Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема комплексной философско-социологической теории ФКС и связанные с ней методологические ошибки/67/ В познании любых явлений всегда существует такой этап, когда их изучает только одна теория (научная дисциплина), охватывающая всю совокупность связанных с ними фактов и проблем. Но по мере все более глубокого и полного познания изучаемых явлений, накопления все более обширного эмпирического материала о них на определенном этапе неизбежно начинается процесс дифференциации этой единой теории. От нее начинают «отпочковываться» более частные теории, которые изучают лишь некоторые из упомянутых явлений и некоторые связанные с ними проблемы. Эти различные частные теории имеют один и тот же объект, но различные предметы исследования. Данный исторический процесс происходит и в сфере познания ФКС. И здесь первоначально существовала лишь одна теория (научная дисциплина), которая охватывала всю область явлений и проблем, связанных с ФКС. Такой теорией в течение длительного времени была теория физического воспитания. Иногда ее называли «теорией физической культуры». Однако по мере накопления в данной теории получаемого эмпирического материала, повышения актуальности тех или иных проблем от нее начинают «отпочковываться» более частные теории. Прежде всего, речь идет о таких теориях, которые рассматривают не всю область явлений, составляющих ФКС, а лишь какую-то ее «часть». Именно таковы, например, теория спорта, теории, каждая из которых изучает определенный вид спорта, теория физкультуры, теории, изучающие отдельные формы занятий физкультурой (например, лечебную или производственную физкультуру и т. д.). Вместе с тем формируются такие частные теории, /68/ которые рассматривают всю область явлений, составляющих ФКС, или некоторые из них под определенным углом зрения, на основе применения специфических (физиологических, педагогических, психологических, социологических или каких-то других) методов. На основе этого также возникают специализированные теории ФКС, например, физиологическая теория физических упражнений и спорта, психологическая теория спорта и др. Процесс формирования такого рода теорий не завершен. Он интенсивно происходит и в настоящее время. Важно четко различать и не смешивать две вещи: специальное рассмотрение каких-то проблем в рамках определенной теории, когда они являются главным и основным предметом ее анализа, и такое их рассмотрение в другой теории, когда они составляют для нее второстепенный предмет изучения и затрагиваются только в силу их связи с теми проблемами, которые составляют основной предмет изучения. Одно дело, например, что теория физического воспитания при его анализе как определенной педагогической деятельности (это составляет специфический и главный предмет ее исследования) не может не затрагивать, допустим, социальных функций этой деятельности или влияния занятий физическими упражнениями на физиологические функции человеческого организма. Но эти последние явления на современной этапе развития данной теории не составляют специфический предмет ее исследования. Социальные функции физического воспитания специально изучаются в социологии физического воспитания, а влияние занятий физическими упражнениями на физиологические функции организма – в физиологии физических упражнений. Мы напоминаем об этих, в общем-то тривиальных вещах, ибо они, к сожалению, не всегда учитываются в ходе дискуссий относительно предмета и правомерности разработки тех или других теорий в области ФКС. Так, нередко возражают против рассмотрения социологии ФКС, эстетики ФКС или каких-то других частных теорий как самостоятельных научных дисциплин на том основании, что рассматриваемая в них проблематика якобы дублирует проблемы, изучаемые в теории физического воспитания или в теории ФКС. При этом не учитывается различие двух упомянутых выше этапов исторического процесса развития научных знаний о ФКС. Процесс дифференциации наук в сфере познания ФКиС приводит к их разобщению. Как отмечает западногерманский ученый К. Хайнеманн, «спортивная наука распадается на целый ряд частных дисциплин (спортивную психологию, спортивную педагогику, теорию движения, теорию тренировки, спортивную медицину и т. д.), которые нередко более тесно связаны со своими исходными науками, нежели