Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили руководства и пути их совершенствования.

Любой руководитель (менеджер) независимо от того, на какой дожности он

находится, прежде всего опирается в своей работе на общеприня­тые принципы и методы управления. Но каждый руководитель (мене­джер) проявляет при этом и свою индивидуальность, характерные для него способы действий, что определяет стиль его руководства. Между методами и стилем руководства су­ществует связь, аналогичная связи между нотами и манерой испол­нения музыкального произведения: ноты одни для всех, но каждый исполнитель трактует музыкальное произведение по-своему.

Суть стиля руководства во многом определяют мотивы и лич­ные качества руководителя; его уве­ренность в подчиненных; сила влияния подчиненных на поведение и действия руководителя; сложившиеся ситуации (традиции) и др. Свое воздействие на стиль работы руководителя оказывает и тру­довой коллектив: не всякий стиль получает одобрений с его сторо­ны. Поэтому руководителю следует основательно подумать, как на­до руководить. Влияют на стиль руководства также внешние факто­ры. Совокупное влияние всех факторов на стиль работы руководите­ля можно представить следующим образом (рис. 3)

 
 


Личные качества руководителя

Принципы и методы руководства

Коллегия руководителей

 
 

Руководители разных рангов

Коллектив (подчиненные)

           
 
 
   
   
 

Требования к выполняемой работе

Ситуация (традиция)

Внешние факторы  


 

Рис.3. Факторы, формирующие стиль руководства.

Известен ряд стилей руководства коллективом. Некоторые руководители еще пользуются в своей работе интуитивным стилем. Этот стиль основан на интуиции, проявляющейся, исходя из предшествующего опыта работы. Безусловно, в практике прошлого есть немало хоро­шего. Как говорят, за одного битого двух небитых дают. Но возникают совершенно новые задачи, которые нельзя решать методом проб и ошибок. Появились и новые возможности решения возникающих задач, Поэтому в современных условиях интуитивный стиль и управле­нии утратил свое значение.

Среди руководителей есть приверженцы авто­кратическогостиля. Руководитель - автократ считает, что только он имеет право принимать решения и отдавать распоряжения. Некоторые из таких руководителей думают, что их под­чиненные еще не доросли до их уровня и обсуждение с ними тех или иных решений является пустой тратой времени. Руководитель - "ав­тократ" не склонен к передаче части своих полно­мочий подчиненным. Это - человек, жаждущий подчинения. Автократ придерживается правила: тот не начальник, кого не боятся подчи­ненные. С рядовыми работниками он ведет разговор нередко высоко­мерным тоном. Критика автократом поддерживается только в одном направлении: сверху вниз. При таком способе действий руководите­ля подчиненные испытывают к нему неприязнь. У них нет желания проявлять инициативу в работе, непригодность стиля работы руко­водителей - "автократов" очевидна, особенно на современном этапе.

К автократическому стилю в определенной мере примыкает идеократическийстиль руководства. Руководитель, придерживающийся этого стиля, интересуется индивидуальностями своих подчиненных. Однако из них он выделяет “фаворитов” и опирается только на них. Остальные работники руководителю безразличны. При таком отношении инициатива у большинства работников почти отсутствует. Идеократический стиль также неприемлем для современного управления.

Много недостатков содержит в себе так называемый попусти­тельствующий (либеральный) стиль руководства. Он характеризуется нерешительностью, колебаниями руководителя при принятии тех или иных решений. Руководитель - либерал часто передает вопросы своей компе­тенции на обсуждение подчиненных даже в том случае, когда в этом нет никакой необходимости. Вынужденный в чем-то ограничить подчиненных, он ссылается на приказ вышестоящего руководителя. Та­кой руководитель никогда не станет лидером. Как гласит народная мудрость: "доброта без разума - пуста". Она служит точной оценкой сути попустительствующего стиля руководства.

Есть еще один стиль, применение которого в практике управления является недопустимым, но с которым еще приходится встречаться. Это - бюрократическийстиль. Руководитель - бюро­крат это - волокитчик, формалист. Ради формализма он жертвует са­мим существом дела. Главное у него - различные предписания и указания. Это человек без инициативы. Он не пользуется авторитетом среди подчиненных. На предприимчивость и предпринимательство та­кой руководитель не способен.

Среди стилей руководства, заслуживающих внимания с положительной точки зрения, отметим стиль предводительства и демократи­ческий стиль.

Руководитель, строящий свою работу по способу предводитель­ства, исходит из того, что его подчиненные - это люди со всеми возможными достоинствами и недостатками. Он обсуждает с ними возникшие проблемы в атмосфере равноправия и взаимопонимания, создает соответствующее психологическое настроение, формирует стремление у них к достижению намеченной цели. У такого руководителя есть достаточно оснований быть уверенным в том, что принятие им решения будут выполнены коллективом.

Руководители, пользующиеся демократическим стилем, налаживают сотрудничество не только с непосредственными подчиненными, но и со всем трудовым коллективом в решении задач, которые стоят пе­ред предприятием. В таких условиях коллектив хорошо осознает от­ветственность и получает взможность для инициативы в их выполне­нии. Противоречия между трудовым коллективом и руководителем - демократом возникают крайне редко.

Следует однако отметить, что демократический стиль мало пригоден в тех случаях, когда необходимо срочное принятие решения по тому или иному вопросу.

Совершенствование стиля руководства - насущная задача мно­гих руководящих работников. К решению ее руководители (менеджеры) могут подходить по-разному, т.к. на стиль оказывает воздействие, как уже отмечалось, многие факторы. Здесь полезно изучение и зарубежно­го опыта.

Общую тенденцию развития стилей работы современных менед­жеров определяют такие черты:

- приказы и распоряжения начинают уступать место убеждению, стро­гий контроль - доверию;

- переход во внутриорганизационных отношениях "начальник - подчиненный" к отношениям сотрудничества;

- поощрение коллективных форм работы;

- поддержка любых новых идей своих подчиненных, публичное призна­ние заслуг сотрудников;

- стремление создать и поддержать хороший психологический климат в коллективе.

В процессе дальнейшего совершенствования стилей руководства особого внимания заслуживает выработка таких новых черт, как обо­снованный подход к решению всех вопросов; единство слова и дела; компетентность и высокая личная ответственность за порученное де­ло; деловитость; предприимчивость; высокая степень доверия подчи­ненным. Обоснованный подход к решению вопроса предполагает его глубокий анализ, реалистическую оценку возможностей его решения, выявление взаимосвязи данного вопроса с другими вопросами, уме­ние рассматривать данный вопрос не только с позиций сегодняшнего дня, но и в перспективе. Единство слова и дела не допускает расхождений между ними. Говорить одно, а делать другое - значит под­рывать доверие людей к самому себе. Слово, данное руководителем, по утверждению академика Ф.Углова, должно быть не менее автори­тетно, чем подписанный им документ. Повышение личной ответственности предполагает развитие самостоятельности и оправданной смелости в по­иске наиболее эффективных путей решения назревших вопросов. Дело­витость - это инициатива в сочетании с умением добросовестно вы­полнять свою работу. Она является антиподом бумаготворчества и заседательской суетни, пустословия, формализма, других недостатков.

В совершенствовании стиля руководства и выработке в нем прин­ципиально новых черт существенную помощь руководителю может ока­зать также проведение анкетно-графической оценки его стиля. Суть ее заключается в следующем. Руководитель распространя­ет среди своих подчиненных анкету с перечнем факторов, определяющих различные стили руководства (см.табл.2). Подчинен­ные в анкете оценивают степень присутствия каждого фактора в стиле работы своего руководителя.

Таблица 2.

