Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимо раскрыть взаимосвязь мышления и речи. Говоря о речи, следует уделить внимание различению понятий «речь» и «язык», освоению речи как процессу развития смыслов и значений.

Краткое содержание материала

Определение мышления. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.(Розум С.И.,с.39)

Мышление почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некая мысль, идея. (Немов Р.С., с.275). Единицей мышления является мысль, которая характеризуется представленностью в ней субъекту вычлененных из чувственных образов понятных ему отношений между отдельными объектами или свойствами отдельного объекта.

Стадии становления мышления: допонятийное мышление – присущее ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом (тенденцией связывать все со всем), трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества (Рубинштейн С.Л.); понятийное мышление – развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного мышления, которое формируется к 16-17 годам.

Формы мышления:

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, которая выражена словом (именем), группой слов или знаком.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками (Например, «Земля вращается вокруг Солнца»).

Умозаключение – форма мышления, представляющая собой такую последовательность суждений, в которой в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих. Умозаключение –наиболее развитая форма мысли.

Методы мышления: индукция – это логический вывод, отражающий движение мысли от частного к общему; дедукция – логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному; аналогия, - это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

Операции мышления: анализ –мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на отдельные элементы; синтез – воссоединение элементов в целостную структуру; сравнение –установление отношений сходства и различия; обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного; систематизация, или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Виды мышления: наглядно-образное, предметно-действенное, словесно-логическое). Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность).

Интеллект. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций (см.выше операции мышления), со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, с когнитивным стилем и т.д. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (Пиаже, Штерн). А.Бине и Т.Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Это положило начало пониманию интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. (См.: Психологический словарь, с.142-143).

Методы измерения интеллекта. Тесты интеллекта – методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. Наиболее популярными являются методики измерения интеллекта Векслера, Стенфорда-Бине (в работе с детьми от 2 до 16 лет), Айзенка и Гилфорда.

Согласно Гилфорду, интеллект представляет собой многомерное явление, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. Характер интеллекта включает в себя оценивание, синтез, анализ, запоминание и познание. Продукт интеллектуальной операции – единица(сведение, носящее самостоятельный характер), класс (совокупность различной информации, собранной вместе в силу какого-л. ее свойства), отношение (непосредственная связь между объектами информации), система (совокупность объектов или элементов информации, имеющих общие свойства и определенный характер связей между собой), трансформация (любые изменения информации, ее преобразование, модификации), импликации (объекты, явления и информация. Выходящие за пределы имеющихся объектов и явлений, но связанные с ними и предполагаемые ими).

Гилфорд выделял конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление – поиск единственно правильного варианта ответа, свойственного для данной культуры (логическое мышление). Дивергентное мышление – возможно несколько вариантов, множество ответов, причем нетипичных для данной культуры (творческое мышление).

Содержание мыслительных операций может быть четырех типов: фигуративным (наглядно-образная информация); символическим (знаки, буквы, числа, коды); семантическим (идеи и понятия); поведенческим (чувства, мысли, настроения , желания и взаимоотношения людей).

Мышление человека неразрывно связано с речью. Речь является инструментом мышления.

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком (Психологический словарь, с.342). Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. (Психология и педагогика,с.69).

Речь является основным средством человеческого общения.

Функции речи: а) выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; б) выступает носителем информации, памяти и сознания; в) является средством мышления; г) выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; д) является средством управления поведением других людей.

Характеристики речи: конструктивность, рефлексивность, альтернативность, единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов, поз).

Виды речи: устная (вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух); письменная (вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов); внутренняя (различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации6 а) «речь про себя» - внутреннее проговаривание, б) собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления, в) внутреннее программирование – т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей); эгоцентрическая ( речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка); жестовая (способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, наделенных специфическими лексическими и грамматическими закономерностями).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Мышление: его типы, формы, операции

2. Виды мышления. Качества мышления.

3. Мышление и речь.

4. Речь и язык.

5. Виды речи. Функции речи.

 

Литература:

Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. – М., 2000

Введение в психологию/Под ред. А.В.Петровского. – М.,1996

Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1,2 – СПб,1997

Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- М.,1986

Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М.,1997

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.,1986

Немов Р.С. Психология. – М.,1998

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.,1969

Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М.,1998

Розум С.И. Психология. – СПб,2000

 

Тема 5. Внимание и память

Методический комментарий: в данной теме следует раскрыть особенности внимания как психического познавательного процесса и состояния человека. Наряду с рассмотрением свойств и функций внимания можно охарактеризовать и способы развития внимания (последнее можно порекомендовать в качестве самостоятельного изучения студентами, см.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974). Говоря о памяти, следует прежде всего обратить внимание на процессы памяти, охарактеризовать каждый из них, выделить формы и виды памяти.

 

Краткое содержание материала

 

Внимание как психический процесс. Внимание –сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе,рассуждении и т.п.) (Психология: Словарь, с.54). Р.С.Немов характеризует внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.(Немов, с.204)

Основные свойства внимания:

Устойчивость – проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность( концентрация) – проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость – понимается как перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика проявляется в скорости, с которой человек может переключать свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод внимания может быть как произвольным, так и непроизвольным.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания – определяется количеством информации. Одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания – 5-7 единиц информации.

Виды внимания

Природное внимание – дано человеку с рождения в виде природной способности избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание – складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание – направлено на объект, соответствующий актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание – регулируется с помощью специальных средств (жестов. предметов, указательных знаков).

Непроизвольное внимание – не связано с участием воли.

Произвольное внимание – обязательно включает волевую регуляцию.

Чувственное внимание – по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание – связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Моторное внимание – направлено на движение.

Функции внимания

1. Отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других – несущественных, побочных, конкурирующих.

2. Удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели.

3. Регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Теории внимания Согласно моторной теории Т.Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. В соответствии с теорией А.А.Ухтомского, физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей. Согласно концепции внимания П.Я.Гальперина, внимание является компонентом ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

Память. Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения (Психология: Словарь, с.264).

Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание).

Запоминание – это активный процесс, при котором происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти и завершается в долговременной.

Сохранение – зависит от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и т.п.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Предполагает следующие способы организации информации в памяти : пространственную (устанавливает связи в физическом пространстве), ассоциативную (Группировку элементов с общими признаками), иерархическую ( каждый элемент принадлежит к определенному уровню в зависимости от того. Какой категории он соответствует).

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова ( не требующем усилий), на уровне припоминания (воспроизведения, требующего усилий).

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от ненужных деталей и облегчает возможность обобщения. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования (неактуальную информацию человек не держит), интерференция (наложение другого материала), амнезия (потеря памяти в результате физической травмы), вытеснение в бессознательное травмирующей информации.

Теории памяти (физическая, химическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, ассоциативная, теория деятельности). Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная).

Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная).

Законы памяти. Приемы управления памятью (мнемоника).

1.Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Лучший способ запомнить – правильно организовать информацию в момент запоминания. Запоминаются не столько слова и предложения, сколько содержащиеся в них мысли. Можно также использовать опорные слова, схемы, таблицы

2.Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Основа формирования интереса – цель. Если мы знаем, что информация понадобиться для будущей работы, - ее освоение будет более продуктивным.

3. Закон установки: а) установка на запоминание по времени (дать себе установку запомнить «всерьез и надолго»), б) установка на запоминание материала по содержанию.

4. Закон первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление, тем прочнее запоминание.

5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: лучше запоминается более короткий фрагмент текста.

8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и в конце ряда информации.

Мнемотехнические приемы: а) структурирование запоминаемого материала; б) метод ассоциаций; в) метод связок (объединение опорных слов в единый рассказ, целостную структуру); г) метод мест (образ предмета, который надо запомнить, можно объединить с образом места, который легко «извлекается из памяти»).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Внимание: характеристика, виды, свойства

2. Основные функции внимания. Теории внимания.

3. Память. Основные процессы памяти. Теории памяти.

4. Виды памяти. Формы памяти.

5. Законы памяти. Приемы управления памятью.

 

Литература:

Введение в психологию/Под ред. А.В.Петровского. – М.,1996

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т.3. –Л.,1981

Клацки Р. Память человека: структура и процессы. –М.,1978

Немов Р.С. Психология: В 3 кн.- Кн.1 – М.,1998

Психология и педагогика: Учеб.пособие. – М.,1998

Розум С.И. Психология. – СПб,2000

 

Раздел 3. Психология личности

Тема 6. Личность

Методический комментарий: при изучении данной темы следует обратить внимание на различные подходы к понятию «личность», а также на соотношение понятий «индивид», «субъект», «человек»,»индивидуальность», «личность».Более подробно следует остановиться на различных теориях личности в психологии (желательно дать возможность студентам самостоятельно рассмотреть какую-либо теорию личности в форме доклада или реферата).Говоря о процессе формирования личности, следует особое внимание уделить таким понятиям, как «социализация» и «Я-концепция», а также механизмам этих процессов.

Необходимо раскрыть отношения между понятиями «личность», «темперамент», «характер» и «способности», а также показать взаимосвязь развития характера с волевыми процессами регуляции поведения.

 

Краткое содержание материала:

Определение личности в психологии.

Личность – 1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) Определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.(Психология: Словарь, с193)

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств (это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе). Р.С.Немов определяет личность как человека, взятого в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются понятия «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность человека к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду ( в этом понятии утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств).

Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями (рост, телесная конституция и т.п.) и психологическими свойствами (способностями, темпераментом и т.д.).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Этапы исследования личности: различные подходы.

Философско-литературный этап (У в. до н.э. – нач.Х!Х в.) – изучались вопросы о нравственной и социальной природе человека (Сократ, Аристотель, Спиноза, Локки др.)

Клинический период( начало Х!Х – ХХ вв.)- изучение личности больного человека (развитие психиатрии). Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Экспериментальный этап (нач. ХХ в.) – экспериментальное исследование психических явлений. С конца 30-х гг ХХ в. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований (бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная, гуманистическая).

Структура личности. Обобщенную концепции структуры личности представил З.Фрейд ( «ОНО», «Я», «Сверх-Я»). «ОНО» - целиком находится в сфере бессознательного и представляет собой совокупность биологических потребностей, выработанных в процессе эволюции и наполняющих нашу жизнь энергией. «Я» - подструктура личности, основной функцией которой являе6тся построение рационального поведения, инициируемого сферой бессознательных побуждений, в соответствии с реальными возможностями, предоставляемыми физической и социальной средой. «Сверх-Я» - это психологическая структура, вмещающая в себя усвоенные личностью общественные нормы, ценности, регламентирующие различные аспекты человеческой жизни и стандарты поведения в конкретных социальных обстоятельствах.

Э.Берн (основатель трансактного анализа) предложил структуру личности, содержащую в себе три человеческих эго-состояния: «Родитель» - является источником социальной преемственности, он включает в себя социальные установки поведения, усвоенные от внешних источников, преимущество от своих родителей и других авторитетных лиц. «Взрослый» - источник реалистичного, рационального поведения; это состояние не связано с возрастом. «Взрослый» - реалистичен, холоден, оценивает свои поступки с точки зрения последствий, ответствен. «Ребенок» - эмотивное начало в человеке, характеризуется доверчивостью, нежностью, спонтанностью, капризностью, обидчивостью и т.д. Выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру, с другой – как архаичное детское поведение. Вступая в контакт с другими людьми, человек неосознанно выбирает одну из трех позиций.(См.: Практическая психология/Под ред.М.К.Тутушкиной. – СПб,1997)

Одним из центральных понятий в структуре личности является «Я-концепция» - обобщенное, генерализованное представление человека о самом себе. У.Джеймс говорил о том, что личность переживает себя субъектом ( активной стороной в отношениях с миром) и объектом (как собственных действий, так и действий других людей). В последнем случае он рассматривает себя как бы со стороны, представляя себе свой образ. К.Роджерс предложил рассматривать две составляющие «Я-концепции»: «Я-реальное» и «Я-идеальное». Я-реальное – это представление человека о том. Каким он является сейчас. Я-идеальное – представление человека о том, каким он хотел бы быть. Т.Шибутани предложил оценивать Я-концепцию личности по пяти измерениям: 1. Степени ее интеграции (связанности и организованности отдельных представлений человека о себе); 2. Ригидности(косности)/гибкости(изменчивости); 3. Уровню ее осознания (насколько индивид способен определять себя в категориях, которые могут быть образованы посредством языка); 4. Самооценкой – эмоциональным отношением субъекта к самому себе; 5. Степенью согласия относительно Я-концепции ( в какой степени личность разделяет с окружающими взгляд на мир и на себя самого как часть этого мира).

 

Социализация личности.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. (Психология: Словарь, с.373).

Механизмы и стадии социализации.

К основным механизмам социализации относятся: подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (манер, движений, поступков); идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать нормы, отношения и формы поведения; внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта,мыслей, чувств и психических состояний тех людей. С которыми он взаимодействует; социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее; конформность – податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида.

Среди стадий социализации выделяют: первичную стадию(стадию адаптации), стадию индивидуализации (подростковый и юношеский возраст),стадию интеграции(когда индивид стремится «вписаться» в общество), трудовую стадию (весь период зрелости человека), послетрудовую стадию (пожилой возраст).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...