Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Психология малых групп.

Методический комментарий: В данной теме следует уделить внимание понятию «малая группа» и показать феноменологию малых групп, охарактеризовав такие категории, как «позиция», «статус», «установка», «роль», «ценностные ориентации»,а также раскрыть специфику такого явления, как лидерство, рассмотреть стили лидерства.

Следует обратить внимание на характер межличностных отношений в группе, определить критерии эффективности групповой деятельности. На семинарских занятиях можно показать, как применяются социометрические методики, с помощью которых исследуется психологический климат в коллективе, выявляется формальный и неформальный лидер в конкретной группе и т.д.

Краткое содержание материала

Малая группа - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.

Особенностью малых групп, в отличие от сложных и больших групп, является относительная «структурная простота».Это означает, что в малой группе имеется, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения ( может достигать от двух-трех до нескольких десятков человек, например, семья, рабочий коллектив, класс или сплоченная группа туристов). Если же внутри занятой какой-либо деятельностью малой группы появляются другие лидеры и часть ее членов начинают поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то такая малая группа становится структурно сложной и распадается на две или более малые группы. (Психология: Словарь, с.85).

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений. Структуру межличностного общения (обмена деловой и личностной информацией) называют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы, общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Классификация малых групп. Ч.Кули выделил первичные и вторичные малые группы. К первичной малой группе относится семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Эту группу характеризует непосредственность контактов. Вторичные группы характеризует отсутствие непосредственных контактов, а для общения между членами группы используются различные «посредники» (средства связи, например).

Второе из исторически предложенных делений малых групп – деление их на формальные и неформальные. Формальная группа создается в условиях какой-либо деятельности (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда). Неформальная группа может складываться стихийно (нет заданной системы отношений по вертикали, отсутствует структура власти, статусы, роли не предписаны), а может создаваться внутри формальной группы (возникновение мелких группировок внутри класса, объединенных общими интересами). Если в рамках неформальной группы возникает совместная деятельность, - тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются позиции и роли, пусть и кратковременные.

Словарь терминов:

*Роль – социальная функция. Модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Позиция – 1) В объективном смысле – общественное положение людей, с которым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных и личностных свойств. 2) В субъективном смысле – осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности.

Ожидания – компоненты системы регуляции социального поведения, взаимодействий в группах, обществе. Представители группы (общества) предъявляют своим членам требования, предписания форм социального поведения, отношений, установок и т.п.

Статус (социальный) – интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений.

Краткий словарь по социологии. – М.,1988

 

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Группы членства – школьный, студенческий коллектив, коллектив профсоюза, рабочая бригада и т.п. (ее представители являются членами какой-либо общности, подчиненной определенной цели совместной деятельности). Референтная группа – «значимый круг общения», т.е. группа лиц, выбранных индивидом как особо значимых для общения. (См.: Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1988. – 232 –236).

Феноменология малых групп

Под феноменологией понимается представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае – для малой группы. К этому кругу явлений относится формирование и функционирование групповых норм (формирование групповой сплоченности), явление конформности ( феномен давления группы на индивида, «подчинения» его группой), система отношений в группе, определяемых в понятиях «роль», «позиция», «статус», «ожидания» (см. выше). Для характеристики внутригрупповых процессов вводятся также такие понятия, как внутренняя установка человека (личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса и то, как он оценивает свой авторитет и свое влияние на других членов группы); композиция группы ( о группах, состоящих из похожих друг на друга людей , говорят, что они обладают гомогенной композицией; если группа включает в себя индивидуально очень различных людей, - говорят, что ее композиция гетерогенна).

Говоря о феноменологии малой группы, характеризуют также и присущие ей каналы коммуникаций. Выделяют: централизованные структуры каналов коммуникаций ( один член группы управляет деятельностью группы, находится на пересечении всех направлений общения); фронтальные структуры ( ее участники находятся рядом, и не вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга); радиальные структуры (участники деятельности не могут непосредственно видеть друг друга и обмениваются информацией только через центральное лицо); иерархическая структура ( несколько уровней соподчинения участников, часть из которых видят друг друга, а часть – нет), цепные структуры (межличностное общение осуществляется «по цепочке» (конвейер)); круговая структура (все члены группы располагают одинаковыми возможностями во владении информацией и могут непосредственно учитывать реакции друг друга в совместной деятельности); полная структура ( нет никаких препятствий для свободного межличностного общения и каждый член группы свободно взаимодействует со всеми другими).

