Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терапевтические взаимоотношения

Хотя В. Сатир активно проводила директивную семейную тера­пию, она также подчеркивала важность развития в семейных систе­мах сопереживания, оптимизма и искренности. Терапевт строит свои взаимоотношения с пациентом таким образом, чтобы в семье со­здавалась атмосфера, благоприятствующая обмену информацией с нормальными функциональными свойствами. Нормальная функцио­нальная атмосфера отличается тем, что допускает обсуждение лю­бых тем и вопросов, и никто при этом не чувствует никаких пут.


Терапевтический контакт такого типа создается тогда, когда тера­певт способен установить с каждым членом семейной системы от­ношения заботливости, сопричастности и сопереживания. Однако терапевт должен сразу избрать стратегию директивного ведения процесса и активно подталкивать членов семьи к выражению тех чувств, которые обычно отсутствовали в их деформированном об­мене информацией.

Как мы уже говорили, Д. Хейли всегда держал в центре внима­ния командный, или властный, аспект коммуникации. Весь вопрос в том, кто наделен полномочиями управлять поведением членов се­мейной системы и ставить условия, какими должны быть отноше­ния в семье. Коль скоро для любого вида взаимоотношений важен вопрос, кто у руля, то важен он и в терапевтических взаимоотноше­ниях. В испытывающих проблемы семейных системах каждый ста­рается избежать необходимости взять на себя ответственность за определение природы своих взаимоотношений. В терапевтической системе важно, чтобы тон характеру взаимоотношений задавал сам психотерапевт. Основополагающее правило просто и понятно: у те­рапевтических взаимоотношений иерархическая структура, а браз­ды правления и рычаги контроля у психотерапевта.

Давать директивы или установки - вот способ, которым психо­терапевт может изменить принятые в семьях правила построения взаимосвязей и обмена информацией. Если мать непрерывно вме­шивается в общение между сыном и отцом, психотерапевт изменя­ет ситуацию, дав матери установку прекратить вмешательство. Ди­рективы могут служить средством упрочения связей между психо­терапевтом и семьей-пациентом. Говоря людям, что надо делать, врач становится соучастником действия, важным для пациентов лицом.

Выполняет ли семья дома директивы и установки, борется ли она у домашнего очага с парадоксальными директивами, фигура врача незримо присутствует с ней всю неделю.

Изучив работы Мильтона Эриксона, Д. Хейли пытается исполь­зовать прямые и косвенные способы контроля терапевтических вза­имоотношений. Классическая иллюстрация тому - пример лечив­шейся у М. Эриксона пары, страдавшей ночным недержанием мочи. М.Эриксон сказал супругам, что абсолютной предпосылкой тера­певтического эффекта является неукоснительное выполнение инст­рукций врача. Затем он дал команду намеренно на протяжении двух недель мочиться в постель каждый вечер перед тем, как лечь спать. В конце двухнедельного периода супругам будет дана возможность одну ночь, с воскресенья на понедельник, не мочиться и поспать в сухой постели. На следующее утро, в понедельник, они должны от­кинуть одеяла, увидеть, что им предстоит еще три недели каждый вечер вставать в постели на колени и мочиться на свою простыню. Никто ничего не обсуждал, все только тихо повиновались. Результат был таков. Каждый вечер супруги с сильным отвра­щением мочили постель. Однако через две недели они проснулись утром в сухой постели! Они начали говорить о случившемся, но вспомнили, что им велели держать рот на замке. В тот вечер, не говоря друг другу ни слова, они нырнули в сухую постель. Так про­должалось на протяжении последующих трех недель.

Изменили ли супруги свое поведение сами или же просто следо­вали предписаниям психотерапевта? Осознавали ли они наличие па­радокса, или же врач держал их поведение под косвенным гипноти­ческим контролем? С точки зрения Д.Хейли, считающего, что те­рапия - это борьба за власть, методы и способы изменения сами по себе не важны. Важен результат - кто выиграл битву, а цель оправ­дывает средства.

Как проводится психотерапия

Лучше всего наблюдать за моделями коммуникации и модифи­цировать их, когда присутствует вся семья. Однако практикующие коммуникативную терапию работают также с супружескими под­системами и с отдельным членом семьи. Прием длится от часа до полутора часов, но терапевт обычно предполагает, что семья про­должит работу над симптомами дома, преодолевая трудные пре­грады его рекомендаций.

Целевыми пациентами первых лечебных курсов коммуникатив­ной терапии были семьи, в которых кто-либо из членов страдал ши­зофренией. Обычный курс лечения был весьма продолжительным и занимал от года до двух лет. Разработанный Институтом исследова­ния психической деятельности в более позднее время, краткосрочный курс терапии длится от нескольких недель до нескольких месяцев.

Поскольку большой объем информации сообщается невербаль­но, специалисты по коммуникативной терапии записывают на ви­деопленку сеансы своей работы с пациентами, особенно для того, чтобы помогать начинающим специалистам. Психотерапевт, веду­щий прием, располагается перед камерой, супервизоры и обучаю­щиеся терапии наблюдают процесс через зеркало с односторонней проводимостью (зеркало Гезелла). Видеоматериал используется для отслеживания схем коммуникации в семьях пациентов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...