Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристики образа восприятияПредметность – отделенность фигуры от фона (весь мир мы делим на фигуру и фон. Фигура – то, что очерчено, - на переднем плане. Все остальное – фон). Целостность – организация отдельных элементов в единое целое (Восприятие стремится организовать элементы в целое так, что это целое определяет значение элементов внутри этого целого) Обобщенность – отображаемый единичный объект, сохраняя в своем образе все индивидуальные особенности, вместе с тем воспринимается как представитель класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам. Константность – относительная неизменность перцептивного образа, соответствующая неизменности самого объекта. (Способность системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия объектов.) Виды восприятия: внешненаправленные – восприятие предметов и явлений внешнего мира; внутренненаправленные – восприятие собственных мыслей и чувств. Формы восприятия (времени, движений, пространства), актуальные, неактуальные и ошибочные (иллюзорные) восприятия. Восприятие и представление. Представление – это вторичный чувственный образ, который либо непосредственно (благодаря памяти) воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления (Розум, с.35). Таким образом, представление – тоже психический познавательный процесс, связанный с воссозданием имеющихся или созданием новых образов объектов – образов представления на основе хранящихся в памяти следов образов восприятия. Характеристики представлений (модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность). Воображение. Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых Виды воображения: Активное воображение –человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы (такое воображение может быть творческим и воссоздающим). Творческое активное воображение – предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в собственных продуктах деятельности . Оно является неотъемлемой стороной творчества. Воссоздающее активное воображение - имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (составление географических карт, чертежей, чтение литературы и т.д.). Пассивное воображение – образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (эти образы не воплощаются в жизнь) Преднамеренное пассивное воображение – создает образы, не связанные с волей, с помощью которой можно их осуществлять. Непреднамеренное пассивное воображение – наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Формы воображения: мечты, грезы, галлюцинации, сновидения. Приемы и способы воображения (агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ ( например, русалка, кентавр); акцентирование (заострение)- выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе; гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение (например, многорукий Будда, трехглавый дракон и т.д.); схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними (например, национальные орнаменты и узоры); типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе (например, типы Обломова, Отелло, Печорина в литературе). (См.: Психология и педагогика. – С.58) Функции воображения. 1. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими; 2. Регулирование эмоциональных состояний; 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4. Формирование внутреннего плана действия; 5. Планирование и программирование деятельности; 6. Управление психофизиологическим состоянием организма Связь воображения с творчеством. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. Творчество без участия воображения вообще невозможно, ибо творчество – это создание нового «продукта». Творческое воображение определяется не столько тем, что может «придумать» человек, сколько тем, как он может преобразовывать действительность.
Вопросы для обсуждения: 1.Специфика протекания познавательных процессов. 2. Ощущение: классификация ощущений, их основные характеристики. 3. Восприятие: свойства, виды, формы. Восприятие и представление. Характеристики представлений. 5. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством. Литература: Веккер Л.М. Психические процессы: в 3 т. – Т.1. –СПб,1997 Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. – Т.1 – М.,1982 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.- М., 1998 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 1986 Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов. – М.,1998 Психология и педагогика: Учеб.пособие. – М.,1998 Розум С.И. Психология: Учеб.пособие. – СПб, 2000
Тема 4. Мышление и речь Методический комментарий: в данной теме следует раскрыть сущность мышления как познавательного процесса, уделить внимание методам и операциям мышления с использованием упражнений, способствующих развитию креативности(См.: Ивин А.А. Искусство правильно мыслить – М.,1986),способам развития дивергентного (творческого, вариативного мышления) с использованием модели интеллекта Гилфорда. На семинарском занятии можно провести небольшой тренинг креативности. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |