Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Двойное воздействие правил убежденияПравил, помогающих убеждать 1 Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный. 2 Следствия: а) избегайте слабых аргументов; б) не начинайте с просьбы, начинайте с аргументов. 3 Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник ответит вам "да". 4 Правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность "сохранить лицо". Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус. Не принижайте статус собеседника. К аргументам приятного собеседника мы относимся снисходительно, а неприятного - с предубеждением. Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом. Проявите эмпатию к убеждаемому. Будьте хорошим слушателем. Избегайте конфликтогенов. Проверяйте, правильно ли понимаете собеседника. Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника. 15 Убеждая, старайтесь удовлетворить какую-нибудь из потребностей человека. Напомним, что выше нами отмечались 6 видов потребностей - физиологическая, в безопасности, в принадлежности к общности, в уважении и признании, в самореализации и в положительных эмоциях. Убеждение является наиболее эффективным, если: 1) не нарушено ни одно из запрещающих правил; 2) применено одно или несколько активных правил. Запрещающие правила - те из перечисленных, которые содержат частицу "не"; активные - те, что усиливают позицию убеждающего. Скрытые действия правил На первый взгляд представляется, что, поскольку речь идет об убеждении, то есть более или менее открытом управлении, то и не место приводить эти правила здесь. Однако высокая их эффективность [34, гл. 1] именно и объясняется тем, что они осуществляют скрытое воздействие на убеждаемого. Продемонстрируем это на примере некоторых из вышеназванных правил. Правило Сократа Вначале приведем два исторических эпизода, показывающих, что в древности наиболее просвещенные люди действовали в соответствии с данным правилом. Первый пример из жизни великого китайского мудреца Кунцзы (Конфуция) (ок. 551-479 до н.э.). Конфуций в странствиях на горе Тайшань увидел Жунцици, который ходил по пустырю вблизи Чэн, одетый в негодную шубу, подпоясанный вервием, играл на цине и пел. Конфуций спросил его: "Почему учитель так радостен?" Тот ответил: "У меня много радостей. Небо рождает все десять тысяч вещей, и только человек драгоценней всего. А мне удалось родиться человекам, и в этом первая радость. Различие между мужчиной и женщиной в том, что мужчина почитаем, женщина же в пренебрежении, поэтому мужчина более ценен. А мне удалось родиться мужчиной, и в этом вторая радость. Бывают такие жизни, когда человек лишается возможности увидеть дни и месяцы, даже не успев еще расстаться с пеленками. А я дожил до девяноста лет, и в этом третья радость. Бедность обычна для ученого мужа, смерть же - конец человека. Живя в обычном, жду конца - так чего же печалиться?" Убедительность речи Жунцици покорила Конфуция. Обратим внимание, что к нетривиальному выводу странник привел слушателя серией утверждений, на каждое из которых тот вынужден был мысленно ответить "да". История вторая. "Аспасия из Милета" - так названа в "Словаре античности", вышедшем в 1889 году, одна из удивительнейших женщин Древней Греции. В 432 году эта гетера-философ была привлечена к суду по обвинению в безнравственности и непочитании богов. Сохранились образцы бесед этой образованной женщины, в которых она, в частности благодаря правилу Сократа приводила собеседников к желаемым выводам. В качестве примера вспомним ее разговор с историком Ксенофонтом и его женой. - Скажи мне, жена Ксенофонта, - начала Аспасия, - если твоя соседка имеет лучшее золото, чем ты, которое бы ты желала иметь: ее или свое? -Ее. - А если она владеет платьем и другими женскими украшениями большей ценности, чем твои, желала бы ты иметь ее ценности или свои? - Конечно, ее. - Ну а если она имеет лучшего мужа, чем ты, желала бы ты иметь своего мужа или ее? Женщина покраснела, а Аспасия обратилась уже к самому Ксенофонту, слегка обеспокоенному щекотливой направленностью избранной темы: - Скажи, пожалуйста, если у твоего соседа имеется лучшая лошадь, чем у тебя, которую ты желал бы иметь? - Его. - А если бы его участок земли был лучше твоего, который из двух участков ты более желал бы иметь? - Конечно, лучший! - без колебаний ответил Ксенофонт. - А если он имеет жену лучше твоей, которая из обеих была бы для тебя приятнее? Теперь смешался Ксенофонт. Насмешливо оглядев супругов, Аспасия, помолчав, проговорила: - Так как каждый из вас не ответил мне именно только на то, на что, собственно, я желала ответа, то скажу вам, что вы думаете оба: ты, жена, желаешь наилучшего мужа, а ты, Ксенофонт, желаешь обладать избраннейшей из женщин. Следовательно, если вы не можете прийти к заключению, что на свете нет наилучшего мужа и избраннейшей жены, то, однако, вы, наверное, признаете предпочтение себе быть супругом возможно лучшей женщины, а ей принадлежать возможно лучшему супругу..." Так шаг за шагом, получая согласие, Аспасия привела чету к нужному ей выводу. Секрет Сократа В чем же секрет действенности правила Сократа? Оказывается - в особенностях нашей гормональной системы. Когда мы говорим "да", это означает наше согласие, а вместе с ним - осознание того, что в ближайшее время противостояния с собеседником не предполагается. Наш организм, ориентированный на экономное расходование сил, сразу расслабляется, что осуществляется посредством выделения в крови эндорфинов (гормонов удовольствия). Таким образом, расслабив собеседника с помощью нескольких "да", уменьшаем его настрой к сопротивлению в главном вопросе. Гений Сократа в том и состоял, что, не зная ничего об эндорфинах (это открытие XX века), он указал на удивительную силу согласительных "да". Волшебное действие гормонов Эндорфины способствуют расслаблению убеждаемого, когда убеждающий для него - приятный человек. А также при применении правил хорошего слушателя (правило Паскаля): не принижайте статус собеседника. Доверие как средство аттракции Сильные аргументы, с которых правило Гомера рекомендует начинать убеждение, имеют первой целью вызвать доверие. На его фоне и следующие за ними аргументы средней силы выглядят более весомыми. Употребление самого сильного аргумента в конце речи также психологически более чем целесообразно: он звучит в тот момент, когда убеждаемый принимает окончательная решение (не зря говорится: дорого яичко к Христову дню). Если же решение откладывается, то срабатывают законы памяти: лучше всего помнится то, что было в конце речи, затем - то, что в начале; середина запоминается меньше всего. То, что правило Гомера запрещает использовать слабые аргументы (даже за счет сокращения их числа), также имеет глубокий смысл: слабый аргумент сразу рождает недоверие. О том, насколько это небезопасно, говорит множество рассмотренных в книге [34] примеров. Один слабый аргумент делает всю речь неубедительной. Действие такого аргумента аналогично поведению компьютерного вируса, который "пожирает" все вокруг себя. В качестве примера приведем только один, но довольно типичный диалог. Человека, злоупотребляющего алкоголем, убеждают бросить пить. Алкоголик: "Мне уже поздно бросать". Доброхот: "Бросить никогда не поздно". Алкоголик: "Тогда я сделаю это попозже, когда мне надоест выпивать". Единственный слабый аргумент - и доброжелатель потерпел фиаско. Статус и имидж На чувстве доверия основывается действие правила о влиянии статуса и имиджа убеждающего на убедительность его аргументов. Например, "наш человек" более убедителен, чем другие, уже потому, что он "наш". В аллегорической форме об этом говорится, в частности, в байке о столовой, где однажды разгорелись страсти в связи с вопросом зайчонка: почему медведь и волк целыми днями не при деле, но тем не менее исправно кормятся. На что заведующая - лиса, по-своему переосмыслив истоки заячьей философии (кто не работает, тот не ест), дала исчерпывающий ответ: "Кто у нас не работает, тот и не ест". Эмпатия к мишени воздействия "Проявляйте эмпатию к убеждаемому" - это правило позволяет обнаружить мишени воздействия на собеседника. "Влезание в шкуру" человека, способность посмотреть на окружающее его глазами позволяют найти его уязвимые места и те аргументы, которые для него будут самыми убедительными. Эмпатия предоставляет кратчайший путь к управлению партнером по общению. Нарушение запрещающих правил... ...препятствует аттракции, доверию и т.д. Оно обостряет способность к сопротивлению, делая даже не самого профессионального спорщика упрямым оппонентом. Дабы не злоупотреблять примерами, приведем лишь один из них, показывающий, что нарушение всего лишь одного правила убеждения - не загонять ,себя в угол - может разрушить весь процесс убеждения. Дискутируя, мы иногда приводим доводы, загоняющие нас же в тупик, что демонстрирует, в частности, приведенный выше диалог с любителем выпить. Фактически этот диалог, как заигранная пластинка. Повторяется всякий раз с неизменно отрицательным результатом. Слыша уговоры не раз и от разных доброхотов, алкоголик первой фразой начинает двухходовую манипуляцию. Его аргумент - ловушка, предполагающая ответ-клише, который парируется последующим аргументом. Сочетание высказываний с некими действиями может создать комический эффект или базу для взаимных "подкалываний": - На этом фото мне пять лет. - У вас уже тогда была лысина? - Да нет, просто вы фотографию держите вверх ногами. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |