Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 7. Теоретический уровень научного познания.

 

1.Общая характеристика теоретического уровня познания.

2.Методы теоретического ровня познания: абстрагирование, идеализация, формализация.

3.Моделирование как метод теоретического и эмпирического уровней научного познания.

4.Вероятностно-статистические методы.

5.Роль интуиции в научном познании.

 

Литература.

1.Бунге М. Интуиция и наука. – М., 1967.

2.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – С.414 – 445.

3.Концепции современного естествознания. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. С.11 – 56.

4.Кахоновский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фахти Т.Б. Философия для аспирантов. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – С.250 – 269.

5.Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. Учебник для вузов. – М.: «ПЕРСЭ», 2002. – С.10 – 15.

6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1995. – С.204 – 262.

7.Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1972.

 

Темы рефератов.

1.Аналогия и моделирование.

2.Роль физического моделирования в технике.

3.Искусственные языки и их роль в науке.

4.Идеальные объекты в физике.

 

Контрольные вопросы.

1.Какова роль абстрагирования в мышлении?

2.Как связана идеализация с абстрагированием?

3.Когда возникает формализация в научном познании?

4.Какие известны виды моделирования?

5.Какова роль математизации в научном познании?

 

Семинар 8. Всеобщие и общелогические методы научного познания.

 

1.Диалектика и метафизика как философские методы.

2.Анализ и синтез, виды анализа.

3.Индукция. История формирования метода. Виды индукции.

4.Дедукция. История формирования метода. Гипотетико-дедуктивный метод.

5.Частные методы социогуманитарного знания.

 

Литература.

1.Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.2. – М.: «Мысль», 1978. – С.120 – 123, 247 – 249, 257 – 261, 506 – 513.

2.Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения в 2-х томах. – Т.1. – М., 1977.

3.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. –С.414 – 445.

4.Декарт Р. Рассуждение о методе // Избранные произведения. – М., 1950. – С.257 – 317.

5.Концепции современного естествознания. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. – С.45 – 50.

6.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. –С.310 – 319, 338 – 352.

7.Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1972.

 

Темы рефератов.

1.Метод индукции, предложенный Ф. Бэконом.

2.Положения научного метода Р. Декарта.

3.Анализ и синтез как приемы мышления.

4.Единство эмпирического и теоретического в научном познании.

 

Контрольные вопросы.

1.Что такое полная индукция?

2.Почему свою главную работу Бэкон назвал «Новый Органон»?

3.С кем сравнивал свой подход к познанию Бэкон?

4.Почему Бэкон отказался от дедукции как метода?

5.Чем объясняется выбор метода дедукции Декартом?

6.Продемонстрируйте приемы анализа и синтеза в своей научной деятельности.

 

Семинар 9. Формы научного познания.

 

1.Научный факт как эмпирический базис науки.

2.Научная проблема и идея как исходные формы теоретического уровня научного познания.

3.Гипотеза, виды гипотез, пути формирования.

4.Теория, ее сущность, структура и функции.

 

Литература.

1.Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. – М., 1973.

2.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фахти Т.Б. Философия для аспирантов. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – С.243 – 299.

3.Ракитов А.И. Историческое познание. – М., 1982.

4.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. – С.227 – 262.

5.Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1972.

 

Темы рефератов.

1.Структура теоретического исследования.

2.Проблема научного факта в историографии.

3.Логика построения развитых теорий в классической физике.

4.Истоки научной проблемы в современном естествознании.

 

Контрольные вопросы.

1.В чем состоит онтологическая трактовка факта?

2.В чем состоит гносеологическая трактовка факта?

3.Какая трактовка факта принята в настоящее время в науке?

4.Почему гипотеза вероятностное суждение?

5.Есть ли качественное своеобразие теории в зависимости от объекта научного исследования?

6.Можно ли говорить о существовании теории в гуманитарном знании?

7.Каковы обязательные признаки научной теории?

 

 

Семинар 10. Позитивизм и наука 19 века.

 

1.Причины формирования сциентистского направления в философии.

2.Взгляды первых позитивистов (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер) на отношение философии и науки. Классификация наук О. Конта.

3.Субъектино-идеалистическая методология Э. Маха и Р. Авенариуса.

4.Конвенционализм и методологические основания науки А. Пуанкаре.

 

 

Литература.

1.Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1969.

2.Буржуазная философия кануна и начала империализма: Учебное пособие под ред. А.С. Богомолова, Ю.И. Мельвиля, И.С. Нарского. – М.: «Высшая школа», 1977.

3.Пахарь Л.И. Пособие по курсу истории философии. Основные направления европейской и американской философии ХIХ века. – Орел, 1994.

4.Позитивизм и наука. М., 1976.

5.Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

 

Темы рефератов.

1.Решение проблемы классификации наук Огюстом Контом.

2.Логика Милля.

3.Метафизический эволюционизм Г. Спенсера.

4.Обоснование социологии О. Контом.

5.Пуанкаре о кризисе в физике.

6.Проблема существования объективной реальности и махизм.

 

Контрольные вопросы.

1.Каково отношение позитивизма к натурфилософским системам?

2.В чем заключается смысл позитивистского лозунга «Наука – сама себе философия»?

3.Удалось ли Конту создать научную социологию?

4.Какова роль фактов в методологии первого позитивизма?

5.В чем ограниченность законов эволюции Спенсера?

6.В чем состоит проявление натурализма во взглядах на общества в концепции Спенсера?

7.В чем преемственность «первого» и «второго» позитивизма?

8.Какое содержание вкладывали в понятие «опыт» эмпириокритики?

 

Семинар 11. Неопозитивизм.

 

1.Задачи логического позитивизма. Б. Рассел о научном познании.

2.Принцип верификации.

3.Философские проблемы логической семантики и неопозитивизм.

4.Лингвистический позитивизм, основные представители, проблемы.

5.Кризис неопозитивизма.

 

Литература.

1.Аналитическая философия. Тексты. – М., 1993.

2.Богомолов А.С. Буржуазная философия США ХХ века. – М.: «Мысль», 1974. – Гл.7.

3.Витгенштейн Л. Философские работы. – М., 1994.

4.Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. – М., 1985.

5.Западноевропейская и американская философия ХХ века. Учебное пособие для вузов. – Орел, 1995.

6.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1994. – С.334 –426.

7.Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. – М., 1983.

8.Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. – М., 1996.

 

Темы рефератов.

1.Венский кружок и его деятельность.

2.Логический атомизм Б. Рассела.

3.Философские проблемы семантики.

4.Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна.

 

Контрольные вопросы.

1.Проверяем ли принцип верификации?

2.Почему язык науки становится сферой интересов неопозитивистов?

3.Какое влияние оказывает состояние науки начала ХХ века на формирование неопозитивизма?

4.Какая философская система может претендовать на роль методологической основы современной науки?

5.Какая разница между логическим и лингвистическим позитивизмом?

6.В чем выразился кризис неопозитивизма?

 

Семинар 12. Постпозитивизм.

 

1.Формирование философии науки как философской дисциплины.

2.Критический рационализм К. Поппера.

3.Концепция личностного, неявного знания М. Полани.

4.Эволюционная эпистемология С. Тулмина.

 

Литература.

1.Западноевропейская и американская философия ХХ века. Учебное пособие для вузов. – Орел, 1995.

2.Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. – М., 1983.

3.Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. Критический анализ некоторых современных буржуазных концепций науки. – М., 1981.

4.Полани М. Личностное знание. – М., 1985.

5.Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

6.Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

7.Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. – М., 1996.

8.Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

 

Темы рефератов.

1.Методология научного поиска в концепции М. Полани.

2.Эпистемология и ее проблемы.

3.Диалектико-материалистическая методология науки.

4.Иррационализм и методология современной науки.

 

Контрольные вопросы.

1.Является ли принцип фальсификации более философски значимым для науки, чем принцип верификации?

2.Чем объясняется интерес к иррационализму в современной методологии науки?

3.Что такое критицизм К. Поппера?

4.Какие соотношения мышления и речи отмечает М. Полани?

5.Как решает проблему истины Тулмин?

6.Каков характер преемственности в науке?

 

Семинар 13. Постпозитивизм (продолжение).

 

1.Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

2.Концепция философии науки Т. Куна.

3.Плюралистическая эпистемология П. Фейерабенда.

4.Концепция тематического анализа науки Д. Холтона.

 

Литература.

1.Западноевропейская и американская философия ХХ века. Учебное пособие для вузов. – Орел, 1995.

2.Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

3.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995, № 4.

4.Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. – М., 1983.

5.Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. Критический анализ некоторых современных буржуазных концепций науки. – М., 1981.

6.Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

7.Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. – М., 1996.

8.Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

9.Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М., 1981.

10.Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии – 1992, № 2.

 

Темы рефератов.

1.Роль парадигмы в науке.

2.Методология научного поиска в концепции Лакатоса.

3. «Нормальная наука» и научная революция в концепции Т. Куна.

4.От плюрализма теорий к плюрализму традиций.

 

Контрольные вопросы.

1.Что называется парадигмой?

2.Кто впервые ввел это понятие?

3.В чем проявление сильных и слабых сторон концепции Т. Куна?

4.Что является жестким ядром программы Лакатоса?

5.Каковы функции позитивной и негативной эвристики в концепции Лакатоса?

6.В чем суть идеи «теоретического реализма» Фейерабенда?

7.В чем проявление антисциентистской направленности взглядов Фейерабенда?

8.В чем состоит историцизм концепции Холтона?

 

Семинар 14. Методологическая программа структурализма.

 

1.Открытие Ф. Де Соссюром структурной лингвистики.

2.Формирование структурализма как метода социогуманитарного знания в трудах К. Леви-Строса.

3.Концепция языка и науки М. Фуко.

4.Постструктурализм.

 

Литература.

1.Буржуазная философия ХХ века. – М., 1974. – С.136 – 161.

2.Грецкий М.Н. Французский структурализм. – М., 1971.

3.Западноевропейская и американская философия ХХ века. Учебное пособие для вузов. – Орел, 1995.

4.Ильин И.А. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

5.Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии. – 1970, № 7.

6.Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. – М., 1983.

7.Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.

8.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М., 1977.

 

Темы рефератов.

1.Структурно-функциональный анализ в современной науке.

2.Трактовка знака и значения в концепции Фуко.

3.Проблема языка и мышления в философии Леви-Стросса.

4.Проблемы поструктурализма и его представители.

 

Контрольные вопросы.

1.Почему язык становится главной сферой философского интереса современности?

2.В чем состоит новаторство структурализма?

3.В чем проявляются гуманистические тенденции структурализма Леви-Стросса?

4.К какому философскому направлению можно отнести структурализм?

5.Чем объясняется возникновение постструктурализма?

6.Каково отношение языковых структур к внешнему миру?

 

Семинар 15. Методологическая программа герменевтики.

 

1.Предыстория философской герменевтики.

2.Основные принципы общей герменевтики Ф. Шлейермахера.

3.Возникновение философской герменевтики: от Дильтея к Гадамеру.

4.Герменевтика как методология и техника понимания в социально-гуманитарном знании.

 

Литература.

1.Буржуазная философия ХХ века. – М., 1974.

2.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

3.Герменевтика: история и современность. – М., 1985.

4.Западноевропейская и американская философия ХХ века. Учебное пособие для вузов. – Орел, 1995.

5.Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991.

6.Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. – М., 1983.

 

Темы рефератов.

1.Проблема «понимания» в исторической науке.

2.Герменевтические аспекты философии М. Хайдеггера.

3.Проблема истины в философской герменевтике.

4.Язык как средство герменевтического опыта.

 

Контрольные вопросы.

1.В чем состоит новаторство философской герменевтики?

2.Объяснение или понимание: в чем проблема?

3.Что такое «герменевтический круг»?

4.Как герменевтика трактует категорию бытия?

5.Какие частные герменевтики Вам известны?

6.В чем состоит принцип диалогичности гуманитарного познания?

 

Семинар 16. Возникновение и развитие античной науки.

 

1.Причины формирования науки в античный период и основные этапы ее развития.

2.Ионийский этап развития греческой натурфилософии.

3.Афинский этап развития греческой науки.

4.Достижения греческой науки в эпоху эллинизма.

5.Развитие науки в Древнем Риме.

 

Литература.

1.Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

2.Бернал Дж. Наука в истории общества. Пер. с англ. – М., 1956.

3.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – С.194 - 204.

4.Концепции современного естествознания. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. С.58 - 74.

5.Кахоновский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фахти Т.Б. Философия для аспирантов. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – С.96-113.

6.Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. Учебник для вузов. – М.: «ПЕРСЭ», 2002. – С.37 – 66.

7.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

8.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 2001.

 

Темы рефератов.

1.Исследование феномена науки и ее соотношения с философией в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля.

2.Аристотель о классификации науки.

3.Идея атомизма в античности и современные представления.

4.Технические достижения античности.

 

Контрольные вопросы

1.Почему наука не возникла в Древнем Египте или Вавилоне?

2.В чем заслуга древних греков в формировании науки?

3.Чем вызвано использование понятия натурфилософия?

4.Чем отличается афинский период в развитии науки от ионийского этапа?

5.Какие технические достижения были у Архимеда?

6.Какие научные труды античных ученых Вы знаете?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...