Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соревнование (соперничество) как объект ФКС

Физкультурная двигательная деятельность (занятия физкультурой), физическая (соматическая) культура и спорт как три основных объекта философии ФКС. Три изучающих эти объекты философских дисциплины и их специфика

/8/ При характеристике любой научной дисциплины, прежде всего, важно определить ее объектную область (объекты, исследованием которых она занимается).

Данная процедура является весьма сложной. Как известно из логики и методологии науки, объектами науки могут быть:

· фрагменты (области) реальной действительности, выделенные исследователем для изучения;

· идеальные конструкты – объекты, «сконструированные» исследователем на основе идеализации реальных явлений, когда им приписываются некоторые принципиально неосуществимые свойства.

Чтобы выделить объекты своего исследования, отграничить их от других, наука формулирует соответствующие понятия. Это предполагает использование абстракций различного уровня, правомерность которых должна быть обоснована [см.: Зотов, 1973; Ракитов, 1969; Столяров, 1984в].

Проблема определения объектной области науки не только сложная и очень важная. Ее значимость определяется тем, что вся система знаний науки относится к объектам, выделенным для исследования. Только применительно к этим объектам ее знания могут оцениваться как истинные или ложные. Поэтому, если объектная область науки четко не выделяется, смешивается с другими, это приводит к многочисленным и серьезным ошибкам.

Именно такая ситуация характерна для философии ФКС и для других наук той сферы научного исследования, которую традиционно чаще всего называют «науки о ФКС». Объектная область этих наук во многом формируется стихийно. Абстракции, используемые при этом, как правило, не формулируются в явном виде. Как отмечено выше, для выделения объектной области своего исследования, отграничения ее от других объектов исследования, наука использует определенные понятия. Такие понятия вводятся и при уточнении объектной области философии ФКС. Прежде всего это понятия «физическая» культура» и «спорт». Однако при их введении допускаются грубые методологические ошибки. /9/ Нередко эти понятия не удовлетворяют даже элементарному требованию эффективности, т. е. не позволяют выделить изучаемые объекты, отграничить их от множества других, не смешивать с ними [см.: Столяров, 1984в, 2004а, 2005в, 2007в,г].

Яркой иллюстрацией служит понятие «физическая культура», используемое для выделения соответствующего объекта научного исследования. Чаще всего под физической культурой понимают особые формы двигательной активности, но при этом не уточняется, какие именно, не указываются особенности этих форм. Редким исключением являются работы Л.П. Матвеева и А. Воля, в которых предпринята попытка выяснить специфику форм двигательной деятельности, для характеристики которых используется понятие физической культуры [см. Матвеев, 1983, 1991; Wohl, 1981]. Анализ этих работ [см.: Столяров, 1984в] показывает, однако, что в них не различаются два разных понимания физической культуры: понимание ее как двигательной деятельности, используемой для целенаправленного воздействия на физическое развитие человека, и ее понимание как двигательной деятельности, применяемой для решения более широкого круга социально значимых задач (для отдыха, развлечения, общения и т. д.). По-разному характеризуются, смешиваются, недостаточно четко отличаются друг от друга особенности и этих двух форм двигательной деятельности.

Вместе с тем не только в этих работах, но и в большинстве других [см., например: Бойченко, Бельский, 2002; Глотов и др., 1996; Гончаров, 1995; Конеева и др., 2007; Курамшин, 2007; Николаев, 1997; Пономарев, 1974; Пономарчук, Аяшев, 1991; Решетнева, 2007; Сайганова, 1982 и др.], недостаточно четко различается, постоянно смешивается понимание физической культуры как определенной двигательной деятельности, которая может использоваться для отдыха, развлечения, физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья человека и т. д., и ее понимание как телесности (физического состояния) человека, включенной в процесс социализации и окультуривания Анализ показывает существенное различие этих двух пониманий физической культуры. В них используются различные абстракции и на основе этого выделяются два различных объекта исследования [подр. см.: Столяров, 1984в, 2009а].

Такая же ситуация характерна и для другого основного понятия обсуждаемых наук – понятия «спорт». Во многих зарубежных публикациях к спорту относятся разнообразные формы физической (двигательной) активности, предполагающие соперничество и не предполагающие его [см., например: Спортивная хартия, 1996. С. 15]. Типичным является определение спорта, которое дает Р. С. Кретчмар – автор книги «Прикладная философия спорта». Под «спортом», – пишет он, «будут пониматься все двигательные действия вообще, а не только специфически соревновательная деятельность. Конечно, под спортом будут пониматься и соревнования по отдельным видам спорта подобно баскетболу или волейболу, однако, понятие «спорт» чаще будет использоваться в широком смысле, включая многие виды двигательных действий» [Kretchmar, 1994, Р. XVIII]. При таком подходе, с одной стороны, спорт не отграничивается от тех форм физической активности, /10/ которые относятся к физической культуре, а с другой стороны, из него исключаются такие общепризнанные виды спорта, как шахматы, шашки и т. п.

В отечественных публикациях спорт, как правило, связывают с соревнованиями. Однако при этом нередко любое соревнование рассматривают как спортивное (по крайней мере, не делают попытки отграничить спортивное состязание от других) [см., например: Брянкин, 1983; Визитей, 1984, 1986, 2006; Ермак, 1999; Красников, 2003, 2007 и др.]. При последовательной реализации такого понимания спорта к нему придется причислить не только футбол, волейбол и другие соревнования, которые традиционно рассматриваются как спортивные, но и такие (например, производственные соревнования, конкуренцию и даже военные сражения), которые никогда не относились к числу «спортивных».

Некоторые исследователи «спортивными» считают соревнования в двигательнойдеятельности, т. е. такие, которые имеют своей целью выявление, сравнение, развитие и демонстрацию двигательных возможностей человека [см. Наталов, 1994; Wohl, 1981, 1984]. При таком понимании спортивных соревнований из их числа вновь придется исключить шахматы, шашки и другие аналогичные соревнования, традиционно относимые к спорту.

Чаще всего спортивным соревнованиям приписывают два основных признака: гуманную направленность и наличие строго фиксированных правил [см., Матвеев, 1991, 2001]. Иногда к ним добавляют другие признаки: игровой характер деятельности в спорте [Люшен, 1979; Пономарев, 1972]; «непродуктивный» характер спорта; его связь с движениями тела; подчинение спорта «принципу высших достижений» [Heinemann, 1980]. Однако одни из этих признаков (например, наличие правил, гуманная направленность) не являются специфичными для спортивного соревнования, а другие (например, игровой характер спортивной деятельности) не присущи некоторым ее разновидностям (например, спорту высших достижений).

Указанные методологические ошибки, допускаемые при введении понятий «физическая культура», «спорт» и других понятий, с помощью которых характеризуются и выделяются соответствующие объекты исследования, приводят к различной трактовке объектной области наук о ФКС, в том числе философии ФКС. Об этом свидетельствуют уже названия этой научной дисциплины. В зарубежных публикациях ее чаще всего обозначают такими терминами, как: «философия спорта» [Gregg, 1971; Haag, 1995; Kretchmar, 1994; Lenk, 1972, 1983; Lenk, Moser, Beyer, 1973; McBride, 1932; Mylik, 1997; Osterhoudt, 1973; Philosophic inquiry…, 1995; Thomas, 1983; Topical Problems …, 1983; Vanderzwaag, 1972; Weiss, 1969], «философия атлетики» [Berry, 1972; Lenk, 1979], «философия физического воспитания» [Cowell, France, 1963; Davis, 1961; Elwood, Мае, 1967; Harper et al., 1977; McCloy, 1940; Wayman, 1938; Webster, 1965], «философия физических упражнений (двигательной деятельности)» [Best, 1978], «философия рекреации (досуга)» [Nash, 1953], «философия (аксиология, онтология, эпистемология) тела/телесности» [Косяк, 2002; Кравчик, 2005а; Krawczyk, 1984b; Spiker, 1970] или их сочетание [Cobb, Lepley, 1973; Mihalich, 1982; Osterhoudt, 1978; Zeigler, 1968, 1977]. /11/ Особо выделяется «философия олимпизма» [см., например: Lipiec, 1999]. Значительно реже используется термин «философия физической культуры» (отдельно или в сочетании с термином «философия спорта») [Filozofia kultury…, 1990; Kosiewicz, 2000; Krawczyk, 1974; Philosophy of Physical Culture, 1997] и «философия достижений» [Krockow, 1974; Lenk, 1976]. При этом, как правило, не указывается тот критерий, по которому производится дифференциация этих философских теорий, не обсуждается вопрос о их взаимоотношении.

В отечественных публикациях чаще всего фигурируют термины «философия физической культуры», «философия спорта», «философия физической культуры и спорта» [Визитей, 1986; Философия и социология спорта…, 2000; Философско-социологическая теория…, 1986; Философско-социологические исследования…, 1988; Философско-социологические проблемы…, 1985; Курило, 2000; Пономарев Н. А., 1982; Столяров, 1980, 1981, 1986б и др.]. Однако указанные выше методологические ошибки, допускаемые при введении понятий «физическая культура» и «спорт», не позволяют эффективно (четко и однозначно) выделить объекты исследования философии ФКС.

Чтобы избежать таких ошибок, при введении понятий важно соблюдать логико-методологические принципы, которые требуют: а) учитывать эффективность определений; б) четко разграничивать их содержательный и терминологический аспекты; в) принимать во внимание систему понятий, которая необходима для отображения всего многообразия явлений изучаемой области [см.: 27–31]*.

С учетом этих принципов дадим краткую характеристику понятий, которые характеризуют объектную область исследования философии ФКС.

 

1.2.2.Понятия, характеризующие объектную область исследования философии ФКС

Объектная область исследования философии ФКС, а также других наук, изучающих ее, выделяется на основе применения определенных абстракций и идеализацией при анализе двух широких объектов, которые будут рассмотрены ниже.

Первым из них является понятие «тело человека». Имеется в виду естественное, природное тело человека, для характеристики которого в биологии, анатомии, физиологии человека, в теории физического и других науках используются также понятия «организм», «физическое состояние» «состояние морфофункционального развития» человека.

Тело (физическое состояние, состояние морфофункционального развития) человека обладает множеством разнообразных качеств, свойств, параметров. При его характеристике обычно указывается, прежде всего, конституция организма (его строение), а также многообразные функции организма в целом и его отдельных органов. /12/ К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относят, прежде всего, телосложение. Показателями последнего являются, в частности, рост, вес тела, окружность груди и др. Среди разнообразных функций человеческого организма выделяют двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных способностей. С двигательной активностью человека связаны разнообразные физические качества: «врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности» и относят к ним такие качества, как мышечная сила, быстрота, выносливость и т. п. [Матвеев, 1991, С. 15]. В двигательной деятельности они проявляются как двигательные способности, умения и навыки человека.

Хотя указанные параметры тела (физического состояния) человека связаны с его психическими, нравственными, эстетическими и другими качествами, однако существенно отличаются от них и обладают относительной самостоятельностью. Это служит основанием для их выделения с помощью абстрагирования от других свойств и характеристик человека.

Тело (физическое состояние) чело­века, взятое в его статическом состоянии или в процессе изменения (его обозначает термином «физическое раз­витие человека»), изучается многими науками (например, биологией, анатомией, физиологией человека и др.).

Науки о ФКС при анализе тела (физического состояния) человека выделяют специфические объекты своего исследования, прежде всего, на основе того, что они рассматривают процесс его социализации под влиянием социальной среды.

Это воздействие включает в себя два взаимосвязанных компонента – стихийное (влияние условий труда, быта, всей окружающей обстановки и т. п.) и сознательное, целенаправленное с использованием разнообразных средств. Процесс такого влияния на тело (физическое состояние) человека, основанный на применении педагогических средств* (прежде всего определенных форм дви­гательной деятельности), чаще всего обозначается термином «физическое воспитание» и является одним из основных объектов исследования наук о ФКС.

Физическое воспитание призвано внести определенные изменения в естественное тело (физическое состояние) человека, сформировать (скорректировать) такие его социально значимые качества (параметры), которые необходимы для выполнения им той или иной социальной функции.

Таким особенно важным параметром физического состояния человека является физическое (соматическое) здоровье. Оно характеризует соответствие показателей морфофункционального развития норме и степень устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям, т. е. такой уровень развития физического состояния, который обеспечивает оптимальную адаптацию организма к факторам внешней среды, в первую очередь к социуму. /13/ Основным показателем здорового человеческого организма является универсальный характер развития всех его систем: динамичность функций, их взаимная дополняемость и заменяемость, наиболее высокая эффективность затрат психических, нервных и сенсорных ресурсов организма. В этом плане физическое (соматическое) здоровье характеризует «позитивное» состояние организма человека, противоположное болезни, физическим дефектам и т.п. [подробнее см.: Бальсевич, 2000; Матвеев, 1991; Розин, 2000; Сайко, 2000; Телесность человека…, 1993; Филиппова и др., 2000].

К числу важных социально значимых качеств тела (физического состояния) человека относятся и такие параметры, которые фиксируются в понятиях «физическая подготовленность» и «фитнес» [Бальсевич, 1990; Борилкевич, 2003; Матвеев, 1991; Schulz, Allmer, 1988; Volkwein, 1994с]. Еще одна его важная характеристика – физическое совершенство, т. е. такое разностороннее и гармоничное развитие в человеке анатомической и физиологической систем (как по отдельности, так и в отношении друг друга), которое обеспечивает оптимальное функционирование организма, позволяет ему эффективно выполнять социальные функции применительно к тем или иным конкретным условиям его деятельности [Боген, 1997; Лебедев, 1984].

Когда человек включается систему социальных отношений, в социальную жизнедеятельность, его тело и различные его компоненты начинают выполнять важные социальные функции: «Тело человека отличается от животного не просто своими внешними признаками, а прежде всего своей социальной функциональной характеристикой, тем, что оно стало биологическим органом функционирования социального организма» [Батенин, 1971, С. 190].

Особенно важную роль в этом плане играет двигательная деятельность человека, под которой понимают «движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий» [Матвеев, 1983, С. 9]. Эта деятельность очень разнообразна, поскольку она воз­никает, функционирует и развивается, будучи включена в различные виды челове­ческой деятельности и приспособлена к решению тех особых задач, которые с ними связаны. Так, ее основная функция в процессе труда – изменение и преобразование предметов внешней среды с целью создания материальных благ. В этой функции она выступает как физический труд. В связи с естественным функционированием человеческого организма и удовлетворением биологических потребностей человека (еда, питье, пере­движение в окружающей среде и т. д.) возникают бытовые формы двигательной деятельности. Определенные формы двигательной деятельности возникают и используются, прежде всего, и главным образом для воздействия на человека. Они весьма разнообразны, поскольку возникают и функционируют в рамках раз­ных форм деятельности и преследуют разные цели. Это может быть, например, физическое воздейст­вие на человека (например, специализированные движения хирурга – в рамках лечебной деятельности, движения боксера в рамках игровой и спортивной деятельности, двигательная деятельность людей во время боя – в рамках военной деятельности и т. д.). Двигательная деятельность может быть вплетена в информационную деятельность, /14/ связанную с передачей информации от одного человека к другому, или в деятельность актера, художника, скульптора и т. д., будучи направлена на отображение действительности в художественных образах. В этих случаях ее функция – информационное и эстетическое воздействие движений (например, движений губ или рук в процессе речи, движений артистов театра, балета и т. п.), на людей, наблюдающих за этими движениями.