Следующий момент при рассмотрении феноменологии малых групп – проблема лидерства в малой группе. Проблема лидерства во многом тождественна проблеме руководства группой. Три основных подхода в понимании и происхождении лидерства: 1. «Теория черт» «харизматическая» теория, согласно которой, лидером может быть не всякий человек, а лишь тот, который обладает определенным набором личностных качеств – «харизмой»; 2. Ситуационная теория лидерства – согласно которой, лидерство – продукт ситуации. В различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других в каком-то одном качестве, но поскольку это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером; 3. Синтетическая теория лидерства – согласно которой, лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы и изучается с точки зрения целей и задач группы.

Выделяют три основные стиля лидерства: авторитарный (характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений); демократичный (лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется, сотрудничает с ними, привлекает их к выработке и принятию решений); либеральный (руководитель фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы).

Межличностные отношения в группе. Выделяют:

Официальные отношения – те, которые возникают между людьми на деловой основе;

Деловые отношения – возникают между людьми в связи с совместной работой или по ее поводу;

Неофициальные отношения – складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей;

Личные отношения – складываются между людьми независимо от выполняемой работы;

Рациональные отношения – на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие;

Эмоциональные отношения – основаны на субъективных оценках, личном, индивидуальном восприятии человека человеком;

Отношения руководства и подчинения.

Отношения в микрогруппах могут быть гармонические (между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа-триада, складываются или только положительные, и только отрицательные взаимоотношения); противоречивые (кто-то относится к кому-то положительно, а другой к нему – отрицательно); конфликтные (в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения).

Эффективность групповой деятельности. Под этим термином подразумевается отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Исследуется на различных уровнях. Когда малая группа выступает как лабораторная, - эффективность ее деятельности понимается как эффективность выполнения конкретного задания. На эффективность деятельности группы влияют следующие факторы: 1.Сплоченность группы; 2.Стиль руководства; 3.Способ принятия групповых решений; 4. Удовлетворенность членов группы трудом в группе; 5. Характер межличностных отношений в группе (психологический климат); 6. Степень значимости выполняемой задачи.

Если речь идет только о производственных показателях группы, которые можно измерить количественно, - тогда термин «эффективность» тождествен термину «результативность». Но «эффективность» - применительно к группе – более широкое понятие, поскольку охватывает и критерии успешности (субъективные оценки достижений самими членами группы), а также такие критерии, как уровень мотивации, интеллектуальные, творческие способности членов группы, степень их общительности, контактности, коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию, доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям, эмоциональным состояниям друг друга.

Замечено также, что на эффективность деятельности группы оказывают влияние следующие факторы: а) величина группы (больше людей с выраженной индивидуальностью, больше талантов, увеличивается возможность переработать большее количество информации за одно и то же время, легче распределить обязанности между членами группы. Но, с другой стороны, требуется больше усилий по поддержанию сплоченности группы); б) композиция группы (индивидуальный состав и система отношений, характеризующих уровень социально-психологического развития группы как коллектива); в) личные взаимоотношения между членами группы; г) форма организации деятельности группы (определяется задачей, стоящей перед группой, и уровнем ее социально-психологической зрелости); д) коллегиальная выработка решений по принципиально важным вопросам (использование метода групповой дискуссии по принципиальным для группы вопросам).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика малой группы. Виды малых групп.

2. Структура внутригрупповых отношений.

3. Композиция группы. Нормы и ценности группы.

4. Управление группой. Лидерство и его стили.

5. Межличностные отношения в группе.

6. Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности.

 

Литература:

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1988

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.,1989

Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. – М..1991

Майерс Д. Социальная психология. – СПб,1997

Немов Р.С. Психология. – Кн. 1. – М.,1998

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1982

Робер М.-А.,Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.,1988

Социальная психология и этика делового общения. – М.,1995

Шибутани Т. Социальная психология. – СПб,1998

 

Контрольные вопросы по курсу «Психология»

1. Предмет психологии. Базовые категории психологии. Задачи психологии.

2. Историческое преобразование определений предмета психологии.

3. Методы исследования в психологии

4. Понятие психики. Особенности психического отражения

5. Сознание как высшая форма отражения человеком действительности. Сознание и бессознательное

6. Понятие человеческой деятельности. Основные характеристики деятельности.

7. Восприятие, его свойства и виды.

8. Внимание, его свойства, виды и функции.

9. Воображение, его виды, функции, связь воображения с творчеством.

10. Память: виды и законы памяти.

11. Мышление: природа и виды мышления. Мышление и речь

12. Понятие личности. Теории личности в психологии.

13. Отношения между понятиями «личность», «темперамент», «характер», «способности», «воля».

14. Эмоции и мотивация. Виды эмоций и их роль в жизни человека.

15. Общение как взаимодействие. Виды и характеристики общения.

16. Личность и группа.

17. Критерии эффективности групповой деятельности.

18. Конфликты и способы их разрешения.

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «Психология»

1. Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология

2. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней

3. Отрасли психологии. Методы психологии. Связь психологии с другими науками

4. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения

5. Объективная и субъективная (психическая) реальность

6. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания

7. Сознание и бессознательное. Основные механизмы психологической защиты.

8. Познавательные психические процессы и особенности их протекания.

9. Ощущение как простейший психический процесс. Классификация и основные характеристики ощущений.

10. Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление.

11. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.

12. Мышление. Формы и виды мышления. Методы и операции мышления.

13. Речь и ее функции. Речь и язык. Взаимосвязь мышления и речи.

14. Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания.

15. Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти.

16. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Структура личности. Различные подходы в исследовании личности.

17. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

18. Темперамент: типы и свойства

19. Характер. Типология характера. Акцентуации характера. Характер и волевые процессы регуляции поведения.

20. Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация.

21. Категория деятельности в психологии. Виды деятельности. Структура деятельности.

22. Общение как вид психической деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Цели и средства общения. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.

23. Конфликт. Виды конфликтов. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

24. Малая группа и ее характеристики. Виды малых групп. Структура внутригрупповых отношений. Эффективность групповой деятельности.

 

 

ПЕДАГОГИКА

 

Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики

Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

План:

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции, задачи педагогики

2. Педагогика в системе наук. Структура педагогики.

3. Основные категории педагогики:

· Образование как общечеловеческая ценность

· Образование как социокультурный феномен.

· Образование как педагогический процесс.

· Воспитание

· Обучение

· Педагогическая деятельность

· Педагогическое взаимодействие

· Педагогическая технология

· Педагогическая задача

Методический комментарий:

Это первая тема, посвященная введению слушателей в курс педагогики. Поэтому, прежде всего, необходимо определить важнейшие категории, которыми апеллирует педагогическая наука. Необходимо рассмотреть разные точки зрения и подходы относительно определения предмета и объекта педагогики, раскрыть сущность понятия «образование», найти точки соприкосновения педагогики с другими науками.

 

Краткое содержание материала

Происхождение термина «педагогика». Педагогическая культура народа, его педагогическая ментальность. Возникновение педагогической науки. Определение ее предметной области. Различные подходы к педагогике (педагогика как междисциплинарная область человеческого знания. Педагогика как прикладная дисциплина. Педагогика – самостоятельная дисциплина). Объект и предмет педагогики (по В.А.Сластенину). Определение педагогики как науки, имеющей сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как факторы и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогической деятельности) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Объект и предмет педагогики по Б.Г. Гершунскому. Педагогика как наука, если речь идет об обосновании, проектировании и конструировании оптимальных педагогических систем.

Функции педагогики обусловлены ее предметом. Теоретическая и технологическая функции, их органическое единство. Задачи педагогической науки. Важные закономерности в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Изучение и обобщение практики, опыта. Разработка новых методов. Прогнозирование образования. Внедрение результатов исследований в практику.

Характеристика теоретических наук (психологии и физиологии), лежащих в основе практической науки педагогики. Образование как предмет педагогики. Связь целей образования с целями жизни общества. Определение понятий «цивилизация», «культура». «образованность». Образование как культура индивида. Связь образования с жизнью. Цель образования – приобщение к культурным ценностям. Характеристика наук, исследующих культурные ценности (логика, эстетика, этика). Соответствие философских дисциплин разделам педагогики. Методологическая функция философии по отношению к педагогике. Связь педагогики с антропологией как наукой, интегрирующей знания о феномене человека, в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости. Педагогика и медицина (появление коррекционной педагогики). Педагогика и науки, изучающие человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений (социология, политология, экономика и др.).

Структура педагогики. Общая педагогика, социальная педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, история педагогики, отраслевая педагогика (педагогика высшей школы, производственная. Военная, спортивная и т.п.). Продолжение процесса дифференциации педагогической науки (философия образования).

Образование как общечеловеческая ценность. Приумножение и сохранение «записей» всечеловеческого опыта и выделение, формулирование уроков опыта.

Образование как социокультурный феномен. Процесс социализации. Развитие, самоопределение. Самореализация личности. Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Образование как социальный способ обеспечения наследования культуры. Связь образования с развитием общества, трудовой деятельностью, мышлением , языком. Исторический экскурс.

Образование как социальное явление – относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, нормами поведения и содержание которых в конечном итоге определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование как педагогический процесс. Педагогический процесс как стержневое понятие педагогики, как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Целостность как сущностная характеристика педагогического процесса.

Ю.К.Бабанский о позиции системного подхода к педагогическому процессу как целостности. Педагогический процесс как педагогическая система.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс с этой точки зрения, - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса. Характеристика понятий «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отклонение».

Педагогическая деятельность - как особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачи от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Гуманистическая педагогика о приоритете субъект-субъектных отношений в структуре педагогического процесса. Содержание образования и средства как компоненты педагогического процесса. Цель образования как системообразующий фактор.

Обучение и воспитание как способы функционирования педагогической системы в педагогическом процессе.

Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Государственный стандарт содержания образования.

Педагогическая технология – последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляющих в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогическая задача как единица педагогического процесса, материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

 

Семинар к теме 1 (или вопросы для самопроверки)

Вопросы для обсуждения

1.Обоснуйте объект и предмет педагогики

2. Определите функции и задачи педагогики

3.Раскройте связь педагогики с другими науками

4.Дайте определение образования как:

а) общечеловеческой ценности

б) социокультурного феномена

в) педагогического процесса

6. Определите понятия:

а) педагогический процесс

б) педагогическая система

в) педагогическое взаимодействие

г) воспитание

д) обучение

е) педагогическая технология

ж) педагогическая задача

 

Литература для самостоятельной работы:

 

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.,1977

Гессен С.И. основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М..1995

Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб,1992

Готт В.С. и др. Категории современной науки. – М..1984

Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М.,1988

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М..1990

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб.пособ. – М.,1992

Педагогика. Педагогическая энциклопедия. – М., 1961. – Т.3.

 

Раздел 2. Теория целостности педагогического процесса

 

Тема 1. Педагогический процесс как система и целостное явление

План:

1. Исторические аспекты целостного педагогического процесса

2. Педагогическая система

3. Образовательная система России

4. Непрерывное образование. Единство образования и самообразования.

5. Понятие целостности педагогического процесса

6. Принципы педагогического процесса

 

Методический комментарий

Данная тема раскрывает исторические аспекты и сущностные характеристики целостного педагогического процесса. Понятия «процесс» и «система» являются ключевыми. Необходимо определить и развести понятия: система, педагогическая система, образовательная система; уяснить, какие образовательные учреждения входят в образовательную систему России. Уметь трактовать непрерывное образование как процесс и систему. Выявить сущность процесса самообразования и определить интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы.

Краткое содержание материала

Объективное единство обучения и воспитания. Педагогические идеи И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, В.П.Вахтерова, П.Ф.Каптерева.

Советская педагогика 20-30-х гг. о целостности педагогического процесса. Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн, А.С.Макаренко. 70-е годы: Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.С.Ильин, В.М.Коротов, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев о роли системного подхода в раскрытии сущности педагогического процесса.

Педагогическая система. Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление (Т.А.Ильин).

Педагогическая система как часть социальной системы. Система образования как наиболее общая педагогическая система. Подсистемы – социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции.

Система подготовки педагогов. Средние и высшие педагогические учебные заведения как педагогические заведения.

Педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Деление педагогических систем по назначению, особенностям функционирования и организации.

Авторские педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Образовательная система как комплекс институтов образования. Тип института образования – образовательное учреждение, обеспечивающее содержание воспитания и обучения и реализующее одну или несколько образовательных программ. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными, религиозными). Действие законодательства в области образования.

Характеристика следующих типов образовательных учреждений: общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего, высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Непрерывное образование – как система и как процесс. Процесс образования во все периоды жизни человека. Система – образовательные учреждения, которые предоставляют человеку возможность получить базовое и постбазовое образование. Досуговое образование.

Самообразование как самостоятельный процесс ( в основе которого лежат процессы самосознания, самооценки, самоанализа, самопознания, самосовершенствования и самореализации), составляющий единство с процессом образования. Принципы самообразовательной деятельности: комплексный подход и направленность, сознательность систематичность, планомерность, последовательность, связь с практической деятельностью.

Интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – способность к выполнению социально обусловленных функций. Целостность как систематическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая бы отвечала их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса (В.А.Сластенин).

Несводимость целостного педагогического процесса к единству процессов обучения и воспитания. Приближение педагогического процесса к уровню целостности через специально организованные условия влияния на жизнедеятельность учащихся и целостность их личности.

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление. А в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Две группы принципов: организация педагогического процесса и руководство деятельностью воспитанников (характеристика этих принципов).

 

Семинар к теме 1 (или вопросы для самопроверки)

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте предпосылки научного представления о целостном педагогическом процессе в историческом аспекте.

2. Дайте характеристику понятий: «педагогическая система», «образовательная система», «педагогический процесс».

3. Образовательная система России.

4. Система непрерывного образования.

5. Обоснуйте целостность педагогического процесса.

6. Определите принципы педагогического процесса

 

Литература для самостоятельной работы

Закон Российской Федерации об образовании. – М.,1992

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс//Избр. пед. произв./Под ред. М.Ю.Бабанского. – М..1989

Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. – М.,1972

Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М..1993

Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. – М.,1988

Ушимнский К.Д. Три элемента школы//Пед.соч.: в 6 т. – Т.1. – М.,1988

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания//Собр.соч. в 11 т. – Т.8. – М.,1950

 

Тема 2. Обучение в целостном педагогическом процессе

План:

1. Общее понятие о дидактике

2. Обучение как способ организации педагогического процесса

3. Функции обучения

4. Виды обучения

Методический комментарий:

Материал данной темы подобран таким образом, чтобы раскрыть основные положения теории обучения – дидактики. Этот материал может побудить к размышлению о построении «собственного» обучения, т.к. речь идет о включении в структуру опыта личности научных знаний. Очень важно понять особенности воспитательной функции обучения, которая отвечает за нравственные и эстетические представления, формирует систему взглядов на мир. Развивающая функция обучения стимулирует развитие учащегося. Особый вопрос – содержание образования. Например, содержание школьного образования. Дискуссионный момент: какое образование соответствует сегодняшнему дню, гуманистической парадигме развития человека.

 

 

Краткое содержание материала

Теория обучения и теория воспитания. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем, уровне, называется дидактикой. Дидактика – педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм (Пидкасистый П.И.). Задачи дидактики: описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, разрабатывать более современную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения. Функции дидактики: научно-теоретическая, конструктивно-техническая.

Обучение отражает все существенные свойства педагогического процесса: двусторонность, комплексность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон. Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В процессе обучения познание реализуется в учебно-познавательной деятельности (учении). Вербально-деятельностный подход является основой обучения. Эффективность обучения определяется отношением обучающихся к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, а также активностью обучающихся.

Функции обучения.

Образовательная функция – направлена на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Сознательное оперирование знаниями, использование старых знаний для получения новых, для решения жизненных задач. Действенность знаний. Умение как владение способом деятельности, способность применять знания. Навык как автоматизированные действия.

Воспитательная функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но она осуществляется посредством организации общения «учитель-ученик». Формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, принятые в нем. Формирование потребностей личности, мотивов социального поведения, деятельности, ценностей, ценностных ориентаций, мировоззрения. Формирование мотивов учебной деятельности. Воспитывающий фактор обучения – содержание образования. Особенности гуманитарных и эстетических дисциплин. Стиль общения «учитель-ученик», демократический стиль, его особенности.

Развивающая функция обучения обозначает, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого (развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной активности, сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области). Отечественная дидактика о развивающем обучении: Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.А.Менчинская. Развивающие методы обучения: И.Я.Лернер, М.И.Скаткин.

Виды обучения.

Сообщающее обучение (деятельность учителя состоит в предоставлении, подаче информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...