Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок проведения защиты дипломного проекта

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава, в обязательном присутствии научного руководителя и дипломника, а также, по возможности, рецензентов.

Секретарь ГАК представляет на заседание комиссии по каждому дипломному проекту:

• экземпляр проекта;

• отзыв научного руководителя;

• отзыв рецензента;

• другие отзывы, полученные на дипломный проект;

• зачетную книжку студента.

Порядок защиты дипломного проекта предполагает:

1. выступление дипломника (7-10 минут);

2. ответы дипломника на вопросы членов ГАК;

3. выступления рецензентов и других лиц;

4. выступление научного руководителя с заключением и оценкой дипломного проекта;

5. оглашение других отзывов, полученных на дипломный проект;

6. заключительное слово дипломника — ответы на замечания, полученные в ходе обсуждения работы.

Все присутствующие на заседании ГАК могут задавать во­просы и участвовать в творческой дискуссии.

Окончательная (балльная) оценка выносится на закрытом заседании ГАК простым большинством голосов членов ГАК, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса. Научный руководитель и рецензент имеют право высказывать свое мнение, но в закрытом заседании ГАК участия не принимают.

ГАК имеет право давать рекомендации по публикации дипломных проектов, представлению их на конкурс, по их практическому использованию. Наиболее способным выпускникам (по согласованию с заведующим ка­федрой) ГАК может давать рекомендации для по­ступления в аспирантуру.

Секретарь ГАК ведет протокол заседания, в который вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о выдаче (с отличием, без отличия) или не выдаче диплома. Протокол подписывается председателем и членами комиссии, участвовавшими в заседании. В тот же день после оформления протокола заседания ГАК студентам объявляются результаты защиты дипломных проектов.

Студентам, не защитившим дипломный проект в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следую­щего периода работы ГАК, но не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой аттес­тации впервые. Для этого студент должен сдать в дирекцию фа­культета личное заявление с приложением к нему документов, подтверждающих уважительность причины.

Повторные защиты дипломных проектов не могут назначаться более двух раз.

Критерии оценки дипломного проекта

Основными критериями оценки дипломного проекта являются:

• актуальность и новизна темы, сложность ее разработки;

• полнота использования источников, отечественной и иностранной специальной литературы по рассматриваемым вопросам;

• полнота и качество собранных фактических данных по объекту исследования;

• обоснованность привлечения средств и методов решения поставленных задач;

• умение анализировать и интерпретировать полученные результаты;

• научное, методическое и практическое значение предложений, выводов и рекомендаций, степень их обоснованности и возможность реального внедрения;

• четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы, учет требований настоящих «Методических рекомендаций»;

• умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам дипломного проекта, глубина и правильность ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензентов.

Оценки «отлично» заслуживают дипломные проекты, темы которых научно обоснованы, представляют теоретический, методический или практический интерес, свиде­тельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач и способствуют решению научно-теоретических, методи­ческих или практических задач управления.

Структура проекта, оцененного на «отлично», должна быть четкой, логичной и соответствовать поставленной цели. В заключении следует представлять четкие, всесторонне обоснованные выво­ды, которые вносят вклад в разрешение поставленной пробле­мы, намечают перспективы для ее дальнейшей разработки. Проект должен быть написан литературным язы­ком, тщательно выверен, научно-справочный аппарат — со­ответствовать действующим ГОСТам и настоящим «Методичес­ким рекомендациям», содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т. д.

Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отраже­ны основные положения дипломного проекта, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы, заданные чле­нами ГАК.

В тех случаях, когда дипломный проект не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом.


Приложение 1

 

1. Индивидуальный план работы студента

(Примерная схема)

 

Содержание работ по выполнению программы преддипломной практики. (Смотри приложение № 2).

Содержание творческого задания, самостоятельного выбранного и разработанного каждым студентом.

Анализ полученных результатов.

 

 

2. Отчет о прохождении практики

 

Общий анализ прохождения практики (что удалось, что было не удачным, причины; задумки). Оценки результатов проведенной работы по собственному мнению, предложения по организации и проведению практики.

 

 

3. Материалы, собранные для выполнения практической части дипломного проекта.

 

Общий объем отчета о преддипломной практике 35-45 стр.


Приложение 2

Утверждаю

ЗАВ. КАФ. ГМУ р.а. иСЛЯЕВ

ОТ 11 НОЯБРЯ 2006Г.

ПРОГРАММА преддипломной практики ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080508.65 (061000) «гОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

Наименование тем практики Формируемые умения и навыки Содержание учебной информации, необходимой для овладения умениями и навыками Примерный перечень работ Связь с дисциплинами
1. Место подразделения в системе государственных органов законодательной, исполнительной, судебной властей, органах местного самоуправления или в иных органах, организациях и учреждениях. Его задачи и функции. знать систему государственного и муниципального управления и тенденции их развития Система федеральных и городских органов представительной, судебной, исполнительной власти, органов местного самоуправления. Работа с нормативными и законодательными документами, со справочной литературой, другими источниками информации. Опд 08, Опд 09, СД 01, СД 02, СД 03,
2. Правовое обеспечение деятельности подразделения государственного или муниципального управления. Окончательная формулировка темы дипломного проекта. получить навыки работы с нормативными и законодательными документами, со справочной литературой, другими информационными источниками. Правовые основы государственного и муниципального управления. Работа с нормативными и законодательными документами, со справочной литературой, другими источниками информации. Опд 11,
3. Информационное обеспечение деятельности подразделения государственного или муниципального управления. получить опыт использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Делопроизводство и оформление документации. Требования к составлению и оформлению управленческой документации. Современные информационные технологии в управленческой деятельности. Организация профессионального делопроизводства, ведение деловой переписки и телефонных переговоров. Работа на ПК для обработки информации. СД 05, 06, 07
4. Организационная структура подразделения. Технология принятия и реализации управленческих решений опыт разработки принятия и реализации управленческих решений Основы денежно-кредитной, налоговой, социальной и инвестиционной политики государства. Основы бухгалтерского учёта. Основные сферы финансовой системы РФ. Подготовка управленческих решений, решение организационных задач. Осуществление управленческого контроля. ОПД 03, 04; СД 05, 06, 07
5. Психологические аспекты управления навыки формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Природа конфликтов. Проблемы социализации личности. Разрешение конфликтных ситуаций. СД 02,
6. Систематизация материалов для отчета по практике и дипломному проекту Обобщение материалов, анализ работы подразделения государственного или муниципального управления., предложения по устранению недостатков и повышению эффективности его работы Материалы собранные за время прохождения практики, которые могут быть использованы для составления отчёта, используемая информация должна быть без ограничения доступа (без грифа секретности и конфиденциальности) Сбор и обобщение материалов по темам практики  
7. Оформление отчета систематически учитывать и описывать работу, выполняемую в соответствии с программой практики Требование к оформлению отчета Написание аналитической части дипломного проекта  
8. Зачет по практике Студент должен ориентироваться в вопросах деятельности подразделения государственного или муниципального управления. Характеристика и отзыв руководителя практики по месту прохождения; календарный план и письменный отчет по практике Сдача зачета руководителю практики  

 

Приложение 3

Образец заявления на прикрепление к кафедре для написания дипломного проекта

Заведующему кафедрой государственного
и муниципального управления
доктору экономических наук,
профессору Р.А. Исляеву
от студентки 5-го курса очного отделения
Воробьевой Ирины Александровны
Тел. 333-33-33 (дом.) 444-44-44 (раб.) 89213456788(моб.)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне подготовку дипломного проекта на кафедре государственного и муниципального управления.

Предполагаемая тема дипломного проекта_____________________

 

____________________

(личная подпись студента)

(дата)

 

 


 

Приложение 4.1.

Образец бланка задания на выполнение дипломного проекта

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИАСА И ЭКОНОМИКИ

Институт региональной экономики и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой государственного
и муниципального управления
доктор экономических наук,
профессор Р.А. Исляев
__________________________________

 

Задание

на выполнение дипломного проекта

Студенту (ке)_______________________________________________________

 

Курс_________ специальность__________________

 

Срок сдачи студентом законченной работы___________________

 

Исходные данные к работе

 

 

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в дипломном проекте:

____________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

Задание принял к исполнению ________________________________

«___»_________________200_ г. ____________________

подпись студента

____________________________ ____________________

звание, должность науч. руковод. подпись науч. руковод

Приложение 4.2.

Образец заполнения задания на выполнение дипломного проекта

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИАСА И ЭКОНОМИКИ

Институт региональной экономики и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой государственного
и муниципального управления
доктор экономических наук,
профессор Р.А. Исляев
__________________________________

 

Задание

на выполнение дипломного проекта

 

Студенту (ке)___Ивановой Ирине Николаевне__________________

 

Курс____5____ специальность 080504.65 (061000) «Государственное и муниципальное управление».___________________________

Срок сдачи студентом законченной работы_____________________

 

Исходные данные к работе

1. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Жилищный кодекс РФ.

3. Финансовая отчетность ЖКХ МО «город Пикалево»

 

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в дипломном проекте:

1. реформа жилищно-коммунальной сферы в РФ.

2. основные направления развития и реформирования ЖКХ МО «город Пикалево»

3. совершенствование системы управления ЖКХ.

 

Задание принял к исполнению Иванова Ирина Николаевна

«___»_________________200_ г. ____________________

подпись студента

____________________________ ____________________

звание, должность науч. руковод. подпись науч. руковод.


Приложение 5.

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

Институт региональной экономики и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Название дипломного проекта»

Зав. Кафедрой ГМУ  
д.э.н., профессор _________________________Р.А. Исляев
   
   
Научный руководитель  
(уч. степень, звание) ________________________А.А. Петров
   
   
Студент ________________________Е.Е. Иванов

 

 

Санкт-Петербург

200…


Приложение 6.

Образец оформления содержания дипломного проекта

СОДЕРЖАНИЕ

.

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1. теоретико-методологические основы управления природно-ресурсным потенциалом территории (региона) в условиях перехода к устойчивому развитию…………………………………………….………10

1.1. Управление природно-ресурсным потенциалом территории (региона): сущность понятия…………………………………………..…10

1.2. Методологические аспекты управления потенциалом территории…………………………………………………………………………24

Глава 2. Организационно-экономический механизм управления потенциалом: анализ мирового и российского опыта……………………61

2.1. Типы механизмов управления. Основные элементы механизма «гомеостазисного равновесия» (на материале опыта промышленно-развитых стран)……………………………………………………………..61

2.2. Механизм «энтропийного равновесия» российской Федерации и его эволюция………………………………………………………………...61

Глава 3. основные направления реформирования регионального механизма управления потенциалом………………………………………115

3.1. Компетенция и полномочия территориальных органов власти. Разграничение и защита прав собственности………………………….130

3.2 Региональные инструменты управления потенциалом и эффективности их применения……………………………………………………....144

Заключение………………………………………………………………….170

Список литературы………………………………………………………...173

Приложение 1. пример расчета ………………………………………......179


Приложение 7

Образец оформления списка сокращений.

Список сокращений

АН РФ Академия наук РФ
АРМ Автоматизированное рабочее место
АУП Административно-управленческий персонал
Вестн.МГУ Журнал “ Вестник Московского университета” Серия “ Право”
ВВП валовый внутренний продукт
ВНИИДАД Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела
ГД РФ Государственная Дума РФ
ГК РФ Гражданский кодекс РФ
ГСДОУ Государственная система документационного обеспечения управления
Д. Дело
ЕАСТ Европейская ассоциация европейской торговли
ЕОК Европейская организация по качеству
ЕС Европейский союз
ЕСОМАР Европейское общество общественного мнения и маркетинговых исследований
ЕСО Международная организация по стандартизации
ИПС информационно-поисковая система
Л. Лист
М.,СПб сокращения от “ Москва”, “Санкт- Петербург”
МБТ Московское бюро труда
МИС маркетинговая информационная система
Минюст Министерство юстиции РФ
МОТ Международная организация труда
МТП Международная торговая палата
МУП муниципальное унитарное предприятие
НДС налог на добавленную стоимость
НИОКР научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ООН Организация Объединенных Наций
Оп. Опись
ОРД организационно-распорядительная документация
ППП пакет прикладных программ
ПСЗ полное собрание законов
РАГС Российская академия государственной службы
С. страница ( не “ стр.”)
СМИ средства массовой информации
СПП Собрание постановлений правительства
ТК РФ Трудовой кодекс РФ
ТНВЭД товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
ТНК транснациональная корпорация
УСД унифицированная система документации
Ф. Фонд
Факс.изд. факсимильное издание

 


Приложение 8

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Оформление текста.Оформление — одна из важнейших стадий ра­боты над диссертацией. Придание соответствующей формы тексту диссертации имеет принципиальное значение, поскольку диссерта­ция — это формальное квалификационное сочинение и ее оформле­ние должно соответствовать общепринятым требованиям. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом», на то время, когда текст в своей основе уже будет написан. Об офор­млении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь диссертация состоит не только из текстовой части, но включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграм­мы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны быть представлены в диссертации в соответствии с требованиями, предъ­являемыми к работам, направляемым в печать.

Текстовой материал диссертации обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.

Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны; на­пример: десять автомобилей (не: 10 автомобилей). Если при числи­тельном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами; на­пример: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц меры, длины, массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных ве­личин и отношений сокращенное обозначение единицы величины ста­вится только после последнего числа.

Количественные числительные согласуются с именами существи­тельными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей; например: до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д. В формах именительного и вини­тельного падежей количественные числительные управляют сущест­вительными; например: имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).

При количественных числительных, записанных арабскими циф­рами, падежные окончания не пишутся, если числительные сопро-

вождаются существительными; например: не 15-ти рублей, а 15 рублей.

Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двад­цать пятый, двестипятидесятый. Порядковые числительные, обозна­ченные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся; например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным; например: 3-й раунд.

При перечислении нескольких порядковых числительных падеж­ное окончание ставится только один раз; например: капитаны 1 и 2-го рангов.

Записанные римскими цифрами порядковые числительные па­дежных окончаний не имеют; например: IV курс, XX век (не: ХХ-й век).

В диссертациях часто используются сокращения. При этом при­меняются три основных способа: 1) сохраняется только первая (на­чальная) буква слова (город — г.); 2) сохраняется часть слова, от­брасываются окончание и суффикс (медицинский — мед.); 3) про­пускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставит­ся дефис (университет — ун-т). При этом сокращение должно окан­чиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на мягкий и твердый знак.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные со­кращения. После перечисления пишут: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если ци­тата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть пред­ложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата на­чинается с большой буквы и заканчивается многоточием; напри­мер: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «...следую­щими общим мировым законам, как и все другие естественные яв­ления».

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она орга­нически входит в состав предложения, независимо от того, как

 

она начиналась в источнике; например: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить мно­гие социологические положения».

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка №, например: рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений; например: «из рисунка видно, что...», «данные таблицы показы­вают, что...» и т.д. .

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки и используют сокращение «см.»; например: (см. приложение 5).

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа араб­скими цифрами без скобки и размещают выше текста строки. От ос­новного текста сноска отделяется сплошной короткой чертой. Нуме­рация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой.

Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется офор­млять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых; например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно».

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими зна­ками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; например: Капиталистический строй характеризуется: -

а) наличием буржуа и пролетариев;

б) ломкой старых социальных связей;

в) усиленной национальной интеграцией.

Все элементы перечисления в целом должны грамматически под­чиняться вводному предложению, которое предшествует перечис­лению; например: согласно 3. Фрейду, личность характеризуется следующими элементами:

1) эго, или Я;

2) подсознанием, или «оно»;

3) суперэго, или «сверх-Я».

Оформление таблиц, формул и иллюстративного материала.

Цифровые данные, если они играют существенную роль в работе, представляют в виде таблиц.

Таблица — это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами. Нужно избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф; не сле­дует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Основные заголовки (как правило, в единственном числе имени­тельном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчи­ненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть мак­симально точными и простыми.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указателем порядкового номера таблицы; н а -пример: «Таблица 6» без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте диссертации только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «таблица» не пишут. Тематический заголовок таблицы располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. 6»; заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дуб­лируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Все цифровые данные должны быть логически однородными и со­поставимыми, основу их группировки должны составлять существен­ные признаки.

При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник.

Если в своем изложении вы можете обойтись без таблиц, то лучше так и сделать. Ненужные таблицы свидетельствуют о неумении об­ращаться с количественным материалом. Помещать в диссертацию таблицы стоит только в том случае, если их содержание трудно или невозможно передать в обычном тексте или приводимые вами данные нуждаются в наглядном сопоставлении.

Использование формул в работе также подчиняется определен­ным правилам. Формулы, особенно важные, длинные, изобилующие математическими знаками, лучше помещать на отдельных строках.

Небольшие и не имеющие принципиального значения формулы можно размещать по тексту. Те формулы, на которые придется ссы­латься в дальнейшем, следует пронумеровать, а те, на которые ссылок не будет, нумеровать не нужно, чтобы не загромождать текста.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Если номер не умещается в одной строке с формулой, то его располагают в следующей строке ниже формулы. При переносе формулы ее номер ставится на уровне последней строки. Если осо­бенно важная формула заключена в рамку, то ее номер находится в правом краю против основной строки формулы. Номер формулы-дроби располагают на середине основной горизонтальной черты фор­мулы.

Производные от приведенной ранее основной формулы целесооб­разно нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой рус­ского алфавита, которая пишется слитно с цифрой; например: (9а), (13в).

Сквозную нумерацию формул применяют в небольших работах, где нумеруется ограниченное количество наиболее важных формул, а также и в более объемных работах, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылок на фор­мулы из других глав.

Что касается знаков препинания при формулах, то формулы, бу­дучи полноправным элементом предложения, не изменяют пунктуа­ции. В тех случаях, когда по правилам пунктуации в тексте перед формулой должно стоять двоеточие, а после формулы — запятая или точка, эти знаки обязательно ставят. Следующие друг за другом фор­мулы разделяются между собой запятой или точкой с запятой.

Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу диссертации. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики и т.п.) следует давать только там, где это действительно необходимо; они должны строго соответствовать тексту. Обязательна сквозная нуме­рация иллюстративного материала. На иллюстрации делаются ссыл­ки в тексте; например: см. рис. 10. Кроме номера, иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая включает в себя: тема­тический заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабской циф­рой, экспликацию (объяснение), если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначают цифрами и соответствующие по­яснения выносятся в подпись; например: / — выбор проблемы исследования; 2 — обзор литературы.

Существует несколько разновидностей иллюстративного материа­ла, используемого в диссертациях: чертеж, схема, рисунок, фотогра­фия, диаграмма, график.

Схема — это упрощенное изображение без определенного мас­штаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или технического процесса. На схемах используют стандартные обозна­чения. Назначение схемы — способствовать ясности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позво­ляющей отчетливо увидеть все детали и их связь.

Рисунки в диссертации обычно используются с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей. Наиболее удобна для этого аксонометри­ческая проекция.

К фотографии прибегают, если необходимы особая докумен­тальность и наглядность изображения. Нередко фотография выпол­няет функции не только иллюстрации, но и научного документа, под­тверждающего правоту автора и подлинность его экспериментов. В диссертации допустимо использование как ранее опубликованных фо­тографий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фо­тографиям предъявляются требования достаточной четкости и функ­циональности содержания, т.е. фотография должна отвечать замыслу работы и специфике положения, которое она должна проиллюстри­ровать. Например, если нужно показать размер какого-либо гео­графического или архитектурного объекта, желательно, чтобы на снимке рядом с этим объектом был помещен человек, который будет служить своего рода масштабом изображения, но черты лица чело­века не должны четко просматриваться, чтобы на них не фокусиро­валось внимание читателя.

Диаграммы и графики используются в тех случаях, когда нужно показать графически зависимость друг от друга каких-либо величин. Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные. Линейную диаграмму строят на поле координат, где на оси абсцисс откладывают время (или другие независимые показатели), а на оси ординат — показатели на определенный момент времени; вершины ординат соединяют прямыми, образуя единую ломаную линию. Стол­биковые диаграммы демонстрируют данные в виде столбцов, высота которых пропорциональна изображаемым величинам. Секторная диа­грамма представляет собой круг, который делится на секторы, про­порциональные изображаемым данным

Графики используют тогда, когда необходимо наглядно продемон­стрировать взаимозависимость математических величин, а также ре­зультаты обработки статистических и других количественных показа­телей. Над графиком помещают его заголовок. В подрисуночной под­писи следует дать масштаб графика, пояснения условных знаков и необходимые уточнения.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчивают сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжают координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат; вместо сетки по осям наносить мас­штаб можно короткими рисками.

Обычно числовые деления на осях координат начинают не с нуля, а ограничивают теми значениями, в пределах которых рассматрива­ется данная функциональная зависимость. По осям координат следует указать условные обозначения (только принятые в тексте). Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они краткие. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в экспликации. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси: снизу вверх по оси ординат, слева направо — по оси абсцисс. Так же по­ступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями.

Оформление библиографического аппарата.Библиографичес­кий аппарат — весьма значимая часть диссертации. Во-первых, это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать диссертацию; во-вторых, он позволяет судить о научной куль­туре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его по­зиции по отношению к авторам используемых источников.

Библиографический аппарат диссертации оформляется в соответ­ствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографи­ческого описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Приведем образцы оформления библиографического списка как приложения к диссертации.

Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов

1. Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарики. 2000. — 320 с.

2. Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. — М.: Мысль, 1979. — 237 с.

История социологии в Западной Европе и США: Учебник /Отв. ред. Г.В. Осипов.— М.: Норма — Инфра, 1999. — 576 с.

4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 461 с.

Ссылки на статьи из журналов и газет

1. Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. — 1990.
№ 8. — С. 32-45.

2.Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы филосо­фии. — 1990. № 7. — С. 25-31.

3.Райцын Н. В окопах торговых войн // Деловой мир. — 1993. — 7 окт.

Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря

1. Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. — 3-е изд. М„ 1974. — Т. 16. — С. 393-395.

2. Диссертация // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. — С. 396.

Ссылки на материалы конференций, съездов

Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья Всесоюз. науч. конф. — М.: МИСИ, 1988. — 156 с.

Ссылки на сборники

Сборник одного автора:

Философские проблемы со

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...