Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус русских земель в системе золотоордынского господства.

 

1. Русь была подчинённой территорией, но не составной частью Золотой орды. Ни татарские законы, ни золотоордынская администрация на территории русских княжеств не действовали.

2. Управление страной тоже осталось в руках русских князей. Отсутствовал даже такой признак подчинённого положения, как наличие иностранного наместника с оккупационным гарнизоном.

3. Все взаимоотношения русских князей с золотоордынским ханом сводилось к регулярной уплате дани (ордынского выхода), да в выдаче ярлыков (разрешения) на княжение. Баскаки отвечали только за сбор дани, но от их услуг ханы Золотой Орды вскоре отказались, передоверив сбор дани русским князьям.

4. Даже приняв ислам, золотоордынские ханы не старались распространить его на русские земли, продолжали оказывать покровительство русской православной церкви, обеспечив тем самым сохранение духовно-культурных основ русской земли.

 

ВЫВОД: Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго следует считать первой великой трагедией в истории Русского государства, сломившую изначально складывающуюся судьбу страны и давшую взамен другую, основанную на восточном деспотизме и охолопливании всего народа, включая высшую знать, не говоря уже о материальных и культурных потерях и моральном уроне, нанесённом русскому народу 240-летним игом. Прямыми последствиями золотоордынского господства на Руси стали самая жёсткая форма государственной власти – деспотизм, и самая худшая форма феодальной зависимости – крепостное право.

 

ТЕМА 3. СКЛАДЫВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА – МОСКОВСКОЙ РУСИ. XIV-XVI века.

 

Причины объединения русских земель вокруг Москвы.

1. Умелая, рассчитанная на длительную перспективу политика московских князей: от низкопоклонства перед золотоордынскими ханами при Иване Калите до открытого столкновения с ней при Дмитрии Донском.

2. Выгодное географическое положение в самом центре русских земель и удобные торговые пути, способствовавшие обогащению княжеской казны.

3. Поддержка со стороны Православной церкви и перенос её центра из Владимира в Москву.

4. В первое время содействие Орды усилению Московского княжества.

 

Особенности образования единого русского государства.

1. На Руси шёл скорее процесс возрождения государства, а не государственной централизации как в Западной Европе. Здесь каждый князь считался суверенным правителем, поэтому объединение русских земель шло путём завоевания или насильственного присоединения к Москве прежних самостоятельных княжеств.

2. В своей объединительной политике московский князь не мог опереться на поддержку горожан и дворян в масштабах всей страны, как в Европе. В силу поместного характера землевладения местные служилые люди были привязаны к своему князю, поэтому в борьбе за единство русских земель московский правитель мог рассчитывать только на собственных бояр и дворян.

3. На Руси процесс образования единого государства шёл рука об руку с борьбой за освобождение от золотоордынского ига, т.е. главную роль играл внешнеполитический фактор. На Западе же основную роль в создании национальных государств сыграли внутренние обстоятельства: усиление торгово-экономических связей между отдельными районами страны, складывание единого внутреннего рынка, начало процесса первоначального накопления капитала, укрепление нового протокапиталистического уклада в экономике.

4. Московское государство с самого начала складывалось как многонациональная общность. Такого переплетения народов, культур, религий и обычаев, причём не только среди простого народа, но и среди правящего сословия, не было ни на Западе, ни, даже на Востоке.

 

Золотоордынские, византийские и древнерусские традиции в политической культуре Московского царства.

 

Золотоордынские традиции.

1. Деспотизм власти.

2. Охолопливание знати.

3. Бесправие народа.

 

Византийские традиции:

1. Наделение правителя религиозной харизмой.

2. Подчинённое положение церкви в государстве.

3. Имперский комплекс.

 

Древнерусские традиции:

1. Соборно-вечевой идеал общественного устройства.

2. Широкое местное и сословное самоуправление.

3. Устойчивость удельно-родового уклада.

 

Социально-политический облик Северо-Восточной цивилизации - Московской Руси.

 

1. Авторитаризм власти – полное самодержавие.

2. Вотчинное государство - превращение всего населения в государевых слуг

3. Теория «Москва – Третий Рим» - претензия на объединение всех славянских и православных народов под властью московского правителя.

 

ВЫВОД: К первой четверти XVI века завершился процесс становления вновь образованного Русского государства на азиатско-византийской политической основе, да ещё при отличном от стран Европы мобилизационном пути развития. Однако во вновь образованном Русском государстве в отличие от европейских государств не было ни постоянной армии, ни чиновничьего аппарата, ни автономного положения церкви и сословий, ни свода законов, регулирующего новые порядки в стране. Решить эти задачи и обеспечить более прогрессивный путь развития государства Российского был призван новый правитель Иван IV Грозный.

 

ТЕМА 4. РЕФОРМЫ «ИЗБРАННОЙ РАДЫ» И ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА.

 

Реформы «Избранной рады».

 

1. Реорганизация центральных органов управления: венчание на царство, превращение Боярской думы в постоянно действующий орган, создание новых приказов.

2. Введение в действие нового свода законов – Судебник Ивана IV (1550);

3. Стоглавый собор – унификация церковных обрядов и ужесточение дисциплины среди священников.

4. Военная реформа: создание постоянного стрелецкого войска, главной силой русского войска стала поместная дворянская конница, а не бояре с дружинами, как прежде; ограничение местничества на военной службе.

д) реформа местного управления: ограничение власти воевод-наместников, сбор налогов и борьба с «лихими людьми» была передана выборным должностным лицам – губным и земским старостам.

 

Причины перехода к опричнине.

 

1. Разногласия между царём и «Избранной радой» по вопросам внешней и внутренней политики.

2. В реформах «Избранной рады» Иван Грозный увидел угрозу своему самовластию.

3. Обвинение всех недовольных его правлением в измене, как объяснение неудач русской армии в непопулярной Ливонской войне.

4. Психопатические наклонности Ивана IV, развившиеся вследствие абсолютной власти над жизнью и смертью своих подданных.

 

Опричнина Ивана Грозного.

 

1. Раздел страны на опричнину под личной властью царя и земщину под властью Боярской думы и Земского собора.

2. Создание особого опричного войска как карательной силы в борьбе с врагами царя.

3. Террор в отношении целых сословий, городов и районов страны, разрушение или дискредитация органов самодеятельной власти – Боярской думы. Земского собора, церкви.

4. переход самодержавной власти царя всех мыслимых политических и нравственных преград, попытка реализации идеи персонифицированного государства, когда название страны созвучно имени правителя.

 

Причины отмены опричнины.

 

1. Достижение главной цели установления единовластия царя и упадок сословно-представительных учреждений.

2. Разногласия внутри опричного войска и его невысокая боеспособность, выяснившаяся во время вторжения Крымского хана.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...