Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Прежде чем перейти к философским идеям, преломленным в содержании психологии отношений,остановимся на некоторых методологических принципах ее построения.

Ведущим является принцип целостности,состоящий в раскрытии структурных внешних и внутренних связей жизненных отношений и обусловленный бытийным единством объекта психологического развития — индивидуальной личности.

В онтологическом понимании индивидуальной жизни формирование целостной личности потенцировано реальными связями индивида с миром, имеющим собственные законы существования и развития. Включаясь в телесно-психическую и духовно-практическую реализацию объективных законов, постигая действительность в ее существенных свойствах и ценностях, индивид превращает закономерности природного и общественного бытия в психологические законы своих отношений к жизни, приобретая при этом устойчивое личностное содержание. Он становится единым центром сознательных и глубинных интенций к воссозданию отношений как закономерных личностных форм своей жизни, т.е. развивается в качестве субъекта. Его личность извне и изнутри оформляется как целое. Личность-субъект способна определять движение своих жизненных отношений, соотносить и связывать их, различать и объединять на новом уровне. Целостная орга-RJJнизация субъекта, проявляющаяся в согласовании


Экзистенциальный смысл развития жизненных отношений_________________________ |

эмпирических отношений, на уровне сознания представлена в «я», которое утверждает свое единство во множестве осознанных действий, побуждений, переживаний, в актах представления, мышления, воли. В индивидуальном бытии сознательно проводятся те или иные общие идеи, общие смыслы и ценности, динамически выражая «личностное целое». В развитии жизнедеятельности субъект вновь и вновь возвращается к себе, совершает самообобщение, открывая основную жизненную «идею я» или создавая «концепцию я». Единство «я» через свою дифференциацию во множестве состояний сознательной жизни не только не теряется, но напротив, усиливается. Возвращение к себе, рефлексия на себя или утверждение себя в своем проявлении есть то, что называется самосознанием (В. Соловьев). Осуществляясь в самосознании и осваивая целостный способ бытия, личность-субъект изменяет прилежащий мир согласно его законам, создавая новое, вступающее в гармоничное единство с сущим. Свойство целостности присуще, таким образом, и условиям бытия личности, и ее духовно-практическому существованию, и внутреннему качественному «ядру» личности, и ее «я», и результатам ее жизнедеятельности.

Принцип уровневого определенияотношений состоит в применении к их раскрытию идей об универсальных, общих, типичных, индивидуальных условиях внешней и внутренней жизни личности. Это соответствует философскому, социокультурному, типологическому и индивидуально-психологическому уровням моделирования жизненных отношений.

Данный подход вызван сложной детерминациейличности. Исходная обусловленность всеобщими законами человеческого бытия приобретает в личностном существовании типические и индивидуализированные формы. Становление личности происходит в зависимости от конкретно-исторической и культурной обстановки развития индивидов в данном социуме, от принадлежности личности к определенной социальной группе, имеющей особые качества деятельности, сознания и поведения. Оно также зависит от специфических, относящихся только к этой личности условий,


Глава 4

обстоятельств, событий, образующих пространство, объективное время и локальную зону развития индивидуальной жизни. Необходимыми факторами становления являются складывающиеся в процессе жизни уникальные внутренние способы саморазвития личности и определившаяся субъективно-временная динамика ее жизненного пути. Внутренние детерминанты направляют личностное существование по неповторимому контуру взаимодействия сознательных и бессознательных тенденций. Многоуровневая детерминация выступает в зрелом бытии как субъективное освоение личностью объективных условий жизни и самостоятельный перевод их в психологические формы жизненных отношений, то есть как самодетерминация. ( 37) Неразрывная связь детерминации и самодетерминации личности, разные степени опосредованности и обобщенности детерминирующих факторов придают личностным отношениям определенные характеристики. Во-первых, в интегральной структуре отношений и в структуре отдельного отношения могут быть выделены элементы различной степени общности: всечеловеческие, культурно-типичные, социально-типичные, психологически типичные, индивидуально-неповторимые. Во-вторых, в содержании и динамике отношений можно обнаружить действие закономерностей, зависящих в основном или от объективных условий жизни личности, или от условий, заданных ее сознательным субъектным началом, или от процессов и содержимого ее бессознательного.

Реализация индивидом единого человеческого потенциала через систему отношений в их всеобщих, общих, особенных и единственных проявлениях выступает онтологической основой целостного иерархическогоподхода к личности. В нем должна осуществиться дальнейшая психологическая конкретизация общей теории детерминации, взятой в человеческом измерении и обращенной к раскрытию индивидуальной жизни личности, т.е. должна быть продолжена разработка принципа детерминизма как важной методологической позиции современной психологии. В -гп исходном обосновании этого принципа С.Л. Рубинш-3' теином, единичное и всеобщее, низшие и высшие


Экзистенциальный смысл развития жизненных отношений______________________________ ■

уровни, общие и специфические законы и категории, взаимосвязь и взаимозависимость в горизонтальном и вертикальном планах дают возможность раскрыть сложную структуру конкретного явления. Это раскрытие связано с уходом от внешнего взаимодействия, внешних отношений и с обращением к внутренним закономерностям самодвижения, саморазвития явления. (33)

В соответствии с не утратившими актуальность методологическими установками С.Л. Рубинштейна, перспективы психологии личности следует связывать с синтетическим применением и развитием трансформированных категорий онтологии, социальных учений о человеке, философии жизни, экзистенциальной теории и т.д. Создавая персонологические концепции, можно идти путем приоритетного извлечения идей из гуманистического философского наследия, показавшего человека как творческого субъекта в мире.

Соединение философии и психологии личности должно отвечать принципу концептуального переводафилософских положений в психологический план. Это означает не формальный перенос, не поверхностное приложение, а наполнение психологических понятий философским знанием, которое объясняет или интерпретирует многие личностные закономерности, позволяет увидеть то, что глубоко скрыто в индивидуальных жизненных связях. При этом речь идет не об утрате психологией личности своего специфического содержания и значения, а о приобретении ею большего масштаба социальных, культурных, интеллектуальных влияний. Способом и результатом такого перевода может стать создание интегральной теории индивидуальной личности.Некоторые ее аспекты, касающиеся жизненных отношений, намечаются далее на основе двух развивающихся направлений философии: экзистенциальной философии, рассматривающей диаду «личность — другая личность» и взаимоотношения в ней как ключевую единицу общественной жизни; онтологии индивида, исследующей, как внутри бытийных отношений социума функционируют жизненные отношения отдельной личности и как они зависят от свойств субъектов личностной диады.


Глава 4

Авторская постановка различными учеными фи-лософско-психологических проблем индивидуальной личности в перспективе приведет к существенному обогащению и обновлению эмпирических, в том числе развивающих, подходов. Последние, обладая современным концептуальным контекстом, будут легко переводиться в разнообразный инструментарий, благодаря которому фактические данные о личности смогут интерпретироваться на уровне креативных обобщенных конструктов.

В психологии жизненных отношений теория индивидуальной личности может быть преломлена следующим образом. Ряд избранных идей, развитых на стыке философии и психологии, центрируются на категории «жизненное отношение личности», выводятся и структурируются положения о факторах возникновения и существования отношений, о личности как субъекте отношений, о необходимости для их становления другого субъекта, об особенностях процессуальной и качественной сторон отношений, об источниках их внутренней активности и саморазвития, об отношениях как способах продуктивного самовыражения личности в мире, и т. д. Эти положения объединяются общей идеей о развитии отношений. Связь положений о развивающихся отношениях, если ее представить в виде сжатой «формулы» понимания и «алгоритма» исследовательских действий психолога, выступает философско-психологи-ческой моделью развития отношений личности.

Принцип, или метод, моделированияявляется еще одной методологической позицией при построении психологии жизненных отношений на всех ее уровнях Поясним, что в психологии личности может подразумеваться под «моделью».

По форме модели представляют собой концептуальные системы, схемы, логики, техники добывания знаний, структуры, типологии, многомерные классификации, континуумы понятий и определений, эффективные методические разработки и т. д. Каждая из них выступает сгущением как устоявшихся, так и новых идей о личности, ее жизни и развитии. Модель создается как гипотетическая, обеспечивающая результативные пробы изучения, интерпретации и прогнозирова-


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...