Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внтопсихология развит» отношений—феноменологическая основа отношений, предполагающая активность самосознания — самопереживания — самооценки — самодеятельности в контексте и развитии отношения; —критическое выражение отношений в формах поступка, деяния, свершения, масштабного влияния субъекта на других; — смыслообразование как расширение и углубление жизненных смыслов в результате разрешения коллизий и рефлексии изменений в отношениях. Исходя из системы перечисленных качеств отношений, с учетом того, что активное развитие определенного качества создает возможность для его относительной автономии и притяжения к себе других, можно выделить разновидности отношений, совпадающие с типологическими отношениями акмеологичес-кой модели. В частности, высокая жизненная выраженность «общественности» может указывать на доминирование социального отношения личности к жизни. Ведущая роль «идеализации» может означать приоритетное развитие интеллектуального отношения к жизни. «Предметная» доминанта выражает концентрацию жизненных интенций в профессиональном отношении, а высокое развитие свойства «осознанности и я-регуляции» может говорить о приоритете рефлексивного отношения. Все развивающиеся отношения к жизни участвуют в процессах интеграции, с одной стороны, обнаруживая свою универсальность и типичность, с другой стороны, индивидуализируясь на основе неповторимых путей приобретения универсализма и типичности. Система выраженных в индивиде жизненных отношений с лучшими онтопсихоло-гическими качествами очерчивает контур психотипа зрелой личности.При этом в контексте изложенных идей допускается существование многих других психологических типов отношений. Глава ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИИ а\к мы видели, философская модель развития жизнер,нных отношений выступает онтологией и общей теориеэи ПрОЖИвания отношений любого вида, и в ча-тностр*и интеллектуального, профессионального и нрав-ioro, которые составляют сейчас приоритетный .мысл i 0дщественного запроса в зрелой личности. Далее онч ттологические и акмеологические определения носсти следует перевести в психологический план, редваарИтедьно наметив положения: ' ° ^конкретных социальных и личностных факторах 3Р^елости и типологического многообразия приоритет тных отношении; ' ° Применении к отношениям и их субъекту типо-ло1>гического метода; ' ° ттех профессиональных группах, в которых осо-е1:нно затребованы приоритетные отношения; ' благоприятных условиях и ограничениях, складывающихся в деятельности одной из таких групп ^*\я развития субъекта отношений. Ко онцепция общественно приоритетных жизнен- * оттношений строится как обоснование перспективой эв'ВОЛЮцИИ личности в составе крупных и автори-ie ныхх коллективных субъектов деятельности. Зрелые OTHOIIK 1ения подчеркнуто рассматриваются в системе историически позитивных детерминант и измерений, но ° нее означает абстрагирования от многих других Типологический метод в психологии жизненных отношений факторов их становления. Напротив, развитые формы отношений определяются в зависимости от напряженных взаимодействий прогрессивных и регрессивных, нарождающихся и отмирающих, активизирующихся и слабеющих тенденций в актуальном общественном бытии личности. Зрелость отношений выявляется через их социально закономерную динамику, через колебания в их состоянии, измеряемые в параметрах качественно выше — качественно ниже, быстрее — медленнее, целостнее — фрагментарнее, рост — редукция и т. д. Так, интеллектуальное отношение конкретной личности может формироваться при характерном для нашего социума разрыве узкопрофессионального творческого мышления, например, в области техники, естествознания, информационных технологий и стереотипного, обезличенного социального мышления, связанного с коммуникацией, управлением, общением с другими людьми. Разрыв преодолевается, если личность начинает осознавать свою профессиональную деятельность как самый эффективный путь к диалогу с другими, к практической социальной отдаче и способна реально осуществить данную позицию. Или для личности может быть характерен диссонанс сформированной способности к высоко обобщенным, абстрактным, например, философским, определениям бытия, с одной стороны, и приверженности к обыденным, архаичным формам оценки и интерпретации текущей жизни, с другой. Диссонанс постепенно исчезает, если личность принимает установки на глубокое и ответственное осмысление индивидуального бытия в современном мире и обществе, на самостоятельно определенные перспективы, стратегии, проекты собственной жизни и жизни ближнего окружения. Личности может быть свойственна дисгармония, между высокой активностью умственного овладения внешним миром и низкой активностью самопознания и рационального отношения к своей жизни. Уровни этих двух ориентиров интеллекта сближаются, если личность начинает исповедовать гуманитарную ценность рефлексии и самоопределения в любой сфере жизни. Глава 6 Или субъекту интеллекта может быть присуща актуальная оппозиция между недостаточно сформированными когнитивными практиками, нацеленными на добывание, систематизацию и прикладное применение знаний, и чрезмерным расширением информационного массива за счет интенсивной компьютерной коммуникации. Противоречие «техника мысли — наполнение мысли» снимается, если личность начинает самостоятельно практиковать новые эффективные методы организации и репрезентации расширенного знания. Наконец, у личности могут быть слабо сопряжены два момента интеллектуального развития: творческое производство знания и его передача, популяризация, превращение в средство обучения. Гармония «знание для меня — знание для других» достигается, если личность сполна реализует широко открывшиеся сейчас возможности публичных выступлений, публикаций, интеллектуального диалога, педагогической деятельности. Интеллектуальное отношение индивидуальной личности — это постоянная, напряженная деятельность субъекта по осуществлению социокультурных предпосылок развития интеллекта во всем многообразии его форм, направлений и тематических содержаний. Интеллектуальная зрелость не означает абсолютно высокую выраженность всех качеств интеллекта, а является способностью личности в течение всей жизни быть активным началом познания, видеть соотношения сильных и слабых сторон своего ума, воображения, интуиции, уметь гармонизировать их. Если субъекту не удается пролонгированное управление развитием своего интеллекта, закономерно соскальзывание на более низкие уровни интеллектуального отношения к жизни. Движение личности к интеллектуальной зрелости не является прямым следствием социально благоприятных условий познавательной деятельности. Даже когда внешние условия хорошо поддерживаются психологическими особенностями личности, в частности, психофизиологическими задатками, сильным побуждением к познанию, незаурядными способностями и ранними умственными достижениями, она может не выйти на уровень зрелого интеллектуального отноше- |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |