Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кузнецова Елена Владнмцииша, Тихонова Ирина АнатольевнаE.B. Кузнецова, И.А. Тихонова РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
конспекты занятий УДК 373 ББК 74.100.5 К89 Рецензент: научный сотрудник ИК.П РАО И. Ю. Кондратенко Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. К89 Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с. (Серия «Программа развития».) ISBN 5-89144-344-9 Методическое пособие содержит 37 подробных конспектов занятий с детьми 5—6 лет по развитию речи (по разделу «Ознакомление с окружающим миром»), которые помогут усвоить определенные правила и законы грамматики. Конспекты занятий позволят обобщить и систематизировать знания детей, будут способствовать развитию и обогащению их словарного запаса, формированию грамматических категорий и словообразованию, развитию связной речи. Книга предназначена воспитателям и методистам ДОУ, логопедам, родителям детей 5—6 лет. \ ББК 74.100.5 Кузнецова Елена Владнмцииша, Тихонова Ирина Анатольевна РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Конспекты занятий Редактор О.Е. Громова Корректоры Э. С. Корчагина, Л. Б. Успенская Художник обложки Е.В. Кустарова Компьютерная верстка И. И. Иванова Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера. Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат N° 77.99.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г. Подписано к печати 22.11.03. Формат 60 х 901/». Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 6,0. Тираж 7000 экз. Заказ № 3458. Издательство «ТЦ Сфера» 129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095)107-59-15, 181-75-05. Отпечатано с готовых диапозитивов яа/ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2. Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05. От авторов Предлагаемое пособие включает конспекты занятий с детьми по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Своевременно начатые занятия позволят устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость. Конспекты занятий обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. В пособие также включены упражнения по развитию памяти, Предлагаемая система занятий направлена на развитие коммуникативной функции речи и активизацию познавательной деятельности детей. В пособии представлен годичный цикл занятий (осень, зима, весна) по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей 5—6-летнего возраста. Занятия проводятся логопедом в системе комплексного и систематического специального обучения. Продолжительность каждого занятия от 25 до 30 минут, проводить их целесообразно в утренние часы 1—2 раза в неделю. При подготовке к проведению занятий могут быть использованы материалы ТА Каше, Т.Б. Фили-чевой, а также иллюстрации из книг и дидактических игр. Материал должен быть распределен по темам и храниться в отдельных папках в кабинете логопеда. Кроме иллюстраций используются муляжи, игрушки, натуральные предметы в соответствии с заданной темой. Весь наглядный недостающий материал легко изготовить самим. Почти после каждого занятия приводится перечень упражнений, игр, понятий — «Материал для закрепления». Это своеобразное «домашнее задание», которое весело и интересно выполнять с детьми дома, на прогулке, в группе. Успехов вам, дорогие коллеги! ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬЮ Тематический план
Занятие 1. «Части тела» Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением людей, туалетные принадлежности; раздаточный материал — конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами. Ход занятия Организационный момент Логопед выставляет ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз). — Как называется то, что нарисовано на этих картинках од — Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о Логопед показывает рисунок человека. — Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.) 1. У зверюшки — на макушке, — Для чего нужны уши? 2. Два Егорки живут возле горки, А друг на друга не глядят. (Глаза.) — Для чего нужны глаза? 3. Он бывает самым раз'ным: Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.) — Для чего нужен нос? — А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, (Дети на себе показывают названные части лица.) Физкультминутка Девочки и мальчики Дети прыгают на месте, Прыгают, как мячики. Ножками топают, топают, Ручками хлопают. хлопают, Головками кивают кивают, И тихо приседают. медленно приседают. — Ребята, чем вы сейчас хлопали? (Руками.) — Покажите правую руку, левую. Логопед называет части руки, а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо). — Чем вы топали? (Ногами.) 4. Дидактическая игра «Подбери слова» — Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и — Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блес — Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная ра 5. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок! Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя. У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя. — Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.) — Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки, — Покажите, как это надо делать. Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела. — Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки, 6. Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д. Дети выбирают любой предмет и составляют предложения. Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д. 7. Учебное задание — составь фигуру человека Итог занятия Дети по «цепочке» называют основные части тела человека. Материал для закрепления I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в, 2. Образование существительных множественного числа. 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: нос — носик, рот — ротик и т.д. 4. Подбор слов-антонимов. Например: большой — маленький, высокий — низкий, тонкий — толстый, длинный — короткий. 5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». Ход занятия 1. Знакомство с геометрическими фигурами разного цвета У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма). Занятие 3. «Игрушки» Цели: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; составлять описательные рассказы по игрушкам; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь. Оборудование: демонстрационный материал — таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план по теме «Игрушки»; игрушки — мяч, пирамида, машина, медведь, кукла. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: матрешка — собака — ведро; машина — кубики — юла; неваляшка — пирамида — мозаика; домино — лото — ракетка; велосипед — дудочка — самокат. — Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Об игрушках.) Логопед загадывает загадку: Круглый, гладкий и пузатый — Больно бьют его ребята. Почему беднягу бьют? , Потому что он надут. Как вы думаете, что это? (Мяч.) — Какой он формы, какого цвета? — Из какого материала сделан? — Как с ним можно играть? 2. Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает?»(на развитие зрительного внимания)
