Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологический метол в психологии жизненных отношений

г) стремится противостоять этим условиям, но не имеет для этого ни индивидуальных, ни общественных средств.

Отдельная личность в своих текущих отношениях может демонстрировать все позиции — от зрелых до регрессивных. Однако лишь определенные из них могут доминировать в ее жизнедеятельности.

Приобретаемая в коллизиях зрелая позиция может основываться не только на собственных усилиях личности, но и на реальных социальных факторах. В нашей стране — это наметившееся расширение общественной перспективы личностного роста, которую множество индивидов может принять как модель собственного развития. Это отсутствие жестких запретов на включение людей в создание более гуманных социальных условий. Это доступность для индивидов разных способов сохранения положительной самоидентичности в деструктивной социальной ситуации и персонального поиска новых форм социальности. Если жизнь личности протекает в совершенном отчуждении от этих факторов, вероятны более низкие уровни ее отношений.

«Зрелость» как социально детерминированный тип тех или иных приоритетных отношений должна рассматриваться в континууме других его возможных типов. Причем, и зрелый, и другие типы, заданные общей связью социум — личность, заключают в себе встроенные психологические типы,образованные конкретными способами взаимодействия типического отношения с другими отношениями и его зависимостью от качеств, установок и активности субъекта. Так, зрелое нравственное отношение, сформировавшееся при активной гуманистической позиции личности, занятой в условиях чрезмерного морального плюрализма ближнего окружения, может быть психологически обеспечено сложной интеллектуальной работой субъекта в сферах этики, философии, религии, тонким рациональным обоснованием своих поступков, мудрой самооценкой, умелой рефлексией, интуитивным генерированием повседневного этичного отношения к людям.


I__________________________________________________________________.______________________Глава В

Типологический подходв применении к психологии жизненных отношений требует смещения ведущего акцента с социальных факторов типообразования на личностно-субъектные: на ценности и свойства личности, ее целостность и структуру, ее «я» и внутреннее самоопределение. Метод типизации должен быть реализован в форме, адекватной для психологии личности вообще.

Сначала определим типизацию как сложную технику познания, моделирования и описания личности.

Метод объединения личностей в «типы» по строго выдержанным критериям, дополненный методом идентификации конкретной личности с определенным типом, является логическим приемом, характерным для европейского ratio, издавна искусно упорядочивающего явления человеческого мира. Выстраивая таксономии, создавая объектные категории, разрабатывая научные классификации, европейское мышление именно в отношении «типологий» достигло достоинства гибкости и многомерности, с которыми только и можно подойти к индивидуальному человеку. Обосновывая ценность типизации личности, следует в первую очередь остановиться на тех интеллектуальных шагах, которые позволяют последовательно применять и развивать данный метод.

Превосходными примерами психологического осмысления и разработки личностных типологий являются модели К. Ясперса и К. Юнга(47, 46). На их основе можно наметить содержательные определения «типа» иведущие приемы его построения. Вслед за Ясперсом будем говорить о типизации личностных свойств,принятых за обобщающее понятие, под которое можно подвести и «отношение». «Принимая одно или несколько свойств за основу для обобщения, относящегося к человеку в целом, и отмечая доступные пониманию связи между этим фундаментальным набором свойств и тем, что человек переживает и делает, мы тем самым развиваем типологию личности». (47, с. 526)

Инте;ллектуальная процедура типизации как научного метода заключается в последовательном применении «идеи типа» к определенному множеству собы-


Типологический метод в психологии жизненны» отношений________________________________|р^д

тий, в данном случае, множеству индивидуальных личностей. В основных чертах психологический путь к типу означает:

1) дифференцированный взгляд на определенную общность как состоящую из отдельных, автономных индивидов;

2) выявление существенных признаков сходства и отличия, которые разбивают индивидов на разные категории;

3) выделение среди категориальных признаков противоположностей, делящих индивидов на «оппозиционные» группы;

4) нахождение разнообразных бинарных признаков и соединение их в сложные типологические констелляции, которые задают кардинальные различия многопараметральных типов внутри созданной типологии;

5) нахождение в диапазоне между бинарными типологическими признаками существенных промежуточных форм, определяющих построение не только оппозиционных, но и континуальных типов личности;

6) усмотрение признаков определенного типа в отдельном индивиде;

7) присвоение психологическому «типу» статусов теоретического объединителя людей и реального атрибута отдельного человека.

Полноценный тип строится в виде гештальта личностных свойств, организованных в методологически строгом порядке.Этой чертой научно-типологический способ «маркировки» личностей отличается от литературных типологий, а также от поныне распространенного разделения людей на символические категории, к примеру, на «волков» и «овец», о котором в интересном контексте упомянул Э. Фромм. (44) Типизация по своим возможностям превосходит и метод психологической классификации,работающий с абстрактными родовыми признаками, которые не позволяют выделить


Глава 6

индивидуальную личность из общности, а также берутся иногда произвольно, упрощенно и рядоположно. «Класс» устанавливает разделяющие границы внутри общности, распределяет индивидов по крупным разрядам, отвлекается от индивидуальности, вбирая личность в ту или иную группу людей, всегда остается определителем структуры коллективного, а не индивидуального. «Тип», сохраняя все достоинства «класса», ориентирован прежде всего на творческое открытие сложных ритмов и порядков в многообразии индивидов и на познание законов сродства и индивидуализации, действующих в отношении конкретных личностей. В процессе типизации взаимодействуют индуктивные и дедуктивные мыслительные операции, операции анализа и синтеза, операции дуального и континуального мышления, дискурсивные ходы мысли и эффекты инсайта, результаты движения от интуитивных прозрений и абстрактных конструктов к эмпирической реальности и от эмпирических наблюдений к теоретическим обобщениям. У Юнга операциональные границы типизации намечены так: «Я вынужден ограничиться изложением принципов, выведенных из множества единичных фактов, которые мне довелось наблюдать. При этом речь идет не об априорной дедукции, как это может показаться, а о дедуктивном изложении эмпирически приобретенных взглядов». (46, с. 30)

Поиск типов личности обычно связан с акцентированием в ее жизни и свойствах сознательного уровня.Типы конституируются в виде устойчивых аспектов психической активности и жизненной практики, освещенных сознанием. Типолог оперирует четко различенными свойствами сознательной личности, в том числе, парами противоположностей. С сознательностью типизируемых свойств обычно связывается их реальная функциональная сила, доминирование в психической жизни, энергетическая заряженность, а также подавление нежелательных бессознательных тенденций личности или, наоборот, усиление ценных несознаваемых содержаний. Сознательность типов делает их хорошо доступными для направленного

цп научного наблюдения, оценки и объективации иссле-

Иь довательских данных.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...