Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Выбор тех или иных жизненных отношений как предметов психологического изучения, моделирования и воздействия должен отвечать ряду требований вненаучного и внутринаучного характера. Он не может быть эмпирически произволен, обусловлен случайными обстоятельствами, задан доступным, но неспециализированным инструментарием или зависим исключительно от поисковых и практических склонностей психолога. Выбранные отношения должны воплощать то самое существенное, что свойственно коллективной и индивидуальной жизни в данный исторический момент. Кроме того, выбор отношений должен соответствовать социальному запросу на изучение и развитие конкретного личностного содержания у общественно ведущих категорий людей или значимых персоналий. Это основные вненаучные требования. К внутринаучным приоритетам принадлежит познание отношений, посредством которых формируются ценные бытийные свойства личности. Значимым становится изучение отношений, расширяющих личности границы самоосуществления, самопознания и углубляющих индивидуальное понимание жизни. Своевременным является исследование тех отношений, закономерности которых могут серьезно повлиять на обновление психологической теории личности и принципов развивающей практики.

Промоделируем выбор социально и научно при-9П оритетных жизненных отношений.


Психологическая модель развивающего взаимодействия_____________________________________|

Система ценностей человеческой жизни актуально обращена к личности тремя образующими. Во-первых, возрастает ценность профессионально-творческого развития человека. Оно может происходить в социально перспективном, мобильно совершенствующемся, интеллектуально емком, высоко оплачиваемом и справедливо оцениваемом труде, зависящем от индивидуальной инициативы, одаренности и мастерства субъектов.

Во-вторых, утверждается ценность человеческого интеллекта. Индивид, самостоятельно вступая в сложные и динамичные связи, сложившееся в профессиональной, социальной и духовной жизни, уходит от стереотипно-упрощенных или отвлеченно-схематичных способов объяснения мира и бытия. Новая динамика жизни порождает мысль, направленную к углубленной интерпретации тех отношений, субъектом которых человек выступает. Одним из результатов этого процесса является цельное понимание индивидом своего существования и единичного положения в мире. В процессах онтологического осмысления сочетаются ясность теоретических обобщений с оригинальностью и многообразием конкретных познавательных позиций личности. Достигается интеллектуальная свобода, выступающая критерием духовно-практической культуры индивида и фактором интеллектуализации общества.

В-третьих, новую реальность и жизненный смысл приобретает нравственное самоопределение человека. Особо ценными становятся тенденции превращения индивидом своего труда и ума в человечные и человечески ориентированные, определенность его нравственных установок не в ущерб толерантности, тонкость и креативность этических отношений, нравственное саморазвитие не только за счет усвоения моральных категорий и следования моральным запретам, а прежде всего на основе личных нравственных поступков. Современное нравственное поведение повинуется и эмоциональному порыву, и глубинному этическому чувству, и свободному волеизъявлению, и истине, заключенной в отношении человека к человеку. Нравственный поиск поддерживается знанием культурной традиции, философской мудростью, рефлексией! а'мышление и


Глава 3

самопознание индивида становятся этически содержательными.

Интеллектуальное и нравственное становление приобретает особое значение в контексте интенсивной профессиональной активности субъекта в новейших организационных структурах. Триединство профессионального творчества, интеллектуальной и нравственной зрелости становится сейчас главной личностной силой общества.

Определение предметом психологического изучения и развивающей практики трех названных ценностей-отношений отвечает научной задаче раскрытия тенденций, представляющих на индивидуальном уровне наиболее общие закономерности бытия и развития человека. Так, закономерность, состоящая в воссоздании человеком общественных отношений посредством овладения способами продуктивно-производящей деятельности, в которой он осваивает мир общественных символов, идей и предметов, реализуется в индивидуальной жизни при формировании профессионально-творческого отношения личности. Закономерность, состоящая в овладении человеком благородными способами общественного разделения, организации и оценки результатов духовно-практической деятельности, осуществляется в форме нравственного отношения личности. Закономерность, состоящая в свободном познании мира, бытия, собственного «я», реализуется в интеллектуальном отношении личности к жизни. Поскольку все три закономерности онтологически неразрывны друг с другом, то едины и реализующие их индивидуальные отношения.

Многосторонне обоснованный выбор отношений ведет к актуализации ряда известных методологических установок персонологии: холистической, динамической, историко-культурной, развивающей и прогностической. Взгляд на отношения, улавливающий их целостность, взаимосвязи, генетические зависимости, условия становления и перспективную динамику, неизбежно даст импульс новым эмпирическим исследованиям и психологической практике. Подход психолога, пп создающего концептуальные модели индивидуальной »£ жизни, будет основываться на фундаментальной тео-


Психологическая модель развивающего взаимодействия

рии и воплощаться в авторских методических разработках. Согласованная реализация названных методологических установок приведет к качественным изменениям взаимодействия в диаде «психолог — другой человек». Гуманистические ориентиры психолога сообщат ему характер индивидуализированного диалога и активного взаимовлияния, одним из конструктивных эффектов которого будет «продвижение другого в развитии». Такие взаимоотношения можно обозначить как развивающее взаимодействие.( 39)

При его построении формируется ансамбль новых связей и зависимостей. Общая персонологическая позиция психолога, обращаясь к жизни другой личности, выступает в операциональной форме теоретической модели развития данной личности в естественных для нее жизненных условиях и в соответствии с ее индивидуальностью. Теоретическая модель уточняется в активном исследовательском сотрудничестве, сопереживании и душевном обмене психолога со своим партнером по взаимодействию. Согласно С.Л. Рубинштейну, самое глубокое и проникновенное психологическое познание может быть достигнуто в деятельности психолога, который был бы для испытуемого как своего партнера «сократовской повивальной бабкой» его нарождающихся дум, целителем душевных недугов, руководителем в разрешении жизненных конфликтов, помощником в преодолении трудностей, о которые споткнулась его жизнь. ( 33 ) В проникновенном психологическом взаимодействии изучение, развитие и саморазвитие личности слиты в едином процессе; исследование непосредственно переходит в развивающую деятельность и приобретает силу жизненной реальности в ее результатах. Моделируя развитие личности, психолог развивается сам. Растет его профессиональная компетентность, общение с людьми становится искусством, приобретается мастерство самоактуализации и рефлексии, необходимое для его деятельности. Человек создает жизнь человека и в этом процессе творит самого себя. Этот феномен определяет суть развивающего взаимодействия.

Данная форма психологической деятельности как «п пример эффективной субъект-субъектной связи лично- "и

2 Психология личности


Глава 3

стей давно отмечена выдающимися психологами и педагогами как важнейшая. Сегодня она в наибольшей степени отвечает содержанию и социальной роли пер-сонологии. Однако ее всестороннее обоснование является скорее делом будущего, чем настоящего. Предлагаем свою концептуальную версию развивающего взаимодействия, акцентируя его методический аспект.

Деятельность психолога по определению выступает как система поступков, адресованных другой личности. Его задача состоит в том, чтобы своими поступками вызывать ответные поступки, в которых могли бы сформироваться внутренние условия социально ценного поведения другого. Поступком является та действительная позиция, которую занимает психолог по отношению к личности: уважение или неуважение ее достоинства, стремление действовать в ее интересах или эгоцентризм и отчужденность, доброжелательность и открытость или высокомерие. В качестве поступков выступают исследовательские ориентации психолога: гуманные или деструктивные, обращенные к человеку-цели или человеку-средству, возвышающие или унижающие другую личность. Поступком становится опосредованное и отсроченное воздействие, которое оказывает на личность содержание примененных психологом методов, стиль профессионального обращения с ней, а также смысл сообщенных ей результатов проведенной работы. Главной заповедью развивающей деятельности является ответственность человека за другого, за свои побуждения и действия по отношению к нему.

