Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактическая игра «Скажи ласково»

Игра «Прятки»

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, дру­гая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, у короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, ря­дом, под, из-за, Между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.


Материал для закрепления

I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают ли­
ственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки,
почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного и именительного падежей.

Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­
тельных.

Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ..., дерево — ... и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ... ,

лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д.

4. Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — ко­роткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять лис­тьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.

Занятие 9. «Грибы»

Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедоб­ные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить состав­лять описательные рассказы; согласовывать числительные с суще­ствительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки по дан­ной теме; раздаточный материал — предметные картинки в кон­вертах на каждого ребенка.

Ход занятия

Чтение стихотворения


«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

«У-У-У...»

Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

— Какое сейчас время года? (Осень.)

— Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.)

— День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, свет­
лый и т.д.)

У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и по­нятия «съедобные» и «несъедобные».

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка тол­стая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеле­ного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд...

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.


МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в бе­лую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

Маршируют, наклонились, показали, руки над головой в «замке», ходьба по кругу.

3. Физкультминутка
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой

В мох укрылся с головой, Мы его пройти могли — Хорошо, что тихо шли.

(А. Прокофьев)

4. Грамматический строй и словообразование

а) Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?»

б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как на­
зывается этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем
откуда? Положим куда? и т.д.)

в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

(В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.)

г) Подбор слов-антонимов:

— У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика — тонкая. -

— У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора — шерохо­
ватая.

— У лисички шляпка вогнутая, а у опят — выгнутая.

— Гриб высокий, а рядом — низкий и т.д.

д) Согласование существительных множественного числа ро­
дительного падежа. — Мы собрали много ... ? (Подосиновиков, опят,
сыроежек и т.д.)

Составление описательных рассказов

Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем?

Итог занятия


Материал для закрепления

I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка,
шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подо­
брать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного падежа.

Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­
тельных.

Например: гриб — грибочек и т.д.

3. Дидактическая игра «Чей?»

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка — ..., толстая ножка — ... и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, ря­
дом.

Придумать предложения с предлогами по данной теме.

Занятие 10. «Перелетные птицы»

Цели: познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строе­ние птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приста­вочные глаголы; согласовывать числительные с существительны­ми; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — кар­точки с изображением птиц.

Ход занятия

Организационный момент

— Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние меся­
цы, признаки осени.

— Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

— Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так
называются? Назовите перелетных птиц.

— Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ­
ются «водоплавающие»?


— Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь,
лапы, хвост, клюв.)

— Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)

— Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора­
нили тело.)

Рассказ логопеда

Логопед по очереди выставляет картинки с изображением пере­летных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану:

— Как называется птица?

— Какая птица по размеру?
- Какие перья?

— Какой хвост идолов?

— Чем питается?

ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У лас­точки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолето­вым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными но­гами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Пи­тается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насе­комых.

ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленова­то-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв ко­роткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насеко­мыми.

АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цве­та. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, креп­кий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост корот­кий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, ры­бой, насекомыми и растительной пищей.

ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних раз­меров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длин­ная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается ры­бой, водорослями и мелкими рачками.

Физкультминутка

Дети прыгают, «клюют», изображают,

Птички прыгают, летают. Крошки птички собирают. Перышки почистили, Клювики почистили.


 


Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. наклоняются.

Игра «Сосчитай»

— Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два нижа, пять ласточек и т.д.)

5. Игра «Кто где живет»(по картинке)

Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).

Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый грач, тонкошеий аист и т.д.).

Составление предложений

Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.

7. Составление рассказа по плану

8. Итог занятия
Материал для закрепления

I. Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, ле­бедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, гори­хвостка).

Знать строение птиц, внешние признаки.

Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие».

Составить рассказ о птице.

П. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: грач — грачи — грачей и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ными суффиксами.

Например: чиж — чижик и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.
Например: короткий хвост — короткохвостая утка;
острый клюв — ... ,

черное крыло — ..., красные лапы — ..., тонкие лапы — ... , длинные лапы — ... и т.д.

4. Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.


Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Подбор слов-антонимов.

Например: короткий хвост — длинный хвост, длинные лапы — ..., тонкая шея — ..., черное крыло — ... , острый клюв — и т.д.

7. Правильное употребление предлогов: в, на, с, из, под, из-под, из-
за, над.

Занятие 11. «Осень»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревь­ях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди со­бирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рас­сказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графи­ческий план.

Ход занятия

1. Организационный момент
Логопед читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.

— Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихот­
ворении?

— Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

— Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

— Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

2. Работа по плану

Вывешивается картинно-графический план

 

солнце небо деревья
птицы звери люди

— Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, сол­
нечных дней стало меньше.)

— А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, Дождли­
вое, облачное, серое, темное.)

— Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, крас­
неют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

— Как называется явление в природе, когда с деревьев опада­
ют листья? (Листопад.)

— Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают,
падают, кружатся, летят, осыпаются.)

— С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увя­
дает.)

— Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

— Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

— Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, ко­
ряги, забираются под кору деревьев.)

— Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укла­
дываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют
шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)

— Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.
Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собира­
ют урожай? (Делают запасы на зиму.)

— Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда
падает снег.)

— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, лис­
топад.)

3. Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на пальчиках,

руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают, И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево, Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся.

4. Составление рассказа по картинно-графическому плану

Чтение рассказа «Осень»

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пас­мурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревь­ях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток де­ревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Тра­ва вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Итог занятия


Материал для закрепления

I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные призна­
ки осени. Чем отличается осень от лета?

Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья,

трава.

2. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: дерево — деревья — деревьев, лист — листья — ли­стьев, трава — травы — трав и т.д.

3. Подобрать антонимы к словам:
тепло — холодно,

пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д.

4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за,
из-под.

Занятие 12. «Домашние птицы»

Цели: уточнить названия домашних птиц; знать внешние при­знаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовы­вать притяжательные прилагательные, существительные множествен­ного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных; работа над предложением; упражнять в составлении описательных рассказов; развивать внимание и память.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением домашних птиц; раздаточный материал — карточки с изображением домашних птиц.

Ход занятия

Организационный момент

Отгадайте загадки:

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко —

Ребятишек покормлю. (Курица.)

Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух. «Спать пора!» — поет... (Петух.)


По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Явился в желтой шубке:

Прощайте вы, скорлупки. (Цыпленок.)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)

Тело перьями покрыто. ,

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

— Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня... (Индюк.)

Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок.)

2. Работа с картинками

— Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

— Как можно назвать их одним словом?

— Как вы думаете, что есть только у птиц?

— Какие это птицы? (Домашние.) Почему?
Логопед выставляет картинки с изображением курицы.

— Кто здесь изображен?

— Назовите тех, кто изображен рядом.

— Кто как голос подает?

 

— Что есть у курицы? (Голова, шея, тумвише, хвост, крылья, лапы,
клюв...)

— Где она живет?

— Чем питается?

— Какую пользу приносит?

3. Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»
Яйцо курицы — куриное яйцо,

пух курицы — ..., мясо курицы — ..., лапы курицы — ..., дом курицы — курятник.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...