Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные тенденции менеджмента.

Продиктованы процессами и проблемами современной экономики, среди которых:

v Проблема глобализации экономики и мировых связей.

Переход к постепенному формированию единого общемирового финансово-экономического пространства.

Формой проявления интернационализации хозяйственной деятельности является международная экономическая интеграция. Ее преимущество заключается в получении высоких прибылей за счет разницы между национальной и интернациональной стоимостью производства конкретного продукта (теория сравнительных издержек).

Теория монополистической конкуренции.

Эта теория говорит, что создание объединений (синдикатов, стратегических альянсов, картелей) позволяет:

1. Существенно сократить избыточную конкуренцию и обеспечить концентрацию активов в ключевых направлениях деятельности.

2. Обеспечить сочетание конкуренции и сотрудничества различных объединений.

3. Углубить либерализацию международных рынков и экономических связей.

4. Расширить возможности исполнительных технологий управления.

v Проблемы ресурсообеспечения.

Ни одна организация не может обеспечить себя ресурсами полностью.

В связи с этим родилась теория ресурсной зависимости: устойчивое развитие компании может быть достигнуто за счет:

1. Рациональное использование имеющихся ресурсов.

2. Перераспределение имеющихся ресурсов и сосредоточение их на приоритетных направлениях.

3. Слияние или поглощение организацией как средство увеличения ресурсов.

4. Передача одного из видов деятельности другим исполнителям.

Теория операционных издержек.

Целью любой организации является экономия операционных (транссакционных) издержек. Поведение персонала должно быть направлено на достижение этой цели.

Выделяют четыре типа издержек:

1. Затраты, связанные с поиском информации о поставщиках, потребителях и т.д. (исследование рынка).

2. Затраты, связанные с заключением контрактов.

3. Издержки по контролю над реализацией контрактной сделки.

4. Затраты, связанные с юридической защитой контракта.

v Развитие информационных и коммуникационных технологий.

Это развитие позволяет территориально рассредоточенным компаниям создавать единый базовый уровень управления.

Основой новых бизнес структур стали виртуальные организации, отличительными чертами которых являются:

1. Одинаковое представление членов о конечном результате работ в условиях поддержания синхронности.

2. Независимый характер деятельности участников.

3. Реализация управления на основе интегрированных и локальных информационных систем.

4. Добровольное объединение партнерских усилий.

5. Многочисленность лидеров.

6. Возможность образования временных альянсов в смежных областях деятельности.

Наиболее успешно работа виртуальных организаций проявляется в маркетинговой, финансово-кредитной, технологической и консалтинговой деятельности.

 

v Необходимость повышения роли науки, инноваций и образовательного уровня сотрудников.

Развитие организаций может происходить только посредством освоения инноваций. Любые инновации в любой сфере деятельности требуют организационных изменений.

Инновации – главный ресурс предпринимателя и устойчивого развития организации.

Развитие инноваций в организации способствует:

1. Личностно-ориентированный подход в руководстве персоналом.

2. Внутриорганизационный обмен услугами.

3. Формирование организационной структуры.

4. Постоянное обучение сотрудников и реализация модели самообразующейся организации.

Вывод: повышение эффективности деятельности организации может быть достигнуто в результате комплексного решения проблем, с учетом особенности отраслевого рынка и организации.

Эту точку зрения поддерживают и следующие теории, апробированные на практике:

· Популяционно-экологическая теория.

(Теория естественного отбора).

Сторонники этой теории придерживаются точки зрения, что организация должна развиваться так, чтобы в наибольшей степени соответствовать тенденциям развития внешней среды.

Менеджмент – непрерывное управление для адаптации организации к внешним условиям. В противном случае она не выживет.

Принципы:

1. Внешнюю среду организации нельзя изменить, к ней можно только приспособиться.

2. Использование среды себе в пользу.

3. Жизненный цикл организации (ЖЦО) имеет биологическую аналогию с человеком (рождение, рост, зрелость, смерть).

4. Эволюционные изменения организации требуют применения управленческих технологий, адекватных текущему моменту.

5. Необходимые организационные изменения позволяют обеспечить адаптивность организации и проводятся с учетом опыта наиболее успешных представителей отрасли (bench-marketing).

Менеджмент в современной организации это система мер по непрерывной диагностике, предупреждению и нейтрализации кризисных явлений в ЖЦО.

Модель Грейнера управления ЖЦО.

Управление на любой стадии является антикризисным.

[графичек модели Грейнера – S- образная кривая ]

1. КЛ – кризис лидерства (развитие организации за счет созидания).

2. КА – кризис автономии (развитие за счет создания и совершенствования структур управления).

КК – кризис контроля (развитие за счет делегирования полномочий).

3. КБ – кризис бюрократизма (развитие за счет совершения функций координации).

4. КС – кризис синергетики (развитие посредством сотрудничества и введения инноваций).

 

Теория формирования жизнеспособной структуры. Теория пяти.

В течении ЖЦО структура организации должна непрерывно меняться следующим образом:

1. Предпринимательская организация.

Образуется и управляется одним лидером, моделир. управленческая структура.

2. Машинная организация.

Возрастание роли производственной подсистемы.

3. Профессиональная организация.

Ведущую роль играют навыки, знания, компетенция сотрудников.

4. Инновационная организация.

Объединение специалистов различных областей, проектных команд, деятельность которых направлена на совершенствование.

5. Миссионерская организация.

Управление ориентировано на ценности компании, которые разделяются всеми сотрудниками.

 

Теория рациональной случайности.

Организация состоит из индивидов, имеющих различные, часто противоречащие друг другу цели. Их многочисленность и необходимость соблюдения баланса интересов сотрудников и организации определяет необходимость введения определенных ограничений в менеджменте. Развитие организации является производной от этих целей с учетом ограничений.

 

Теория социального партнерства.

В основу управления организации должны быть положены следующие принципы:

1. Развитие организации имеет смысл, если оно направлено и на развитие и социальных целей.

2. Гуманизация целей развития с точки зрения учета ценности личности каждого сотрудника и признание его как неотъемлего элемента организации.

3. Необходимость развития сотрудничества и партнерства внутри организации и вне.

4. Необходимость обеспечения удовлетворенности сотрудников своим трудом.

 

Современные модели управления.

1.5.1. Американская модель управления.

Характерными чертами американской модели управления (МУ) является: деловитость, организационные способности, обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствования менеджмента.

Основные признаки американской деловитости:

1. Целеустремленность, настойчивость, умение доводить до конца начатое дело.

2. Стремление к выгоде и доходу.

3. Умение оценивать и считать.

4. Единство слова и дела.

5. Краткость и ясность слова.

В 60-ые годы двадцатого века получило распространение партисипативное управление (производственная демократия) – привлечение к управлению компанией непрофессионалов, то есть соучастие всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Партисипативное управление предполагает привлечение сотрудников к управлению по следующим направлениям:

1. Предоставление права принятия самостоятельных решений по вопросам, входящим в компетенцию сотрудника.

2. Привлечение работников к процессу обсуждения управленческих решений (сбор информации, выдвижение своих точек зрения).

3. Предоставление работникам права контроля над качеством собственной работы.

4. Участие работников с совершенствованием деятельности организации как в целом, так и отдельных подразделений.

Формы привлечения сотрудников:

1. Создание рабочих советов (совместных комитетов).

2. Разработка систем участия в прибыли.

3. Привлечение представителей рабочих в совет директоров.

 

Итог: американская практика подбора руководящих сотрудников делает главный акцент на хороших организаторских способностях, а не на знаниях специалиста.

 

1.5.2. Европейская модель управления.

Существенное отличие европейского менталитета от американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных корпораций, дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности (относительно производства, финансовых решений, инноваций и т.д.состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных корпораций, дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности ()опр).

В общем случае характерными чертами европейской МУ являются:

1. Стремление к удовлетворению персонала.

2. Построение долгосрочных партнерских отношений с клиентами.

3. Сохранение взаимовыгодных и длительных отношений с поставщиками.

Специфика менеджмента в Германии и Франции.

Признак Германия Франция
Представление об организации. Организация – структура, обеспечивающая эффективное решение конкретных задач. Организация рассматривается как совокупность властных полномочий. Характерна более высокая степень вертикальной и горизонтальной дифференциации.
Структура организации. Интегрированная единица. Организация - дифференцированная структура.
Стиль коммуникаций Предметная коммуникация – на первом плане решения базируются на фактах, экспертных мнениях и т.д. Коммуникация ориентирована на личность – решения опираются на иерархию сотрудников компании.
Мотивация Сотрудники мотивируются с целью улучшения качества принимаемых решений. Направлена на улучшение взаимодействия сотрудников в командах.
Квалификационные различия между иерархическими уровнями. Квалификационные различия выражены менее сильно. Высок авторитет сотрудников, занимающихся подготовкой решений. Большие возможности для продвижения по карьерной лестнице при отсутствии специального образования. Четкое разграничение между руководителями с высшим образованием и без него. Возможность передвижения вверх по иерархической лестнице не велика.

 

Вертикальная дифференциация – четкое разграничение иерархических уровней управления.

Горизонтальная дифференциация – специализированные функции, распределенные на одном иерархическом уровне.

 

1.5.3. Японская модель управления.

Принципиальное отличие японского менеджмента от американского заключается в предмете управления. В Японии – это трудовые ресурсы. Основной целью является повышение эффективности работы за счет повышение производительности труда работников. В то время, как в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация пробыли.

Шесть основных признаков Японского менеджмента:

1. Гарантия занятости и создание атмосферы доверительности.

Действует система группового принятия решения Ринги. Согласно этой системе ответственность за принятие решений не персонифицирована (ответственность несет вся группа).

Ни один сотрудник не имеет права единолично принять решение. Решение никогда не выносится на официальное обсуждение без неофициального. Менеджмент в Японии имеет эмоциональный и моральный подтекст.

2. Гласность и ценности корпорации. Все уровни управления имеют право пользоваться общей базой информации о политике и деятельности компании.

Японская система управления старается создать общую для всех работников компании базу понимания корпоративных ценностей: приоритет качественного обслуживания, сотрудничество рядовых работников и администрации, взаимодействие между отделами различных уровней.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их состемному использованию для повышения экономики производства придается особое значение.

4. Управление, ориентированное на качество. В основе работы руководителя любого уровня лежит необходимость закрепления усилий по контролю за качеством работы вверенного ему участка.

5. Постоянное присутствие руководителя в отделе (на производстве).

6. Поддержание чистоты и порядка.

1.5.4 Российская модель менеджмента.

Для формирования национальной модели есть несколько причин:

1) Модель сводит воедино разные аспекты управления, позволяя реализовать системный подзод к руководству организации.

2) Модель может быть использована для повышения эффективности решения практических задач.

3) Модель дает вомеожность оценить перспективы развития национального управления.

Основные особенности Р.М.:

1) Недостатки нормативно-правовой базы предпринимательства.

2) Велик разрыв благосостояния руководства и рядовых сотрудников.

3) С 2000-х годов вырос уровень профессионализма русских менеджеров.

4) Культурная среда и особенности общественного сознания.

Три модели:

I. «Модель здравого смысла». Характерен для руководства фирм, выросших из небольших коммерческих структур (малого и среднего бизнеса).

Характеристики малого и среднего бизнеса:

1. Простые финансовые и хозяйственные операции; часто низкая инновационная активность.

2.Небольшие активы (основных фондов).

3.Слабоспециализированные функции управления.

4. Большая доля неформального документооборота.

5.Быстрое принятие решений и высокая гибкость хозяйственной политики.

II. Модель иностранных фирм и их представительств в России.

Эту модель отличает фрагментарность зарубежных технологий управления.

 

III. «Советская модель» - крупные государственные промышленные компании.

Тем не менее в последнее время в российском менеджменте появился отличный стиль:

· Предприниматели используют любую возможность для бизнеса;

· Забота о сотрудниках повысилась;

· Понимание роли лидера в компании.

Для повышения эффективности в российских условиях необходимо следующие принципы:

1) Развивать систему поощрений наиболее выдающихся сотрудников.

2) Должны существовать высокие этические нормы.

3) Сотрудники должны иметь доступные возможности для саморазвития и карьерного роста.

4) Менеджеры должны уметь объяснить сотруднику, что инициатива и разумный риск полезны в бизнесе.

5) Сотрудники должны понимать степень ответственности за принятые решения.

6) Для менеджеров: умение делиться властью.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...