Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеальная модель развития яяидпи

Развитие жизненных элементов цепи «идеальная модель — реальная личность» происходит неравномерно, несинхронно. Возможны опережения и отставания, замедления и ускорения в этом развитии, появление в одном или нескольких звеньях тенденций, препятствующих или способствующих процессам в других. Цепи в целом и каждому ее элементу закономерно присуща внутренняя дифференциация на противоположности. Состояние дуальных связей изменяется от равновесия и гармонии до антагонизма и жизненного кризиса. Только в своей индивидуальной и динамичной форме «идеальная личность» не является иллюзией, социальным соблазном или ложью.

Реальна коллизия, состоящая в том, что общественно провозглашаемый принцип поддержки внутренне свободной, самобытно осуществляющейся личности не реализуется в отношениях конкретных социальных групп, коллективов к своим членам. Над человеком, стремящимся к творчеству и личному росту, часто тяготеют отчужденность, равнодушие или жестокость группы. Это нарушение связи общей и частной детерминации личности придает общественным воздействиям на нее стихийный характер, овладеть которым оказывается не по силам ни самой личности, ни любящим ее близким. Рассогласование тенденций к индивидуальному развитию и сущности конкретной обстановки жизни порождает в личности опустошенность, состояния одиночества, социальную апатию. Вместо жизненного выявления своих сил и потенций, она вынуждена тратить энергию жизни на защиту от деструктивной среды и постепенно приходит к внутреннему противостоянию социуму. Ее активность лишается момента производства ценностей для других.

Превращение конкретной обстановки жизни личности в оптимальное пространства индивидуального развития выступает одной из ведущих социальных и психологических задач.

Существует противоречие между общей ориентацией общества на воспитание самостоятельной, способной к саморазвитию личности и содержанием распространенных приемов педагогической деятельности. Она должна быть психологически глубокой, гибкой, активизирующей самопознание, а ее ожидаемые эффекты должны состоять в актуализации и формирова-


Глава 1

нии ценных свойств и отношений личности. Однако наличный воспитательный инструментарий не всегда наполнен развивающим, жизненно близким для личности содержанием.

Указанное противоречие влечет за собой другое. Из-за отсутствия необходимого психолого-педагогического управления личность может испытывать трудности в принятии, освоении и объективации социокультурных ценностей. У нее не образуется для этого необходимых внутренних предпосылок: мыслительной культуры, чуткого нравственного сознания, рефлексивной способности и художественного воображения. Но именно они делают возможным перевод ценностей коллективной жизни в реалии индивидуальной жизнедеятельности личности, что представляет конечную цель педагогики гуманизма.

Давно нуждаются в пересмотре принцип жесткой предметной дифференциации и принцип репродуктивного обучения в школе и вузе, при которых учащиеся узнают о многом различном, но затрудняются в генерировании творческой мысли, в поиске и исследовании проблем, в синтезе полученных знаний. Принцип основан на абстрактном представлении о личности как вместилище отдельных познавательных потенций, вызревающих в определенные когнитивные умения при строгом соблюдении регламентов стимулирования и закрепления. Такой образовательный подход отчужден от онтопсихологии целостного интеллектуального потенциала личности.

Становящаяся личность, проживая неповторимую жизнь, может отторгать далекие от ее ожиданий унифицированные формы и предметы «мозаичного» образования и развития. Она спонтанно стремится найти техники целостного познания и овладения жизнью, понять, к чему призвана, найти органичные себе способы самовыражения и жизненные роли. Чтобы педагогически и психологически поддержать этот процесс, нужно на всех уровнях управления индивидуальным развитием (общенаучном, конкретно-научном, методическом) видеть в личности сложную взаимозависимость свойств и линий жизненной эволюции, акцентируя единство личностных отношенийкак зрелый внутренний эффект множественных общественных воздействий.


Идеальная модель развития личности____________________________________________________щ

Путь формирования личностного интеграла пролегает, в частности, через психологическую организацию «критических развивающих ситуаций», где индивид реализуется цельно, свободно, одновременно в интеллектуальном, действенном, нравственном, эстетическом и рефлексивном планах. При этом, слитость развивающихся отношений не исключает их относительной автономии, обусловленной разделением форм общественного бытия. Очевидно, ведущим в практике развития личности как субъекта отношений должен выступить целостный подход в сочетании со специфическими воздействиями на развитие каждого отдельного отношения.

Отмеченные коллизии при их верном понимании и постепенном преодолении выступают активными силами движения к культурному и общественному идеалу, задающему ценностную перспективу индивидуальности.

Как одну из ключевых проблем, психология отношений исследует закономерности внутреннего воплощения идеальной модели в конкретной личности или, по выражению С.Л. Рубинштейна, «вбирания идеала внутрь индивида». Решается вопрос о ближайшем соотношении индивидуальной жизни с идеальным каноном будущего или о зрелых отношениях личности.У индивида на основе творческого анализа и синтеза выявляется ряд существенных личностных свойств. Это происходит в соответствии с идеальными критериями обобщения, намеченными в философско-психологических учениях, которые подчеркнули подлинность, полноту, всецелость, универсальность и уникальность человеческой жизни. Критерии можно представить в следующей системе.

Важнейшим идеальным свойством личности является разносторонность, означающая возможность индивидуального осуществления многих сознательных и деятельных связей с обществом. Она может формироваться в результате овладения личностью целостными инвариантами профессиональной и социальной активности. В инвариантах сведены все основные моменты, развивающие личность в качестве интеллектуала, или умелого пользователя технологий, или художника, или философа, или деятеля, или управленца и т. д. При этом каждый инвариант предполагает множество специализаций внутри ведущего пути развития и одновременное включение индивида во все другие формы жизнедеятельности,'


Глава 1

расширяющие главный путь и формирующие другие функциональные «ипостаси» личности.

Разносторонняя деятельность индивида — это прежде всего его собственная, согласованная со свободным внутренним выбором и побуждением активность, снятие внешнего по отношению к личности характера общественной жизни. Изнутри инициируемая многоплановая активность детерминирует развитие различных способностей субъекта. Личность целостно реализует потенциал всеобщих человеческих способностей к жизни,охватывающих мышление, предметные действия, художественное видение мира, нравственные деяния, самопознание, поддержание телесного здоровья. Способности, дополняя и проникая друг в друга, образуют единую и разнообразную сущность индивида, .которая проявляется в богатстве его потребностей и ценностных стремлений. Разносторонность способностей и побуждений определяет свободу перехода от одного частного вида деятельности к другому. Это происходит не только в условиях расширенной деятельности, но и при концентрации индивидуальной активности на определенном фрагменте (материально-производственном, информационном, научном, социально-политическом, гуманитарном и т. д.) общественной жизни. Внутренняя разносторонность не исключает, а предполагает сосредоточение способностей личности на каком-либо узком направлении деятельности. Однако здесь на частном предмете фокусирует свои усилия не «одномерный» человек, замкнутый на локальных отношениях, а человек, проникающий во многие-сферы жизни.

Разносторонние бытие и качественная организация личности требуют и создают ее внутреннюю гармонию.Она означает: относительное соответствие условий жизни — деятельности — возможностей — сущностных качеств личности по направленности и уровню развития; пропорциональность реализации различных отношений и форм активности; соразмерность развития свойств и отношений, исключающую способ жизни, при котором бытие становится устремлением к единственной частной цели; внутреннюю удовлетворенность, равновесие, j η основанные на осознании и переживании многомерного •О простора своей жизни, в которой все кажется согласо-


ванным со всем; отсутствие тех деструктивных коллизий, которые оказываются более сильными, чем возможности личности удержать себя в состоянии положительного развития; равновесие оппозиционных личностных тенденций как результат зрелого самоотношения индивида.

Разносторонность и гармоничность как атрибуты личности формируются при условии ее свободного включения в отношения развивающей взаимной зависимости с другими людьми — в отношения коллективности. В данных связях индивиду открывается смысл духовного единства людей, который становится содержанием его «я». Он осознает и истолковывает влияния на себя других, принимает и ценит их бытие в себе, остановленное в форме мысли, образа и переживания. Его «я» дано ему как «мы», в котором все другие «я» суверенны в изъявлении своей воли к другим. «Мы» входит в личность множественностью и многообразием духовных, природных, деятельных сил, и если личность принимает их как ценности, они перестают быть внешними для «я», становятся ее собственными силами. Реализуя эти силы, личность испытывает благодарность другим за их отдачу себе. Это побуждает ее так же «быть» и «оставаться» в другом как талантливое «я», равное со всеми в составе «мы». Суть побуждения в том, чтобы улучшить жизнь другого, раскрыв для него смысл духовного поиска, созидательной практики, самопознания. Такое интегральное побудительное отношение пронизывает все бытие личности и определяет ее внутреннюю целостность.Все в личности становится подчинено единому началу — диалогической этике в отношении к другому человеку и самому себе.