Анкета оценки стиля работы руководителя

№№ Факторы, определяющие стиль руководства Варианты
1. Обоснованный подход к решению вопросов отсут­ствует редко часто почти всегда
2. Единство слова и дела   отсутствует­ проявля-ется редко прояв­- ляется часто прояв­ ляется почти всегда
3. Личная ответственность за порученное дело слабая проявля-ется редко прояв­- ляется часто прояв­ ляется почти всегда
4. Деловитость прояв-ляется слабо­ проявля-ется редко прояв­- ляется часто прояв­ ляется почти всегда
5. Предприимчивость отсут­-ствует проявля-ется редко прояв­- ляется часто прояв­ ляется постоянно
6. Воспитание у подчиненных сознательной дисциплины и нетерпимости к недостаткам занимается очень редко­ занима-ется периоди-чески занима-ется частьо зани­-мается постоянно
7. Степень доверия руководителя подчиненным очень низкая недоста-точная доста-точная очень высокая
8. Степень свободы подчиненных в дискуссиях с руководителем малая доста-точная высокая очень высокая
9. Использование стимулов: 1- угроза, 2- наказание, 3 - поощрение 1, 2, иногда 3 3, иногда 2 3 и 2 3 и 2 (на основе коллективности
10. В какой мере руководитель знает задачи своих сотрудников в малой недоста-точной удовле-твори-тельной высокой
11. Участвует ли работник, имеющий отношения к данному решению, в его подготовке почти никогда редко часто почти всегда

 

По полученным оценкам определяются средние точки зрения по каждому фактору и наносятся на специальный график. На основе сравнения фактического состояния руководства с наилучшим вариан­том, указанным в анкете (вариант 4), руководитель определяет конкретные пути совершенствования своего стиля руководства.

За рубежом выделяют 3 основных стиля руководства: автократичный, демократичный и мягкий.

Автократичный стиль - это такой стиль, при котором руководи­тель дает распоряжения и ожидает их выполнения. Он лидирует бла­годаря возможности поощрять или налагать взыскания.

Демократичный (или партисипативный) стиль характерен тем, что руководитель консультируется с подчиненными о предполагаемых действиях или решениях.

Третий, так называемый мягкий стиль отражает то, что руково­дитель использует свою власть редко, давая подчиненным возмож­ность проявлять независимость, свободу действий. Свою задачу он видит в том, чтобы обеспечивать подчиненных необхо­димой информацией и выступать в качестве посредника с внешним окружением. Существуют и другие классификации стилей.

Разработано несколько теорий формирования стилей. Отметим теории "X" и "У", раскрывающие отно­шения руководителя к подчиненным.

По теории "Х" менеджер исходит из того, что:

- люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

- у людей нет честолюбия, они стремятся избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими кто-то руководил;

- чтобы заставить людей работать, необходимо использовать прину­ждение, контроль и угрозу наказания.

По теории "У" менеджер исходит из других положений. Он ориентируется на то, что:

- труд - это процесс естественный. И если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;

- если люди приобщены к целям организации, то они будут исполь­зовать самоуправление и самоконтроль;

- способность к творческому решению проблемы встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Из рассмотренных выше стилей руководства теории "X" больше всего соответствует автократичный стиль, а теории "У" - демокра­тичный стиль.

Итак, стиль управления - это не только характеристика дея­тельности руководителя (менеджера), это и характеристика управления в целом, охватывающая и лидерство, и методы управления, и отношение персонала к целям управления. Поэтому, совершенствуя свой стиль, руководитель (менеджер) повышает тем самым общий уровень эффективности управления своей орга­низацией.

 

Разновидностью автократичного стиля является стиль "благо­желательного автократа". "Благожелательный автократ" способен внимательно выслушать точку зрения своих подчиненных перед приняти­ем какого-либо решения, но решение он принимает сам.

 

Литература.

Иванов А.П. Основы менеджмента. Учебное пособие. Ч.1. СПб, СПбГТУРП, 1996. - 122 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Пер. с англ.). М.: “Дело”, 1992. -703 с.

Методы управления промышленными предприятиями. Вып.2. Для руководителей предприятий и объединений промышленности и других отраслей. М.: “Экономика”, 1973. -127 с.

Обэр-Крис Дж. Управление предприятием. Классика менеджмента (перев. с фр.). М.: “Сирин”, 1997. - 227 с.

Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г.Ланусты. М.: “Инфра-М”., 1996. -608 с.

Собчак А.А., Иванов А.П. Внутрипроизводственный хозрасчет на целлюлозно-бумажных предприятиях. М.: “Лесная промышленность”, 1971. –112 с.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...