Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое аннотация и как её составить (стр. 71-76)

Урок 22 (1-2 часа)

Задачи урока:

Ещё раз повторить, где расположены и какую информацию содержат основные элементы структуры книги: обложка, ФОРЗАЦ, ТИТУЛ, оборот титула. Продолжить знакомить детей с новым видом текста: с АННОТАЦИЕЙ к книге.

Ещё раз объяснить детям, что аннотация в краткой форме передаёт содержание книги и показать это на примерах.

Учить детей составлять аннотацию к книгам, в которые вошли знакомые им произведения.

Использовать аннотации к книгам известных детям авторов, как образец для составления детьми собственных аннотаций и как способ привлечь внимание школьников к тем произведениям, которые они ещё не читали.

Ход урока:

Школьники вместе с учителем вспомнят те элементы книги, с которыми они уже знакомы. В своём учебнике («Русский язык», часть 1 или 3) дети найдут титульный лист и на его обороте прочитают аннотацию. Далее внимательно рассмотрев задний форзац, дети найдут фамилии художников, которые рисовали для них этот учебник. Это Дарья Гавриленко и Дмитрий Семёнов. Дома школьники найдут и прочитаютаннотации в своих учебниках по литературному чтению и окружающему миру и в тех художественных и научно-популярных книгах, которые они читают.

Затем школьники прочитают короткую аннотациюк сборнику рассказов Виктора Драгунского «Денискины рассказы» (Упражнение 27)и дополнят её, назвав рассказы, которые вошли в сборник и указав имена главных героев. У них получится примерно такой текст аннотации: В книгу вошли весёлые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Ровно 25 кило», «Шляпа гроссмейстера», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов два друга школьники Мишка и Дениска.

После этого детям предлагается прочитать короткую аннотацию, составленную на сборник сказок Сергея Козлова (Упражнение 28) и расширить её, назвав главных героев сказок Сергея Козлова и перечислив названия самых интересных, с их точки зрения, сказок, которые могли бы войти в этот сборник. У ребят получится примерно такая аннотация: В сборник вошли сказки для детей: «Ёжик в тумане», «Красота», «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Лисичка» и другие. Героями этих сказок являются замечательные друзья Ёжик, Медвежонок и Заяц. Потом дети познакомятся с аннотацией, помещённой в сборнике сказок Сергея Козлова «Трям! Здравствуйте».Важно, чтобы у детей появилось желание прочитать эту книгу.

Далее школьники прочитают аннотацию к знаменитой книге Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» (Упражнение 29). Чтобы дополнить эту аннотацию детям нужно будет выяснить, как называются все три повести о Малыше и Карлсоне и указать в аннотации эти названия.

Письменное изложение (стр. 76-78)

Урок 23 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план.

Обращать внимание детей на случаи трудного написания, знаки препинания и особенности оформления монолога.

Ход урока:

При помощи системы вопросов к Упражнению 30внимание школьников будет обращено на каждый абзац текста, который они готовятся пересказывать. После того, как школьники последовательно обсудят весь текст, они придут к выводу, что к самолётику вернулось ощущение смысла жизни после того, как на него снова посмотрели как на чудо. К этому выводу детям помогут придти слова в начале и в конце текста, выделенные жирным шрифтом.

В плане изложения будет четыре части. Этот план может выглядеть примерно так: 1. Как выглядел самолётик, и как к нему относились люди. Или: Главное чудо века.

2. Как и почему самолётик оказался в музее и как он там себя чувствовал. Или: Жизнь самолётика в музее старой техники.

3. Как самолётик вновь очутился на улице и что он там обнаружил. Или: Путешествие на улицу.

4. Как маленький мальчик назвал самолётик. Или: Что вернуло самолётику ощущение смысла жизни.

Составив план, дети ещё раз перечитают текст, обратят внимание на знаки препинания, на то, как оформлены слова мальчика, закроют учебник и напишут изложение.

Что такое монолог и диалог (стр. 78-79)

Урок 24 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать знакомить детей с тем, что такое диалог и монолог. Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.

Обратить внимание школьников на то, монолог и диалог помогают показать характер героев, передают их переживания.

Ход урока:

Сначала школьники вспомнят, чем монолог отличается от диалога. Затем дети выполнятУпражнение 31.Для этого они должны будут в учебнике «Литературное чтение» часть 2, найди рассказ Ирины Пивоваровой «Бедная Дарья Семёновна» и прочитать фрагмент этого рассказа, начиная со слов«Люська опустилась на колени, обхватила Урана руками за шею, уткнулась в него лицом и вдруг… заревела» и до конца текста.

Затем дети найдут в этом фрагменте монолог Люси Синициной и зачитают его: «Неужели притворяется? Нет, она не притворялась. Плакала. Слёзы катились по её лицу. Она сидела на полу и вытирала лицо руками, а руки были в чернилах, и всё лицо её стало в чернилах, и шерсть у Урана на голове стала синяя.

Бабушка всегда заставляла Люську мыть после школы руки мочалкой. Бедная Дарья Семёновна! Неужели её и вправду увезли в больницу? Неужели Люська не врёт?!

Нет, не врёт она. Сидит на полу, плачет, и всего Урана намочила своими слезами… Бедная Люська! Что же делать? Что ей сказать?» важно, чтобы дети поняли, что этот монолог девочка произносит про себя.

Затем школьники найдут диалог:

- Люська, - сказала я, - перестань реветь. Ты Урана чернилами перемазала.

- Мне ба-а-абушку жа-а-алко… Ей там в больнице так гру-у-устно… так бо-о-ольно…

- Люська, да чего ты на полу сидишь? Поправится твоя бабушка!(и до конца текста рассказа).

Дети определят, что в этом диалоге принимают участие уже обе девочки: Люся Синицина и Люся Косицына и прочитают его по ролям с соседом по парте.

Из этого диалога видно, что девочки разные по характеру: Люся Синицина более сдержанная и рассудительная (она старается успокоить подругу), а Люся Косицина более эмоциональная и чувствительная (она очень переживает за бабушку: с трудом успокаивается, долго всхлипывает). И в то же время, девочки схожи тем, что способны сочувствовать, сопереживать: Люся Косицина переживает за свою бабушку, которая заболела, а Люся Синициной тоже очень жаль бабушку, она тут же забывает о том, что поссорилась с Косициной и старается поддержать и успокоить подругу.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...