Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивы и потребности. Сущность и роль мотивации в управлении. Использование мотивационных механизмов в практике менеджментаЧеловека побуждает к действиям, в том числе и к труду, необх-ть удовлетворения различных потребностей. Потребность – беспокойство, вызванное отсутствием чего-либо. Классификация потребностей (Муррей) 1) первичные и вторичные 2) позитивные и негативные 3) явные и неявные 4) осознанные и неосознанные Муррей выделил на основе этих групп 37 потребностей, которые присущи всем. Потребности по происхождению: врожденные и приобретенные. Потребности по хар-ру: естественные и социальные. Потребности по содержанию: материальные и нематериальные. Существует три уровня удовлетворения потребностей: минимальный (обеспечивает выживание), нормальный (оптимальный, способность работника с отдачей трудиться) и уровень роскоши (искусственный, ср-во демонстрации высокого положения в общ-ве). Для того, чтобы потребность заработала, необх мотивы – психологические причины, побуждающие людей к активным действиям, напр на ее удовлетворение. Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность м.б. реализ посредством разных мотивов. Мотивы бывают эгоистические и альтруистические. Ф-ции мотива: ориентирующая (мотив напр человека при выборе), смыслообразующая, мобилизующая ( мотив мобилиз силы человека). Мотивация – процесс побуждения себя или др. людей для достижения личных целей и целей орг-ии. Мотивация – определение и создание условий и причин, побуждающих к эфф-ному труду с учетом психологии, поведения, потребностей человека и группы. Мотивационный процесс – мех-м, с помощью кот формир условия, побуждающие людей к действиям. Эл-ты мотивационного мех-ма: потребности, мотивы, мотивация (как процесс), притязания, ожидания, оценки, стимулы. Притязания — желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение. Ожидания — оценка личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Установки — психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации; Оценки — характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей; Стимулы (лат. stimulus — заостренная палка, которой в Древнем Риме погоняли животных) — блага, возможности и проч., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий. Действие механизма мотивации выглядит примерно следующим образом: 1) возникновение потребностей; 2) восприятие импульсов, идущих от них; 3) анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов; 4) включение мотивов; 5) формирование мотивированности, обусловливающей нужную интенсивность действий; 6) определение и осуществление конкретных действий. Стимулирование – процесс применения стимулов, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения. Стимулирование выполняет следующие основные функции: • экономическую — способствует повышению эффективности производства; • нравственную — создает необходимый МПК; • социальную — формирует доходы и расходы работников. Выделяют два варианта стимулирования — мягкий и жесткий. Жесткое стимулирование предполагает принуждение людей к определенным действиям и основывается страхе. Мягкое стимулирование основано на побуждении к деятельности в соответствии с ценностным максимумом. Его инструментом является, например, социальный пакет (благ, гарантий), который в России зачастую сегодня значит больше, чем денежная заработная плата. Идеальный вариант мотивационного механизма предполагает, что внутренние побуждения должны первенствовать по отношению к внешним положительным мотивам (побуждению), а те, в свою очередь, иметь приоритет перед внешними отрицательными мотивами (принуждением). Нужно иметь в виду, что мотивация в силу ее индивидуальности объективно носит конкурентный характер, ибо помогает каждому максимизировать личный успех, добиться превосходства. В то же время необходимо отметить, что между стимулированием и деятельностью человека нет однозначной связи, так как здесь имеется много случайностей и субъективных обстоятельств, таких, например, как настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц. У людей повышается мотивированность, если они имеют четкое представление о задаче, соответствуют требованиям работы, получают поддержку коллектива, возможность обучения, руководитель оказывает им помощь, проявляет интерес и уважение к их личности, предоставляет право действовать самостоятельно, успехи получают должное признание, применяются различные стимулы, так как одни и те же надоедают.
Теории содержания мотивации. Содержательные теории мотивации связаны с выявлением потребностей, которые заставляют человека работать. Среди многих существующих содержательных теорий мотивации, существует четыре основных: Маслоу, Алдерфера, МакКлелланда и Герцберга. 1. теория "иерархии потребностей" Маслоу. В каждый конкретный момент вр чел будет стремиться к удовлетворению той потребности, кот для него явл наиболее важной. Если потребность удовлетворена, она перестанет мотивировать чел. Согласно с теорией потребности ранжируются на 5 уровней: 1-Физиологические потребности требуют удовлетворения для существования людей. 2-Потребности в безопасности и защите. Эти потребности иногда называют потребностями завтрашнего дня. Они дают уверенность в будущем и защищают от физических и психологических опасностей. 3- потребности в принадлежности. 4-потребности в уважении. 5-Потребность самореализации - это возможность применить в повседневной жизни собственный творческий потенциал. Основными недостатками теории являются: 1.возможность двигаться только снизу вверх 2. не учтены индивидуальные особенности человека; подобной структуры не сущ в чистом виде. 2. Модификацией теории Маслоу стала теория Альдерфера. Она состоит из трех уровней потребностей: 1й- жизненные потребности, то есть физиологические потребности и потребности безопасности, 2й - потребности взаимоотношений, которые связаны с межличностными отношениями, и 3й – потребности в уважении и самореализации. В отличие от теории потребностей Маслоу,Альдерфер признает движение не только снизу вверх, а переход с одного ур-ня на другой в любом направлении. 3.МакКлелланд предложил собственную теорию - "трех потребностей"(в успехе, во власти, в причастности), где делает акцент на потребностях высших уровней, ибо по его мнению, потребности низших уровней играют все меньшее значение (во время эволюции человечества и общества удовлетворить их постепенно становилось все проще и современный человек может легко их удовлетворить полностью или хотя бы частично). Недостатки: сложно использовать с организаторской т з; недостаточно учтены индивидуальные потребности и степень их активности. 4. "Двухфакторной теория" Герцберга. Он разбил потребности на 2 группы: 1. Гигиенические- факторы, создающие благоприятные условия для работы (з/п, состояние внутренней среды…) 2. Мотивационные - затрагивают самую сущность работы, ее содержание (в признании, продвижении по службе…). Недостатком этой теории явл-ся: Люди по-разному реагируют на одни и те же факторы: один и тот же фактор для одного работника является мотивационным, а для другого — гигиеническим. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |