Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологический метод о психологии жизненных отношений

регрессии оживляются более или менее близкие аналоги возникшей у личности задачи из древнего коллективного бытия человека и отыскиваются давние способы приспособления. Как правило, индивидуальная регрессия к коллективностивыражается в обращении к символу.

— Иногда возникает серьезная субъективная проблема, с которой человек оказывается один на один. Спасением от испытываемого одиночества и тяжелых переживаний становится для личности нахождение связи между своей коллизией и большим общественным вопросом текущего времени.И если раньше личная проблема располагала только энергиями интереса к собственному «я», то теперь к ней со всех сторон притекают коллективные двигательные силы. Соединяясь с персональным интересом, они создают новое внутреннее положение, дающее обширные возможности разрешения.

— Когда личность находится в ситуации активного саморазвития, ей важно соблюдать принцип средней стези,предусматривающий согласование индивидуального пути с интересами и ценностями других людей. Личностный рост и высокие жизненные достижения возникают не на стороне эгоизма и индивидуалистического стремления к самовозвышению. Они нуждаются в радости разделенных с другими усилий творчества. Коллективный элемент в человеке настолько силен, что глубокая жажда совместности нарушает любое удовольствие от эгоистически ориентированного успеха.

— Создание значительных произведений, высшие напряжения души, великие переживания личности затрагивают сокровищницу форм коллективного бессознательного. В процессах интенсивной жизни первичные психические формы коллективности превращаются в способы сознательного творчества и самосознания индивида.Творческая личность не просто ярко внешне изживает миф или символ, а рефлексивно осмысливает свои душев-


tea В

ные напряженности, взллеты, необычные моменты проживания. (46)

Следует добавить, что иногда социально общее может существенно подавлятгь в личности тенденции к индивидуализации. Крайняя г сознательная «социализация» в определенные исторшческие периоды захватывает множество людей, обесппечивая им душевный комфорт и удовлетворенность /жизнью в относительной независимости от тонкой сшецифики их психотипов. Согласно Э. Фромму, поглопценность основными потребностями, ведущими иде»ями и глобальными переживаниями социума определили появление в западном обществе середины XX векаа массы ярких носителей «социальных характеров», ишеющих две типических ориентации: неплодотворную} и плодотворную. Первый социо-ориентированный тип i личности оказался более распространенным, разделеншым на несколько подтипов (рецептивный, эксплуататгорский, стяжательский, рыночный), был хорошо истсорически адаптирован и характеризовался скорее в теерминах социальной философии и социологии, чем гпсихологии. Однако второй тип, несмотря на свою сшльную детерминированность общественными ожидааниями новаций, прежде всего в отношениях к труду и г другому человеку, предполагал индивидуальное творччество и самореализацию личности и, следовательно, не; мог быть объяснен только средствами социальных на>ук. Требовался их синтез с психологией личности, соединяющей общность — тип — индивидуальность.

Трактовка личностных тшпов как социальной реальности, включенной в процессы поддержания и создания индивидами канонов i человеческой жизни в обществе, закономерно ориенттирует психолога на проблемы, касающиеся отношенной типа и культуры.Они имеют особую важность при лмоделировании и развитии акмеологических типов, ввсегда указывающих на продуктивную связь личности* с культурой.

В современном гуманитарьном понимании явления

культуры выступают событиямми человеческой жизни,

приобретающими качество осоознанных ценностей для

ЦД определенного социума. Куллътурные творчество и


Типологический метод в психологии жизненны» отношений_________________________________ШШШ

рефлексия с жизненнымии ценностными установкамистали, в частности, характерными чертами европейцев.

Личность порождает культурные феномены в форме духовных и вещественных структур, высоко оцениваемых многими с точки зрения улучшения совместной и индивидуальной жизни в сферах религии, этики, эротики, искусства, науки, труда и общения. Личность в качестве «человека культуры» или «субъекта культуры» способна занять ценностную позицию по отношению к самым разнообразным явлениям жизни других и собственной жизни, придав им культурный смысл и значение. Авторски воссоздаваемые и создаваемые культурные ценности транслируются другим, формируя поле взаимных влияний, оживляющих культурный опыт прошлого и дающих импульсы к новому индивидуальному творчеству. Личность, другие личности, культура образуют единую систему,где воспроизводятся, обновляются, передаются общезначимые нормы веры в Бога — поклонения красоте — отношений к ближнему — развития языка — достижения профессионализма — добывания фундаментального знания. «Дух может осуществлять свое воздействие лишь опосредованно, на путях кропотливой межличностной передачи». (46, с. 204)

Интеллектуальное, теоретическое достояние занимает одно из главных мест в культурном наследии европейской жизни. Особенно ценными становятся авторские идеи, смысловая структура которых «обладает удивительной, небывалой способностью скрывать в себе интенциональные бесконечности». (14, с. 304)) Бесконечные, или сквозные, идеи определяют канонический пласт и перспективные цели многих наук, в том числе, наук о человеке. В персонологии одной из них является идея о типах личности.В мире культуры она давно утвердилась как поддерживающая давнюю линию персонализма и заключающая неизвестный потенциал будущего отношения к феномену «личность». Индивид, создающий культуру, существует для себя в свете интеллектуальных моделей личности.

Особая культурная ценность идеи о личностных ^ типах состоит в формируемых ею тематических акцен- ' ■ •


Глава Б

тах самопознания человека.В учении Юнга идея типов выражена в моделях (1) культурогенеза личности, (2) культурного происхождения высших психических функций, (3) культурных последствий их персонального осуществления, (4) видов индивидуального культу-ротворчества. Намечаемые им критерии культурного развития-типов, психологические характеристики деятельности и культурных вкладов их выдающихся носителей так креативно обобщают и структурируют инварианты душевной и практической жизни человека, что позволяет каждому отрефлексировать свое культурно-психологическое сродство с другими людьми и в его свете понять уникальность собственного «я» в культуре.

Юнг обосновывает культурное происхождение личностных типов, связывая его с разделением сознательных психических функций и отношений в коллективном и индивидуальном бытии человека.

Благодаря межиндивидному разделениюфункций в коллективном бытии, стало возможным относительно автономное развитие образного, мыслительного, эмоционального и интуитивного способов общественной жизни и соответственно разных операциональных средств совместного порождения ценностных значений и смыслов. Мир культуры сильно дифференцирован и активно структурируется продуктами воображения — интеллекта — переживания — провидения, завоевавшими признание конкретных общностей. В структуре общности умножение способов и результатов культурного производства обусловливает увеличение числа личностных психофункциональных типов, которые становятся все более специализированными и потому затрудняющимися во взаимодействии, склонными к разладу и конфликтам по поводу стиля жизни и ведущих ценностей. Отдельные типы стремятся к дальнейшей специализации, структурируясь из все большего количества подтипов. К примеру, трансформациями мыслительного типа становятся мыслитель интуитивный и мыслитель рефлексивный, мыслитель логического и мыслитель математического склада, мыслитель-теоретик и мыслитель-эмпирик, мыслитель-идеалист и мыслитель-прагматик.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...