Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знакомимся с тестом-рассуждением (стр.6-11)

Знакомимся с тестом-рассуждением (стр.6-11)

Урок 1 (1час)

Задачи урока:

Повторить цели и особенности построения таких типов текстов, как ОПИСАНИЕ и ПОВЕСТВОВАНИЕ. Ещё раз обратить внимание учеников на преобладание глаголов в тексте-повествовании и прилагательных – в тексте-описании.

Продолжать обнаруживать в отрывке из художественного текста элементы описания и повествования.

Познакомить школьников с такими понятиями, как «ЦИТАТА», «цитировать текст» и ввести эти понятия в практический обиход.

Подвести детей к выводу о том, что такое текст-РАССУЖДЕНИЕ в отличие от повествования и описания. На материале отрывка из рассказа Виктора Драгунского «Двадцать лет под кроватью».

Ход урока:

Прежде чем выяснить, что же такое рассуждение, школьникам предлагается вспомнить то, что они уже знают о повествовании и описании.

Затем учащиеся выполняют Упражнение 1.Они прочитают отрывок из рассказа Виктора Драгунского «Двадцать лет под кроватью». Дети должны будут вспомнить героев рассказов Драгунского Дениску и Мишку. Отвечая на вопросы, школьники будут подтверждать свои ответы строчками из текста. Теперь уже можно объяснить им, что такое цитата и, что они цитируют текст. Далее эти понятия используются в заданиях учебника: «подтверди свой ответ цитатой из текста»; «процитируй нужное место» и т. д.

В этом отрывке дети обнаружат повествование (в начале отрывка и в его предпоследнем абзаце) и описание (пятый абзац). Смысл этого задания, чтобы школьники ещё раз уже на примере конкретного текста повторили и практически показали особенности этих видов текста.

Затем школьники ответят на ряд вопросов, которые подведут их к выводу о том, что такое текст рассуждение. Выяснив, что РАССУЖДЕНИЕ – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос и, что в РАССУЖДЕНИИ всегда виден ход мыслей человека, учащиеся смогут доказать, что последний абзац отрывка представляет собой именно РАССУЖДЕНИЕ Дениски.

 

Учимся рассуждать (стр. 12-15)

Урок 2 (1-2 часа)

Задачи урока:

Продолжить формирование понятия о том, что такое РАССУЖДЕНИЕ.

Учить школьников рассуждать, доказательно объясняя своё мнение с опорой на свои наблюдения. На примере сравнительного анализа двух пар фотографий природных явлений: распускающейся почки (снятой в разные дни) и поляны одуванчиков (снятой в разное время суток).

Ход урока:

В ходе выполнения Упражнения 2 школьники рассмотрят две фотографии веточки с раскрывающейся почкой. Учащимся предлагается рассказать первоклассникам, что изображено на этих фотографиях: когда они сделаны, что произошло с почкой, как дальше будет развиваться лист. Объясняя первоклассникам это природное явление, школьники будут строить своё РАССУЖДЕНИЕ 1) на сравнении двух фотографий, 2) на дополнительной информации о том, когда они были сделаны и 3) на своих ежегодных наблюдениях за жизнью листа летом и осенью. В заключении они выяснят, что посмотрели на лист глазами учёного. Затем дети выполнят аналогичное задание: Упражнения 3, в котором они будут сравнивать две фотографии поляны одуванчиков.

Задача выступить перед первоклассниками и объяснить им свой взгляд на эти природные явления создаст дополнительную мотивацию и интерес к этим заданиям. Таким образом, учащиеся на простом материале будут практически осваивать умение грамотно строить своё рассуждение (пока устное).

Это послужит также пропедевтикой умения составлять текст-рассуждение письменно.

Учимся рассуждать (стр. 16-20)

Работа с картиной

Урок 3 (2 часа)

Задачи урока:

Продолжать учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.

Учить школьников рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения. На материале репродукции картины Ивана Фирсова «Юный живописец».

Ход урока:

Школьники найдут в Музейном доме («Литературное чтение»,часть 1) картину Ивана Фирсова «Юный живописец». Рассмотрят её и устно ответят на вопросы (Упражнение 4). Примерные ответы на вопросы могут быть такие:

Как ты думаешь, сколько примерно лет юному художнику? А его модели? Кто ещё изображён на картине?

Дети выскажут свои предположения: девочке – 4-5 лет; мальчику – лет 11-12. На картине также изображена молодая женщина: возможно, мама, сестра или няня (гувернантка) девочки.

Как чувствует себя маленькая девочка? Легко ли ей неподвижно сидеть на месте? Долго ли она уже позирует? Почему ты так думаешь?

Девочка уже явно устала позировать, возможно, она хочет встать, побегать, поиграть. В её возрасте трудно усидеть на одном месте. А, возможно, она хочет поскорее посмотреть на работу художника. Судя по тому, что портрет на холсте у художника близится к завершению, девочка позирует давно и, возможно, не первый раз.

Предположи: что говорит девочке молодая женщина и почему она грозит ей пальцем?

Женщина грозит девочке пальцем, чтобы та не вертела головой и сидела смирно. Возможно, она просит девочку потерпеть ещё немного, объясняет, что портрет уже почти закончен и обещает, что скоро девочка его увидит.

Что можно сказать о характере мальчика, судя по его позе и жестам? Он чувствует себя за мольбертом уверенно, как настоящий художник или держится нерешительно как начинающий ученик? (Рассмотри, как мальчик держит кисть; обрати внимание на палитру* и другие кисти в его левой руке).

Мальчик держит кисти и палитру привычным жестом. Его поза свободна и естественна, в ней чувствуется привычка к работе живописца: мальчик опирается одной ногой на мольберт, а его рука с палитрой и кистями опирается на колено этой ноги. Он уверенно пишет кистью и оценивающе смотрит на результаты своей работы. У мальчика внимательный взгляд художника: это видно даже в таком ракурсе (юный живописец изображён почти спиной к зрителю).

Сможешь описать комнату-мастерскую юного живописца? Какие предметы говорят об увлечении её владельца? Обрати внимание на манекен из папье-маше, изображающий фигуру человека. Догадываешься, для чего он нужен художнику?

Мастерская юного художника не очень велика, но кажется просторной, так как в ней мало предметов мебели. Кроме большого мольберта, стула на котором сидит мальчик, высокого стула, на котором сидит девочка и скамеечки для ног, в комнате есть стол. На столе можно разглядеть книги, рисунки, гипсовую скульптуру (женский бюст) и манекен из папье-маше. Этот манекен, скорее всего, нужен для того, чтобы учиться рисовать фигуру человека. О том, что владелец этой комнаты – художник свидетельствуют практически все предметы: и мольберт, и этюдник, лежащий на полу, и всё, что находиться на столе, а также картины, висящие на стене.

Как тебе кажется, эта картина написана в 18-м или в 20-м веке? Какие детали помогли тебе догадаться?

Судя по одежде людей, изображённых на картине, школьники смогут догадаться, что картина написана в 18 веке. Молодая женщина и девочка одеты в длинные платья и чепцы. На мальчике – камзол, короткие штаны и чулки.

После этого учащиеся обсудят два письменных задания (Задание1 и Задание2) и распределят их с соседом по парте. Эти задания ставят перед детьми задачу письменно описать комнату юного художника и письменно рассказать о том, что происходит в мастерской. Таким образом, школьники должны будут составить короткий текст-описание или текст-повествование. Выполнить эти письменные задания детям помогут дополнительные вопросы, которые коротко дублируют те вопросы, которые дети уже обсудили устно.

Завершая работу с этой картиной, школьники могут выполнить Задание 3: Устно порассуждать на тему:Насколько серьёзным является для мальчика его увлечение живописью? Пусть школьники ещё раз обратят внимание на то, насколько увлечённо и уверенно работает юный художник, Пусть проанализируют с этой точки зрения название картины. Пусть обсудят черты характера мальчика. В итоге своего обсуждения дети придут к выводу: мальчик чувствует себя взрослым, причастным к искусству, потому что относится к своему занятию серьёзно, увлечённо и ответственно.

Учимся рассуждать (стр. 20-22)

Урок 4 (1 час)

Задачи урока:

Продолжить формирование понятия о том, что такое РАССУЖДЕНИЕ и осваивать этот вид текста на практике.

Учить школьников рассуждать, доказательно объясняя своё мнение и опираясь на свой социальный и жизненный опыт.

Ход урока:

Выполняя Упражнение 5, школьники будут учиться устно рассуждать на тему, связанную с их жизнью, их интересами и увлечениями. Целый ряд подробных и развёрнутых вопросов поможет им в этом. Отвечая на эти вопросы, дети сначала расскажут о себе (о своих занятиях и увлечениях) в жанре повествования. Затем школьники должны будут постараться ответить на вопрос: ПОЧЕМУ мне интересно именно это? Что особенно меня привлекает в том или ином занятии?Таким образом, у них должно получиться рассуждение о себе, размышление о своей жизни.

Ещё один важный вопрос, на который дети должны постараться ответить: Как ты думаешь, это твоё увлечение – одно из многих или оно может быть как-то связано с твоей будущей профессией?

Ответ на этот вопрос послужит своеобразным выводом из предшествующего устного рассуждения. Серьёзно и с интересом отнестись к этому вопросу школьникам поможет то, что они недавно обсуждали в классе картину Ивана Фирсова «Юный живописец» и видели как мальчик их возраста (или чуть старше) серьёзно и уже профессионально занимается любимым делом.

Урок 6 (1 час)

Задачи урока:

Учить школьников составлять научный доклад и делать сообщение в классе. Познакомить школьников с тем, что такое тезисы. Учить детей составлять тезисы и использовать их при подготовке научного доклада. На практике применять знания о том, как грамотно, вежливо и последовательно оценивать доклады и выступления товарищей. На материале из учебника «Наш мир» 4 класс, 1 часть.

Ход урока:

В учебнике «Наш мир» дети прочитают доклад Миши Иванова о животных Арктики. Затем они узнают о том, как Миша готовил свой доклад: выбрал книги в библиотеке, составил план доклада и расширил его до тезисов (Упражнение 6).

После того, как дети познакомятся с тем, что такое тезисы, им предлагается самостоятельно составить тезисы к Мишиному докладу. Если это задание вызовет затруднения, то дети смогу посмотреть в тексте упражнения готовые тезисы. В этом случае можно познакомить детей с одним или двумя тезисами, а остальные пусть они попробуют составить сами. Затем пусть школьники обязательно сравнят тезисы, которые у них получились с теми, которые составил Миша. В заключении учащимся предлагается оценить Мишин доклад исходя из правил вежливости, с которыми они познакомились на прошлом уроке.

Урок 7 (1 час)

Задачи урока:

Учить школьников находить в тексте главную мысль, повествование и рассуждение и объяснять, обосновывать свою точку зрения, опираясь на цитаты из текста.

Продолжать знакомить школьников с логикой и структурой рассуждения.

Ход урока:

Школьники прочитают текст В. Пескова «Речка моего детства» (Упражнение 7). Они обнаружат, что уже в начале текста (во втором абзаце) выражена одна из его главных мыслей: «Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой». Можно также обратить внимание детей на то, что эта мысль получит своё развитие и завершение в конце текста: «Купание летом, костры на берегах осенью, плавание в лодке по весеннему половодью… Только теперь понимаешь, сколько радости даёт человеку великое чудо – река, пусть даже маленькая».

Затем учащиеся найдут и перескажут ту часть текста, которую можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке (это третий, четвёртый, пятый и шестой абзацы).

Дети ещё раз (при помощи системы вопросов к тексту) найдут подтверждение тому, что РАССУЖДЕНИЕ – это всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть придти в ходе своих размышлений к какому-то выводу. Они обнаружат, что в детстве Васю Пескова волновал вопрос: «Откуда, зачем и куда плывёт задумчивая вода?». Прочитают, что он сначала думал будто «река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села». И выяснят, что постепенно мальчик пришёл к выводу, что «не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды».

Потом школьники процитируют примеры, которыми Василий Песков подтверждает этот вывод («Возле воды по лугам бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти лошадей, к реке шли с вёдрами за водой, к реке несли полоскать бельё, у реки по вечерам деревенские девки собирались петь песни»).

Урок 8 (1 час)

Задачи урока:

Обратить внимание школьников на приём олицетворения, который использован в тексте.

Напомнить школьникам различие между сказками, созданными в разные периоды древности.

Продолжать работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план.

Обращать внимание детей на случаи трудного написания и знаки препинания.

Ход урока:

Дети отметят, что в этом тексте природные явления (зима, весна, почки деревьев) ведут себя как живые существа: обижаются, прячутся, разговаривают друг с другом. В подтверждение того, что автор пользуется олицетворением. Дети могут процитировать такие фрагменты текста: «пока однажды зима не обиделась», «Испугалось лето, опечалилось», «Тут позвали лето почки на деревьях и сказали, что они его от зимы спрячут».

Далее школьники выяснят, что история, рассказанная в этой сказке, напоминает Самые Древние сказочные истории, так как в ней объясняется причина появления природного явления: прихода зимы и наступления весны, а также говорится о возникновении природной закономерности: того, что весенние листочки прячутся в почках. Он должны процитировать строчки из текста: «С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется».

Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такие: 1. Как зима на лето обиделась 2. Некуда лету от зимы скрыться 3. Как лето в почки деревьев спряталось 4. Наступление весны 5. Куда с тех пор лето от зимы прячется. В плане пять частей по количеству абзацев в тексте.

После такой подготовительной работы дети читают текст еще раз вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами.

Урок 9 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать учить школьников составлять научный доклад и делать сообщение в классе. Учить школьников составлять тезисы и использовать их при подготовке научного доклада. На материале из учебника «Наш мир» 4 класс, 1 часть.

Учить школьников на практике применять знания о том, как грамотно, вежливо и последовательно оценивать доклады и выступления товарищей.

Ход урока:

Во время этого урока дети будут выполнять Упражнение 9.Школьники прочитают два параграфа из учебника «Наш мир» часть 1: «Зона лесов России. Растения зоны лесов» и «Животные леса». Затем они проверят, соответствует ли план, который составили Маша и Миша содержанию этих параграфов и расширят каждый пункт плана так, чтобы он превратился в тезис. Это задание потребует от школьников внимательного перечитывания параграфов, умения выбрать и коротко сформулировать главное. В качестве образца дети могут использовать тезисы, которые составил Костя Погодин к первому пункту плана.

Тезисы ко второму и третьему пунктам плана могут выглядеть примерно так:

2. Основные деревья тайги, смешанного леса и широколиственного леса.

Где расположена тайга, и какие деревья для неё характерны. С чем связана выносливость хвойных растений. Другие растения тайги. Что такое смешанный лес, и в каких районах он находиться. Мелколиственные и широколиственные деревья. Где расположены широколиственные леса. Какие деревья в них преобладают. Многоярусность широколиственного леса: кустарники, травянистые растения и мхи.

3. Животные зоны лесов.

Животные тайги и их способы приспособиться к жизни в суровых условиях. Богатство животного мира смешанных и широколиственных лесов: звери; птицы; животные, обитающие в лесной подстилке и в почве. Необходимость природоохранительных мер для сохранения животного мира наших лесов.

Затем детям предлагается сделать научное сообщение, опираясь на эти тезисы, и рассказать его своему соседу по парте. Эта работа проводится в парах.

В заключении школьники оценят сообщения друг друга, исходя из правил вежливости. Это могут сделать несколько учеников по очереди перед всем классом.

Вторая четверть (примерно 9-10 часов)

Урок 10 (1 час)

Задачи урока:

Учить детей находить в тексте повествование, описание и рассуждение.

Продолжать знакомить их с логикой и структурой рассуждения. Развивать умение подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста.

Ход урока:

Школьники познакомятся с текстом Василия Пескова «Плёс» (Упражнение 10) и вспомнят, что уже читали текст этого автора: «Речка моего детства» (Упражнение 7).

Отвечая на вопрос: Каким увидел художник Исаак Левитан волжский городок Плёс, школьники приведут цитату из текста: «взгляд живописца привлёк маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берёз и ёлок. На бугре стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес».

Затем школьники расскажут о том, как говорит о своих впечатлениях от Плёса автор текста — Василий Песков. Сначала он смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу: «Овраги в Плёсе громадные»; «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо таинственных, непролазно-зелёных оврагов»; «В пахучем царстве зарослей тут хочется заблудиться». А затем — постепенно поднимаясь на гору: «Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берёз. Отсюда Волга – как на ладони».

Ещё раз перечитав текст, школьники выяснят, что самый эффектный вид на город открывается если переправиться на лодке на левый берег: «Через реку, как бы со стороны, городок виден весь целиком. Видна внизу слева бывшая рыбачья слобода, виден в ней домик, где жил Левитан. И в мелких подробностях видны уступы кружевной зелени леса, уступы домов, садов, паутина жёлтых дорожек, освещённые солнцем полянки и тёмные русла оврагов. Светел, зелен, радостен городок! А у ног его – зеркало Волги».

Далее дети обнаружат, что автору Плёс напоминает «большой многопалубный пароход, приставший тут и не желающий уплывать – так ему хорошо. Как мачты, белеют церквушки. Нижняя палуба – самая оживлённая…». Строчки, которые передают уютную и спокойную атмосферу городка: «Плотно друг к другу стоят дома. Почти что двухэтажные, низ – каменный, верх – деревянный. Заборы. Наличники. Двери с коваными запорами. В окнах – герань. У заборов – скамейки с обязательными старушками. Девятнадцатый век!»

Вопрос о том, что, по мнению автора, особенно ценно в облике Плёса, обратит внимание школьников на строчки: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по жёлтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на её берегах. А Плёс остался Плёсом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад».

Школьники без труда обнаружат, что кроме зрительных впечатлений, автор описывает разные запахи, которые окружают его в городке. Это запахи лесных оврагов: «тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином», запахи садов, огородов: «В огородах возле домов пахнет укропом, нагретой ботвой помидоров. Пахнет яблоками, колотыми дровами, вяленой рыбой, дымком».

В завершение работы с текстом дети выяснят, что первая часть текста (рассказ о художнике Левитане) представляет собой повествование. Далее автор рассуждает о том, почему городок Плёс сейчас выглядит почти так же, как и 100 лет назад: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по жёлтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на её берегах. А Плёс остался Плёсом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад». Затем в тексте идёт подробное описание городка, в котором автор использует яркое сравнение (сравнивает город у реки с большим многопалубным пароходом, стоящим на пристани).

Важно, чтобы школьники каждый раз доказывали своё мнение, объясняя, почему та или иная часть текста представляет собой повествование, описание или рассуждение.

Работа с картиной (стр. 39-41)

Урок 11 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.

Учить школьников рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения. На материале репродукции картины Исаака Левитана «Тихая обитель».

Ход урока:

Школьники найдут в Музейном доме («Литературное чтение»,часть 1) картину Исаака Левитана «Тихая обитель» (Упражнение 11). Они прочитают, что эта картина находится в

Школьники узнают, что на картине изображён монастырь. Примерные ответы на предложенные вопросы могут быть такими:

Как ты думаешь, почему художник назвал свою картину «ТИХАЯ обитель»? Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

Пусть дети присмотрятся к репродукции и почувствуют тишину и покой, разлитые в пейзаже. Безветренная погода, спокойная гладь воды, в которой отражаются храмы монастыря и розовые предзакатные облака – видно, что художник любуется этим местом волжской природы.

Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным, сказочно-нарядным?

Можно обратить внимание детей на то, как чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба, как отражаются в воде церкви и облака – это придаёт пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно-нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес, бело-золотистые храмы...

А что делает этот пейзаж близким и обжитым, напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно-прекрасном месте живут обыкновенные люди?

Школьники обратят внимание на деревянные мостки, переброшенные с одного берега на другой. Можно предложить детям мысленно пройти по этим мосткам, держась за деревянные, отполированные руками людей перила, ощущая лёгкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Пусть дети обратят внимание на то, что мостки старые, с заплатами (недалеко от ближнего к нам берега на месте выпавших досок перекинуты две горизонтальные дощечки). Ребята смогут мысленно попутешествовать по пейзажу: обнаружат тропинку, ведущую к мосткам, ступеньки и тропку на другой стороне реки, которые ведут к монастырю. Главное, чтобы школьники мысленно присвоили пространство картины ощутили присутствие в нём людей.

 

Урок 12 (1 час)

Задачи урока:

Познакомить детей с тем, что такое диалог и монолог. Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.

Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.

Научить детей отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.

Ход урока:

Сначала дети выполнятУпражнение 12.Для этого они должны будут снова прочитать последний абзац текста «Двадцать лет под кроватью» (Упражнению 1.): «Сколько же я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придёт с собакой-ищейкой…и т.д.». Школьники выяснят, что в этом отрывке герой рассуждает сам с собой. После чего они узнают, что вопросы и ответы, которые человек задаёт сам себе и на которые сам же – это МОНОЛОГ, а также, что человек может произносить монолог ВСЛУХ перед кем-то или мысленно ПРО СЕБЯ.

Затем школьники выполнятУпражнение 13. Они вернутся к Упражнению 10; найдут и прочитают в тексте Василия Пескова «Плёс» разговор художника и капитана парохода: «Левитан побежал к капитану.

- Что за место?

- Городок Плёс, - равнодушно сказал капитан, - точнее сказать, городишко…

Но художник уже не слушал. Он побежал в каюту за мольбертом и саквояжами».

Школьники узнают, что разговор между двумя людьми называется ДИАЛОГ. А также узнают, что из диалога можно понять, что чувствуют и как ведут себя его участники.

Когда дети будут выполнять Упражнение 14, они выяснят, что в нём использован отрывок из рассказа Виктора Драгунского «Ровно 25 кило», героями которого являются любимые герои писателя - Дениска и Мишка. Система вопросов к этому упражнению подводит детей к мысли, что когда звучит живая речь героев, то нам легче себе их представить.

Важно также обратить внимание детей на то, что в жизни очень часто в разговоре принимают участие не два, а несколько человек. Школьники найдут в учебнике «Литературное чтение» (часть2) рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

После того, как дети прочитают этот рассказ, они должны будут найти в нём в нём диалог, например: «Надо было валенки надеть, - сказала Дуся; На валенках кошка спит, - отозвалась Ольга». Или: «Стоявшая у прилавка тётка начала шуметь: - Чего закрываешь, когда только открыли? Но продавщица фыркнула на неё: - Обед! – И ушла».

Затем дети найдут разговор, в котором участвуют несколько человек, например: - Тётенька! Я деньги потеряла! – закричала она. – По дороге потеряла! Я не нарочно!

Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала:

- Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.

Но Дуська не отходила.

- Дырка у меня! Я не нарочно! – ревела она.

Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.

- Иди, поищи, может, на дороге найдёшь, - посоветовала темнолицая женщина из очереди.

- Как же, найдёшь, - фыркнул одноглазый старик.

- Не задерживайтесь, чего зря болтать! Эй, девочка, отойди в сторону! – сказал кто-то третий.

Это задание (Упражнение 15) можно поручить в качестве домашнего.

Урок 13 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план.

Обращать внимание детей на случаи трудного написания и знаки препинания.

Ход урока:

Сначала дети выяснят, что одуванчик мечтал путешествовать, ему было скучно стоять на одном месте. Это видно из строчек: «Одуванчику было завидно, что все вокруг него куда-то торопятся, спешат, а он стоит на месте», а также это понятно из его снов: «Ночью ему снилось, будто путешествует он по земле, глядит на реки, на горы, на города и деревни. Сны были очень приятные». Школьники расскажут, что при пробуждении одуванчик видел себя на старом месте. Затем они процитируют ту часть текста, из которой видно, что мечта одуванчика сбылась: «Пушинки одуванчика оторвались от шляпки и полетели. Порыв ветра понёс их по всему свету».

О чём мечтал одуванчик, росший у дороги? Процитируй ту часть текста, из которой это понятно.

Отражалась ли мечта одуванчика в его снах? А что выяснялось при пробуждении?

Сбылась ли, наконец, мечта одуванчика? Из каких строчек это видно?

Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такие: 1. Где рос одуванчик, кому и почему он завидовал 2. Какие сны видел одуванчик, и что выяснялось при пробуждении 3. Как изменился одуванчик внешне 4. Как девочка помогла одуванчику совершить путешествие5. В плане четыре части по количеству абзацев в тексте.

После такой подготовительной работы дети читают текст еще раз вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами.

 

Урок 15 (1 час)

Задачи урока:

Учить школьников обосновывать, доказывать свою точку зрения, в споре подтверждать её примерами или цитатами из текста.

Учить детей избегать в споре конфликтных ситуаций и взаимных обид, думать о том, что чувствует твой оппонент.

Ход урока:

Школьники найдут в своём учебнике по литературному чтению рассказ Леонида Андреева «Петька на даче», отыщут и прочитают отрывок, из которого видно, как повёл себя Петька, когда узнал, что ему нужно возвращаться к хозяину Осипу Абрамовичу?

Затем дети прочитают, как Маша и Таня обсуждают этот отрывок: Таня считает, что Петька повёл себя очень некрасиво, а Маше жалко Петьку и она его не осуждает.

На примере ошибок, которые допустили спорящие девочки (на эти ошибки указывает Евдокия Васильевна), школьники должны усвоить, что всегда нужно обосновывать, доказывать свою точку зрения, подтверждать её примерами или цитатами из текста.

Далее школьники обоснуют и подтвердят текстом точку зрения Тани и мнение Маши. То, что Петька повёл себя очень некрасиво видно из строчек: «И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, - он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре». А то, что Петька несчастный мальчик, вызывающий жалость и сочувствие понятно из слов писателя: «Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чём попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь ещё усилить её».

Очень важно также, чтобы дети поняли, что в споре никогда не нужно обсуждать друг друга и нападать друг на друга, а нужно обсуждать проблему самого спора.

Советы спорщикам от Евдокии Васильевны подведут итог этим правилам ведения спора и научат школьников правильно вести себя в ситуации, когда ты не смог отстоять свою точку зрения в споре и в случае, когда ты одержал победу в споре.

 

Работа с картиной

Урок 16 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.

Учить школьников рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения. На материале репродукции картины Вили Джеймса «Кот на окне».

Ход урока:

Школьники рассмотрят репродукцию картины Вили Джеймса «Кот на окне» (Упражнение 19). Чтобы подготовиться к написанию Сочинения-рассуждения на тему: «О чём размышляет кот, сидя на окне?», детям предлагается ответить на ряд вопросов по картине. Вот примерные ответы на эти вопросы:

1. Предположи, высокий ли дом, в котором находится окно?

Дети заметят, что из окна, на котором сидит кот, видны крыши соседних домов. Значит дом, в котором находится это окно, довольно высокий.

2. Случайно ли кот оказался на окне или он живёт в этом доме?

Дети могут строить разные предположения: кот случайно зашёл в подъезд погреться или он на лестничную клетку из своей квартиры и другие…

3. Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный? Обоснуй своё мнение.

О том, что день солнечный можно судить по золотисто-жёлтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и окон домов. На крышах похоже лежит снег или они покрыты инеем.

4. Сидя на окне, может ли кот наблюдать жизнь за окном: видеть людей, других животных, проезжающие машины? Нравится ли ему сидеть на окне?

Того, что происходит внизу (под окнами дома) нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице. Дети могут пофантазировать о том, что же привлекает внимание кота: движение транспорта или собака, с которой вышли на прогулку, что-то другое…. Несмотря на то, что мы не видим выражения мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту явно нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице.

5. О чём кот думает? О еде? О том, как хорошо дышать свежим воздухом? Или о том, что хорошо иметь крышу над головой? А может, о том, что у всех, кого он видит, своя жизнь?

6. Возможно, кот строит какие-нибудь планы: пойти погулять, вернуться в тёплую комнату?

Школьники опять же могут дать волю своему воображению. Главное, чтобы они постарались вжиться в образ, порассуждать с точки зрения кота.

7. Долго ли кот может сидеть на окне, наблюдать и о чём-то думать?

Если дети когда-нибудь наблюдали за поведением кошек – они представляют, что кот может сидеть на окне довольно долго. Можно ещё раз обратить внимание школьников позу кота: его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперёд. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг.

Устно ответив на эти вопросы, четвероклассники выберут, на какие из них они будут отвечать в своём сочинении. Можно посоветовать школьникам выбрать три-четыре вопроса из семи предложенных и составить из них план своего сочинения. Дети запишут план в тетрадь. А затем напишут небольшое сочинение по этому плану.

Урок 17 (0, 5-1 час)

Задачи урока:

Развивать умение детей подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста. Готовить школьников к написанию сочинения описания о природе того места, где они живут.

Ход урока:

Школьники прочитают отрывок из воспоминаний Василия Пескова. Они выяснят, что автор рассказывает о тяжёлом для всей страны и для всякого человека времени, о Великой Отечественной войне. Можно сказать ребятам, что во время эвакуации Василий Песков был мальчиком, ему было 12 - 13 лет.

Подтверждением того, что в эти тяжёлые времена люди находили в себе силы помогать друг другу, являются строчки: «Это было житье в нужде, тесноте, тревоге и в горе. Но не в обиде. «Парижане» безропотно приютили в своих домишках переселенцев». Из текста видно, что юный Вася Песков обрёл в этом селе новых друзей.

По описанию в тексте можно представить село «Парижская коммуна» и местность, в которой оно находится: «Вспоминались…речка, протекавшая за огородом, лесок, из которого мы воровски тягали дровишки. И с особенной радостью вспоминал я четыре огромных сосны, росших у «парижского» сельсовета. Весь облик села был связан с этими соснами. Их было видно издалека. Сначала из-за бугра над дорогой возникали темные их вершины, потом появлялись литые медного цвета стволы. И вот уже видно: дерева царствуют над цепочкой домов. Сады, дворы, амбары, палисадники, погреба – все было маленьким, будничным рядом с этими великанами». Из этого описания видно, что самым ярким в облике села были эти четыре огромных старых сосны. И именно это впечатление от облика природы, окружавшей село, острее всего врезалось в память писателя: «Мне казалось тогда: сначала тут выросли сосны, а потом уже возле них поселились люди».

Урок 19 (1 час)

Задачи урока:

Рассмотреть вместе со школьниками, как устроена книга и выяснить: какие сведения помещаются на обложке, на страницах содержания или оглавления, что такое ФОРЗАЦ, ТИТУЛ и где обычно расположена АННОТАЦИЯ.

Познакомить детей с новым видом текста: с АННОТАЦИЕЙ к книге.

Ход урока:

Школьники возьмут свой учебник «Русский язык», часть 3, прочитают, что написано на обложке и выяснят: для какого класса предназначен этот учебник и кто его авторы. Дети должны запомнить, что эти сведения можно узнать, рассматривая лицевую сторону обложки.

Затем школьники перевернут книгу, рассмотрят заднюю сторону обложки и найдут, где указано название издательства, которо

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...