Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лицензирование коммерческой (торговой) деятельности

Лицензирование является важнейшим инструментом, с помощью которого можно определить объект коммерческих правоотношений. В законодательстве России под лицензированием понимается совокупность отношений, возникающих между коммерческой организацией (хозяйствующим субъектом) и органами государственной власти по поводу предоставления лицензий, приостановления и возобновления действия лицензий, аннулирования лицензий и контроля лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Обязательность и порядок лицензирования определены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым установлен исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, т.е. тех, на осуществление которых требуются лицензии. При этом следует отметить, что ранее, до вступления его в силу действовал ФЗ № 158 от 25.10.1998 г.[86] Сравнительный анализ этих законов позволяет заключить, что органы государственной власти пошли по принципу сокращения лицензируемых видов деятельности, для осуществления которых требовалось получение лицензии. Так, если в ФЗ № 158от 25.10.1998. предусматривалось 217 видов деятельности, то ФЗ № 128 от 08.08. 2001. называет всего 120 видов лицензируемой деятельности[87].

Для коммерческого (торгового) права характерны определенные виды лицензируемой деятельности. К ним законодатель относит следующие:

1) Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

2) Реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

3) Торговля защищенной от подделок полиграфической продукцией, в том числе бланками ценных бумаг;

4) Торговля вооружением и военной техникой;

5) Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;

6) Торговля патронами оружию;

7) Реализация нефти, газа и продуктов их переработки;

8) Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;

9) Деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;

10) Деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

11) Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

12) Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с тем же ФЗ;

13) Реализация лома цветных металлов;

14) Реализация лома черных металлов.

Таким образом, Закон, установив исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, не предоставляет право субъектам Российской Федерации в настоящее время изменять его. Как, мы видим, закон предусматривает, в частности, необходимость лицензирования торговли оружием и патронами, реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цветных металлов, распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Следует отметить, что лицензии требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст.171 УК РФ. Таким образом, если продажа товара требует лицензии, то сама коммерческая деятельность находится под дополнительным контролем. Такой контроль, помимо очевидной выгодности для государства самого процесса лицензирования, признается необходимым по ряду причин: потенциальной повышенной опасности для жизни и здоровья населения самих товаров, необходимости дополнительных гарантий для соблюдения конституционного права граждан на тайну личной жизни и т.д.

В настоящее время основной акцент на сохранение лицензирования видов деятельности законодатель сделал на такие ее виды, которые связаны с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушения порядка, осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; медицинская деятельность и т.п.), а также по их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов; негосударственных пенсионных фондов и т.д.).

 

Требования, предъявляемые к товарам

Требования, предъявляемые к товарам, разнообразны и зависят от его потребительских свойств, правового режима и т.д. Наиболее важными из них состоят в том, что товар должен быть:

1) надлежащего качества и безопасным для жизни и здоровья потребителей;

2) маркирован надлежащим образом;

3) снабжен о нем информацией, которая должна быть достоверна, доступна покупателю и содержать сведения, установленные нормативными актами.

Под качеством товара понимается совокупность потребительских свойств товара.

На государственном уровне надлежащее качество товаров, их безопасность для здоровья потребителей обеспечиваются с помощью стандартизации и сертификации.

Так, в статье 1 Закона РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации»[88] стандартизацияопределяласькак деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости.А Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под стандартизацией понимает деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.[89]

 

 

Таблица 4

Общее понятие стандартизации

 

Стандартизация –это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

[]

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки и техники, международных (региональных) стандартах; учитывать условия использования продукции, выполнения работ, условия труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ относятся:

- государственные стандарты Российской Федерации;

- применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

- стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем, осуществляется в результате сертификации продукции, осуществляемой ранее на основе Закона РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», а в настоящее время - Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[90], по которому сертификация представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.[91]

Таблица 5

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...