Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование (режимы) обращения отдельных видов товаров (коммерческая оборотоспособность)

Критерием отнесения того или иного объекта к товарам служит его оборотоспособность, т.е. способность вступать в торговый оборот, служить объектом торговых (коммерческих) договоров и менять собственника. Строго говоря, изделие, сырье и т.п. делают товаром не их потребительские свойства, а разрешение государства на их коммерческий оборот. ГК РФ[78] выделяет три группы объектов гражданского права с точки зрения их оборотоспособности: свободно отчуждаемые или переходящие от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом; объекты, ограниченные в обороте; изъятые из оборота по прямому указанию в законе[79]. Правовой статус изъятых из оборота объектов не регулируется коммерческим правом.

Режимные требования, связанные с вещественными свойствами объектов, продиктованы, как правило, интересами государственной и общественной безопасности. Так, в целях государственного контроля за движением определенных объектов Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена[80]» утвержден Перечень изделий (из 17-типозиций (наименований), свободная реализация которых запрещена (в этот перечень Указом Президента РФ от 30 декабря 2000 г. № 2111 внесены изменения) Так, в него с целью сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности, включены:

- драгоценные камни и изделия из них;

- стратегические материалы;

- вооружение, боеприпасы нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию;

- ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

- уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;

- боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;

- рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

- результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;

- шифровальная техника, и нормативно-техническая документация на ее производство и использование;

- яды, наркотические средства и психотропные вещества;

- отходы радиоактивных материалов;

- отходы взрывчатых веществ;

- отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;

- лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;

- лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);

- специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.

В отношении каждого из перечисленных товаров установлен законный порядок реализации. Пример: постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ»; постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759 «О совершении сделок с природными металлами на территории РФ» и т.д.[81]

Ограничение оборотоспособности товаров может производиться и по другим основаниям. Так, они могут устанавливаться применительно к продавцам (продажа лекарственных препаратов требует от продавца знания фармакологии, удостоверенного соответствующим документом), покупателям (например, право приобретения оружия и патронов к нему предоставлено лицам, имеющим соответствующее разрешение), по месту торговли (например, не допускается продажа алкогольной продукции в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях).

Правовой режим товаров зависит также от того, на основании какого договора они приобретены. В этом смысле особую группу составляют потребительские товары, если покупатель выступают как потребитель, поскольку различны возможности обмена, ремонта и возврата их покупателем[82].

Зачастую установление режимных требований диктуется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Так, это касается экспортных поставок и закупок по импорту. При этом используются разнообразные приемы (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности по созданию особых правовых режимов для определенных товаров. В частности, к ним относятся:

1) Таможенно-тарифное регулирование;

2) Нетарифное регулирование;

3) Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;

4) Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Они, например, предусмотрены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[83] и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[84].

Помимо этого существенное значение имеет Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи», принятая в 1980 г. в Вене (Венская конвенция). Необходимо также отметить, что согласно ст. 2 этой Конвенции она не применяется к продаже:

а) товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования;

b) с аукциона;

с) в порядке исполнительного или иным образом в силу закона;

d) фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег;

e) судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке;

f) электроэнергии.[85]

 

Коммерческая оборотоспособность (равно как и правоспособность субъектов в обороте определенных товаров) может расширяться или ограничиваться также иными способами. Одним из таких инструментов является лицензирование деятельности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...