Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактическая игра «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые ... (Обезьяны.)

В Африке живут большие, толстокожие ... (Бегемоты.)

В Африке живут сильные, гривастые ... (Львы.)

В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые ... (Зебры.)

В Африке живут пятнистые, длинношеие ... (Жирафы.)

А также выносливые, двугорбые ... (Верблюды.)

И еще огромные, сильные... (Слоны.)

Дидактическая игра «Чье это?»

У детей на столах лежат картинки с изображением какой-либо части тела животного. Грива чья? — львиная. Шея чья? — жирафья. Хвост чей? — обезьяний. Хобот чей? — слоновый. Горб чей? — верблюжий.

7. Дидактическая игра «Составь слово»
Образование сложных слов.

У жирафа длинная шея — жираф какой?

У бегемота толстые ноги — ....

У льва густая грива — ....

У обезьяны длинный хвост — ....


У верблюда два горба — ....

У слона большие уши — ....

— Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животны­ми или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, ка­кому человеку оно подходит.

«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)

«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, пролива­ющем слезы.)

«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)

«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не уди­вишь.)

«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит крив­ляться.)

«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)

«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Знать названия животных жарких стран, их строение, вне­шние признаки, чем питаются, характерные повадки. Уточнить, почему животные называются «домашние» и «дикие». Подобрать эпитеты к каждому'животному. Уметь называть семью живот­ных.

Например: тигр — тигрица — тигренок — тигрята.

Составить рассказ о животном.

П. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование множественного числа существительных имени­
тельного и родительного падежей.

2. Образование сложных прилагательных.

Например: У жирафа длинная шея — длинношеий жираф.

3. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Шерсть верблюда — верблюжья шерсть.

4. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Например:
У жирафа нос — а у слона носище.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

Например: жираф — жирафик.

6. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

Например: один кенгуренок, два — ... , три — ... , четыре — ..., пять кенгурят.

75


Занятие 29. «Ранняя весна»

Цели: уточнить время года, названия весенних месяцев, харак­терные признаки ранней весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные множественного числа; составлять рассказ о весне по картинно-гра­фическому плану; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графи­ческий план.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто повторит ряд слов:
греет, светит, тает;

скворец, ласточка; капает, журчит, набухает; деревья, почки, листочки; теплый, яркий, солнечный; ручей, дождь, капель; распускается, бежит, плывут; сосулька, вода, лужа, и т.д.

2. Работа по картинно-графическому плану

Как вы думаете, какое сейчас время года? После какого вре­мени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

Логопед вывешивает картинно-графический план.

— Что происходит с солнцем? (Чаще появляется, греет, при­
пекает, ярко светит.)
Небо голубое, высокое, чистое. Облака лег­
кие, белые. Деревья оживают, просыпаются. Почки начинают на­
бухать. Снег тает, темнеет, появляются сосульки. Днем с них
капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель.)
Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.) Ночью еще
холодно, морозно. Что происходит с птицами и животными?
(Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляется де­
теныш. Заяц, лиса, белка,волк — линяют. Просыпаются еж,бар­
сук.)

Все эти явления происходят в марте. Как называется этот пе­риод весны? (Ранняя весна.)

3. Отгадывание загадок
Логопед загадывает загадки:
Белое одеяло

Всю землю одевало. Весной солнце припекло. Одеяло потекло. (Снег.)

Бегут, звенят, в речку хотят. (Ручьи.)


Желтый мяч на голубом платке катается,

Людям улыбается. (Солнце.)

Белая морковка вниз головой повисла. (Сосулька.)

Домой прилетают,

Гнезда свивают,

Песни распевают,

Лето поджидают. (Птицы.)

4. Дидактическая игра «Скажи ласково»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

ручей — ручеек, лужа — ..., снег -г..., солнце — ..., дерево — ..., почка — ... , туча — ... и т.д.

5. Дидактическая игра «Скажи чего много»
Образование существительных множественного числа:

лужа — лужи, капель — ... , снег — ... , туча — ... , дерево — ..., ручей — ... , проталина — ... и т.д.

Физкультминутка

На лужайке поутру Дети становятся в круг.

Мы затеяли игру.'

Я — подснежник, ты — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре — Расходятся,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки, бегают,

побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять — снова становятся в круг.

Будем в солнышко играть.

Мы — веселые лучи.

Мы резвы и горячи.

7. Составление рассказа детьми по картинно-графическому плану
Примерный рассказ

Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе лег­кие, пушистые, перистые (как перышки). Деревья весной просы­паются. На деревьях появлются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мяг­кая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной при­летают птицы. Птицы поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм. Просыпаются весной звери. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.

Итог занятия


Материал для закрепления

I. Уточнить время года, знать весенние месяцы, характерные признаки ранней весны. Учить детей находить отличительные при­знаки ранней весны от зимы. Составить рассказ о ранней весне.

П. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: лужа — лужи — луж,

ручей — ... , дерево — ... , снег — ..., туча — ... , проталина — ... и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ными суффиксами.

