Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 4. Философия науки и современность.Тема 4.1 Современные концепции философии науки.
Проблема антропологии философского знания. Проблема «человекоразмерности» и « человекомерности» современной науки. Социально-экологическое мировоззрение и его влияние на научное познание. Проблема уникальности объекта научного познания в философии науки. Проблема сохранения человеческой жизни и развитие научного знания. Философско-мировоззренческие основания «ограничений и запретов» на проведение научных исследований. Проблема междисциплинарности современных научных исследований. Наука и глобальные проблемы современности. Специфика исследования комплексных и глобальных проблем в условии взаимосвязи между естественными, техническими, социальными и гуманитарными науками. Интегративная функция философских методов и средств исследования. Философия и связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Этос науки в современных условиях. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в социокультурном пространстве.
Раздел 5. Философия техники. Тема 5.1. Философия и методология науки и техники
Ценности, нормы и идеалы современной науки. Методологическое единство и многообразие современной науки. Классификация наук. Специфика естественно-научного познания. Особенности социально-гуманитарного знания. Наука и мировоззренческие универсалии культуры. Этос науки по Р.Мертону: универсализм, коллективизм, беспристрастность, организованный скептицизм. Реальное поведение и социальные роли ученых. Научное и техническое знание. Сциентификация техники и технизация науки. Античные techne-истоки современного понятия "техника". Социальная природа технических объектов. Интеграционный характер технических наук. Проблема единства естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Компьютеризация современной науки. Гносеологические, социальные и этические проблемы компьютеризации. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия. Техника как среда обитания человека. Техника как артефактное инобытие телесности человеке. Критика концепции технической гипертрофии тела в ущерб душе (духу). Противоречия современной технотронной эры. Тупики неуправляемого технологического развития. Технологический детерминизм, технократизм и их альтернативы. Критика инструментального разума. Проекты гуманизации научно-технического прогресса. Моральный облик, профессиональный долг и интеллектуальная ответственность ученого.
Тема 5.2 Философские и методологические проблемы технических наук. Роль техники и технологий в жизни общества. Основные исторические этапы развития техники. Роль техники в становлении классического математизированного и эксперементального естествознания.
4.2 Содержание дисциплины Раздел 1 Предмет философии науки и техники Тема 1. Основные подходы к определению предмета философии науки и техники. Раздел 2. Общая история философии науки. Тема 2. 1 Возникновение науки и основные этапы её развития.
Раздел 3. Основные проблемы и концепции философии науки
Тема 3.1 Субъект научного познания, его структура. Тема 3.2 Объект научного познания, его современная трактовка. Тема 3.3 Структура научного знания и его элементы. Тема 3.4 Методология научного исследования
Раздел 4. Философия науки и современность. Тема 4.1 Современные концепции философии науки. Раздел 5. Философия техники. Тема 5.1 Философия и методология науки и техники. Тема 5.2 Философские и методологические проблемы технических наук. 4.3 Распределение часов дисциплины по темам и видам учебных занятий Таблица 2
Образовательные технологии Разделы программы осваиваются в форме, предполагающей проведение лекционных занятий, организацию практической работы под руководством преподавателя на занятиях с привлечением мультимедийных средств и кейсов. Оценочные средства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |