Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактическая игра «Составь предложение»

Логопед поочередно выставляет пары картинок. Дети составля-ют предложения с предлогами.

Моряк — корабль. (Моряк служит на корабле.)

Пограничник — собака.

Артиллерист — пушка.

Ракета — небо.

Танкист — танк.

Десантник — парашют.

Пехотинцы — поле.

Физкультминутка

— На одной ноге постой-ка, Дети стоят на правой ноге.
Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри — не упади.

А теперь постой на левой, Стоят на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.

Раз, два — дружно в ногу. Шагают.

Три, четыре — тверже шаг.


Рассказ логопеда о военных моржах

Многие из вас мечтают стать моряками и плавать на кораблях в дальние страны. Но просто моряков на корабле не бывает. Каж­дый из них имеет морскую профессию. Самый главный на кораб­ле — капитан. Он отвечает за жизнь моряков, за корабль, чтобы он не утонул, не сгорел, не сел на мель. И в самые опасные для корабля моменты капитан всегда находится на мостике. Капитан должен знать и уметь делать все, что знает и умеет делать любой из моряков. Рядом с капитаном стоит рулевой. Он управляет ко­раблем, ведет его по курсу. От штурмана капитан и рулевой узна­ют направление, по которому надо вести корабль. Штурман зара­нее выбирает самый короткий, удобный и безопасный путь и вы­черчивает его на штурманской карте. Без штурмана корабль может потерять дорогу и заблудиться.

В машинном отделении — огромные машины, трубы, клапа­ны, насосы, приборы. А хозяева тут матросы разных профессий — мотористы, электрики, механики. На самой «макушке» корабля, в радиорубке днем и ночью, в любую погоду несут вахту радисты. Они узнают обо всем, что произошло в мире, и сообщают об этом капитану. Два раза в час радисты прекращают свои переговоры и внимательно слушают: не подаст ли кто сигнал «SOS». На корабле служит боцман. Ему подчиняются все матросы. Он обучает моло­дых моряков морскому делу. Боцман должен хорошо разбираться и в технике. Он следит за чистотой, дисциплиной и порядком на корабле. На каждом корабле есть повар — кок. Он мастер на все руки. Может приготовить блюда из разных продукте».

— Как вы думаете, кто самый главный на корабле?

— А как вы считаете, какими должны быть воины Российской
армии? (Сильными, мужественными, храбрыми, выносливыми и т.д.)

— А в каких войсках хотели бы служить вы? Почему? {Расска­
зы детей.)

8. Итог занятия
Материал для закрепления

I. Уточнить знания детей об армии, их представления детей о родах войск. Составить рассказ «В каких войсках хочу служить». II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа и со­
гласование их с прилагательными.

Например: военный парад — военные парады и т.д.

2. Подбор слов-антонимов.
Далеко — близко, высоко — ... ,
легкий — ... , медленный — ... ,
кривая — ... , толстая — ... ,
чистая — ... и т.д.


3. Дидактическая игра «Сосчитай».

Согласование числительных с существительными: ракета, са­молет, войско.

4. Дидактическая игра «Составь предложение».

Занятие 25. «Животные Севера»

Цели: уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные по­вадки; знать семью; образовывать сложные прилагательные с суф­фиксом -ищ, притяжательные прилагательные; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — глобус, картин­ки с изображением животных Севера.

Ход занятия

Рассказ логопеда

Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного прлюса находится океан, поэтому добраться до него мож­но на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают кли­матические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой, В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т.д.

2. Рассматривание и обсуждение иллюстраций
а) Вывешивается картинка «Белый медведь».

— Кто это? Назовите внешние признаки.

— Как передвигается? Чем питается?

— Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мох­
натый и т.д.)

Образование сложных прилагательных:

У медведя толстые лапы — ... , короткие уши — ... , длинная шерсть — ... , широкие лапы — ... .

Образование существительных с суффиксом -ищ: лапы — ... , усы — ... когти — ... и т.д.

— Среди хищных зверей Севера самым крупным является бе­
лый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него строй­
ное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Тол- '
стый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от пе­
реохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы, лап
покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не

5 - 3458 65


скользит, взбирайсь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым сло­ем снега. В начале декабря1 у медведицы рождаются медвежата. Пи­тается медведь рыбой, тюленями, моржами.

б) Вывешивается картинка «Морж».

— Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, мор­
жонок).

Образование сложных прилагательных:

у моржа длинные усы — ..., толстая шея — ...,

широкие ласты — ... , длинные клыки — ....

— У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Тол­
стая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цве­
та. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться
под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от
поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять.
Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому
что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожно­
го жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во
время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют
хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасно­
сти. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный мор­
жонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки —
орган добывания пищи. Питаются рыбками, моллюсками, червя­
ми, рачками.

в) Вывешивается картинка «Тюлень».

— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается?
Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень?

— Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них вере­
тенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени прово­
дят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Перед­
ние ласты у них действуют, как весла, а задние — как руль. В воде
тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они об­
наруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из
коротких жестких волос. У тюлених рождается по одному белому
детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются вод­
ными организмами, рыбами.

г) Вывешивается картинка «Северный олень».

— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается?
Чем питается?

Образование притяжательных прилагательных: Рога оленя — Чьи рога? — Оленьи. Копыта — .... Морда — ... и т.д.


— В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо при­
способлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога,
тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от сту­
жи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это
им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они
сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детены­
ша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайни­
ком, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами,
побегами карликовых ив и берез.

д) Вывешивается картинка «Песец».

— Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше.
Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щет­
кой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при пере­
движении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скры­
ваются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы
жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже
взрослых птиц — куропаток. Также на берегу питаются крабами,
морскими ежами. '

3. Итог занятия Материал для закрепления

I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как пере­
двигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные
Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить опи­
сательный рассказ о любом животном.

Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.

2. Образование сложных прилагательных.

Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У песца острые зубы. — ...

3. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи.
Шкура медведя. Чья шкура? — ...

Хвост песца. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...

4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за,
из-за.

Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.

5* 67


ЗАНЯТИЯ ВЕСНОЙ

Тематический план

 

Март Темы недели
I неделя 8 Марта
II неделя Семья
III неделя Животные жарких стран
IV неделя Ранняя весна
Апрель  
I неделя Наша столица
II неделя Космос
III неделя Хлеб
IV неделя Птицы
Май  
I неделя Школа
II неделя Лето
III неделя Насекомые
IV неделя Ягоды

Занятие 26. «8 Марта»

Цели: закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Оборудование: демонстрационный материал — сюжетные кар­тинки и картинки из серии «Помощники».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед выставляет сюжетные картинки, дети должны назвать только те, которые относятся к весне и празднику 8 Марта.

Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти картинки? (К весне.)

— После какого времени года наступает весна?

— Как называется первый месяц весны?

— Какой праздник мы отмечаем в марте?

— Чей это праздник?

Чтение стихотворения


Мамин день — 8 Марта — Отмечает вся страна. И пускай еще морозы И сосульки под окном, Но пушистую мимозу Продают уже кругом. Брызги солнечного света, Брызги солнечного лета Мы несем с мимозой в дом. Дарим бабушкам и мамам, Поздравляем с Женским днем! Это праздник такой, словно у всех мам 8 Марта общий день рождения. Мамы получают подарки, поздравления. 3. Рассматривание и обсуждение картинок «Помощники» 4. Рассказы детей «Как я помогаю маме, бабушке» 5. Физкультминутка Мы стираем, мы стираем, Полоскаем, полоскаем. Мы белье прополоскали И ни капли не устали, А теперь его отжали, Стряхнули и повесили.
Имитация движения стирки и полоскания.

Движения отжимания, стряхивания и развешивания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...