Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учимся составлять аннотации (стр. 80-82)

Урок 25 (1 час)

Задачи урока:

Ещё раз объяснить детям, что аннотация в краткой форме передаёт содержание книги и показать это на примерах.

Учить детей работать с аннотацией, получая из неё максимум сведений.

Учить детей составлять аннотацию к книге: в данном случае к поэтическому сборнику «Времена года».

Ход урока:

Выполняя Упражнение 32, школьники прочитают аннотацию к сборнику сказок. Они должны будут почерпнуть из этой аннотации следующие сведения: 1) в сборник вошли произведения народного творчества, а не авторские, 2) эти сказки появились в прошлые века, а не в наше время (т.к. они народные), 3) их сочинили в разных странах (в Норвегии, Венгрии, Японии и т. д.). в заключении дети придут к выводу. Что такой сборник можно назвать «Сказки народов мира» или «Народные сказки разных стран».

Затем дети выполнят Упражнение 33.Из стихотворений, помещенных в учебнике литературного чтения 4-го класса, они сформируют поэтический сборник «Времена года» (такую работу школьники уже выполняли в третьем классе) и письменно составят аннотацию к этому сборнику. Для этого учащиеся должны будут 1) написать: произведения каких поэтов вошли в этот сборник, 2)указать: это только современные поэты или и поэты, которые жили в прошлые века, 3) сообщить: это только русские или и русские и зарубежные поэты. Завершая свою аннотацию, школьники перечислят имена нескольких поэтов, чьи стихи вошли в сборник.

Затем они сравнят свою аннотацию с той аннотацией, которая помещена в сборнике «Времена года» и обсудят с товарищами: удалось ли им составить настоящую аннотацию к поэтическому сборнику.

 

Четвёртая четверть (примерно 9-10 часов)

 

Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением (стр. 82-87)

Урок 26 (1 час)

Задачи урока:

Развивать умение детей подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста.

Учить детей находить в тексте рассуждение и продолжать знакомить их с логикой и структурой этого вида текста.

Ход урока:

Прочитав текст Василия Пескова «Сёстры» (Упражнение 34), дети скажут, что журналисты ожидали увидеть рядом со стадом взрослого человека, пастуха, а увидели двух девочек. Из разговора с девочками автор узнал, что «Девочки были сестрами. Старшей исполнилось десять, младшей – «шестой миновал». Отец у девчушек пастух. Сестры носят ему обед. И старшая Таня с шести лет уже научилась ездить на лошади. И не просто ездит, а помогает отцу пасти стадо – две с половиной сотни коров. По ее рассказу было понятно: делает она это с удовольствием, даже с радостью…», что «Сегодня день – особо ответственный. Отец заболел, и стадо пасет соседка Елизавета Григорьевна Чагина. Но она не садится на лошадь. Она только смотрит за стадом, а пасут его Таня и Галя Гавриловы». Дети могут процитирова и ещё один кусочек текста: «Мы поговорили еще о школьных отметках, о передачах по телевидению, о деревеньке девчушек, которая называлась Кривая Часовня и которую называют теперь Заря».

Внимательно просмотрев текст, школьники выяснят, что стадо было большое «две с половиной сотни коров». Школьники проследят по тексту, как девочки управляются с коровами: они переводят коров через реку, подгоняя хромую тёлку. Пусть дети обратят внимание на слова старшей девочки и на то, как её слушаются коровы: «- Ну пошли, пошли… Пошли, кому я сказала! Коровы нехотя, но послушно вылезли из воды и гуськом потянулись на горку». Дети должны отметить, что старшая девочка, даже разговаривая с приезжими, не забывает следить за стадом («…Таня, мимоходом кивнув сестренке на двух коров, соблазнившихся выйти к овсам. – Сбегай-ка их огрей, да как следует…») и ухаживать за лошадью («Пока я возился с блокнотом, девчурка выдрала репьи из хвоста Мальчика, дала ему корочку хлеба, подтянула подпруги видавшего виды седла. Лошадь шевелила ушами, полная благодарности»).

То, что старшая девочка Таня уже многое знает и умеет, подтверждают строчки, в которых она рассказывает о лошади: «Мальчик, он умный. Он меня слушает даже лучше, чем папу», о своей встрече с лисой: «Один раз лисица вон там на пашне за речкой ловила мышей. Я подъехала к ней ну вот так. И она не бежит. Папа сказал, что лисы и зайцы лошадей и коров не боятся…» и о том, какой адрес указать на письме: «Когда будете посылать фотокарточки, пишите хоть Заря, хоть Часовня – дойдет все равно». Таня сама без посторонней помощи может сесть в седло: «Она подвела Мальчика к луговой кочке, ловко подпрыгнула, подтянулась и вот уже помогает забраться в седло сестренке». Младшая девочка явно гордится и восхищается сестрой: «Младшая Галя с восхищением глядит на сестру…».

Два последних абзаца текста можно считать рассуждением. Как это часто бывает в текстах Василия Пескова, журналист сначала рассказывает о людях, с которыми познакомился, о событиях, свидетелем которых был, а потом рассуждает о жизни и приходит к каким-то обобщениям и выводам. Эту закономерность школьники уже смогут подметить. Можно обратить на неё их внимание.

Школьники должны заметить, что, глядя на сестёр, автор вспоминает произведение Некрасова «Крестьянские дети» («Вспомнился сразу некрасовский шестилетний мальчишка «в больших сапогах, в полушубке овчинном… а сам с ноготок»). В этом стихотворении поэт рассказывает о деревенском мальчике, который чувствует себя взрослым и ответственным за жизнь семьи. Так же, по-взрослому ведут себя и сёстры Таня и Галя Гавриловы.

В заключении учащиеся отметят, что Василий Песков приходит к выводу, что «Взрослых людей в деревенских детях всегда покоряет причастность их с раннего возраста ко всем делам и заботам, которыми заняты взрослые».

Работа с картиной (стр. 87-90)

Урок 27 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.

Учить школьников рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения. На материале репродукции картины Николая Богданова-Бельского «Дети».

Ход урока:

Школьники найдут в Музейном доме («Литературное чтение»,часть 1) картину Николая Богданова-Бельского «Дети» (Упражнение 35). Учащиеся выяснят, что эта картина находиться в Самарском областном Художественном музее. Они узнают, что на картине изображены деревенские мальчишки, которые пришли в господский дачный дом, возможно, для того чтобы продать собранные ими ягоды. Примерные ответы на предложенные вопросы могут быть такими:

Рассмотри внимательно одежду и позы детей.

Дети одеты очень скромно, можно сказать бедно: на них короткие штаны и рубахи с закатанными рукавами, они босые, на одном из мальчиков шляпа от солнца.

Они чувствуют себя свободно или несколько скованно? Вспомни, в какой позе сидел Петька в вагоне поезда, когда ехал С ДАЧИ. Найди и процитируй это место в рассказе Леонида Андреева. Видишь ли ты в поведении Петьки и мальчиков с картины Богданова-Бельского что-то общее?

Мальчики, изображённые на картине сидят скромно на краешке скамьи, сложив руки на коленях и скрестив ноги. В их позах видна скованность и застенчивость, им явно неуютно. Школьники найдут и зачитают то место в рассказе Леонида Андреева, где говорится, как Петька ехал с дачи: «Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравны сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».

Какой из мальчиков кажется тебе старше, взрослее? Почему? А какой выглядит более наивно по-детски.

Мальчик в тёмной рубашке и шляпе кажется взрослее. У него серьёзное лицо, напряжённый немного усталый взгляд. Светловолосый мальчик выглядит более наивно, в его лице видна какая-то детская растерянность.

Что выражают лица мальчиков: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое?

Можно ли сказать, что мальчиков объединяют общие заботы, похожее настроение?

В целом лица обоих мальчиков выражают стеснительность и ожидание. Можно предположить, что они ждут, пока с ними расплатятся за принесённые ягоды. Видно, что дети чувствуют себя неуютно, сидя в беседке в господском саду. Оба мальчика смотрят как-то недоверчиво и напряжённо.

Какое настроение придаёт пейзаж этой картине? За счёт чего создаётся ощущение особой летней праздничности? Можно ли сказать, что в картине есть контраст между портретом детей и пейзажем?

Художник изобразил мальчиков, в солнечный летний день. Возможно, это начало лета, когда зелень деревьев ещё свежая и нежная. Беседку, в которой сидят мальчики, окружает свежая зелёная листва, освещённая солнцем. Солнечные блики падают на ограждение беседки и на скамью, играют на одежде и лицах мальчиков. Это ощущение особой летней свежести и праздничности, которое придаёт картине пейзаж, вступает в противоречие с серьёзными напряжёнными лицами мальчиков. Отсюда возникает ощущение контраста, на котором строится картина.

Внимательно рассмотрев и обсудив картину, четвероклассники смогут письменно описать мальчиков, опираясь на дополнительные (коротко повторяющие уже те на которые они отвечали) вопросы учебника.

Затем школьники устно порассуждают о том, как жили их сверстники в прошлом. Для этого они ответят на ряд вопросов. Главное, чтобы школьники не забывали обосновывать каждый свой ответ. В ходе своего рассуждения учащиеся будут сравнивать свою жизнь с жизнью своих сверстников в прошлом. Они отметят, что семьи мальчиков, скорее всего живут тяжело, что ли ребята помогают своим родителям зарабатывать на хлеб и придут к выводу, что художник изобразил детей, которые очень рано становятся взрослыми.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...