Выставляется пирамидка. — Из каких частей состоит пирамидка? — Каких цветов части пирамидки? — Из какого материала она сделана? — Как с ней можно играть? 3. Игровое упражнение «Что изменилось?»(между мячом и пи Уточнить, где находится машина, используя предлоги: за, перед, между, рядом, около. Логопед загадывает загадку: Косолапые ноги, Зимой он спит в берлоге. Догадайся, ответь, Что это за зверь? (Медведь.) — Что есть у игрушечного медведя? — Из какого материала сделан? — Какой он? — Как с ним можно играть? Логопед открывает коробку и выставляет куклу. (Вопросы аналогичны.) 4. Дидактические игры «Скажи ласково», «Сосчитай»(по кар Физкультминутка На большом ковре и в ряд Дети маршируют на месте, Куклы Танины стоят. останавливаются, Два медведя, Буратино изображают персонажей, И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять — прыгают, Вместе мы пойдем гулять. маршируют, уходят с ковра. 6. Составление описательных рассказов об игрушках по картин - Что это? — Из каких частей состоит?.. — Какой формы?.. — Какого цвета?.. — Из какого материала сделана?.. — Как с ней можно играть?.. Рассказ логопеда Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамиду — из дерева, лото — из бумаги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими. Итог занятия ю
Материал для закрепления ' I. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Уметь составлять II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа роди Например: пирамида — пирамиды и т.д. 2. Образование прилагательных от существительных. 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель Например: мяч — мячик и т.д. 4. Дидактическая игра «Сосчитай до 5». (Согласование чис 5. Закрепить навык употребления предлогов: на, под, из-за, в, пе Придумать предложения с этими предлогами. Занятие 4. «Овощи» Цели: закрепить знания детей об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мышление. Оборудование: демонстрационный материал — муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками овощей разной величины. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... , рядом.... Отгадывание загадок Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет — Вот и завтрак, и обед. (Картофель.) В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (Помидор.) Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? (Репка.) Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска.) Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.) Черна, горька, А от ста болезней поможет. (Редька.) На грядке длинный и зеленый, А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.) Сладкий — съешь и целиком, Горький — тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.) 4. Составление описательного рассказа о картофеле по картинно-графическому плану
(Аналогично дети составляют рассказ об остальных овощах.) Физкультминутка
Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки,
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем. 6. Дидактическая игра «Назови ласково»(по картинкам с изо Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. 7. Дидактическая игра «Сосчитай»(по картинкам) 8. Согласование притяжательных местоимений с существитель На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста и т.д. Рассказ логопеда — Осенью на огородах собирают урожай оаощей. Люди акку Итог занятия Занятие 5. «Овощи»(продолжение) Цели: закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память. Оборудование: демонстрационный материал — картины «Осенний лес», «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка. Ход занятия Организационный момент Итог занятия — Ребята, пойдемте в группу и посмотрим, что приготовил Материал для закрепления I. Запомнить названия овощей. Уметь составлять описательный рассказ по плану: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить? Уметь находить сходство и различие между овощами. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных единственного и множествен Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель Например: огурец — огурчик. 3. Образование прилагательных от существительных. 4. Согласование притяжательных местоимений с существитель Например: Чья это репа? — Это моя репа. 5. Согласование прилагательных с существительными в роде, Например: красный помидор, желтая репа. 6. Обозначение признаков предметов. — Вкусный? -Сочный? Ароматный? — Вкусная? Сочная? Ароматная? — Вкусные? Сочные? Ароматные? 7. Согласование числительных с существительными. и т.д. 8. Согласование прилагательных с существительными в роди Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров. 9. Согласование существительных с глаголами единственного и Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят. Занятие 6. «Фрукты» Цели: закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения с существительными; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память. Оборудование: демонстрационный материал — муляжи фруктов, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов разной величины. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... , Выставляются муляжи фруктов — Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы Физкультминутка
Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева) 6. Дидактическая игра «Какой сок приготовили?» 7. Дидактическая игра «Назови ласково»(по картинкам) 8. Дидактическая игра «Сосчитай»(по карточкам) 9. Согласование притяжательных местоимений с существитель На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют. — Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) И т.д. 10. Рассказ логопеда — Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно Итог занят» Занятие 7. «Фрукты»(продолжение) Цела: уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составлении описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существитель- 2 - 3458 17 ными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память. Оборудование: демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов. Ход занятия Организационный момент — Сядет тот, кто назовет фрукты. Отгадывание загадок Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко.) — Как вы думаете, что это? Выставляется картинка и детям предлагается составить описательный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.) Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.) Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит... (Груша.) Физкультминутка Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круглой формы. 4. Согласование притяжательных местоимений с существитель На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей фрукт?» Итог занятия — О чем мы сегодня говорили на занятии? Материал для закрепления I. Уточнить названия фруктов. Учить составлять описательный рассказ по плану: 1. Что это? 2. Какой формы? 3. Какого цвета? 4. Какой на ощупь? 5. Какой на вкус? 6. Какие блюда можно приготовить? Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное,, душистое и т.д. Уметь находить сходство и различие между фруктами. II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа в име Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель Например: лимон — лимончик и т.д. 3. Образование прилагательных от существительных. — Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.) — Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.) — Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.) 4. Согласование притяжательных местоимений с существитель Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т]д. 5. Согласование прилагательных с существительными в роде и Про что можно сказать? — Вкусный? Сочный? Ароматный? — Вкусная? Сочная? Ароматная? — Вкусное? Сочное? Ароматное? — Вкусные? Сочные? Ароматные? 6. Согласование числительных с существительными. 2* 19 Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д. 7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа. Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины. Занятие 8. «Деревья»(экскурсия) Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев. Ход занятия Чтение стихотворения Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.) 2. Беседа о деревьях — Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные дере — Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.) — Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.) — Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.) — Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.) БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы. СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки. РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды. ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие. ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди. ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые. КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки. ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые. Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У ёлки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие. 3. Физкультминутка Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут, Руки вверх поднимем, поднимают, Покружимся слегка. кружатся, И подбросим листья Вверх под облака. делают движения подбрасывания. Подбор слов-действий Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят. Подбор слов-значений Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же. — Лист клена. Лист какой? — Кленовый. — Лист березы ... — Лист липы ... — Лист тополя ... Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.) Игра «Прятки» По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, у короткого корня и т.д.») Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, Между, на. Итог занятия Дети составляют букеты из осенних листьев. Материал для закрепления I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают ли II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа роди Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д. 3. Образование прилагательных от существительных. лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д. 4. Образование слов-антонимов. Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д. 5. Согласование числительных с существительными. Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять листьев. Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д. Занятие 9. «Грибы» Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме. Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал — предметные картинки в конвертах на каждого ребенка. Ход занятия Чтение стихотворения «Чух-чух-чух», Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, — «Тороплюсь», — гудит: «У-У-У...» Итог занятия Материал для закрепления I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка, II. Грамматический строй речи и словообразование. 1. Образование существительных множественного числа роди Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи Например: гриб — грибочек и т.д. 3. Дидактическая игра «Чей?» Согласование притяжательных местоимений с существительными. 4. Подбор слов-антонимов. Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка — ..., толстая ножка — ... и т.д. 5. Согласование числительных с существительными. 6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, ря Придумать предложения с предлогами по данной теме. Занятие 10. «Перелетные птицы» Цели: познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — карточки с изображением птиц. Ход занятия Организационный момент — Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние меся — Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему? — Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так — Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ — Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, — Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.) — Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора Рассказ логопеда Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану: — Как называется птица? — Какая птица по размеру? — Какой хвост идолов? — Чем питается? ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых. ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми. АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Физкультминутка
Птички прыгают, летают. Крошки птички собирают. Перышки почистили, Клювики почистили.
Птички летают, поют, машут руками, Зернышки клюют. наклоняются. Игра «Сосчитай» — Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два нижа, пять ласточек и т.д.) 5. Игра «Кто где живет»(по картинке) Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.). Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |