П. С. Гуревич // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 19 - 31.

72. Давыдов, В. В. Теория деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы философии. – 1996. – № 5. – С. 96 - 97.

73. Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство / В. Н. Даниленко. – М.: Юрид. лит., 1984. – 192 с.

74. Дао-дэ цзин. Сер. Чжуцзы цзичэн. Т. 3.– Ч. 1. – Пекин, 1956. – 246 с.

75. Дао-дэ цзин. Древнекитайская философия: собр. текстов. В 2 т. Т. 1. – М., 1972. – 327 с.

76. Да-чэн ци-син лунь (махаяна - шрад - дхотпада - шастра – «Шастра о зарождении веры в махаяне»). – Сянган, 1926. – 74 с.

77. Дворкин Л. С. Основы поэтапной многолетней подготовки спортсменов высокого класса (лекции для студентов вузов физической культуры) / Л. С. Дворкин, С. В. Новаковский, С. В. Степанов. – УГТУ (УПИ). Екатеринбург, 2002. – 38 с.

78. Дементьев В. Л., Ушаков, А. Ф. Дидактическое значения правил соревнований по спортивной борьбе на базовом этапе технико-тактической подготовки спортсменов / В. Л. Дементьев, А. Ф. Ушаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 19 - 21.

79. Джонсон М. Битва за персонал / М. Джонсон; пер. с англ. / Под. ред. Е. Н. Борисовой. – СПб., 2004. – 304 с.

80. Долин А. А. Кэмпо – традиция воинских искусств / А. А. Долин, Г. П. Попов. – М., 1990. – 210 с.

81. Домин А. А. Истоки ушу / А. А. Домин, А. А. Маслов. – М.: Наука, 1990. – 176 с.

82. Домнич М. Я. Христианский синдикализм (1945-1980 годы) / М. Я. Домнич, В. Г. Рунец. – М.: Профиздат, 1981. – 224 с.

83. Дубинин В. Н., Горбылев, А. М. Каратэ-до сито-рю / В. Н. Дубинин, А. М. Горбылев // Додзе: воинские искусства Японии. – 2000. – Вып. 4. – С. 2 - 17.

84. Еганов А. В., Закиров, Р. М., Миллер, А. Е. Методика начального обучения защитным действиям в борьбе дзюдо / А. В. Еганов [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 7, 13.

85. Жуков В. И. Оптимизация двигательных действий спортсменов в видах спорта силовой и скоростно-силовой направленности 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо: автореф. дис. … докт. пед. наук / Жуков В. И. – Майкоп, 1999. – 57 с.

86. Загайнов Р. М. Поражение (психологическое эссе) / Р. М. Загайнов, – М.: Агентство «Компьютер пресс», 1993. – 192 с.

87. Загайнов Р. М. К проблеме уникальности личности спортсмена – чемпиона / Р. М. Загайнов // Спортивный психолог. – 2005. – № 1. – С. 4 - 16.

88. Зайцев Г. Г., Файбушевич, С. И. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент) / Г. Г. Зайцев, С. И. Файбушевич. – СПб., 2002. – 117 с.

89. Заяшников С. И. Тайский бокс: учеб. - метод. пособие – 4-е изд., испр. и доп. / С. И. Заяшников. – М.: Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2004. – 272 с.

90. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 221 с.

91. Зеленев Л. А. Физическая культура как система (к дискуссии о предмете физической культуры) / Л. А. Зеленев, Ю. А. Лебедев // Теория и практика физ. культуры. – 1985. – № 9. – С. 48 - 50.

92. Злотников Р. В. Русские сказки: Фантастический роман / Р. В. Злотников. – М.: АРМАДА; Альфа - книга, 2000. – 480 с.

93. Иванов-Катанский С. Базовая техника каратэ / С. Иванов-Катанский. – ГРАНД-ФАИР, 2001. – 544 с.

94. Иванов-Катанский С. Высшая техника в каратэ / С. Иванов-Катанский. – ГРАНД-ФАИР, 2001. – 528 с.

95. Иванов-Катанский С. Практическое боевое карате / С. Иванов-Катанский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 544 с.

96. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков. – М.: Мысль, 1968. – С. 68 - 85.

97. Ильин Е. Т. Психофизиология физического воспитания / Е. Т. Ильин. – М.: Просвещение, 1980. – 199 с.

98. Информационно-аналитический сборник: Кадры и ресурсы регионов и органов местного самоуправления. – М.: РАКС, 2003. – 319 с.

99. История боевых искусств / Под ред. Г. К. Панченко. – М.: Олимп-АСТ, 1997. – 464 с.

100. История философии: учебник для высших учебных заведений / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736 с.

101. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1990. – 320 с.

102. Как провести социологическое исследование: В помощь идеолог. активу / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1985. – 223 с.

103. Калинин Ю. А. Модернизм русского православия / Ю. А. Калинин. – Киев: Политиздат Украины, 1988. – 77 с.

104. Караковский В. А. Стать человеком: общие человеческие ценности – основа целостного учебного воспитательного процесса / В. А. Караковский. – М.: НМО творческая педагогика, 1993. – 77 с.

105. Карманный справочник директора: основы корпоративного управления: от А до Я. – М.: Олимп-Бизнес, 2002. – 304 с.

106. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; как завоевать друзей и оказывать влияние на людей; как перестать беспокоиться и начать жить – 4-е изд. / пер. с англ. – Мн.: ООО Попурри, 2004. – 768 с.

107. Карпенко В. Б. Системный подход в управлении организационными структурами / В. Б. Карпенко // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 55.

108. Керимов Ф. А. Формирование психофизиологических качеств у юных борцов 10-11 лет / Ф. А. Керимов, А. А. Рузиев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 37, 38.

109. Ким В. В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий / В. В. Ким // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 7. – С. 8 - 16.

110. Ким В. В. Оздоровительная направленность процесса начальной подготовки в спортивных единоборствах / В. В. Ким [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 41 - 45.

111. Ким, В. В. О разделении спорта и оздоровительной физической культуры / В. В. Ким [и др.] // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 3. – С. 17 - 21.

112. Кириллов В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М. : Высш. школа, 1982. – 262 с.

113. Климов Г. П. Князь мира сего / Г. П. Климов. – М. : Молодая гвардия, 1992. – 277 с.

114. Князев В. Н. Региональный рынок труда: проблемы, концепции управления / В. Н. Князев, В. В. Лукин, В. Г. Самоделов, А. К. Дедков. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 320 с.

115. Конфуций. Уроки мудрости: сочинения / Конфуций. – М. : ЭксмоПресс, 1998. – 405 с.

116. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 4. – С. 2 - 10.

117. Коренберг В. Б. Зависимость «силы – скорость» и строение опорно-двигательного аппарата / В. Б. Коренберг // Биомеханика и новые концепции физкультурного образования и системы спортивной подготовки: тез. докл. Межд. науч. конф. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1999. – С. 130 - 133.

118. Королев, В. В. Актуализация потребностей юных самбистов в здоровьесбережении при проведении тренировочных занятий / В. В. Королев, А. Я. Найн // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 39, 40.

119. Коротких И. А. Адаптации индивидуального технико-тактического арсенала борцов в ударных единоборствах в условиях безорудийного рукопашного боя / И. А. Коротких // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: тр. научно-иссл. института проблем физ. культ. и спорта КубГАФК / Под ред. В. А. Якобашвили и А. И. Погребного. – Краснодар: КубГАФК, 2002. – Т. 5.– С. 64 - 66.

120. Краевский В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В. В. Краевский // Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С. 77 - 82.

121. Кудряшов Н. И. Магия боя: Тайны боевых искусств гипербореев / Н. И. Кудряшов. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2002. – 192 с.

122. Кузнецов, А. С. Ранняя специализация, массовость и спортивное долголетие как проблема в организации многолетней подготовки по спортивной борьбе / А. С. Кузнецов, Ю. А. Шулика // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: тр. научно-иссл. инт-а проблем физ. культ. и спорта КубГАФК / Под ред. В. А. Якобашвили и А. И. Погребного. – Краснодар: КубГАФК, 2000. – Т. 3.– С. 68 - 71.

123. Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией / А. Н. Лапин. – М.: Управление персоналом, 2004. – 288 с.

124. Левицкий А. Г. Обучение базовым бросковым действиям в дзюдо / А. Г. Левицкий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 14 - 18.

125. Ленин В. И. Полн. собр. соч. / В. И. Ленин – Издательство политической литературы – Т. 36. – 315 с.

126. Липатов С. В. Современный панкратион: становление универсального бойца-единоборца / С. В. Липатов. – Иваново: Талка, 2006. – 288 с.

127. Лозинский С. Г. История папства / С. Г. Лозинский. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 382 с.

128. Лубышев И. Детский спорт – это наше будущее / И. Лубышев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 28 - 29.

129. Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 1. – С. 10 - 13.

130. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. – С. 10 - 15.

131. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 4. – С. 11 - 16.

132. Лукин В. В. Информатизация рынка труда и образования / В. В. Лукин. – М.: Образование и Информатика, 2003. – 144 с.

133. Лукин В. В. Социальные проблемы рынка труда / В. В. Лукин. – М.: ГУУ, 2005. – 40 с.

134. Ляпкало В. И. Управление формированием ценностных ориентаций у спортсменов-хоккеистов в процессе спортивной подготовки и соревновательной деятельности: дис. … канд. пед. наук / Ляпкало В. И. – Челябинск: УралГАФК, 2000. – 173 с.

135. Макиавелли Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли; пер. с итал. – М.: Художеств. лит., 1982. – 503 с.

136. Маккарта П. Древние боевые искусства Окинавы Корю Учинади / П. Маккарта, Ю. Маккарти; пер. с англ. А. Курчакова. – Ростов-н/д.: Феникс, 2001. – 128 с.

137. Мандзяк А. С. Боевые искусства Европы / А. С. Мандзяк. – Минск: Современное слово, 2005. – 352 с.

138. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года: соч. – 2-е изд. // К. Маркс, Ф. Энгельс. – Т. 42. – С. 41 - 174.

139. Маслов А. А. Небесный путь боевых искусств: духовное искусство китайского ушу / А. А. Маслов. – Спб.: Текс, 1995. – 238 с.

140. Маслов А. А. Письмена на воде. Ранние чаньские наставники / А. А. Маслов. – М.: Сфера, 2000. – 423 с.

141. Маслов А. А. Энциклопедия восточных боевых искусств: традиции и тайны китайского ушу / А. А. Маслов. – М. : ГАЛА-ПРЕСС, 2000. – Т.1 – 424 с.

142. Маслов А. А. Энциклопедия восточных боевых искусств: 2 т. Войны и мудрецы Восходящего Солнца / А. А. Маслов. – М. : ГАЛА-ПРЕСС, 2000. – 520 с.

143. Махов С. Ю. Вольный бой: учеб. пос. для занятий по рукопашному бою / С. Ю. Махов. – Брянск: Дерябинск, 2000. – 155 с.

144. Межуев В. Б. Думать надо о будущем нации / В. Б. Межуев // физическая культура в школе. – 1999. – № 3. – С. 2 - 7.

145. Мень А. Истоки религии – 2-е изд., перераб. / А. Мень – Брюссель: Фонд им. А. Меня. – 1981. – 428 с.

146. Мердвин С. С. Управление персоналом: современная российская практика / С. С. Мердвин. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.

147. Моисеев, С. М. Правила контактного каратэ / С. М. Моисеев. – М.: ВНИИФК, 1995. – 20 с.

148. Мордкович А. Г. Алгебра – 8: метод. пособие для учителя / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 1996. – 187 с.

149. Мо-цзы. Сер. Чжуцзы - цзичэн. – Т. 4. – Ч. 1. – Пекин, 1956. – 312 с.

150. Мшвениерадзе В. В. Власть: очерки современной политической философии Запада / В. В. Мшвениерадзе [и др.] – М.: Наука, 1989. – 328 с.

151. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена / Р. М. Найдиффер. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 212 с.

152. Нелюбин В. В. Развитие теории и практики классификации тактико-технических действий в спортивной борьбе: автореф. дис. д-ра педаг. наук / Нелюбин В. В. – Спб., 1999. – 44 с.

153. Нестеркин С. П. Гун-ань в культурно-психологической традиции чань-буддизма (анализ доктринальных основ) / С. П. Нестеркин // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – С. 22 - 43.

154. Никольский, Н. М. История русской церкви – 3-е изд. / Н. М. Никольский. – М.: Политиздат, 1983. – 448 с.

155. Нишияма Х. Каратэ, или искусство борьбы «Пустой рукой» / Х. Нишияма, Р. Браун; пер. с англ. – Харьков: Рубикон, 1994. – 240 с.

156. Новаковский С. В. Педагогические характеристики базовой силовой подготовки школьников 10-17 лет: учебно-метод. пос. / С. В. Новаковский, С. В. Степанов. – Краснодар: КГАФК, 2001. – 30 с.

157. Новаковский С. В. Возрастные педагогические особенности использования интенсивных методов силы: учебно-методическое пособие / С. В. Новаковский, С. В. Степанов. – Краснодар: КубГУ, 2002. – 54 с.

158. Новаковский С. В. Особенности силовой подготовки спортсменов 12-14-летнего возраста: методические рекомендации / С. В. Новаковский, С. В. Степанов. – Краснодар: КубГУ, 2002. – 37 с.

159. Новаковский С. В. Особенности силовой подготовки школьников 7-17 лет: учебно-метод. пос. / С. В. Новаковский, С. В. Степанов. – Краснодар: КубГУ, 2002. – 34 с.

160. Новиков А. А. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах (на примере спортивной борьбы): автореф. докт. дис. в виде науч. докл. / Новиков А. А. – М., 2000. – 62 с.

161. Нормативно - правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: документы и материалы (1999-2002 годы) / П. А. Рожков. – М.: Советский спорт, 2002. – 1040 с.

162. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли: учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. / М. Ф. Овсянников. – М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.

163. Оранский И. В. Восточные единоборства / И. В. Оранский. – М.: Сов. спорт, 1990. – 118 с.

164. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С. Д. Неверковича. – М.: Физическая культура, 2006. – 528 с.

165. Передельский А. А. Некоторые проблемы ассимиляции восточной психофизической культуры на Западе и в России / А. А. Передельский // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 1991. – № 6. – С. 32 - 40.

166. Передельский А. А. Поиски духовного и физического совершенства в культурологических учениях древнего и средневекового Китая / А. А. Передельский // Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. – М., 1992. – 139 с.

167. Передельский А. А. Философия воинских искусств / А. А. Передельский // Вестник Московского университета. Сер. 7.: Философия. – 1993. – № 1. – С. 27 - 36.

168. Передельский А. А. Философия воинских искусств: медитация как психофизический метод подготовки мастера тхэквондо / А. А. Передельский // Тхэквондо: журнал-обозрение; Союз тхэквондо России. – М., 1998. – № 2. – С. 13.

169. Передельский А. А. Единоборства, спорт, управление / А. А. Передельский. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2007. – 126 с.

170. Передельский А. А. Философия, педагогика и психогогика единоборств: монография / А. А. Передельский. – М.: Физическая культура, 2008. – 168

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...