Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерческое правоотношение и его особенности

Общественные отношения, составляющие предмет коммерческого (торгового) права – особая группа общественных отношений, имеющие свои отличительные особенности. Так, одна из них состоит в том, что субъектами этих отношений являются в обязательном порядке коммерческие организации, которые осуществляют торговую деятельность на постоянной профессиональной основе. К тому же характер их деятельности имеет узкую направленность – оптовую куплю-продажу. Вторая – коммерческие (торговые) отношения носят только возмездный, стоимостной характер. Третья состоит в том, что эти отношения складываются в результате торговой деятельности.

Под коммерческим правоотношением следует понимать отношения между субъектами торгового оборота, складывающиеся в результате осуществления ими оптовой торговой деятельности, урегулированные нормами торгового (коммерческого) права.

Субъектами коммерческих правоотношений являются коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. В международных сделках в качестве субъектов выступают только коммерческие организации. Отличительные особенности субъектов заключаются в том, что они осуществляют торговую деятельность на постоянной профессиональной основе и в рамках оптовой продажи[13].

Содержание коммерческого правоотношения составляют субъективные права и обязанности участников оптовой торговой деятельности.

Субъективные права и обязанности имеют узконаправленный характер, так как они формируются в рамках узкой направленности – сфере оптовой торговли. По своей сущности отношения субъектов коммерческого права имеют обязательственный характер в силу того, что основой их происхождения являются торговые сделки, относящиеся к разновидности обязательств.

Особенностью является еще и то, что в торговые отношения вступают посредники с производителями; с розничной торговой сети и между собой. То есть производитель не всегда выходит на потребителя или розничную сеть. В большинстве случаев он использует услуги посредника при осуществлении сбыта произведенной продукции.

В коммерческом праве выделяется пять видов правоотношений:

1) правоотношение производителя с потребителем;

2) правоотношение производителя с посредником;

3) правоотношение посредника с потребителем;

4) правоотношение между потребителями;

Правоотношение между продавцами и субъектами, обслуживающими сферу торговли.

Объектом[14] коммерческого правоотношения является товар, который может быть перемещен (передан) от одного лица другому за определенную денежную сумму. Отсюда вывод – коммерческое правоотношение имеет только имущественный характер.

 

Источники коммерческого права

Понятие источников коммерческого (торгового) права логически связано с понятием источника права вообще. Под источником права в юридической науки принято понимать «объективированный в документальном виде акт правотворчества, являющийся юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования»[15].

Каждая отрасль права имеет определенный предмет правового регулирования. В этой связи относительно предмета группируется соответствующая совокупность норм права, которые призваны регулировать отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.

Предмет коммерческого права составляют отношения, складывающиеся в сфере торговли.Следовательно, источниками коммерческого (торгового) является совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области торговой деятельности.

Нормы коммерческого права содержатся в нормативных актах общего и специального характера. Отсюда логически, на наш взгляд, источники можно разделить на общие и специальные. К общим источникам можно отнести Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы о коммерческих организациях, Указы Президента РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения торговли прямо или косвенно.

Конституция – основной закон государства. Имеет высшую юридическую силу, законы и другие нормативные акты не должны ей противоречить (п.1 ст.15 Конституции РФ). Конституция РФ содержит положения, являющиеся фундаментом торгового законодательства: о едином экономическом пространстве на территории России; свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств; поддержке конкуренции; свободной экономической деятельности; равной защите частной, государственной и иных форм собственности и др. Так, статья 8 Конституции РФ устанавливает нормы – принцип общего характера о свободе экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств; обеспечивает поддержку конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности; признает и защищает все формы собственности. Статья34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и торговой. Статья46 дает право каждому на обращение в суд для восстановления нарушенного права и т.д. Эти нормы носят общий характер.

К общим нормативным актам относится и Гражданский кодекс РФ, который содержит систему норм, регулирующих отношения торговли. Этот законодательный акт регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме.

Кодекс РФ об административных нарушениях и Уголовный кодекс РФ содержат нормы об ответственности за нарушения в торговой деятельности, в том числе за осуществление деятельности без регистрации, без специального разрешения (лицензии), когда она необходима, нормы об ответственности за ограничение свободы торговли и т.д.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ рассматривает экономические споры.

Специальные источники коммерческого права основываются на общих источниках общего характера.

Специальными источниками коммерческого права на первом этапе были Указы Президента РФ. К ним можно отнести следующие: «О свободе торговли» от 29 января 1992 г. № 65; «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 г. № 232; «О видах продукции (работ и услуг) и отходов производства свободная торговля которых запрещена» от 22 февраля 1992 г. № 179 (в ред. Распоряжения Президента РФ от 30.11.1992 г. № 743-рп; Указов Президентов РФ от 15. 07. 98 г. № 840, от 30.12.2000 г. № 2111[16]).

Кроме этого торговые отношения регулируются и специальными федеральными законами. Среди которых можно назвать:

Федеральный закон от 26 июля .2006 г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции»[17];

Федеральный закон от 27декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[18];

Федеральный закон от 13 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе[19]»;

Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности[20]»;

Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222 –ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства[21]»;

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях[22]»;

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации[23]»;

Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках[24];

Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг[25]»;

Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации[26]»;

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и др.[27]

Отличие специального источника от источника общего характера состоит в том, что специальный источник содержит в основном нормы, касающиеся только торговой деятельности. В свою очередь источник права общего характера устанавливает лишь нормы-принципы, касающиеся того или иного направления деятельности.

Источниками коммерческого права являются также международные нормативные акты, к которым присоединилась Российская Федерация. Такие нормативные акты имеют приоритет перед национальным законодательством. К их видам можно отнести международные конвенции[28]; международные договоры и т.д.

Международные акты подразделяются также на акты общего и специального характера[29]. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ признаются составной частью правовой системы России.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...