Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Геополитика в современном управлении

«Геополитика – наука о методах воздействия политической, экономической и физической географии на внутреннюю и внешнюю политику».

Кроме того, геополитика позволяет моделировать поведение страны в будущем, давать рекомендации по корректировке её поведения, чтобы сохранить устойчивое положение данной страны. Также геополитика позволяет понять совокупность внешних воздействий, которые испытывают на сегодняшний день все страны. Понимание данных внешних воздействий необходимо, так как оно (воздействие) влияет на внутреннее состояние страны.

Являясь геополитическим субъектом, государство стремится занять устойчивое положение в своём геополитическом пространстве, используя такие факторы:

- цивилизационная общность населения государства;

- естественные границы. Наличие морских границ, горных хребтов, тек, а также климатические условия. Всё это даёт возможность обезопасить государство, или дать отпор в случае военной, экономической, идеологической, информационной агрессии.

- Важным для государства является наличие природных ресурсов, плодородных земель, полезных ископаемых, так как это влияет на независимость курса государства от других стран.

- Кроме того, уровень военной безопасности зависит от развитости таких структур, как сельское хозяйство, промышленное производство, интеллектуально-информационный потенциал страны.

Но наличие совокупности таких факторов в одно стране встречается редко. Поэтому каждое государство в целях обеспечения своей безопасности старается устранить дефицит какого-либо фактора за счёт другой страны. В связи с этим государство строит свою внешнюю политику тактическую и стратегическую, стремясь занять наиболее выгодное геополитическое положение.

Здесь наиболее ярко проявляются национальные черты этноса.

Выделяют несколько типов построения имперских общностей.

1. Колониальный тип. Для империй данного типа характерно владение колониями и военное или цивилизованное их подавление. Чаще всего коренное население колоний ассимилируется, теряет свои ценности, мировоззрение. К данному типу колониальных государств относятся США, Испания, Великобритания. В основе их ценностей – индивидуализм.

2. Национальный тип империи. Это нестабильный тип, так как, возникая вследствие воли отдельных правителей, с их смертью они прекращали своё существование. Этому способствует менталитет данного народа.

3. Цивилизованный тип империи. Наиболее совершенный тип государственного образования, так как существует в рамках пространства, занимаемого самой цивилизацией, и стремится расшириться, только до своих естественных границ. К их числу относятся Китайская империя, Индия, Персия, Россия.

Основным образующим стержнем данных государственных образований является не европейский индивидуализм, а коллективизм, преобладание интересов коллектива над личностными. Полезность личности здесь определяется только с точки зрения значимости её для государства, социальной организации. «Поэтому вековая культура и сложившиеся традиции утверждают такой тип социализации личности, когда смысл человеческой жизни как высшая и непреходящая ценность может реализоваться только при наличии общей объединяющей идеи».

Если такой стержень исчезает, то империя данного типа распадается. Так сложилось в Риме, Византии, России, Китае. Для таких империй характерна веротерпимость и уважение духовных основ других наций.

Геополитика относительно молодая наука и какие-то её положения могут вызывать споры. Одно несомненно: будущее принадлежит цивилизованным образованиям, которые окажут влияние на формирование новых государственных образований.

Тема 18. Государство – главный субъект социального управления

Существует большое количество определений, что такое государство.

Государство представляет собой многомерное образование, а также выступает как форма общества и имеет право распоряжаться общественными делами.

Среди всех видов управления, государственное управление занимает одно из основных мест.

Государство сосредотачивает в себе власть, где люди признают главенство воли других добровольно или нет, и строят свою жизнь в зависимости от норм и целей этой власти. Поэтому и государственная власть представляет собой властное политическое воздействие, которое основывается на правовой обусловленности, а при исполнении своих решений использует силу принуждения и другие механизмы регулирования.

Государство обладает системностью, благодаря чему достигается необходимая согласованность, целеустремлённость, координация.

Для успешного государственного управления необходимо уделять большое внимание социальному фактору. Государство необходимо обществу, так как с его помощью достигается национальная и личная безопасность, а для этого оно должно быть правовым и демократическим.

Современное общество предъявляет государству новые требования, которые появились в связи с произошедшими революциями: научно-технической, информационной и управленческой. Для того чтобы выполнить предъявляемые требования, главный субъект управления, то есть государство, обязано пересмотреть и изменить свои взгляды, действия во многих областях социального управления.

Сейчас государство предлагает различные свои функции: распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие и другие, разным субъектам управления. Тем самым, освобождая себя для творческого освоения новыми видами социального управления. Так как в настоящее время у нас в стране старая командно-административная система разрушена, а новая не создана, то деятельность государства часто носит спонтанный характер.

В настоящее время наблюдается отчуждение власти и народа, так как эффективность управления падает, наблюдаются дезорганизация, а данные моменты субъектом государственного управления не учитываются в полной мере. Эти процессы таят в себе социальные катаклизмы, которые могут произойти в любой момент. Чтобы избежать таких явлений, необходим социальный контроль со стороны общества государства, расширение демократии народа, развитие народного самоуправления.

«В настоящее время главная цель реформирования общественных отношений – повышение хозяйственной и трудовой активности населения в решение собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности, обеспечить благосостояние семьи».

Многие учёные считают, что для стабилизации и улучшения системы управления общественными делами необходимо корпоративное устройство власти, так как только в этом случае результатами труда сможет распоряжаться каждый человек, как равный участник властных отношений.

Для того чтобы успешно заниматься вопросами властного полномочия, представляющими собой выверение политического курса, нахождение государства в геополитическом пространстве, разработку стратегического развития общества, государство должно избавить себя от отягощающих функций и довериться демократии и народному самоуправлению.

Итак, необходимо формирование гражданского общества, которое поставит под свой контроль государство. Государству необходимо передавать права по распоряжению собственностью граждан, хозяйственной жизнью общества самим гражданам или трудовым ассоциациям, органам местного самоуправления. Таким образом, государство, в большей мере освобождая себя от этих функций, будет заниматься выполнением своей главной функцией – защитой безопасности общества, каждого гражданина на основе закона.

Государство должно находиться под контролем общества, а власть будет заниматься населением, и защищать его нужды и потребности на всех уровнях. Кроме того, в настоящее время государству необходимо выработать новый духовно-идейный стержень, наличие которого всегда являлось объединяющим и вдохновляющим началом для российского общества. А также необходима выработка доктрины общественного развития и механизмов её реализации, что ведёт к тщательному изучению науки управления, и включение её научных достижений в практику работы органов государственного управления.

Тема 19. Главная политика стабилизации общественной системы: управленческий механизм реализации

Для стабилизации общества и его развития, необходимо выработать и предварить в жизнь социальную доктрину. Эта доктрина должна реализовать себя в социальной политике.

«Цель социальной политики – создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определённых механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан».

Социальная политика подразумевает действия государства в социальной сфере. Механизм реализации данной политики является интегральным, так как включает в себя государственную идеологию, право, социальные стандарты, экономические средства, культуру, демографию, психологию, национально-этнические регуляторы.

В социальной политике можно выделить ряд принципов:

- формирование социальных ценностей и стандартов, являющихся важными для большинства населения;

- обеспечение солидарности общества (предотвращение конфликтов между различными социальными слоями);

- соблюдение критериев социальной безопасности (продолжительности жизни, повышение доходов, рождаемость, смертность);

- закрепление социальных нормативов (минимальный прожиточный уровень, семейный доход и др.).

В разработке социальной политики можно выделить несколько этапов.

1 этап. На этом этапе принимаются социальные доктрины общества, определяются социальные цели, выявляются минимальные гарантии социальной безопасности: улучшение здравоохранения, системы образования, пенсионного обеспечения, решение жилищных вопросов, снижение криминальной обстановки и др.