Например: ручей — ручеек, дерево — ... и т.д.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.

Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, снег, де­ревья, ручей, туча.

4. Подобрать антонимы к словам: тепло — ... , дождливо — ... ,
пасмурно — ... , длинный — ... , сухой — ... и т.д.

5. Составить пять—шесть предложений с предлогами, и опре­
делить первое, второе, третье и т.д. слово в предложении.

Занятие 30. «Наша столица»

Цели: уточнить и закрепить знания детей о Москве; Москва — это главный город, столица нашей Родины; Москва — это круп­ный политический, культурный, учебный, промышленный, тор­говый центр; воспитывать любовь к главному городу нашей стра­ны; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением достопримечательностей Москвы.

Ход занятия

Организационный момент

Беседа о Москве

 

— В какой стране мы живем? (В России.)

— Какой город является главным городом России? (Москва.)

— Как еще можно назвать главный город нашей страны? (Сто­
лица.)

— Как называется река в городе Москве? (Москва-река.)

— У реки Москвы есть притоки: Яуза, Сетунь, Сходня, Го-
родня.

— Сегодня мы отправимся на экскурсию по Москве.

— Кто нас может познакомить с достопримечательностями го­
рода Москвы? (Экскурсовод, гид.)


— Гид — человек, который сопровождает гостей столицы, по­
казывает и интересно рассказывает о том, что они видят.

Москва начинается с Кремля. В древние времена Кремль был кре­постью, поэтому он обнесен высокой стеной. Спасские ворота — главный, парадный вход в Кремль. На Спасской башне находятся главные часы страны.

Экскурсовод провел нас через Спасские ворота к колокольне Ивана Великого. Это самое высокое сооружение Кремля. .Раньше это была сигнальная, крепостная башня. С ее высоты дозорные могли увидеть приближение врага.

На территории Кремля находятся Успенский, Архангельский, Благовещенский и другие соборы.

На Ивановской площади находится знаменитая царь-пушка — это старинное орудие, но из нее не было произведено ни одного выстрела. Рядом с царь-пушкой находится царь-колокол. Он пора­жает нас своей величиной и литыми украшениями.

— Как вы думаете, почему эти памятники получили назва­
ние — «царь»?

В наше время построен Государственный Кремлевский Дворец, где проходят заседания, концерты, новогодние елки. Рядом с Крем­лем находится главная площадь — Красная площадь.

— Почему она так называется?

— Какие события мы отмечаем на Красной площади?

— Какие памятники находятся на Красной площади?

На Красной площади мы увидим: мавзолей, собор Василия Бла­женного, памятник Минину и Пожарскому, лобное место — здесь народ раньше узнавал последние новости, царские указы, Исто­рический музей; в Александровском саду находится могила Неиз­вестного солдата. Здесь горит Вечный огонь, стоит почетный кара­ул, всегда лежат живые цветы.

— А сейчас мы отправимся по культурным центрам города Мос­
квы.

— Какие театры вы знаете? (Больший театр, Малый, Музыкаль­
ный и др.)

— В Москве есть два цирка: на Цветном бульваре и на Ленин­
ских горах.

— Какая самая большая выставка? (ВВЦ — Всероссийский выс­
тавочный центр.)

— Какие парки отдыха вы знаете? (Горького, Лосиный остров,
Останкино, Измайлово, Сокольники, Кузьминки.)

В Москве много учебных заведений, детских садов, школ, ин~ ститутов. На Воробьевых горах находится самое главное высшее учебное заведение — МГУ. В нем учатся люди не только нашей страны, но и иностранцы.


Москва — это крупный промышленный центр. Здась много раз­личных заводов и фабрик.

— Какие заводы вы знаете в нашем районе? (АЗЛК, литейно-
механический, нефтеперерабатывающий, мясокомбинат.}

Москва — это большой торговый центр. Самые большие мага­зины — это Детский мир, ГУМ, ЦУМ.

В Москву приезжают много гостей из разных стран, городов, чтобы познакомиться с нашим городом.

— Какими видами транспорта они пользуются?

— Москва — большой город. Он делится на округа. Как назы­
вается наш округ?

— Какие достопримечательности нашего округа вы знаете?
3. Итог занятия

Материал для закрепления

Знать название города, округа, улицы, домашний адрес. По­знакомить с достопримечательностями города, историей города Мос­квы. Уточнить, почему Москва является крупным политическим, промышленным и культурным центром.

Занятие 31. «Космос»

Цели: закрепить знания детей о космосе, космонавтах; образо­вывать существительные множественного числа; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — иллюстрации (можно из книги «Мир и человек». М., 1989), портрет Ю.А. Гага­рина; раздаточный материал — предметные картинки.

Ход занятия

Организационный момент

— Назовите космонавтов, каких вы знаете.

Рассказ о космосе

— Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где
начало и где конец космоса?»

Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усы­пано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что на­ходятся далеко. На самом деле звезды — это огромные раскален­ные газовые шары, похожие на солнце.

Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...