Участие в психологическом процессе должно принести личности удовлетворение, веру в социальную заинтересованность и внимание к ней, убеждение в возможности самопознания и самореализации. Исследование может стать началом лучшего понимания и овладения личностью своей жизнью. Развивающие средства, применяемые психологом, личность может осваивать как приемы самовоздействия.

Моделирование развивающего взаимодействия, ориентированного на личность как субъекта жизненных отношений, включает следующие принципиальные моменты.


Психологическая модель развивающего взаимодействия__________________________________щц

Во-первых, выделяются акмеологические или социально приоритетные отношения, для формирования которых есть реальные предпосылки в локальной зоне личностного роста.

Во-вторых, создается теоретико-методологическая концепция развития личности, основанная на философских, культурологических, социологических, психологических положениях об индивидуальной жизни и жизненных отношениях.

, В-третьих, строится теоретически обоснованная методическая модель развития отношений, отвечающая требованиям развивающего взаимодействия.

В-четвертых, эмпирически осуществляется развивающее взаимодействие.

В-пятых, теоретически обобщаются результаты взаимодействия и определяются перспективные пути и приемы психологического развития личности.

Остановимся на методической стороне развивающего взаимодействия, которая связана с непосредственными влияниями психолога на личность другого. С этой стороны взаимодействие может быть рассмотрено как динамическая система, включающая:

1) содержание взаимодействия, определяемое качеством формируемых отношений, например, интеллектуальное, нравственное, профессиональное, рефлексивное;

2) развивающую ситуацию;

3) процесс взаимодействия;

4) методические приемы или инструментарий взаимодействия;

5) внутриличностные условия и уровень готовности личности к взаимодействию — развитию — саморазвитию;

6) внутренние и внешние эффекты взаимодействия у личности-адресата, изменения ее психической и действенно-поступковой сторон жизни.

Основные положения, относящиеся к содержанию взаимодействия и к его прогнозируемым результатам, были намечены выше. Рассмотрим другие составляющие системы. 35

2*


Глава 3

В понятии «развивающая ситуация»подчеркивается зависимость взаимодействия от исследовательской стратегии и реальной развивающей деятельности психолога. К уже сказанному о его позиции следует добавить, что развивающая ситуация задается построенной методической моделью взаимодействия и процедурой ее практического применения. Ситуация должна быть для личности-партнера значимым моментом, органично вписывающимся в ее образ жизни и вместе с тем приподнимающим ее над привычным уровнем бытия. Отличие этой ситуации от других звеньев жизненного процесса заключается в том, что в ней — минимум стихийности, расхождения внешних условий с внутренними устремлениями личности, максимум возможностей для ее творчества и самовыражения ее лучших свойств. Ситуация носит критический характерв том смысле, что в ней активно и согласованно действуют ведущие условия, влияющие на развиваемые жизненные отношения. Она получает необходимое направление развертывания и ожидаемый исход, если психолог сумел охватить своей деятельностью все ее существенные компоненты и детерминанты.

Организация психологом развивающей ситуации предполагает ее поэлементный анализ, дифференциацию личностных и внеличностных, объективных и субъективных, устойчивых и изменяющихся, локальных и выходящих за пределы ситуации условий. Психолог строит ситуацию как целое, проблемно соотносит ее элементы и условия, мысленно удерживает их систему и тонко прослеживает их динамику. Он режиссирует развивающее взаимодействие, исподволь влияет и вводит содержание психологических воздействий в ткань самопознания и самодеятельности личности. Создание развивающей ситуации и свободное продвижение личности в ней — творческое событие в жизни психолога.

Качественная ориентация и психологический смысл развивающей ситуации детерминируют процесс развивающего взаимодействия,в котором ситуация ппосуществляется, длится, последовательно разворачивали ется в событиях, связывающих психолога и другого.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...