Одним из ведущих смыслов этической жизни является выход личности на уровень масштабной социальной деятельности: производство идей, формирующих гуманные установки общества и способствующих взаимным духовным и культурным влияниям людей; осуществление действий, помогающих другим осознать тяготы и противоречия их жизни, показывающих реальные пути их положительного преодоления; соединение с другими в одном общем деле, осмысленном и принятом каждым участником как собственное желание и инициатива. Це- ..■, лостное этическое отношение сопряжено в личности с "


Глава 1

тенденцией к уникальному самоопределению ради наибольшего вклада в коллективную жизнь; действия, направленные на благо других, закономерно включают моменты творчества. У личностного единства в измерении высокой человечности обнаруживается творчески-нравственная основа.

Модель разносторонней и целостной личности основана на обобщении множества конкретных мотивов, смыслов и действий, реализованных субъектом в качестве индивидуальности, то есть она является репрезентацией неповторимойи уникальнойличности. Эти свойства выступают здесь выражением универсальности человека. Значительность жизни и отношений отдельного человека в масштабе общности обусловлена преобразующей направленностью и общепризнанной ценностью индивидуального осуществления лучших канонов человеческого бытия и культуры.

Неповторимость, разносторонность, гармоничность, творчески-нравственная целостность являются предельными социокультурными критериями зрелости личностных отношений.Они обращены скорее в будущее, чем в настоящее, однако, имеют реальные корни и в наличных социальных условиях.

Идеальные качества как критерии зрелости личности не могут быть непосредственно перенесены в психологическое исследование. Должны быть учтены актуально присущие нашему обществу конкретно-исторические возможности, пределы и ограничения развития отношений личности, а также минимальные и максимальные уровни индивидуальных достижений в этом развитии. Нужно принять во внимание все существенные коллизии современной социальной организации, которые сужают или расширяют границы индивидуально-личностного развития. Необходимо учесть общественно заданные меры позитивного разрешения личностями противоречий принятия идеальных ориентиров жизни, конкретно-исторический диапазон индивидуального самоопределения, специфические особенности содержания и структуры реальных отношений индивидов в данном социуме. Все это означает применение в психологии личности принципа «социального типа».


Глава 2

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП

ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В контексте нашего рассмотрения на первый план выходит социальный тип, который является исторической конкретизацией идеальной модели, дифференцированным социальным содержанием, присущим определенной категории индивидов, системой актуальных критериев эффективности общественного развития личности. Если идеал является потенциалом становления человека, то данный тип выступает возможной в данном обществе формой зрелой личности или в теоретическом смысле — акмеоло-гической моделью личности.Другие социальные типы могут быть определены как устойчивые варианты выраженности, частичного развития или отклонений от акмеологического типа.

Множественность социальных типов любого современного общества может быть объяснена различной выраженностью и соотношением ряда факторов, к которым прежде всего относятся: —разнообразие объективных связей личности с обществом;

—личностная активность в освоении разных форм общественной жизни;

—развитие личности как субъекта деятельности и отношений;

—уровень я-организации личностью своей жизни — в обществе; 10


Глава 2

—специфика преломления во внутренних свойствах индивида конструктивных и деструктивных общественных тенденций;

— устойчивость и объем социально ценных позиций личности; ,

—продуктивность деятельности и масштаб перемен, совершаемых личностью в общественных отношениях и собственной жизни;

—присущие личности отношения к жизни, их взаимодействие и противоречия.

В социальных типах представлены закономерные для данного общества интегралы указанных факторов, которые могут выступить «типообразующими», то есть основаниями типизации личностей.Типы объединяют личностей общественно открытых или замкнутых в кругу частных интересов, деятельных или пассивных, альтруистически или эгоистически ориентированных, самостоятельных или зависимых, глубоко понимающих жизнь или ситуативно определяющихся; созидающих или разрушающих; продуктивных или непродуктивных, расширенных или ограниченных в своих жизненных отношениях, достигающих внутренней гармонии или внутренне противоречивых и т. д.

Социальный тип в отличие от идеальной модели, являющейся критическим определением «личности вообще», воплощает способ проникновения широких общественных ожиданий к развитию человека в индивидуальную жизнь. Идеал выражает то существенное, что характерно для всей ставшей и становящейся системы культурно-исторических отношений личности. Социальный тип показывает, как идеальный канон может возникать, развиваться, действовать в отдельных отношениях индивида, во взаимодействии отношений и в системных качествах каждого отношения. В психологии отношений личности категория «социальный тип» означает концептуальный переход от философско-социологических определений к собственно психологической теории и методике.

Строение социального типа может быть рассмотрено с точки зрения развивающихся у личности инди-


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...