Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. КОГНИТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В чем же заблуждаются все люди, когда же­лают счастливой жизни? В том, что прини­мают средства к ней за нее самое и чем боль­ше к ней стремятся, тем дальше от нее ока­зываются.

Взгляни, что доводит нас до безумия и что мы теряем со слезами, - и ты поймешь, что горек не урон, а мнение о нем. Никто не чувст­вует потери, - о ней только думают.

Луций Анней Сенека

 

Видный современный методолог, теоретик и исследователь в области когнитивно-конструктивной терапии Майкл Мэхоыи (1993) видит неслучайную параллель между принципами и практиками самовоспитания души и разума, провозглашенными еще античны­ми стоиками и эпикурейцами, и «жизненной философией» когни­тивной психотерапии. Из учений античных философов была почерп­нута идея панкогнитивизма, согласно которой в основе природы лежит «логос» - разум, идея, разлитые во всем сущем, обеспечива­ющие неодушевленным предметам устойчивое состояние, растени­ям - произрастание, животным - самодвижение, а богам и челове­ку - разум. Следовательно, для человека жить согласно своей при­роде, значит «жить по разуму», что и будет соответствовать его глав­ной нравственной цели - достижению добродетели. Этика стоиков (Зеннона, Клеанфа, Хрисипа) требовала максимальной рационали­зации эмоций и страстей, в качестве основных добродетелей чело­века провозглашала независимость, бесстрастие, обуздание неуем­ных желаний и умеренность. «Диалоги» Платона и «Письма к Лу-цию» Сенеки - прекрасная иллюстрация метода самосовершенство­вания. Это живая беседа, напоминающая одновременно и пропо­ведь и беседу друзей-единомышленников; поучение, убеждение, опора на примеры из жизни, легко запоминающиеся и входящие в душу сентенции - вот главные приемы воспитания души.

Позже рационалистическая философия Бэкона с ее оптимисти­ческой оценкой возможностей человеческого разума, эмпиризм Локка и Гоббса с его принципом доверия эмпирическому опыту и эмпирической проверке логических выводов, так же как и филосо­фия позитивизма У. Джемса, завоевавшая огромную популярность в XIX в., несомненно, составили философское основание когнити­визма и когнитивной терапии.

Когнитивно-ориентированная терапия сегодня - это более 20 раз­личных систем и модификаций направления, у истоков которого в 1950-1960-е гг. стояли А. Бек, А. Эллис, Дж. Келли, каждый из кото­рых, в свою очередь, отличался мерой близости к клинической прак­тике, философско-этическим системам и экспериментальной пси­хологии.

Иными словами, говоря о когнитивной психотерапии, мы по необходимости, в сугубо дидактических целях, упрощаем реальную карту неоднородного пространства когнитивно-ориентированной терапии, одни модели которой на сегодняшний день гораздо ближе к психодинамической ориентации; другие тяготеют к рефлексии эпи­стемологического аспекта когнитивизма как теории познания; тре­тьи представляют собой специальные узкоспецифические техноло­гии модификации когнитивно-поведенческих схем и т.д. Естествен­но, далеко не все нюансы мы сможем учесть при их обобщенном изложении.

Обрисуем схематично пространственно-временной контекст оформления когнитивной терапии в рамках когнитивизма 1950-1960-х гг. в США. Нет сомнения, что кроме «философии опти­мизма» впечатляющие достижения теории информации и кибер­нетики, а несколько позже интеграция когнитивизмом достиже­ний психобиологии «подпитывали» гуманистический пафос фор­мирующейся модели человека. В противовес «психоаналитичес­кому человеку» с его беспомощностью перед лицом мощных сил иррационального и бессознательного провозглашалась модель «человека познающего», способного прогнозировать будущее, контролировать настоящее и не обращаться в раба своего про­шлого.

Кроме того, широкой популярности этого направления способ­ствовала вера в позитивные изменения, достичь которые человек способен, перестраивая способы своего мышления, тем самым из­меняя субъективную картину мира. Таким образом укреплялось представление о «человеке разумном» - исследующем способы сво­его познания мира, перестраивающем их, создающем новые пред­ставления о мире, в котором он - активный деятель, а не пассив­ная пешка.

В дальнейшем, правда, клиническое приложение этих принци­пов значительно снизило градус их оптимизма, заставило изме­нить представление о мере свободы человека, осознать серьезные ограничения в способности самоисследования человека-пациен­та» кардинально изменить стиль общения с пациентом (с платоновско-диалогического на прямолинейно-директивный), увидеть узость (хотя и прагматическую выигрышность) симптомо-фоку­сированной терапии.

Со второй половины 1980-х гг. значительной ревизии подверга­ется и первоначально упрощенное представление о бессознатель­ном как об исключительно разрушительной силе, «искажающей» реалистическое видение реальности и приспособление к ней. Осо­бенно в варианте структурного когнитивизма (В. Гвидано, Дж. Лиот­ти) возрождается интерес к психологии развития, причем не толь­ко развития собственно познавательных процессов, но в первую очередь эмоциональных отношений со специальным акцентом на роли «отношения привязанности», «истории образования и раз­рушения эмоциональных уз» (Дж. Боулби). Естественно, что но­вый пересмотр соотношения аффективных и когнитивных процес­сов в порождении когнитивных ошибок не мог не повлиять на те­оретическую модель терапии. Гораздо больше внимания стало от­водиться сложной динамике терапевтических отношений в каче­стве фактора, облегчающего или затрудняющего когнитивную пе­рестройку.

Среди тенденций 1990-х гг. отметим также общее усиление ин­тегративных тенденций, благодаря которым укрепились связи кон­структивистского направления с гуманитарными дисциплинами -семиотикой, психолингвистикой и герменевтикой, что выдвину­ло на первый план проблему «значения» и поставило задачу раз­работки новой методологии, способной сочетать принципы фено­менологической понимающей психологии и классической экспе-риментальтики (вариант конструктивной психотерапии М.Мэхо-ни, Р.Неймейера и др.). Наметился союз клинических направле­ний с социально-психологическими и этологическими (например, «диатез-стресс модель» аффективных нарушений, союз индивиду­альной когнитивной терапии с системной семейной). Личностные и психосоматические расстройства все более ставятся во главу угла, заставляя пересматривать базовые теоретические конструк­ты, «добавляя» к разработанным ранее системам «включения» из современных психодинамических концепций и теории объектных отношений.

Тем не менее, несмотря на пестроту подходов, изменения в наи­большей степени затрагивают, на наш взгляд, скорее концептуаль­ный аппарат и теоретическую рефлексию исходных положений, в то время как практика психотерапии оказывается более консерва­тивной, сохраняя в целом приверженность ставшим уже классичес­кими стратегии и методам. Имея в виду названные вкратце тенден­ции, обратимся к изложению наиболее общих положений двух фун­даментально разработанных терапевтических систем - когнитив­ных моделей А. Бека - А.Эллиса и структурной модели В. Гвидано и Дж.Лиотти.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...