Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восемь стадий развития и связанные с ними силы
Биография Г. Салливена (1892 – 1949) американский психолог, психиатр, основатель интерперсонального направления в психоанализе.
Гарри Стек Салливан (21 февраля 1892, Норидж, штат Нью-Йорк, США - 14 января 1949, Париж, Франция).Защитив докторскую диссертацию в 1917 г, начал карьеру как военный медик в первой мировой войне.С 1923 года профессор в Мэрилендском университете, в 30-40-х годах читает лекции по психиатрии и психологии в различных психоаналитических институтах. В 1948 году он начинает издание двух журналов: «Журнала биологии и патологии» и «Журнала для изучения интерперсональных процессов».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО Г. САЛЛИВЕНУ: • «Личность– это своеобразная «иллюзия», гипотетическая сущность, её нельзя изучать и наблюдать отдельно от межличностных отношений». • Личность образуется не внутрипсихическими отношениями, а отношениями межличностного плана. • Все без исключения психические процессы по своему характеру - межличностные. Даже сновидения межличностны, они указывают на отношения сновидца к другим людям. Отсюда предметом анализа является не сама личность, а существующие ситуации межличностных отношений.
Потребности и динамизмы в интерперсональной теории: Потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления - динамизмы, являющиеся не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. Главные, ведущие для всех людей потребности бессознательного характера: потребность в нежности и потребность в избегании тревоги.
Проблема сущности и функций эго в структуре личности в концепциях Х. Гартманна, А. Фрейд. Хайнц Гартманн (1894-1970) - выдающийся психоаналитик второго поколения, посвятивший свои труды психологии Я и адаптации. В психоаналитических исследованиях, в работах Фрейда, Я рассматривалась как инстанция, вовлеченная в интрапсихологический конфликт. Остальные функции Я, не связанные с конфликтом, не изучались. Именно Гартманн первым попытался прояснить некоторые из неисследованных областей психоаналитической теории. В отличие от бытующего в психологии мнения, что Я это личность, человек как целое, Гартманн предлагает различать : Я как целое:
Я как отдельная инстанция этого целого: нельзя приравнивать к личности или к индивиду, это не субъект, противопоставляемый объекту, не сознание и не чувство Самости. Это частная область личности, которая определяется ее функциями.
Функции Я, выделенные Х. Гартманом:
• организация и контроль восприятия и движения; • защита от чрезмерных внешних и внутренних раздражителей; • проверка реальности; • сигнализация об опасности; • антиципация; • координирующая и интегрирующая тенденции, реализующиеся через синтетическую функцию. • Способы адаптации по Х. Гартману:
• Аутопластические - изменения самого индивида; • Аллопластические - переструктурирование окружения; • Создание новой и более благоприятной среды для индивида.
Биография Анны Фрейд (1895 – 1982)
Родилась 3 декабря 1895 г. Из шести детей З. Фрейда самая младшая. Отец питал особые чувства к своей младшей дочери. Она станет его близкой спутницей на всю жизнь (так и не выйдя замуж), личной помощницей и секретарем. Под его влиянием Анна, которой не исполнилось еще и двадцати лет, представила свои работы в Венское психоаналитическое общество (ее первый научный труд касался подавления фантазий и грез), она также подверглась анализу на кушетке Зигмунда и начала практиковать психотерапию. З. Фрейд хотел, чтобы родился мальчик, и уже решил назвать его Вильгельмом в честь своего друга Вильгельма Флисса, предложившего теорию бисексуальной природы человека, которую позднее использовал З. Фрейд. Приват-доцент З. Фрейд уже готов был послать своему другу дорогую по тем временам телеграмму, но, когда родилась девочка, ограничился сообщением в одном из своих многочисленных писем.
Детерминация развития по А. Фрейд:
• Развитие ребенка определяется многими факторами, в частности его индивидуальными особенностями, среди которых особое место занимают способность справляться с неудовольствием и тревогой и способность к сублимации. • Детское развитие – процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. • Показателем развития считается не хронологический возраст, а прохождение ступеней от незрелости к зрелости. • Обязательным условием социализации является переход от принципа удовольствия к принципу реальности с соответствующей интенсификацией функций эго - памяти, логического мышления, проверки реальности, регуляции моторики и защитных механизмов - подражания, идентификации и интроекции.
Типичная линия развития - путь ребенка от инфантильной зависимости к взрослой любви: на 1 стадии существует биологическое единство матери и ребенка; на 2 - существует любовь, обусловленная необходимостью в опоре; на третьей - либидо смещается с состояния удовлетворения влечений на человека как объекта, редуцирующего напряжение, благодаря чему появляется константность объекта; на четвертой - объектные отношения становятся амбивалентной привязанностью, содержащей и либидо, и агрессию;
Стадии развития по А. Фрейд: на пятой (фаллической) - либидо и агрессия разделяются и направляются соответственно на мать и отца; на 6 (латентной) - энергия переносится на людей из внесемейного окружения; на 7 (предпубертате) - происходит оживление инфантильных эдиповых отношений; на 8 (пубертате) - эти отношения сменяются гетеросексуальными объектами любви за пределами семьи.
Роли психологический защиты в функционировании психического аппарата: Относительно детского анализа А. Фрейд вводит понятие "защита от аффектов", когда Я отвергает не только требования влечений, но и сопутствующие аффекты, такие, как любовь, тоска ревность, ненависть, гнев или ярость. В чем бы ни проявлялись эти трансформированные аффекты, данный процесс следует приписывать деятельности Я.
В детском психоанализе по мнению А. Фрейд:
• Можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос • Нужно учитывать своеобразие техники анализа детей
Проблема отношений личности и общества по К. Юнгу: Личность - не некая оторванная от общества и человечества в целом инстанция, а часть единого целого. • В значении личности как индивидуальной психики таким целым является коллективное бессознательное, соединяющее каждого индивида со всем человечеством. • В значении личности как социальной задачи объединяющим фактором является общество: настоящая личность обязана осознавать свою ответственность за все, что происходит в современном ей мире и обязана делать все возможное для того, чтобы способствовать улучшению жизни общества.
Проблема отношений личности и общества по А. Адлеру
• Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. • Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами». • Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы - объективно или субъективно.
Проблема отношений личности и общества по К. Хорни: Бессознательное чувство тревоги– базальной тревоги связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире».
Проблема отношений личности и общества по Э. Эриксону- эпигенетический принцип созревания. Схема человеческого развития имеет два исходных допущения: 1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития».
12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |