Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь философии ФКС с социологией ФКС

/32/ Каждая научная дисциплина в изучаемом объекте выделяет свой собственный предмет исследования: она делает предметом анализа лишь те его стороны, элементы, которые не изучают другие науки, рассматривает объект под каким-то особым углом зрения, ставит и пытается решить в отношении его какие-то специфические проблемы и т. д. Это позволяет каждой науке не дублировать другие, а вместе с тем создает условия для их интеграции, кооперации в исследовании одного и того же объекта.

В связи с этим при характеристике философии ФКС важно уточнить не только ее объект, но и предмет.

В связи с разными интерпретациями предмета философии такого же рода разногласия имеют место в отношении понимания предмета и философии ФКС. Так, иногда в этом вопросе опираются на понимание философии как изложения наиболее важных, фундаментальных положений той или иной науки. Например, бывший президент международного Философского общества по исследованию спорта Р. Остерхаудт считает, что «как наиболее общая форма человеческого знания, касающаяся спорта, философия спорта характеризует фундаментальные особенности и цели спорта». Ее основную задачу он усматривает в том, чтобы «объяснить наиболее фундаментальные положения, основополагающие принципы спорта», дать анализ «основных понятий и знаний относительно спорта» [Osterhoudt, 1998, Р. 39, 41]. По мнению Г. А. Кузьменко, «философия физической культуры личности рассматривает основные проблемы и разрешает противоречия, связанные с этим элементом культуры» [Кузьменко, 2005, С. 590]. Иногда предмет философии ФКС сводят только к гносеологическим или только к социальным, например, мировоззренческим, проблемам ФКС [см., например, Пешков, 2005].

Авторское понимание предмета указанных философских дисциплин, изучающих те или иные явления сферы ФКС (или весь комплекс этих явлений в целом) непосредственно вытекает из изложенного выше понимания предмета философии в целом.

В соответствии с таким пониманием философии основную цель философской рефлексии ФКС, всех явлений, связанных с этой сферой социальной жизни человека, мы усматриваем в том, чтобы, выйдя за пределы созерцания, фиксирования этих явлений, выявить их предельные основания, т.е. раскрыть ихсоциальную природу, социальный смысл и значение, фундаментальные принципы, идеалы, целевые установки, место и роль в системе общечеловеческой культуры и т. д.

В этом плане мы согласно с пониманием философии олимпийского движения Н. Ниссиотиса, по мнению которого олимпийская философия не может ограничиваться внешними и легко различимыми – даже на уровне обыденного сознания – проявлениями Олимпийских игр. Она должна «проникнуть в ту систему ценностей и постичь те корни, которые лежат в природе Игр» и тем самым понять подлинный смысл олимпийской идеи, «истину олимпизма». Эта истина объединяет «все ценностные принципы» Олимпийских игр [Nissiotis, 1979, Р. 170–171]. /33/ Такой же подход к пониманию философии олимпизма отстаивает в своих работах А. Г. Егоров, понимая ее как метафизическое знание «о предельных основаниях спорта». При этом он подчеркивает, что речь идет о восходящем к Андронику Родосскому пониманию метафизики как философского учения о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания и культуры [см. Егоров, 1996а,б]. Р. Остерхаудт наряду с указанной выше характеристикой задач философии спорта указывает на то, что она занимается изучением «метафизической сущности спорта», что предполагает его эпистемологический, логический, аксиологический и социально-политический анализ [Osterhoudt, 1998, Р. 39, 40].

Итак, философия ФКСэто теоретическое, научно обоснованное учение о предельных основаниях, фундаментальных предпосылках разнообразных форм жизнедеятельности человека, связанной со спортом, занятиями физкультурой, его телесностью.

Этот специфический предмет отличает философию ФКС от других научных дисциплин (философии, психологии и др.) и наук о ФКС (ТФВ, теории спорта, психологии спорта и др.).

Осмысление предельных оснований, фундаментальных предпосылок ФКС предусматривает разработку применительно к выделенному относительно самостоятельному объекту исследования (спорту, соматической культуре, физическому воспитанию и т. д.) комплекса философских проблем: философско-мировоззренческих, социально-философских, культурологических (аксиологических), эстетических, этических, гносеологических, логико-методологических и онтологических и т. д. Все эти проблемы тесно связаны между собой, нередко даже пересекаются друг с другом. Именно поэтому их анализ на основе комплексного подхода объединяется в рамках одной философской теории.

Вместе с тем, в связи с различием указанных проблем по мере развития философии ФКС из нее выделяется в качестве относительно самостоятельных ряд научных дисциплин.

К их числу относится, например, наука, которая призвана осмыслить мир эстетических явлений ФКС – эстетика ФКС. Кратко ее можно охарактеризовать как науку, которая изучает: 1) эстетическое содержание и эстетические ценности физкультурно-спортивной деятельности, 2) сущность и законы сознания, отражающего ее с эстетической точки зрения и 3) формы эстетической деятельности человека, связанные с занятиями физкультурой и спортом [Сараф, Столяров, 1984, С. 7]. Этот специфический предмет отличает эстетику ФКС от частных эстетических дисциплин (таких, как теория эстетического воспитания, производственно-техническая эстетика, эстетика быта и поведе­ния, эстетика природы, новые направления искусствоведческих наук и др.), и от других наук о ФКС [см. Визитей, 1982; Лоу, 1984; Назаренко, 2004; Полетаева, 1984; Сараф, Столяров, 1984; Столяров, Сараф, 1982; Френкин, 1963; Whiting, Masterson, 1974; Witt, 1982 и др.].

/34/ Близится к завершению процесс выделения в относительно самостоятельные и таких философских наук, как этика ФКС (науки, изучающей функционирование и развитие морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения в области ФКС), культурология ФКС(наука, призванная осмыслить комплекс философских проблем, касающихся ФКС как феноменов культуры), а также логика и методология научного познания ФКС (науки, которая ставит и решает логико-методологические проблем исследования ФКС с учетом тех общих принципов и положений, которые выработаны в современной ло­гике и методологии науки).

Философия ФКС тесно связана с другими науками – во-первых, с такими фундаментальными дисциплинами, как философия, социология, культурология, политология, психология, педагогика и т. д., и, во-вторых, с другими науками, изучающими ФКС. Особенно тесной в этом плане является ее связь с социологией ФКС, которая выясняет место различных явлений сферы ФКС в общем «механизме» функционирования и развития социальной системы: обосновывает их социальную при­роду (правомерность отнесения к социальным явлениям, оценки как социальной деятельности, феномена культуры, социального института, социальной системы и т. д.), а также взаимоотношение с другими социальными явлениями (функции в социальной системе, взаимосвязи и взаимодействия с другими ее элементами, сходство и отличие от них, субъективное и реальное отношение к ним соци­ального субъекта, а также их воздействие на данного субъекта) [Столяров, 2004в, С. 25].

На основе научного осмысления указанных проблем философия ФКС выполняет комплекс важных функций: мировоззренческую, гносеологическую, методологическую и т.п. Философия ФКС помогает каждому человеку, причастному к сфере ФКС, выработать свою собственную философскую позицию, которая оказывает существенное влияние на все его поведение в этой сфере [см. Lumpkin, 1990].

Опираясь на указанную выше характеристику философии ФКС, рассмотрим те основные проблемы, которые служат предметом ее исследования. При этом сначала будет даваться общая характеристика определенной группы философских проблем, а затем – для конкретизации – некоторые проблемы этой группы.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое предмет каждой научной дисциплины? В чем его отличие от ее же объекта?

2. Охарактеризуйте предмет философии ФКС.

3. Определите предметы эстетики, этики, культурологи, логики и методологии как философских наук ФКС.

4. Расскажите о связи философии ФКС с другими науками, в частности, с социологией ФКС.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...