Указанные формы двигательной деятельности являются объектами исследования не наук о ФКС, а других наук (например, экономики, искусства, лингвистики, педагогики и т. д.). Объектом исследования наук о ФКС являются особые формы двигательной деятельности, которые они выделяют с помощью определенных абстракций. А именно, речь идет о таких формах двигательной деятельности человека, которые используются в первую очередь и главным образом для воздействия на тех людей, кто непосредственно осуществляет эту деятельность. Такое воздействие может преследовать различные цели и задачи: сформировать, изменить, сохранить или восстановить у человека определенные физические, психические, нравственные, эстетические и другие качества и способности; сохранить или укрепить его здоровье; удовлетворить его познавательные интересы; вызвать у него приятные эмоции, чувства и переживания (и тем самым способствовать его отдыху и развлечению); побудить человека к общению и создать ему условия для этого и т. д.

Для обозначения этих форм двигательной деятельности человека традиционно используется термин «физические упражнения». По своему функциональному назначению они существенно отличаются от тех, которые используются в первую очередь для решения упомянутых выше других задач: изменения и преобразования предметов внешней среды с целью создания материальных благ («физический труд» – двигательная активность в процессе труда); создания художественных образов (танец, балет, пантомима – двигательная активность как элемент художественной деятельности); передачи информации (речь, жестикуляция); бытового обслуживания (двигательная деятельность в процессе еды, бритья, использования косметических средств и т. п.) и др. Для обозначения деятельности человека, связанной с выполнением различных физических упражнений, за исключением тех, которые используются для его подготовки к спортивным соревнованиям*, обычно (особенно в отечественных публикациях) используется термин «физкультурная двигательная деятельность (занятия физкультурой)».

Занятия физическими упражнениями и разновидность этих занятий – занятия физкультурой (физкультурная двигательная деятельность)такжеотносятся к числу важных объектов исследования философии ФКС.

Выделение других объектов ее исследования основано на учете того, что под воздействием социокультурной среды – как стихийного, так и сознательного, целенаправленного (в соответствии с определенными образцами, нормами, традициями, идеалами, на основе использования специально выработанных для этой цели средств) тело (физическое состояние) человека в дополнение к своим природным атрибутам приобретает свойства и «окраску» не только социального, /15/ но и культурного толка – как объективного характера (телесно-двигательные атрибуты), так и субъективного, проявляющегося в придаваемых телу смыслах, значениях, его символизации и т. п. [Быховская, 1996f].

Даже такие естественные физиологические потребности человека, как сон, питание и др. удовлетворяются в определенных социокультурных формах. На это обращал внимание Б. Малиновский, указывая на то, что дыхание, пищеварение, сон, реакция на солнце, ветер и погоду у людей никогда не подчиняются только врожденным физиологическим рефлексам, а модифицируются под действием социокультурных факторов. Самые элементарные двигательные акты также существенно модифицируются под влиянием той социально-культурной среды, в которой находится человек. Люди разных культур, профессий и поколений ходят по-разно­му. Они по-разному воспринимают физическую сторону своего существа, разными способами контролируют и используют тело, по-разному обращаются с ним. Г. Люшен, иллюстрируя это положение, указывает на то, что «даже такой элементарный вид моторной деятельности, как ходьба, есть нечто большее, чем простая совокупность органических процессов, происходящих в индивиде» и определяется культурной и социальной системами. Он ссылается на особенности походки израильтян йеменского происхождения. Так как в Йемене израильтяне находились на положении изгнанников, и каждый коренной житель мог безнаказанно их ударить, они передвигались быстро. В конце концов, такой тип передвижения стал составной частью их культуры. И хотя теперь в Израиле они живут в совершенно иной обстановке, у них сохранилась стремительная походка как составная часть их общей культуры [Люшен, 1979].

Каждая культура создает определенные нормы «контроля за телом», которые выступают как регуляторы поведения человека. Социально принятые нормы указывают, например, как сидеть за столом, как держать руки во время и после еды и опре­деляют, какие манеры поведения являются «хорошими», а какие – «плохими». В этих нормах учитываются пол, возраст и социальное положение людей. Например, что раз­решено для мальчиков, запрещено или с трудом может быть допустимо для девочек.

В системе культурных норм «контроля за телом» одни положения тела считаются приличными, а другие не должны демон­стрироваться. Определяется «порог стыдливости», т. е. ситуации, когда те­ло может быть обнаженным и когда, наоборот, оно должно быть скрыто от взора. Устанавливаются точные правила, когда, в каких ситуациях разрешены определенные рефлексы или спонтанные движения, такие, как чихание, кашель, вздох, смех или слезы. Считается важным и то расстояние, которое должно быть между двумя людьми. Это свидетельствует об их отношениях и их интимности. Уточняются приемлемые и неприемлемые способы поведения, связанные даже с тем, как люди должны смотреть друг на друга. В некоторых случаях рекомендуется смотреть человеку прямо в лицо, когда мы говорим с ним, в других наоборот – человек должен опускать глаза. /16/ Есть бесчисленное множество средств и путей ухода за те­лом для того, чтобы сделать его более красивым. Имеются в виду такие естественные способы, как загар (пребывание на солнце), а также искусственные средства. Прическа, припудривание, макияж лица, бровей, использование губной помады, особый уход за руками и ногами, элегантная или неряшливая одежда полностью покрывающая тело или соблазнительно показывающая особо красивые части тела и, наконец, полная нагота – все это относительно строго регулируется определенными условностями и зависит от традиций, от отношения к телу, от определенных установленных норм и, прежде всего, от возраста, пола и различных обстоятельств. Проблема контроля тела проявляется с особой остротой при определении состояния здоровья, болезней, необходимых профилактических действий, в половом (сексуальном) пове­дении, а также при решении вопросов об интенсив­ности рождаемости, плотности населения и т. д. Даже отношение к человеку в обществе, его социальный престиж во многом определяются тем, в какой мере его тело позволяет наиболее полно реализовать ту культурную модель телесности, которая принята данным обществом.

В социокультурном пространстве тело человека выполняет определенные символические функции. Особо важную роль в этом плане играет язык жестов и взглядов. Для того чтобы понять и истолковать определенным образом жесты и взгляды требуется знание определенного кода, который является частью данного типа культуры. Данная функция жестов и взглядов находит яркое вы­ражение в таких видах искусства, как театр, пантомима, балет, танцы или фигурное катание.

Все указанное выше свидетельствует о том, что телесное бытие человека имеет «общественно-исторический характер» [Анцыферова, 1982]. Тело человека, включаясь в систему социальных отношений, в мир ценностей, смыслов, значений, символики определенной культуры, становится не только социальной по своему содержанию, характеру и значению, но и приобретает статус определенного феномена культуры. Имеется в виду социальная и культурная сформированность того, как люди воспринимают физическую сторону своего существа, как контролируют ее, как используют тело, как обращаются с ним, как владеют телом, как к нему относятся. «Ни обращение с телом, управление и контроль за его функциями, ни наше отношение к нему, – пишет по этому поводу К. Хайнеманн, – не являются «естественными», универсальными и постоянными. Более того, разные общества делают из тела как физической структуры совершенно различные вещи. А именно, потребность есть и пить, способность плакать и смеяться, необходимость переносить боль и болезни остаются постоянными, однако их биологические предпосылки в различных культурах окрашены различным социальным оттенком. Идеалы красоты, оценки интеллектуальной и физической силы, чувство стыда и стеснения, разделение физических и умственных состояний на здоровые или нездоровые, контроль состояния аффекта – все это не «основные признаки» человека, а лишь некоторые примеры высокой социальной изменчивости отношения к телу». Тем самым «оно является выражением общественных ситуаций, которые определяют, как мы воспринимаем физическую сторону нашего тела и контролируем ее, как мы используем тело в качестве экспрессивного средства выражения, как мы обращаемся с телом и владеем им, как мы пользуемся нашим телом, располагаем им и относимся к нему». /17/ К. Хайнеманн выделяет четыре аспекта тела, рассматриваемого как «социальная структура» и «социокультурный факт»: 1) «техника тела» – способы осуществления разнообразных движений (бег, ходьба, прыжки, плавание и т. д.); 2) «экспрессивные движения тела» – положение тела, жесты, выражение лица и т. д., которые служат средством символического выражения, самовыражения и коммуникации, т. е. «языка тела»; 3) «этос (этика) тела» – отношение к телу, представление о нем, связанное с чувствами стыдливости, стеснения, идеалом красоты и т. п.; 4) контроль инстинктов и потребностей [Heinemann, 1980, Р. 69, 70].

Ницше писал, что каждая великая культурная эпоха не ограничивается освоением природы людьми – преобразованием природных ресурсов согласно имеющимися у них представлениям – это также эпоха освоения людьми собственной природы и её преобразования в соответствии с имеющимися идеалами. На социальную модификацию телесности человека указывал и Гегель. Он писал о том, что свою собственную природную форму человек не оставляет такой, какой он ее находит, а намеренно изменяет. В этом причина всех украшений и уборов, всех мод, какими бы варварскими и безвкусными они ни были. В качестве примера он ссылался на крошечные ножки китаянок и процедуру прокалывания ушей и губ.

Для обозначения тела человека как социального и культурного феномена в отличие от естественного, биологически заданного тела необходимы определенные термины. П. Фройнд такое тело называет «цивилизованным телом» («civilized body») Иногда [Douglas, 1974; Heinemann, 1980; Krawczyk, 1984b] для этих целей используют термины «социальный (социокультурный факт), «социальная структура» («soziales Gebilde»). Но при таком подходе не учитываются указанные выше разнообразные воздействия социокультурной среды на телесность.

Один из вариантов решения проблемы следующий. Для обозначения тела человека как социального феномена (т. е. подвергшегося процессу социализации) используется термин «социальное тело». При этом важно различать социальную модификацию естественно-данного человеческого организма (природного тела) в результате стихийного воздействия на него социальной среды от его модификации в результате сознательного, целенаправленного воздействия с ориентацией на определенные идеалы, нормы и т.д. Это различие может быть отражено, например, в терминах «стихийно сформированное социальное тело» и «сознательно сформированное социальное тело». Термин «культурное тело» в рамках этой терминологической системы целесообразно использовать для обозначения тела человека как культурного феномена (т. е. представляющего ценность для определенного социального субъекта, а значит, ставшего элементом культуры), а термин «социокультурное тело» – для обозначения тела человека как социокультурного феномена [Столяров, 2002в].

Несколько иной вариант решения проблемы предлагает И.М.Быховская. Прежде всего, она различает понятия «тело» и «телесность». /18/ Если первое понятие характеризует естественное тело человека, природную «сому» человека как таковую, то «телесность» – это «очеловеченное» тело, «приобретшее в дополнение к своим изначально данным, естественным характеристикам те свойства и качества, которые порождены спецификой человеческой, социокультурной среды, определяющей условия существования, характер осмысления, принципы использования и преобразования свойств и качеств человеческого тела» [Быховская, 1993, 1996а]*. Наряду с двумя указанными понятиями И.М.Быховская вводит также понятия природного, социального и культурного тела. «Природное тело» – «биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма». «Социальное тело» – «результат взаимодействия естественно-данного человеческого организма (природного тела) с социальной средой: с одной стороны, это проявление ее объективных, спонтанных явлений, стимулирующих реактивные и адаптивные «ответы» тела; с другой – оно производно от целенаправленных воздействий на него, от сознательной адаптации к целям социального функционирования, инструментального использования в различных видах деятельности». «Культурное тело» – «продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала человека. «Культурное тело» как бы «снимает» характеристики двух других уровней телесного бытия; оно является своего рода квинтэссенцией, завершением процесса перехода от «безличных», природно-телесных предпосылок к собственно человеческому, не только социально-функциональному, но и личностно-означенному бытию телесности» [см. Быховская, 1993, 1996].

