Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзистенциальный смысл развития жизненный отношений

матичной идеей о саморазвитии человека в интеллектуальном, деятельном и рефлексивном обмене с другими. Исходя из анализа диалога, будут предложены личностно-центрированное понимание общности и реально гуманистический метод управления общественными процессами.

Личность, увидетшая философом сквозь призму диалога, приобретает реальность, телесность, тонкую половую специфику, благодаря которым становится полноценным участником общения. Взаимодействуют не только субъекты психики в сферах идей, текстов, идеальной рефлексии, фантазий и сновидений, но и субъекты, включенные в конкретную для каждого природную, предметно-культурную и психологическую ситуацию.

Развивается содержание понятия экзистенции. Кроме трудно осуществимого одинокого погружения в жизнь, никогда не завершаемых исканий ее возможностей и непреодолимого бессилия в предстоянии • перед будущим, раскрытых ранним экзистенциализмом, оно начинает указывать на способ, которым достигаются относительная стабильность и завершенность бытия индивида. Им выступает деятельное оправдание своего существования перед лицом близкого другого. Близкий — это субъективно приближенный, значимый, независимо от того, единичный ли это «другой», или расширенный до уровней коллективов и общностей, или Бог, осмысленный как Личность.

В теории М. Бубера выстраивается система понятий, характеризующих экзистенциальную ситуацию жизненного диалога личности.

Встреча — момент взаимопритяжения личностей, возникновения у них готовности к диалогу как способу узнать в контексте общения другого и себя как «другого».

«Co-бытие» — преодоление суверенной личностью своей изоляции. Реализация диалогического отношения, вступление в общение с такой же суверенной личностью. Возвращение от другого к себе во имя сохранения бытийного пафоса одиночества.

Прорыв одиночества — момент понимания человеком другой личности в ее инаковости, автономии и


Глава 4

тяге к связи с ним как другим. Раскрытие равенства людей в их положении «быть значимыми для других». Уход от иллюзий личной самодостаточности при осознании присутствия и наполнения «другими» своего «я».

Между — место взаимодействия, единства, со-бы-тия личностей. Внутреннее пространство диалога, область встречи «я» с «ты», сфера трансцендирования, где значительно все: от мимолетного обмена взглядами до трагического прояснения этического конфликта двух личностных миров.

Диалог — связь двух людей, когда один вызывает другого на непосредственный ответ. Отношение душевного взаимопроникновения. Оказание влияний одного человека и их принятие другим. Диалог динамично соединяет дающего — берущего, ведущего — подчиняющегося, наступающего — подчиняющегося, исследующего — оппонирующего и т. д. (11)

Для достижения автономии и целостности отдельной личности, а именно они в границах данной модели полагаются целью индивидуализации в обществе, недостаточно ни самоуглубления, ни знания собственных потенций, ни осуществления базовых влечений, подчеркнутых другими философскими концепциями личности. Они выступают эффектом подвижного единства и уравновешенной концентрации личностных отношенийкак субъективных интенций, направленных на основные объекты человеческого бытия и встречающихся с интенциями других личностей. «Относиться», значит исходить из своей самости или «я», быть субъектом жизни, инициировать личную связь с другим, вызвать ответную активность, осуществить совместное действие, сделать другого частью себя и оставить себя в нем.

Основные объекты отношений составляют «вещь», «человек», «тайна бытия», «бессознательное», собственное «я». Все отношения, осуществляемые в модусе «к», одновременно происходят в модусах«с» и «между».Иными словами, все отношения имеют личностный источник, личностную адресацию, межличностную реализацию. Отношение личности к себе развивается по принципу «реальной двоичности», вбирая в «я» процессы и результаты ее отдачи дру-


Зкзшеицшиый смысл развито жизненных тамий__________________________|

гим в искусстве, в любви, в науке или религиозном откровении. Самое существенное для характеристики личности возникает там, где происходит ее выход за пределы себя, в области разделенного с другими познания, проявленных доброты и заботы, общей веры, самопознания, основанного на сравнении и отождествлении с другими, творчества, пробужденного коллективным бессознательным.

В экзистенциальном учении подчеркивается динамизм личности, зависящий от отношений, интегрирующих «влечения», «акты сознания», «деятельность», «акты рефлексии» и смещенных из интраперсональной области в интерперсональную. При этом за текущими феноменами отношений видятся развившиеся на их основе свойства внутренней личности, структурирующие динамику отношений и задающие константы индивидуального жизненного диалога. В некоторых современных теориях личности взаимодействие устойчивой и подвижной форм отношений обозначается термином «диспозиция».

Ж.-П. Сартру принадлежит красивая экзистенциально-феноменологическая модель обретения человеком «я» в любовном отношении к другому,ярче всего иллюстрирующая диалогичность самоотношения. Логика формирующих зависимостей выглядит у философа следующим образом. —Любящий проникается, вбирает в себя любимого, но при этом оставляет за ним свободу быть самим собой.

—Отождествляясь с тем, кого любит, утратив внутреннее одиночество, он уважает и его, и собственную самодостаточность, прибегая к двойному отрицанию: он — не я, а я — не он.

—В расширенном сознании сродства с любимым любящий развертывает перед ним необозримую картину возможного мира, моделируя тем самым новые возможности «я», осуществление которых привлечет к нему ответное чувство. Любовь по своему существу есть проект личности сделать так, чтобы ее любили.


Глава 4

— В этом любящий подобен Мудрецу и Королю, которые стремятся быть настолько «присвоенными» другим человеком, чтобы заполнить его субъективный мир, охватить собой все его интенции к свободе, стать всеобъемлющей ценностью и встать выше всех оценок.

— Особую роль в отчуждении своего «я» в «я» любимого играют язык и слово. Слово любящего магически притягивает другого, вливается в него, оставляет глубокие эффекты влияний в сфере воображения, фантазии, идей и желаний.

— Во встречном пробуждении любви диалог с обретаемым «внутренним другим» становится для любимого священным.

—Диалогические «я» любящих требуют постоянного притока впечатлений о взаимоотношениях, создающих жизнь двоих во внешнем мире. Неизбежные коллизии этой жизни возвращают каждого к личной ответственности за другого, к одиночеству выборов и решений, сделанных в пользу любимого.

— В отношениях любви исключается стремление ощутить, что другой, заботясь и опекая, поглотил тебя; «я», всецело отданное любящему, не способно признать и его суверенность. Любовный диалог строится на дистанции, позволяющей субъективно возвысить друг друга.

—Индивидуальное отношение любви формирует стойкий образ и рефлексивный концепт «любящего я» и порождает в личности «способность любить». Внутриличностная основа любви не дает истощиться ее созидательной межличностной динамике. (35)

По-видимому, развитие любых развивающих отношений и взаимоотношений осуществляется аналогично любви и в сопровождении любви, увиденной Сартром. В экзистенциальной парадигме каждое отношение приобретает следующие черты:

— оно прямо или косвенно адресовано другим личностям;


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...