друг с другом в системе, именуемой спортивной наукой» [Хайнеманн, 1981, С. 22]. Но данную ситуацию нельзя абсолютизировать. Наряду с процессом дифференциации научных теорий, изучающих ФКС, в данной сфере, как и вообще в структуре современного научного познания, четко прослеживается прямо противоположная тенденция к их интеграции. Она может осуществляться и реально осуществляется различными путями и в разной форме. Формируются, например теории, при разработке которых стремятся охватить как можно более полно и широко сферу ФКС. /69/ Анализируются, допустим, не какие-то отдельные формы физкультурной деятельности, а все эти формы во всем их многообразии или не только сфера занятий физкультурой, но и спорт и т. д. Наблюдается также стремление к созданию комплексных научных теорий, которые объединяют различные односторонние, узкие, специализированные подходы (психологический, педагогический, медико-биологический и др.) к изучению всей сферы ФКС или каких-то отдельных составляющих ее явлений – физической культуры, спорта и т. д. Эффективная разработка в настоящее время различного рода общих (комплексных) научных теорий, возникающих в ходе данного процесса интеграции исследований в сфере ФКС, предполагает, однако, соблюдение ряда требований. Прежде всего, обязательно должен быть указан не только объект, но и предмет их исследования. Недостаточна, например, ссылка на то, что «общая» теория физической культуры изучает эту культуру, как это иногда делают. При такой характеристике данной теории указывается лишь тот изучаемый ею объект, который отличает ее от наук, объектом исследования которых являются иные явления (например, спортивная культура), но не выявлен еще тот специфический предмет исследования, который позволяет отграничить ее от других наук, изучающих тот же самый объект (например, от педагогической, социологической, эстетической и других теорий физической культуры). Второе важное условие разработки обобщающих (комплексных) теорий в области ФКС – четкая и однозначная трактовка их предмета. Недостаточно простого указания на то, что какая-то из этих теорий «общая», «обобщающая», «комплексная», «интегративная» и т. д., чем обычно ограничиваются при характеристике данных теорий. Все дело в том, что сама «интегративность», «комплексность» научных теорий может выступать и проявляться в различной форме. Эта сторона дела справедливо отмечается в философской и логико-методологической литературе многими авторами, хотя по вопросу о типах (видах) комплексности научных теорий высказываются различные мнения [см., например: Асимов, Турсунов, 1981; Диалектика…, 1983; Маковский, 1990; Маркарян, 1980; Сичивица, 1983, 1987; Столяров, 1984а, 1985б, 1986а]. Интеграция научных знаний о ФКС может затрагивать исследования, проводимые в рамках одной науки или в нескольких науках. Остановимся на этой второй стороне интеграции научных знаний о ФКС, связанной с интеграцией различных наук. Простейшей формой такой интеграции является объединение некоторой совокупности научных теорий (наук), изучающих какой-то объект (допустим физическую культуру или спорт) в рамках одной интегративной науки без установления при этом каких-либо связей между ними, без какой-либо их координации. Так, например, в течение длительного времени ТФВ понималась просто как совокупность знаний, раскрывающих научные основы физического воспитания и соответствующих наук: общей физиологии, биологии, физиологии движений, анатомии, психологии, педагогики, методики физического воспитания и др. [Новиков, 1949, С. 6]. Такая «интеграция» научных теорий, по существу, является формальной (номинальной). /70/ Она никак не затрагивает сами эти теории и получаемые в них знания о ФКС. Они по-прежнему разрабатываются и получаются самостоятельно и независимо друг от друга. Интегративная теория выступает в этом случае просто как сумма (конгломерат) ряда наук, разработка которых не координируется в рамках данной теории (поэтому ее можно назвать «суммарной» теорией), а интегративное знание – как некая сумма (конгломерат) соответствующих знаний. Подлинная интеграция различных наук о ФКС предполагает установление связей и взаимоотношений между ними, определенную координацию и субординацию в процессе из разработки. Важную роль в реализации такого интегративного подхода в процессе познания ФКС играет разработка «общих (обобщающих)», «связующих» теорий и метатеорий. Под общей (обобщающей) мы понимаем теорию, изучающую общие свойства и закономерности тех явлений, которые служат предметом исследования ряда частных теорий. Существуют, например, теории, изучающие различные виды ФКС, какие-то их конкретные исторические формы. По отношению к ним общей (обобщающей) теорией физической культуры (спорта) будет теория, в которой выясняются те общие свойства, закономерности функционирования и развития, которые присущи любым разновидностям и формам физической культуры (спорта). «Связующей» мы называем теорию, в которой раскрывается связь тех отдельных явлений, входящих в изучаемый объект, или тех частных аспектов его рассмотрения, которые самостоятельно изучаются в рамках соответствующих наук. К числу таких интегративных теорий можно отнести, например, теорию, раскрывающую связь различных видов спорта между собой или связь эстетического и нравственного компонентов спорта, психологических и физиологических факторов спортивной подготовки и т.д., которые (по отдельности) изучаются в рамках соответствующих научных дисциплин. Под метатеорией в логике и методологии науки принято понимать теорию, изучающую другую теорию с целью уточнения ее объекта, предмета, применяемых методов исследования, взаимоотношения ее с другими теориями и т. д. Например, метатеорий теории физического воспитания является та наука, которая в отличие от последней рассматривает не объективный процесс физического воспитания сам по себе, а объект и предмет теории физического воспитания, применяемые в ней методы исследования, и т. д. Особо важное значение для интеграции разных наук, изучающих какой-то объект в сфере ФКС, имеет разработка такой метатеории, которая ставит своей задачей на основе анализа данного объекта, присущих ему черт и особенностей, их связи, выяснить специфический предмет каждой из изучающих его частных дисциплин, специфику применяемых ими методов и т. д. и тем самым уточнить их место в познании данного объекта, их взаимоотношение друг с другом. Общие (обобщающие), связующие теории и метатеории являются монодисциплинарными (состоящими из одной дисциплины) теориями. Их разработка в процессе познания ФКС приводит к тому, что наряду с уже существующими науками об этих явлениях появляется еще одна монодисциплинарная теория (наука), рассматривающая их в каком-то особом аспекте, отличном от того, в каком они изучаются в других науках. /71/ Вместе с тем указанное теории имеют важное значение для интеграции самостоятельно существующих наук о ФКС, поскольку они позволяют установить общие свойства, закономерности и связи тех явлений, которые изучаются в этих науках, а также место этих наук в процессе познания изучаемого ими объекта. Тем самым данные теории способствуют установлению связи этих наук, побуждают ученых к формированию унифицированной методологии, единого понятийного и терминологического аппарата в этих науках и создают реальные возможности для этого. Реализация этих возможностей предполагает построение такой мультидисциплинарной (включающей ряд научных дисциплин) теории, которая предполагает объединение различных теорий в одну на основе комплексного метода. Поэтому будем называть ее «комплексной теорией» [в предыдущих наших работах – Столяров, 1984а, С. 33; 1985б, С. 48 – такую теорию мы называли «комплексной теорией в узком смысле слова»]. Для разработки такой теории предварительно должен быть проведен теоретический анализ того объекта, который изучается рядом теорий, должны быть уточнены возможные направления, аспекты и методы его исследования в различных науках, дана их сравнительная оценка, выяснены их связи и т. д. Такой анализ осуществляется в рамках соответствующей общей (обещающей), связующей теории и метатеории и открывает возможность четкой координации, увязывания между собой частных теорий в рамках комплексной теории. Эти частные теории разрабатываются здесь уже не самостоятельно и изолированно друг от друга (как это имеет место в «суммарной» теории), а в полной гармонии, по единому плану. Координация их разработки осуществляется на основе того общего системного представления об изучаемом объекте и процессе его познания, которое формируется в рамках указанных выше теорий: общей (обобщающей), связующей и метатеории. Эти теории включаются в комплексную теорию как ее компоненты и составляют тот ее главный стержневой элемент, «системообразующий фактор», который и позволяет объединить, интегрировать в рамках данной комплексной теории разнообразные теории, существование и разрабатывавшиеся до этого самостоятельно и независимо друг от друга. Разработка комплексной теории приводит, таким образом, не к появлению еще одной монодисциплинарной теории и новых знаний о ФКС – наряду с уже существующими, – а к интеграции этих теорий (знаний) в целостный комплекс, в единую систему научных теорий (знаний). Построение таких комплексных теорий становится все более важным и актуальным в настоящее время в процессе познания ФКС в связи с тем, что появляется все большее число отдельных наук, каждая из которых изучает ФКС (те или иные составляющие их явления) независимо от других и ученые при решение тех или иных проблем, как правило, выхватывают какой-то определенный момент, сторону, аспект ФКС, упуская из виду всю «картину» в целом. Комплексные теории, изучающие ФКС, могут быть различного уровня «полноты» и обобщения: они могут охватывать больший или меньший круг явлений, большее или меньшее число частных, специализированных направлений, аспектов их научного исследования. /72/ Наряду с самой широкой теорией, охватывающей все стороны, компоненты и аспекты исследования ФКС, возможны (и реально разрабатываются в настоящее время) и другие, менее широкие комплексные теории. Четко прослеживается, например, тенденция разработки комплексной теории, охватывающей все науки о физической культуре («комплексной TФК»), соответствующей «комплексной теории спорта», охватывающей науки о спорте, а также такой комплексной теории, которая объединяет медико-биологические науки о спорте. Актуальной является разработка комплексной философско-социологической теории ФКС, которая объединяет философско-социологические науки, изучающие социологические, эстетические, этические, культурологические, гносеологические, логико-методологические и некоторые другие философские проблемы ФКС [см. Столяров, 1984а]. Таковы, с нашей точки зрения, основные возможные направления разработки обобщающих и комплексных теорий в сфере ФКС. К сожалению, предмет этих теорий, формирующихся в настоящее время в данной сфере, часто характеризуется крайне неопределенно, расплывчато, в результате чего смешиваются, не отличаются друг от друга указанные выше разнообразные формы интеграции научных знаний о ФКС, типы и формы таких интегративных теорий. Особенно ярко это проявляется при разработке теории физической культуры (ТФК). В 70-90-е гг. ХХ в. прошли острые дискуссии по поводу данной теории [см. например: Введение…, 1983; Выдрин, 1984, 1988; Зеленов, Лебедев, 1985; Матвеев, 1980а,б, 1983; Очерки…, 1984; Пономарев Н. А., 1978; Пономарев Н. И., 1974; Фомин, 1973 и др.]. В ходе этих дискуссий высказывались различные мнения о предмете ТФК. При этом преобладала точка зрения, согласно которой ТФК по отношению к частным, специализированным наукам о физической культуре выступает как некоторая «общая», «обобщающая», «комплексная», «интегративная» научная дисциплина. Но в конкретном истолковании таким образом понимаемой ТФК имели место существенные разногласия. В ряде случаев ее понимали как некоторую совокупность («сумму») частных дисциплин, изучающих физическую культуру. К числу последних чаще всего относили ТФВ, теорию спорта, социологию физического воспитания и социологию спорта [см., например, Пономарев, 1974]. В некоторых случаях количество этих научных дисциплин либо уменьшалось (к ним причислялись, например, только ТФВ, теория спорта и социология физической культуры [см., например, Фомин, 1973]), или, наоборот, увеличивалось (в «общую» ТФК включалось, по сути дела, все множество философских, социальных и медико-биологических дисциплин, делающих объектом своего исследования физическую культуру [см., например, Очерки…, 1984, С. 27–39]). Высказывалось также мнение о том, что «общая» «интегративная» ТФК не просто включает в себя ряд наук о физической культуре, но имеет и свои собственные, специфические задачи в исследовании данного объекта. Но их также интерпретировали по-разному. Основной негативный момент данной ситуации, как было нами отмечено [Столяров, 1984а, 1985а,б], состоял не только (и не столько) в том, /73/ что разные авторы по-разному подходили к предмету «общей» «интегративной» ТФК, но прежде всего в том, что при этом они, как правило, допускали методологические ошибки. Весьма часто, например, при характеристике ее предмета упускалось из виду требование логики и методологии науки, согласно которому предмет одной научной теории не должен дублировать предмет других наук. Так, иногда ТФК определяли как науку о «социальных и педагогических законах развития физической культуры» [см. Пономарев, 1974, С. 50], указывали, что предметом ее исследования служат «объективные закономерности функционирования и развития физической культуры в обществе» [Введение…, 1983, С. 22]. При такой характеристике ТФК совпадает по своему предмету со многими другими науками, в частности с историей и социологией физической культуры, которые как раз изучают объективные социальные закономерности функционирования и развития физической культуры в обществе, ее связь с другими социальными явлениями. Серьезным нарушением требований логики и методологии науки была также неопределенная, расплывчатая характеристика предмета общей, интегративной, комплексной ТФК. Так, например, утверждалось, что хотя она не включает в себя всю совокупность знаний о физической культуре, но вместе с тем якобы «не исключает социологический, историко-логический и другие аспекты», «органически, вплоть до частичного совпадения, связана с такими формирующимися отраслями научного знания, как социология, научно-организационные, управленческие и экономические основы физической культуры и спорта, а также с историей физической культуры и спорта и рядом других дисциплин». Все эти дисциплины рассматриваются как «переходящие друг в друга» [Введение…, 1983, С. 19; Матвеев, 1980а, С. 38; Очерки.., 1984, С. 105 и др.]. Ясно, что такие формулировки открывают широкий простор для весьма произвольного истолкования предмета ТФК и ее соотношения с другими науками, которые изучают различные формы и виды физической культуры или рассматривают ее в целом, но под определенным углом зрения. Так, иногда ТФК изображали как комплексную теорию, в которой в отличие от частных теорий, изучающих физическую культуру, дается целостный анализ всей совокупности составляющих ее явлений, а вместе с тем утверждалось, что она занимается исследованием лишь того общего, что свойственно всем видам и формам физической культуры [см., например, Введение…, 1983, С. 20–22; Матвеев, 1980, С. 38; Очерки.., 1984, С. 101–104]. Применительно к истолкованию взаимоотношения ТФК с теорией ТФВ такая неоднозначность проявляется в том, что, с одной стороны, эту науку включают в состав ТФК, исходя из того, что последняя изучает все виды и формы физической культуры, в том числе физическое воспитание, а с другой стороны, высказывают мнение о том, что ТФВ вроде бы и не входит в состав ТФК (по крайней мере полностью), так как та изучает физическое воспитание лишь в одном аспекте: ее интересуют лишь общие черты, объединяющие его с другими формами физической культуры [см. Введение…1983, С. 21; Матвеев, 1980, С. 40; Очерки…, 1984, С. 102]. Отмеченные выше методологические ошибки, связанные с тем, что не учитываются, смешиваются различные формы интеграции научных знаний, не удается в полной мере преодолеть авторам большинства работ по ТФК, опубликованных в последующие годы [см. Абзалов, 2002; Бойченко, Бельский, 2002; Матвеев, 1991, 2003; Николаев, 1997, 1998, 2001, 2002, 2005, 2007 и др. ], /74/ а также в работах, посвященных теории спорта, которой также присваивается статус «общей», «комплексной», «интегративной» теории [см., например: Матвеев, 1997, 2001].
Контрольные вопросы 1. Что такое и чем вызваны дифференциация и интеграция научного знания? 2. Каковы основные требования эффективной разработки общих (комплексных) научных теорий в процессе интеграции исследований в сфере ФКС? 3. Обобщающая, связующая теория, метатеория? 4. Монодисциплинарные и мультидисциплинарные (комплексные) теории? 5. Суть проблемы комплексной философско-социологической теории ФКС и связанных с ней методологических ошибок?
Российский государственный университет физической культуры, Спорта и туризма
Доктор философских наук, профессор Столяров В. И.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |