Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кузнецова Елена Владнмцииша, Тихонова Ирина Анатольевна

E.B. Кузнецова, И.А. Тихонова

РАЗВИТИЕ

И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ


Москва 2004

конспекты занятий


УДК 373 ББК 74.100.5 К89

Рецензент:

научный сотрудник ИК.П РАО И. Ю. Кондратенко

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.

К89 Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты за­нятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с. (Серия «Программа развития».)

ISBN 5-89144-344-9

Методическое пособие содержит 37 подробных конспектов занятий с детьми 5—6 лет по развитию речи (по разделу «Ознакомление с окружаю­щим миром»), которые помогут усвоить определенные правила и законы грамматики. Конспекты занятий позволят обобщить и систематизировать знания детей, будут способствовать развитию и обогащению их словар­ного запаса, формированию грамматических категорий и словообразова­нию, развитию связной речи.

Книга предназначена воспитателям и методистам ДОУ, логопедам, родителям детей 5—6 лет.

\

ББК 74.100.5

Кузнецова Елена Владнмцииша, Тихонова Ирина Анатольевна

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Конспекты занятий

Редактор О.Е. Громова Корректоры Э. С. Корчагина, Л. Б. Успенская

Художник обложки Е.В. Кустарова Компьютерная верстка И. И. Иванова Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат N° 77.99.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.

Подписано к печати 22.11.03. Формат 60 х 901/».

Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 6,0.

Тираж 7000 экз. Заказ № 3458.

Издательство «ТЦ Сфера» 129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095)107-59-15, 181-75-05.

Отпечатано с готовых диапозитивов яа/ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.

Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.
ISBN 5-89144-344-9 © ООО «ТЦ Сфера», 2004


От авторов

Предлагаемое пособие включает конспекты занятий с детьми по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить некоторые пра­вила грамматики. Своевременно начатые занятия позволят устра­нить отставание в речевом развитии и предупредить школьную не­успеваемость.

Конспекты занятий обобщают и систематизируют знания де­тей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грам­матических категорий, развитию связной речи.

В пособие также включены упражнения по развитию памяти,
внимания, мышления. Эти упражнения помогают ребенку научиться
классифицировать, сравнивать, определять последовательность со­
бытий, находить простейшие закономерности, строить умозаклю­
чения.

Предлагаемая система занятий направлена на развитие комму­никативной функции речи и активизацию познавательной деятель­ности детей.

В пособии представлен годичный цикл занятий (осень, зима, весна) по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей 5—6-летнего возраста. Занятия проводятся логопедом в системе комп­лексного и систематического специального обучения. Продолжитель­ность каждого занятия от 25 до 30 минут, проводить их целесообраз­но в утренние часы 1—2 раза в неделю. При подготовке к проведению занятий могут быть использованы материалы ТА Каше, Т.Б. Фили-чевой, а также иллюстрации из книг и дидактических игр. Материал должен быть распределен по темам и храниться в отдельных папках в кабинете логопеда. Кроме иллюстраций используются муляжи, иг­рушки, натуральные предметы в соответствии с заданной темой. Весь наглядный недостающий материал легко изготовить самим. Почти пос­ле каждого занятия приводится перечень упражнений, игр, поня­тий — «Материал для закрепления». Это своеобразное «домашнее за­дание», которое весело и интересно выполнять с детьми дома, на прогулке, в группе.

Успехов вам, дорогие коллеги!


ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬЮ

Тематический план

 

Сентябрь Темы Количество занятий
I неделя Обследование детей
II неделя  
III неделя Части тела
IV неделя Геометрические фигуры, основные цвета
Октябрь    
1 неделя Игрушки
II неделя Овощи
III неделя Фрукты
IV неделя Деревья
Ноябрь    
I неделя Грибы
II неделя Перелетные птицы
III неделя Осень
IV неделя Домашние птицы

Занятие 1. «Части тела»

Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить об­разовывать существительные множественного числа; учить состав­лять предложения на наглядном материале; учить различать пра­вую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением людей, туалетные принадлежности; раздаточный матери­ал — конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед выставляет ряд картинок: девочка, мальчик, мужчи­на, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последователь­ность и проговаривают (последовательность картинок меняется не­сколько раз).

— Как называется то, что нарисовано на этих картинках од­
ним словом? (Люди, человек.)

— Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о
себе.)

Логопед показывает рисунок человека.


— Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.)
Логопед показывает, где находятся грудь, живот, спина, за­
тем загадывает загадки:

1. У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Уши.)

— Для чего нужны уши?

2. Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза.)

Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым раз'ным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

— Для чего нужен нос?

— А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри,
губы, подбородок.

(Дети на себе показывают названные части лица.)

Физкультминутка

Девочки и мальчики Дети прыгают на месте,

Прыгают, как мячики.

Ножками топают, топают,

Ручками хлопают. хлопают,

Головками кивают кивают,

И тихо приседают. медленно приседают.

— Ребята, чем вы сейчас хлопали? (Руками.)

— Покажите правую руку, левую.

Логопед называет части руки, а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо).

Чем вы топали? (Ногами.)
Проводится аналогичная работа.

4. Дидактическая игра «Подбери слова»
Логопед поочередно задает детям вопросы:

— Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и
т.д.).

— Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блес­
тящие и т.д.)

— Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная ра­
бота.)


5. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуков­ского «Мойдодыр»

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

— Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.)

— Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки,
тело и т.д.)

— Покажите, как это надо делать.

Дети встают друг за другом и имитируют движения, показы­вая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела.

— Человек должен быть опрятным и чистым. С таким челове­ком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки,
причесываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь.

6. Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть
чистым и опрятным»

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать воло­сы, и т.д.

7. Учебное задание — составь фигуру человека

Итог занятия

Дети по «цепочке» называют основные части тела человека. Материал для закрепления

I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показы­вать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами
видим, ушами слышим, носом дышим и т л.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в,
за, между, около, перед.

2. Образование существительных множественного числа.
Например: ухо — уши, шея — шеи и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом.

Например: нос — носик, рот — ротик и т.д.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой — маленький, высокий — низкий, тон­кий — толстый, длинный — короткий.


5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Ход занятия

1. Знакомство с геометрическими фигурами разного цвета
Логопед показывает геометрические фигуры разного цвета: квад­рат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; уточняет название
и внешние признаки каждой геометрической фигуры; проводит ди­дактическую игру «Разложи фигуры».

У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма).

Занятие 3. «Игрушки»

Цели: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагатель­ные от существительных и согласовывать их в роде с существи­тельными; составлять описательные рассказы по игрушкам; разви­вать зрительную и слуховую память; активизировать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал — таблица на разви­тие зрительного внимания, картинно-графический план по теме «Иг­рушки»; игрушки — мяч, пирамида, машина, медведь, кукла.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов:
кукла — мяч — танк;

матрешка — собака — ведро; машина — кубики — юла; неваляшка — пирамида — мозаика; домино — лото — ракетка; велосипед — дудочка — самокат.

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на заня­тии? (Об игрушках.)

Логопед загадывает загадку: Круглый, гладкий и пузатый — Больно бьют его ребята. Почему беднягу бьют? , Потому что он надут.

Как вы думаете, что это? (Мяч.)

— Какой он формы, какого цвета?

— Из какого материала сделан?

— Как с ним можно играть?

2. Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает?»(на разви­тие зрительного внимания)

 

матрешка пирамидка мяч
пирамидка мяч матрешка
мяч матрешка ?

Выставляется пирамидка.

— Из каких частей состоит пирамидка?

— Каких цветов части пирамидки?

— Из какого материала она сделана?

— Как с ней можно играть?


3. Игровое упражнение «Что изменилось?»(между мячом и пи­
рамидкой выставляется машина)

Уточнить, где находится машина, используя предлоги: за, пе­ред, между, рядом, около. Логопед загадывает загадку: Косолапые ноги, Зимой он спит в берлоге. Догадайся, ответь, Что это за зверь? (Медведь.)

— Что есть у игрушечного медведя?

— Из какого материала сделан?

— Какой он?

— Как с ним можно играть?

Логопед открывает коробку и выставляет куклу. (Вопросы аналогичны.)

4. Дидактические игры «Скажи ласково», «Сосчитай»(по кар­
точкам с изображением игрушек)

Физкультминутка

На большом ковре и в ряд Дети маршируют на месте,

Куклы Танины стоят. останавливаются,

Два медведя, Буратино изображают персонажей,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять — прыгают,

Вместе мы пойдем гулять. маршируют, уходят с ковра.

6. Составление описательных рассказов об игрушках по картин­
но-графическому плану

- Что это?

— Из каких частей состоит?..

— Какой формы?..

— Какого цвета?..

— Из какого материала сделана?..

— Как с ней можно играть?..

Рассказ логопеда

Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрос­лые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавли­ваются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, напри­мер, делают из резины, пирамиду — из дерева, лото — из бума­ги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

Итог занятия

ю


 


Материал для закрепления '

I. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Уметь составлять
описательный рассказ об игрушке, используя их названия, вне­
шние признаки и их части.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного падежа.

Например: пирамида — пирамиды и т.д.

2. Образование прилагательных от существительных.
Например: Собака из меха. Собака какая? — Меховая и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

Например: мяч — мячик и т.д.

4. Дидактическая игра «Сосчитай до 5». (Согласование чис­
лительных с существительными: машина, мяч, кукла, самолет.)

5. Закрепить навык употребления предлогов: на, под, из-за, в, пе­
ред, между, с, за, над.

Придумать предложения с этими предлогами.

Занятие 4. «Овощи»

Цели: закрепить знания детей об овощах; закрепить умение со­ставлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мыш­ление.

Оборудование: демонстрационный материал — муляжи и кар­тинки овощей, картинно-графический план; раздаточный матери­ал — конверты с картинками овощей разной величины.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... , рядом....

Отгадывание загадок

Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет — Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)


В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? (Репка.)

Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска.)

Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.)

Черна, горька,

А от ста болезней поможет. (Редька.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

Сладкий — съешь и целиком, Горький — тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)

4. Составление описательного рассказа о картофеле по картин­но-графическому плану


 


 

цвет форма величина вкус какой на ощупь В каком виде употребляют в пищу

(Аналогично дети составляют рассказ об остальных овощах.)

Физкультминутка

В огород пойдем, Урожай соберем.

Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки,

«таскают», «копают», «срезают», Круглый, сочный, очень вкусный, показывают руками, Щавеля нарвем немножко. «рвут», И вернемся по дорожке. идут по кругу, взявшись за руки. (Н. Нищева)

Мы морковки натаскаем

Срежем мы кочан капусты,

И картошки накопаем.


6. Дидактическая игра «Назови ласково»(по картинкам с изо­
бражением овощей)

Образование уменьшительно-ласкательной формы существитель­ных.

7. Дидактическая игра «Сосчитай»(по картинкам)
Согласование числительных с существительными.

8. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными

На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называ­ют: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста и т.д.

Рассказ логопеда

— Осенью на огородах собирают урожай оаощей. Люди акку­
ратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употреб­
ляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них
делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают
на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Итог занятия

Занятие 5. «Овощи»(продолжение)

Цели: закрепить знания детей об овощах; учить составлять опи­сательные рассказы; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных фор­мах; образовывать прилагательные от существительных; образовы­вать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.

Оборудование: демонстрационный материал — картины «Осен­ний лес», «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент

Итог занятия

— Ребята, пойдемте в группу и посмотрим, что приготовил
повар нам из овощей.

Материал для закрепления

I. Запомнить названия овощей.

Уметь составлять описательный рассказ по плану: Что это? Ка­кой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Ка­кие блюда можно приготовить?

Уметь находить сходство и различие между овощами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных единственного и множествен­
ного числа в именительных и родительных падежах.

Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ными суффиксами.

Например: огурец — огурчик.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.)
Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)

4. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными.

Например: Чья это репа? — Это моя репа.

5. Согласование прилагательных с существительными в роде,
числе.


Например: красный помидор, желтая репа.

6. Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:

— Вкусный? -Сочный? Ароматный?

— Вкусная? Сочная? Ароматная?

— Вкусные? Сочные? Ароматные?

7. Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...

и т.д.

8. Согласование прилагательных с существительными в роди­
тельном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.

9. Согласование существительных с глаголами единственного и
множественного числа. '

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Занятие 6. «Фрукты»

Цели: закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор­мы существительных, согласовывать числительные с существитель­ными, притяжательные местоимения с существительными; разви­вать словарь; развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: демонстрационный материал — муляжи фрук­тов, картинно-графический план; раздаточный материал — кон­верты с картинками фруктов разной величины.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... ,
рядом....

Выставляются муляжи фруктов

— Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы
называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На
чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

Физкультминутка

Дети маршируют, образуют круг, «крошат», «рубят», • «отжимают», ' «кладут», приседают, хлопают в ладоши.

Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева)

6. Дидактическая игра «Какой сок приготовили?»
Образование прилагательных от существительных.

7. Дидактическая игра «Назови ласково»(по картинкам)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существитель­
ных.

8. Дидактическая игра «Сосчитай»(по карточкам)
Согласование числительных с существительными.

9. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными

На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют.

— Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) И т.д.

10. Рассказ логопеда

— Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно
снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полез­
ны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они
сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в
сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты,
варенье.

Итог занят»

Занятие 7. «Фрукты»(продолжение)

Цела: уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составле­нии описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжатель­ные местоимения, прилагательные, числительные с существитель-

2 - 3458 17


ными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память.

Оборудование: демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет фрукты.

Отгадывание загадок

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Как вы думаете, что это?

Выставляется картинка и детям предлагается составить описа­тельный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.)

Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)

Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит... (Груша.)

Физкультминутка

Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круг­лой формы.

4. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными
(по картинкам)

На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей фрукт?»

Итог занятия

— О чем мы сегодня говорили на занятии?

Материал для закрепления

I. Уточнить названия фруктов.

Учить составлять описательный рассказ по плану:

1. Что это?

2. Какой формы?

3. Какого цвета?

4. Какой на ощупь?

5. Какой на вкус?

6. Какие блюда можно приготовить?

Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное,, душис­тое и т.д.

Уметь находить сходство и различие между фруктами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа в име­
нительном и родительном падежах.

Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

Например: лимон — лимончик и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например:

— Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)

— Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.)

— Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)

4. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными.

Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т]д.

5. Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.

Про что можно сказать?

— Вкусный? Сочный? Ароматный?

— Вкусная? Сочная? Ароматная?

— Вкусное? Сочное? Ароматное?

— Вкусные? Сочные? Ароматные?

6. Согласование числительных с существительными.

2* 19


Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д.

7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.

Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.

Занятие 8. «Деревья»(экскурсия)

Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние при­знаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; об­разовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-ан­тонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением листьев разных деревьев.

Ход занятия

Чтение стихотворения

Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)

2. Беседа о деревьях

— Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные дере­
вья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют
вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные де­
ревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед рассказывает о каждом дереве.

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо ве­ток иголки.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, рас­положенных попарно. У рябины есть красные ягоды.


ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной фор­мы, почки липкие.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звез­дочки.

ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.

Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У ёлки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие оваль­ные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственни­цы — маленькие.

3. Физкультминутка
Мы вокруг березы

Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,

Руки вверх поднимем, поднимают,

Покружимся слегка. кружатся,

И подбросим листья

Вверх под облака. делают движения подбрасывания.

Подбор слов-действий

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, со­хнут, увядают, шелестят.

Подбор слов-значений

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

— Лист березы ...

— Лист липы ...

— Лист тополя ...

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Ли­стопад.)

Игра «Прятки»

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, дру­гая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, у короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, ря­дом, под, из-за, Между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.


Материал для закрепления

I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают ли­
ственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки,
почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного и именительного падежей.

Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­
тельных.

Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ... ,

лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д.

4. Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — ко­роткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять лис­тьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.

Занятие 9. «Грибы»

Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедоб­ные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить состав­лять описательные рассказы; согласовывать числительные с суще­ствительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки по дан­ной теме; раздаточный материал — предметные картинки в кон­вертах на каждого ребенка.

Ход занятия

Чтение стихотворения


«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

«У-У-У...»

Итог занятия


Материал для закрепления

I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка,
шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подо­
брать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного падежа.

Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­
тельных.

Например: гриб — грибочек и т.д.

3. Дидактическая игра «Чей?»

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка — ..., толстая ножка — ... и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, ря­
дом.

Придумать предложения с предлогами по данной теме.

Занятие 10. «Перелетные птицы»

Цели: познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строе­ние птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приста­вочные глаголы; согласовывать числительные с существительны­ми; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — кар­точки с изображением птиц.

Ход занятия

Организационный момент

— Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние меся­
цы, признаки осени.

— Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

— Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так
называются? Назовите перелетных птиц.

— Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ­
ются «водоплавающие»?


— Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь,
лапы, хвост, клюв.)

— Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)

— Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора­
нили тело.)

Рассказ логопеда

Логопед по очереди выставляет картинки с изображением пере­летных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану:

— Как называется птица?

— Какая птица по размеру?
- Какие перья?

— Какой хвост идолов?

— Чем питается?

ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У лас­точки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолето­вым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными но­гами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Пи­тается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насе­комых.

ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленова­то-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв ко­роткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насеко­мыми.

АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цве­та. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, креп­кий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост корот­кий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, ры­бой, насекомыми и растительной пищей.

ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних раз­меров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длин­ная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается ры­бой, водорослями и мелкими рачками.

Физкультминутка

Дети прыгают, «клюют», изображают,

Птички прыгают, летают. Крошки птички собирают. Перышки почистили, Клювики почистили.


 


Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. наклоняются.

Игра «Сосчитай»

— Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два нижа, пять ласточек и т.д.)

5. Игра «Кто где живет»(по картинке)

Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).

Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образов

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...