2 этап. На каждом направление выделяются приоритеты и в соответствии с этим определяются и разрабатываются комплексные целевые программы.

3 этап. По всем направлениям ещё раз уточняются целевые программы, задаются социальные ориентиры, устанавливаются сроки, пути реализации данных программ, выделяются ресурсы. По истечению сроков реализации данных социальных целевых программ, субъекты социальной политики государства (законодательные, исполнительные, судебные органы власти) отчитываются перед обществом об эффективности этих социальных программ.

В разработке социальной политики и в претворении её в жизнь участвуют такие ветви власти как законодательная, исполнительная, судебная власть, а также всё общество. Также общество осуществляет контроль реализации социальной политики.

Итак, из вышесказанного видно, что осуществление социальной политики, невозможно без активного участия населения. В связи с этим функции социального менеджмента различают по трём уровням.

1 уровень. Государство разрабатывает минимальные социальные стандарты, которые закрепляются в правовых нормах (обеспечение медицинским обслуживанием, продуктами, доступ к образованию, определение минимального прожиточного уровня).

2 уровень. Социальная политика разрабатывается на региональном уровне, то есть регионы обеспечиваются ресурсами и властными полномочиями для обеспечения населения социальными благами.

Для эффективного принятия и реализации программы центра необходимо, чтобы при разработке принципов социальной политики принимали участие регионы, в каждом регионе должна быть разработана своя социальная концепция и возрождение территории и, чтобы действия федеральной и региональной политики были согласованы.

3 уровень. Государство предлагает ресурсы и властные полномочия муниципальным сообществам и органам местного самоуправления для решения местных вопросов и проблем. В настоящее время для ведения успешной социальной политики необходимо соблюдать ряд принципов, направленных на социальное возрождение общества.

1. При создании рыночного хозяйства необходимо выделить социальные приоритеты, обеспечить меры социальной безопасности.

2. Необходимо уделять должное внимание мерам социальной защиты населения, осуществление которых должно находиться под гласным контролем общества. Необходима ответственность субъектов власти за уровень благосостояния граждан.

3. Необходимо осуществлять оценку ресурсов для удовлетворения социальных нужд, а также разрабатывать меры по оценке их использования.

4. Необходима направленность экономики на социальные нужды населения.

5. Необходимо, чтобы в основе бюджетной, налоговой, инвестиционной политики стоял социальный вопрос.

6. Необходимо, чтобы в региональной политике приоритетные места занимали вопросы по обеспечению минимального прожиточного уровня населения, формирования новых рабочих мест и повышения культуры обслуживания населения, обеспечение безопасности граждан.

7. На федеральном уровне необходима социально-экономическая оценка приватизации.

8. Разработка и реализация социальных программ:

- занятость населения;

- формирование новых рабочих мест;

- поддержка семьи;

- поддержка молодёжи, материнства и детства;

- укрепление здоровья людей.

9. Необходим учёт критериев «бедности» для разработки балансовых нормативов во всех социальных слоях населения.

10. Необходимо учитывать обеспечение новыми рабочими местами лиц, лишившимися работы в результате спада производства или закрытия предприятия.

Эти задачи подлежат первоначальному решению для эффективного действия социальной политики.

Тема 20. Поиск пути общественного развития – главная задача социального управления

Каждая страна постоянно находится в поисках оптимальных путей развития, так как последние позволяют успешно расходовать ресурсы, вовлекать интеллектуальные силы общества в процесс поиска решений, быстро выходить из создавшихся кризисных ситуаций. Так как сейчас весь мир находится в социальной, политической, экологической, экономической нестабильности, то принимаются различные решения, пути к переходу к устойчивому развитию.

«Новая модель должна строиться с учётом неразрывности задач социального, экономического, культурного развития и охраны природной среды всех стран и народов, основываться на изменение шкалы ценностей ведущих центров мирового сообщества».

Для осуществления этих идей необходимы новые подходы к разработке стратегии устойчивого развития мира.

Россия сейчас находится в центре всех нестабильностей, которые её окружают. И поэтому сейчас необходимы для неё пути эффективного выхода из кризиса. На взгляд многих учёных одним из таких путей может стать корпоратизм, где последний рассматривается, как особый тип обустройства всей общественной жизни: экономической, политической, духовной.

Корпоратизм основан на таких принципах:

«совладение и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными».

На основании сказанного можно выделить основные цели корпоративного пути развития.

1. Рост благосостояния населения.

2. Улучшения качества жизни людей, укрепление здоровья, рост продолжительности жизни.

3. Развитие творческого потенциала каждого индивидуума.

4. Возможность найти достойную реализацию своим способностям и талантам подрастающему поколению.

5. Обеспечение качества жизни всем социальным слоям общества.

Корпоративный путь развития может не только ставить перед собой данные цели, но и реализовывать их, так как ответственность и забота об этом лежит как на государстве, так и на органах местного самоуправления, муниципальных образованиях. Для достижения поставленных целей необходимо объединение всех сил общества.

В России корпоратизм известен издревле. Именно на нём основывалось и развивалось российское государство: основы совладения собственностью, союз местных сообществ, трудовая демократия и местное самоуправление. При корпоратизме особое значение имеет взаимоотношение между властью и обществом. Здесь на основе договоров муниципальные образования отдают часть функций и ресурсов центральной власти и имеют право спрашивать об эффективном их использовании в интересах общества. Центральная власть получает функции защиты безопасности граждан, накопления ресурсов и другие подобные.

Остальные функции и ресурсы передаются территориям, муниципальным образованиям, которые своими силами и под свою ответственность решают проблемы своих граждан.

Данный корпоративный путь может помочь России преодолеть тот кризис, в котором она сейчас оказалась. Корпоративные формы хозяйствования позволяют создать средний класс собственников, которые являются совладельцами природных ресурсов и совместного капитала.

Каждый гражданин и общество получают дивиденды от коммерческого использования природных ресурсов, экспортные пошлины и рента распределяются по счетам членов корпорации. При этом происходит рациональное распределение средств, часть из них идёт на личное потребление, остальное распределяется по фондам развития и социального обеспечения.

«Главное преимущество корпоративного метода хозяйствования перед капиталистическим и социалистическим хозяйствованием состоит в том, что богатство одних не создаётся за счёт других».

Здесь задача социальной политики состоит в том, чтобы предоставить возможность для творческого приложения своих сил, потенциалов.

Корпоратизм помогает эффективно использовать ресурсы, управленческие возможности территорий. Кроме того, корпоративная культура впоследствии помогает создать управленческую, организационную культуру, без которой сейчас немыслимо современное социальное управление. В заключении следует подчеркнуть, что эффективное социальное управление, выход государства из сложившегося кризисного положения во многом зависит от использования интеллектуального потенциала всего общества, информационно-аналитического усиления государства и демократического обсуждения создавшихся условий и решений.

Тема 21. Формирование инновационной управленческой культуры 21 века – главное условие рационализации современного социального управления

В настоящее время наблюдается кризис в социальном управлении, который основывается на противоречиях между субъектом и объектом управления. Преодоление данного кризиса невозможно без учёта фактора культуры, который в последнее время приобретает всё большее значение.

В управленческой культуре выделяют следующие элементы:

- управленческие знания (теория социального управления, менеджмента);

- общественные отношения управленческие и организационные, которые представляют собой материальный эквивалент знаниям, нормам, правилам;

- управленческая деятельность, с помощью которой в процессе социализации личности, последней передаются знания и ценности общества, что позволяет создавать условия для возникновения творческой личности, её культуры, развитие инновационных подходов к управленческой деятельности.

Сам механизм формирования управленческой культуры можно представить следующим образом:

- формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ и т.д.;

- развитие управленческих отношений;

- мотивация творческой деятельности в сфере управления;

- утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законом, морали, праву;

- разработка и внедрение управленческих технологий, которые объединяют между собой все вышесказанные этапы.

Сейчас весь мир испытывает трудности в области нравственности, духовности, культуры. В частности и в управленческой культуре, которая является частью общей культуры. Преодоление таких проблем должно происходить в обстановке добра и согласия, толерантности.

Невозможно навязывание ценностей культурных образцов одних стран другим, так как это может вызвать явление «культурошока», что приводит к дезорганизации человека в жизненном пространстве.

Конечно, необходимо, чтобы культуры разных народов добились полного взаимопонимания и согласия, и на основе этого мог возникнуть новый тип культуры, соответствующий всем заданным требованиям, состоящий из отбора всего самого лучшего.

Существует три типа управленческих культур: административно-командная, информационно-аналитическая и социально ориентированная.

Первая основывается на господстве административного права и государственных структур. Основной движущий мотив – это страх. Такая культура характерна для тоталитарных режимов.

Информационно-аналитическая культура подразумевает господство информационных технологий, компьютерных систем. Приоритетом здесь является технократический компонент.

Центром социально ориентированной культуры является человек. Здесь отдаётся предпочтение раскрытие творческого потенциала личности.

Из вышесказанного следует, что основу новой интегральной управленческой культуры должна составлять социально ориентированная культура, где во главу угла будут поставлены принципы гуманизма, защита, воспроизводство и развитие, как природы, так и человека.

Ближе всего к разработке данной концепции подошла Япония. Японцы смогли объединить классические концепции современной европейской культуры управления со своей самобытностью, созерцательностью.

Главный принцип их состоит в том, чтобы ориентироваться на отдалённые цели, не довольствоваться временными успехами. Кроме того, в социальном управлении приоритетом для них является человеческий фактор, главным является культура управления персоналом.

Культура управления основывается на знаниях многих наук, таких как: социология, политология, история, психология, информатика и др.

Но приоритетом в управленческой культуре пользуются знания, связанные с пониманием человека, его поведением в социальных организациях. В связи с этим большое внимание должно уделяться обучению управляющего персонала в различного рода специальных учреждениях, та как хорошо обученные и талантливые управленцы являются основой успеха в организации. Данные люди должны обладать незаурядными способностями в области организации людей, принятии стратегических решений, склонные к инновациям, владеющие принципами организационной культуры.

«Организационная культура – система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в данной организации, отличающаяся стилем руководства, показателями удовлетворённости работой, уровнем взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с организацией и целями её развития».

Исходя из этого управленец, входя в организацию, должен овладеть её принципами и в зависимости от этого определить стиль управления, который принесёт наибольший эффект в достижение целей.

Важнейшей частью управленческой культуры, да и культуры в целом, является управленческий интеллект. Он формируется на основе личного опыта, на основе научных знаний и является составной частью интеллектуальной собственности.

Необходимо частью управленческого интеллекта является способность к рефлексии, потребность в постоянном совершенствовании.

Сейчас интеллект становится национальным ресурсом. И в лучшем положении оказывается та страна, которая в полной мере может использовать и развивать интеллектуальный потенциал управления. Поэтому стратегической задачей социального управления является охрана, защита и стимулирование развития интеллектуального потенциала общества. В этой области выделяют такое понятие, как интеллектуальная культура специалиста управления, включающая в себя профессиональные знания, методологическое мышление.

В этой сфере необходима связь между социальным программированием и техническим, осуществляющая системный анализ и информационно-аналитическое обеспечение.

К формированию механизмов культуры управления также относят и управленческое консультирование, которое основывается на профессиональной помощи специалистов, оказываемой руководителям, в решении сложных и неординарных проблем. Консультант является социальным менеджером, носителем общечеловеческих ценностей, хорошо ориентирующийся во всех сферах общественной жизни.

Таким образом, в данный момент перед социальным управлением стоит задача формирования современной управленческой элиты, которая обладает профессиональными знаниями, творческим потенциалом и способна влиять на общественную жизнь, эффективно достигая поставленные цели.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...