Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противоречивое влияние спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира.

Позитивное влияние. Анализ фактов истории спорта, бесспорно, доказывает его важное позитивное влияние на формирование и реализацию ценностей культуры мира. Это связано, прежде всего, с тем, что спортивное соревнование – важнейший элемент спорта – выступает как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни, призванная содействовать гуманизации соперничества людей, т. е. создания таких условий соревнования, которые позволяют: а) по возможности обезопасить участников соперничества от трагических последствий, не унижать достоинство личности, не наносить вреда их здоровью; б) поставить соперников в равные условия, создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей; в) содействовать выявлению и развитию жизненно ценных качеств личности. Со спортом связан и социальный«механизм» достижения этой цели: создание специальных, искусственных условий организации соперничества и подготовки к нему путем преобразования реальных соревновательных ситуаций в более гуманные, условные, игровые, основанные на определенных правилах, в том числе правилах-запретах [см. Столяров, 2004в].

Функции (как потенциальные, так и реальные) спорта в формировании и развитии культуры мира можно подразделить на три группы:

1. В системе социальных (международных, межгосударственных, межгрупповых и т. п.) отношений спорт способен выполнять, действительно выполнял и выполняет в настоящее время интегративную функцию. Развитие сети мирно регулируемых и освещаемых в средствах массовой информации спортивных соревнований, встреч, связей непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей при определенных условиях дает возможность: а) установить контакты между странами, которые находятся в определенном конфликте; б) народам разных стран лучше узнать, познакомиться с достижениями культуры и специфическими особенностями друг друга; в) сформировать общие убеждения, взгляды и образцы поведения, которые вызывают чувство взаимного уважения, симпатии, снимают отчужденность, способствуют взаимодействию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров; г) преодолеть локальную ограниченность, связать и объединить непосредственных участников спортивных соревнований и зрителей различных городов, стран, континентов, способствовать формированию дружеских отношений между ними. Все это способствует установлению и стабилизации атмосферы мира, смягчению и регулированию конфликтов.

2. Спорт способен выполнять, действительно выполнял и выполняет в настоящее время символическую функцию.Он демонстрирует (для изучения, пропаганды и т. д.) имеющие ярко выраженную гуманистическую направленность и адекватные ценностям культуры мира культурные образцы, смыслы, значения, символические (знаковые) модели:

· мирного («мягкого», «гуманного», «человечного», основанного на этических принципах) соперничества как «символическое состязание между соперниками», «символ мирного соревнования между народами в условиях взаимопонимания», «символ сплоченности и единения между людьми», «символический мост для решения конфликтов»;

· культуры соперничества, которая предусматривает ориентацию на нравственные нормы поведения в ходе любого соперничества и отказ от таких насильственных действий, которые могут нанести ущерб здоровью соперников или унизить достоинство их личности;

· диалектического единства сотрудничества и соперничества, миролюбивого значения кооперации, несмотря на определенные конфликты;

· гуманного разрешения и ограничения конфликтов;

· социального взаимодействия на основе демократического принципа справедливости и равенства шансов, которая показывает возможность уничтожения этнического и расового неравенства;

· справедливой, хотя и не бесконфликтной, общественной жизни, гуманных взаимных отношений между соперничающими сторонами (отдельными лицами или группами).

3. Спорт способен выполнять, при определенных условиях действительно выполнял и выполняет в настоящее время воспитательную функцию.Характер и специфика спортивной деятельности, система связанных со спортом культурных образцов, смыслов, значений, символических (знаковых) моделей дает возможность решать широкий круг воспитательныхзадачпедагогики культуры мира, в том числе следующих важных элементов этой культуры: миролюбия, способности мирного разрешения конфликтов; терпимости (толерантности); навыков демократического поведения; нравственного поведения в условиях соперничества, культуры соперничества.

Негативное влияние. Соревновательный характер спорта подталкивает и спортсмена, и тренера к тому, чтобы основные усилия они направляли на решение чисто прагматических задач – достижение победы в соревнованиях, высокого спортивного результата, рекорда. Именно эти достижения, как правило, стимулируются не только морально, но и материально. Стремление к победе подогревается также средствами массовой информации, тренерами, спортивными функционерами, а иногда и политическими деятелями, стремящимися использовать спорт в своих корыстных интересах. Все это формирует сильную ориентацию на успех, на достижение высокого результата, что нередко играет отрицательную роль в системе социальных отношений, содействует возникновению конфликтных ситуаций. Такая ориентация субъектов спортивной деятельности приводит к тому, что в спорте, особенно в спорте высших достижений, наблюдается девальвация духовно-нравственных ценностей [см. Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 1, 2000].

Еще один аспект негативного влияния спорта на формирование и реализацию ценностей культуры мира состоит в том, что он может содействовать развитию агрессивности спортсменов и зрителей. Большинство видов спорта требует от участников соревнований проявления определенной агрессивности, хотя бы в рамках существующих правил и условий деятельности. Спорт – это, возможно, один из немногих видов деятельности, где проявление агрессии не только воспринимается терпимо, но и встречается бурными аплодисментами многими людьми. В современном спорте отмечается возрастание физического насилия, жестокости, грубой игры, того, что специалист в области философии спорта Кристиан Бомберг назвал «ритуализацией насилия». У спортсменов и болельщиков нередко наблюдаются проявления не только эгоизма и агрессивности, но даже ненависти по отношению к соперникам и «болельщикам» «противоположного лагеря». Все большее число стран сталкивается с побоищами между болельщиками во время и после футбольных и хоккейных матчей. Привлекательность спорта, все больший интерес, проявляемый к нему со стороны миллионов людей, открывают огромные возможности для использования его не только прогрессивными, но и различными реакционными – милитаристскими, националистическими, шовинистическими и другими общественно-политическими силами в своих корыстных экономических, политических, идеологических и тому подобных целях. Имеется немало фактов использования спорта для разжигания ненависти и вражды между народами, подогревания националистических и шовинистических настроений, решения узкокорыстных политических целей, для доказательства превосходства (иногда к тому же мнимого) одной страны, одного общественного строя, одной нации и т. д. над другими. Вследствие этого, казалось бы, изначально гуманистические по своей природе спортивные поединки пробуждали в людях не глубоко человеческие чувства, а звериные инстинкты, и сам спорт выступал как фактор конфронтации в международных отношениях, не столько объединял, интегрировал, сколько разъединял различные страны, народы, нации, противопоставлял их друг другу. Серьезную тревогу вызывает и такое дисфункциональное проявление современного международного спорта, особенно ярко проявляющее в олимпийском движении, которое обычно обозначается термином «культурная гегемония» [Eichberg, 1981; Francisco, 1994; Lalaoui, 1994; Landry, 1986; Shinnick, 1978 и др.]. Олимпийская программа не отражает культуру очень многих стран. Большинство видов спорта и спортивных дисциплин, включенных в наиболее важные международные соревнования, имеют западное происхождение.

Таким образом, анализ истории и современного состояния спорта показывает, что гуманистический потенциал спорта реализуется далеко не полностью. Более того, с ним связан ряд таких социальных явлений, которые негативно влияют на формирование и развитие культуры мира [о факторах, которые определяют характер влияния спорта на реализацию ценностей культуры мира см.: Сагалаков, 2005; Столяров, 2005г].

 

Контрольные вопросы

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...