Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модификация психодинамического подхода

Модификация психодинамического подхода

СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БОГДАН Е.Г.

ЛЕКЦИЯ 2. Модификация психодинамического подхода

1. Социализация содержания побуждений личности, преодоление униполярности в представлениях о мотивации, решение проблемы происхождения мотивов личности в концепциях К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Г. Салливена, Э. Эриксона.

2. Проблема сущности и функций эго в структуре личности в концепциях Х.Гартманна, А. Фрейд.

3. Проблема отношений личности и общества в неофрейдизме.

4. Зарождение гуманистических идей в концепции Э. Фромма. Проблема автономии личности (самостоятельно).

5. Эмпирические исследования динамики мотивации в школе К. Левина (самостоятельно).

6. Области применения аналитической психологии в деятельности специалиста по социальной работе.

 

Биография К. Юнга (1875 - 1961)

Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария - 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) -, основоположник одного из направлений глубинной психологии, -аналитической психологии.

Родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Закончил медицинский факультет университета в Базеле.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО К. ЮНГУ:


 

 

• Эго как центр сознания

• Сознание

• Личное бессознательное

• Коллективное бессознательное

Афоризмы К. Юнга:

  • «Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в собственную душу»
  • «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента»

Биография Альфреда Адлера (1870 – 1937)
Австрийский психолог, психиатр.

Родился в многодетной еврейской семье торговца 7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти.: в 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. В 1935 г. с семьей переехал в США.

Умер 28 мая 1937 во время одного из лекционных турне. Оставил после себя около 300 книг и статей.

Биография Э. Эриксона (1902–1994) американский психолог

Эриксон Эрик Хомбергер - сын отца-датчанина и матери-еврейки родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902, вырос в Карлсруэ. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими статьями Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

 

Идентичность поЭ. Эриксону:

ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

(ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ)- это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (СОЦИАЛЬНАЯ)- чувство принадлежности к данной социальной группе.

Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизнено и согласованно.

 

АСПЕКТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ИХ СУЩНОСТЬ
1. Индивидуальность сознательное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.
Тождественность и целостность ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
Единство и синтез ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.
Социальная солидарность ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком других людей и что она соответствует их ожиданиям и восприятию.

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ – это жизнь в соответствии с какими-то качествами, а не просто их перечисление.

Четыре статуса эго-идентичности, описанные Д. Марсиа:

Канадский ученый Джеймс Марсиа в 1996 г. описал 4 варианта решения проблемы идентичности, которые определяются с учетом двух факторов:

  • прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый «кризисом идентичности»,
  • связал ли себя обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей, будущей профессиональной деятельности и идеологии (религия и политика).
  Пережит ли кризис
Да Нет
Принято ли решение Да 4. Достижение идентичности 2. Предрешенность
Нет 3. Мораторий 1. Диффузия идентичности

Биография Анны Фрейд (1895 – 1982)

 

Родилась 3 декабря 1895 г. Из шести детей З. Фрейда самая младшая. Отец питал особые чувства к своей младшей дочери. Она станет его близкой спутницей на всю жизнь (так и не выйдя замуж), личной помощницей и секретарем. Под его влиянием Анна, которой не исполнилось еще и двадцати лет, представила свои работы в Венское психоаналитическое общество (ее первый научный труд касался подавления фантазий и грез), она также подверглась анализу на кушетке Зигмунда и начала практиковать психотерапию.
9 октября 1982, Лондон) - британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

З. Фрейд хотел, чтобы родился мальчик, и уже решил назвать его Вильгельмом в честь своего друга Вильгельма Флисса, предложившего теорию бисексуальной природы человека, которую позднее использовал З. Фрейд. Приват-доцент З. Фрейд уже готов был послать своему другу дорогую по тем временам телеграмму, но, когда родилась девочка, ограничился сообщением в одном из своих многочисленных писем.

 

Детерминация развития по А. Фрейд:

 

• Развитие ребенка определяется многими факторами, в частности его индивидуальными особенностями, среди которых особое место занимают способность справляться с неудовольствием и тревогой и способность к сублимации.

• Детское развитие – процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

• Показателем развития считается не хронологический возраст, а прохождение ступеней от незрелости к зрелости.

• Обязательным условием социализации является переход от принципа удовольствия к принципу реальности с соответствующей интенсификацией функций эго - памяти, логического мышления, проверки реальности, регуляции моторики и защитных механизмов - подражания, идентификации и интроекции.

 

Типичная линия развития - путь ребенка от инфантильной зависимости к взрослой любви:

на 1 стадии существует биологическое единство матери и ребенка;

на 2 - существует любовь, обусловленная необходимостью в опоре;

на третьей - либидо смещается с состояния удовлетворения влечений на человека как объекта, редуцирующего напряжение, благодаря чему появляется константность объекта;

на четвертой - объектные отношения становятся амбивалентной привязанностью, содержащей и либидо, и агрессию;

 

Стадии развития по А. Фрейд:

на пятой (фаллической) - либидо и агрессия разделяются и направляются соответственно на мать и отца;

на 6 (латентной) - энергия переносится на людей из внесемейного окружения;

на 7 (предпубертате) - происходит оживление инфантильных эдиповых отношений;

на 8 (пубертате) - эти отношения сменяются гетеросексуальными объектами любви за пределами семьи.

 

Роли психологический защиты в функционировании психического аппарата:

Относительно детского анализа А. Фрейд вводит понятие "защита от аффектов", когда Я отвергает не только требования влечений, но и сопутствующие аффекты, такие, как любовь, тоска ревность, ненависть, гнев или ярость. В чем бы ни проявлялись эти трансформированные аффекты, данный процесс следует приписывать деятельности Я.

 

В детском психоанализе по мнению А. Фрейд:

 

• Можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос

• Нужно учитывать своеобразие техники анализа детей

 

Проблема отношений личности и общества по К. Юнгу:

Личность - не некая оторванная от общества и человечества в целом инстанция, а часть единого целого.

• В значении личности как индивидуальной психики таким целым является коллективное бессознательное, соединяющее каждого индивида со всем человечеством.

• В значении личности как социальной задачи объединяющим фактором является общество: настоящая личность обязана осознавать свою ответственность за все, что происходит в современном ей мире и обязана делать все возможное для того, чтобы способствовать улучшению жизни общества.

 

Проблема отношений личности и общества по А. Адлеру

 

• Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды.

• Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами».

• Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы - объективно или субъективно.

 

 

Проблема отношений личности и общества по К. Хорни:

Бессознательное чувство тревоги– базальной тревоги связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире».

 

Проблема отношений личности и общества по Э. Эриксону- эпигенетический принцип созревания.

Схема человеческого развития имеет два исходных допущения:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития».

 

 

Модификация психодинамического подхода

СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БОГДАН Е.Г.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...