С точки зрения указанных выше логико-методологических принципов определения понятий, главное состоит в том, чтобы в содержательном плане четко различать естественное, природное тело человека и те его модификации, которые происходят под воздействием социокультурных факторов. А термины, в которых фиксируются эти различия, в той или иной системе понятий могут быть разными.

«Культурное тело», появляющееся в результате социокультурной модификации телесного бытия человека, – это особый феномен, специфический элемент культуры. В отечественной литературе, а также в некоторых зарубежных публикациях, его обозначают термином «физическая культура». Этот термин не совсем удачен. Не только в обыденном языке, но и в научной литературе он имеет очень широкий диапазон значений, которые к тому же, как отмечено выше, недостаточно четко отличаются друг от друга, постоянно смешиваются между собой. В частности, под физической культурой обычно понимают и те формы двигательной деятельности, которые выше были обозначены термином «занятия физическими упражнениями (занятия физкультурой)».

/19/ Поэтому вместо термина «физическая культура» (или как его синоним, дополнение) представляется целесообразным использовать термин «соматическая культура» или «телесная культура (культура тела, культурное тело» [Александрова, Быховская, 1996; Быховская, 1994, 1996; Столяров, 1984а, 1985а,б, 1988б,в,г, 1997в, 1998з, 2002в, 2004в, 2009а]. Эти термины используются и в других научных публикациях [см., например: Голубев, 1968; Гориневский, 1927; Жаров, 1987; Пивоваров, Пугачева, 1995; Токач, 1990; Филиппова, Рубаненко, 2001; Krawczyk, 1986; Laberge, 1984; Merhautova, Čechak, 1987; Schulte, 1928; Wachter, 1984 и др.]*.

Итак, в системе понятий, используемых в данной работе, физическая (соматическая) культура понимается как такой элемент культуры, основу которого составляет процесс и результаты социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Имеется в виду позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к телесности и связанная с этим отношением деятельность и ее результаты по развитию и сохранению тех качеств (параметров) телесности, которые признаются в качестве идеалов, эталонов, норм, ценностей.

Указывая на связь физической (соматической)культуры с телом человека и его социокультурной коррекцией, важно иметь следующее.

1. Телесность человека характеризует физическую (соматическую)культуру лишь в той мере и в том отношении, в какой она вплетена в систему социальных отношений, в сферу культурной деятельности, выполняет здесь определенные социокультурные функции, а, значит, модифицирована определенным образом в результате стихийного влияния социальной среды, а также сознательных, целенаправленных действий в соответствии с той или иной ориентацией социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом).

2. Включение тела человека в мир социума и культуры, процесс социализации и окультуривания (культурации) телесного бытия (физического состояния) человека происходит уже под стихийным воздействием социальной среды (условий труда, отдыха, быта и т. д.). Это воздействие существенно модифицирует телесное начало человека и превращает его из природно-данного феномена в социокультурное явление. Но по мере развития общества все более важное значение приобретает сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет целью изменение физического состояния человека в нужном (обществу и личности) направлении и использует для достижения этой цели разнообразные средства: педагогические, гигиенические, медицинские и др. Важным элементом этой деятельности является физическое воспитание – сознательная, целенаправленная деятельность по изменению физического состояния человека в соответствии с определенными социальными идеалами, нормами и т. д. на основе использования форм двигательной активности, рационального режима труда и отдыха, а также естественных сил природы. /20/ Физическое воспитание отличается как от стихийного воздействия социальной среды на телесность человека (от процесса ее социализации), так и от сознательного, целенаправленного воздействия на нее, но связанного с использованием иных средств, допустим, хирургических, средств генной инженерии и т. д.

3. Процесс социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека предполагает определенное отношение человека, социальных групп, общества в целом к телу, к физическому состоянию, использование особых средств для изменения их в нужном направлении, формирование соответствующих интересов, потребностей, ценностных ориентаций, норм и правил поведения и т.п. На определенном этапе развития общества появляются также специальные социальные институты, которые направляют св

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...