Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стили руководства и пути их совершенствования.Любой руководитель (менеджер) независимо от того, на какой дожности он находится, прежде всего опирается в своей работе на общепринятые принципы и методы управления. Но каждый руководитель (менеджер) проявляет при этом и свою индивидуальность, характерные для него способы действий, что определяет стиль его руководства. Между методами и стилем руководства существует связь, аналогичная связи между нотами и манерой исполнения музыкального произведения: ноты одни для всех, но каждый исполнитель трактует музыкальное произведение по-своему. Суть стиля руководства во многом определяют мотивы и личные качества руководителя; его уверенность в подчиненных; сила влияния подчиненных на поведение и действия руководителя; сложившиеся ситуации (традиции) и др. Свое воздействие на стиль работы руководителя оказывает и трудовой коллектив: не всякий стиль получает одобрений с его стороны. Поэтому руководителю следует основательно подумать, как надо руководить. Влияют на стиль руководства также внешние факторы. Совокупное влияние всех факторов на стиль работы руководителя можно представить следующим образом (рис. 3)
Рис.3. Факторы, формирующие стиль руководства. Известен ряд стилей руководства коллективом. Некоторые руководители еще пользуются в своей работе интуитивным стилем. Этот стиль основан на интуиции, проявляющейся, исходя из предшествующего опыта работы. Безусловно, в практике прошлого есть немало хорошего. Как говорят, за одного битого двух небитых дают. Но возникают совершенно новые задачи, которые нельзя решать методом проб и ошибок. Появились и новые возможности решения возникающих задач, Поэтому в современных условиях интуитивный стиль и управлении утратил свое значение. Среди руководителей есть приверженцы автократическогостиля. Руководитель - автократ считает, что только он имеет право принимать решения и отдавать распоряжения. Некоторые из таких руководителей думают, что их подчиненные еще не доросли до их уровня и обсуждение с ними тех или иных решений является пустой тратой времени. Руководитель - "автократ" не склонен к передаче части своих полномочий подчиненным. Это - человек, жаждущий подчинения. Автократ придерживается правила: тот не начальник, кого не боятся подчиненные. С рядовыми работниками он ведет разговор нередко высокомерным тоном. Критика автократом поддерживается только в одном направлении: сверху вниз. При таком способе действий руководителя подчиненные испытывают к нему неприязнь. У них нет желания проявлять инициативу в работе, непригодность стиля работы руководителей - "автократов" очевидна, особенно на современном этапе. К автократическому стилю в определенной мере примыкает идеократическийстиль руководства. Руководитель, придерживающийся этого стиля, интересуется индивидуальностями своих подчиненных. Однако из них он выделяет “фаворитов” и опирается только на них. Остальные работники руководителю безразличны. При таком отношении инициатива у большинства работников почти отсутствует. Идеократический стиль также неприемлем для современного управления. Много недостатков содержит в себе так называемый попустительствующий (либеральный) стиль руководства. Он характеризуется нерешительностью, колебаниями руководителя при принятии тех или иных решений. Руководитель - либерал часто передает вопросы своей компетенции на обсуждение подчиненных даже в том случае, когда в этом нет никакой необходимости. Вынужденный в чем-то ограничить подчиненных, он ссылается на приказ вышестоящего руководителя. Такой руководитель никогда не станет лидером. Как гласит народная мудрость: "доброта без разума - пуста". Она служит точной оценкой сути попустительствующего стиля руководства. Есть еще один стиль, применение которого в практике управления является недопустимым, но с которым еще приходится встречаться. Это - бюрократическийстиль. Руководитель - бюрократ это - волокитчик, формалист. Ради формализма он жертвует самим существом дела. Главное у него - различные предписания и указания. Это человек без инициативы. Он не пользуется авторитетом среди подчиненных. На предприимчивость и предпринимательство такой руководитель не способен. Среди стилей руководства, заслуживающих внимания с положительной точки зрения, отметим стиль предводительства и демократический стиль. Руководитель, строящий свою работу по способу предводительства, исходит из того, что его подчиненные - это люди со всеми возможными достоинствами и недостатками. Он обсуждает с ними возникшие проблемы в атмосфере равноправия и взаимопонимания, создает соответствующее психологическое настроение, формирует стремление у них к достижению намеченной цели. У такого руководителя есть достаточно оснований быть уверенным в том, что принятие им решения будут выполнены коллективом. Руководители, пользующиеся демократическим стилем, налаживают сотрудничество не только с непосредственными подчиненными, но и со всем трудовым коллективом в решении задач, которые стоят перед предприятием. В таких условиях коллектив хорошо осознает ответственность и получает взможность для инициативы в их выполнении. Противоречия между трудовым коллективом и руководителем - демократом возникают крайне редко. Следует однако отметить, что демократический стиль мало пригоден в тех случаях, когда необходимо срочное принятие решения по тому или иному вопросу. Совершенствование стиля руководства - насущная задача многих руководящих работников. К решению ее руководители (менеджеры) могут подходить по-разному, т.к. на стиль оказывает воздействие, как уже отмечалось, многие факторы. Здесь полезно изучение и зарубежного опыта. Общую тенденцию развития стилей работы современных менеджеров определяют такие черты: - приказы и распоряжения начинают уступать место убеждению, строгий контроль - доверию; - переход во внутриорганизационных отношениях "начальник - подчиненный" к отношениям сотрудничества; - поощрение коллективных форм работы; - поддержка любых новых идей своих подчиненных, публичное признание заслуг сотрудников; - стремление создать и поддержать хороший психологический климат в коллективе. В процессе дальнейшего совершенствования стилей руководства особого внимания заслуживает выработка таких новых черт, как обоснованный подход к решению всех вопросов; единство слова и дела; компетентность и высокая личная ответственность за порученное дело; деловитость; предприимчивость; высокая степень доверия подчиненным. Обоснованный подход к решению вопроса предполагает его глубокий анализ, реалистическую оценку возможностей его решения, выявление взаимосвязи данного вопроса с другими вопросами, умение рассматривать данный вопрос не только с позиций сегодняшнего дня, но и в перспективе. Единство слова и дела не допускает расхождений между ними. Говорить одно, а делать другое - значит подрывать доверие людей к самому себе. Слово, данное руководителем, по утверждению академика Ф.Углова, должно быть не менее авторитетно, чем подписанный им документ. Повышение личной ответственности предполагает развитие самостоятельности и оправданной смелости в поиске наиболее эффективных путей решения назревших вопросов. Деловитость - это инициатива в сочетании с умением добросовестно выполнять свою работу. Она является антиподом бумаготворчества и заседательской суетни, пустословия, формализма, других недостатков. В совершенствовании стиля руководства и выработке в нем принципиально новых черт существенную помощь руководителю может оказать также проведение анкетно-графической оценки его стиля. Суть ее заключается в следующем. Руководитель распространяет среди своих подчиненных анкету с перечнем факторов, определяющих различные стили руководства (см.табл.2). Подчиненные в анкете оценивают степень присутствия каждого фактора в стиле работы своего руководителя. Таблица 2. Анкета оценки стиля работы руководителя
По полученным оценкам определяются средние точки зрения по каждому фактору и наносятся на специальный график. На основе сравнения фактического состояния руководства с наилучшим вариантом, указанным в анкете (вариант 4), руководитель определяет конкретные пути совершенствования своего стиля руководства. За рубежом выделяют 3 основных стиля руководства: автократичный, демократичный и мягкий. Автократичный стиль - это такой стиль, при котором руководитель дает распоряжения и ожидает их выполнения. Он лидирует благодаря возможности поощрять или налагать взыскания. Демократичный (или партисипативный) стиль характерен тем, что руководитель консультируется с подчиненными о предполагаемых действиях или решениях. Третий, так называемый мягкий стиль отражает то, что руководитель использует свою власть редко, давая подчиненным возможность проявлять независимость, свободу действий. Свою задачу он видит в том, чтобы обеспечивать подчиненных необходимой информацией и выступать в качестве посредника с внешним окружением. Существуют и другие классификации стилей. Разработано несколько теорий формирования стилей. Отметим теории "X" и "У", раскрывающие отношения руководителя к подчиненным. По теории "Х" менеджер исходит из того, что: - люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; - у людей нет честолюбия, они стремятся избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими кто-то руководил; - чтобы заставить людей работать, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. По теории "У" менеджер исходит из других положений. Он ориентируется на то, что: - труд - это процесс естественный. И если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней; - если люди приобщены к целям организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль; - способность к творческому решению проблемы встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. Из рассмотренных выше стилей руководства теории "X" больше всего соответствует автократичный стиль, а теории "У" - демократичный стиль. Итак, стиль управления - это не только характеристика деятельности руководителя (менеджера), это и характеристика управления в целом, охватывающая и лидерство, и методы управления, и отношение персонала к целям управления. Поэтому, совершенствуя свой стиль, руководитель (менеджер) повышает тем самым общий уровень эффективности управления своей организацией.
Разновидностью автократичного стиля является стиль "благожелательного автократа". "Благожелательный автократ" способен внимательно выслушать точку зрения своих подчиненных перед принятием какого-либо решения, но решение он принимает сам.
Литература. Иванов А.П. Основы менеджмента. Учебное пособие. Ч.1. СПб, СПбГТУРП, 1996. - 122 с. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Пер. с англ.). М.: “Дело”, 1992. -703 с. Методы управления промышленными предприятиями. Вып.2. Для руководителей предприятий и объединений промышленности и других отраслей. М.: “Экономика”, 1973. -127 с. Обэр-Крис Дж. Управление предприятием. Классика менеджмента (перев. с фр.). М.: “Сирин”, 1997. - 227 с. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г.Ланусты. М.: “Инфра-М”., 1996. -608 с. Собчак А.А., Иванов А.П. Внутрипроизводственный хозрасчет на целлюлозно-бумажных предприятиях. М.: “Лесная промышленность”, 1971. –112 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |