Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель типизации рдюшлов в сфере ишмтрьнвго труда

мым условием и критерием ее сознательного жизненного роста. Самообобщение — особенная деятельность сознания, представляющая относительно самостоятельную линию в развитии отношения личности к себе. Она предполагает общую способность к психической инт-роверсии, проницательность и философскую углубленность мышления, культуру и свободу само-обращения, которые позволяют человеку сделать «я» привилегированным объектом собственного познания и жизненной практики. Ее поддеРживают бесценные тенденции личности: неистощаемый эмоционально-волевой настрой на других людей, превращающий любой акт мысленного обобщения «что я такое? » в оценочно-смысловое понимание «что я для других?»; талантливость самовыражения в ролях автора, режиссера, героя своей жизни; особый дар созерцания, воображения и осмысления себя в отношениях идентичности с другими; рефлексивность, стремящаяся к самоопределениям «это во мне от другого», «это я в другом»; мужество искать «тайну своей личности» в том, что известно о тебе другим или проявилось в далеких сцеплениях событий; внутренняя необходимость понять этот мир как мир других людей, совершивших в нем свою жизнь, — мир Христа, Сократа, Наполеона, Пушкина (8), увидеть себя «человеком в человечестве», узнать свою жизнь в контексте тысячелетия длящейся жизни других и сказать, как сказал В.А. Роменец: «мойдуховная родословная — Спиноза, Сковорода, Соловьев, ценности моего пути — в эстетике Достоевского и этическом поиске Толстого». Важнейшим проявлением способности к самообобщению является самостоятельный выход личности из жизненных кризисов через разрешающие поступки, которые сводят в единый осознанный момент жизни все самое существенное в ней и остаются внутренними событиями частичного завершения бытия.

Самообобщение становится типической акмеоло-гической чертой, если оно осознается человеком как большая жизненная задача. Смысл ее решения в том, чтобы предстать для себя и для других в относительно законченной форме, где четко выражены основные оттенки индивидуального самосознания «я— есть!», jqn «это — я!». Путь к построению «обобщенного я» лич- '»«


Глава 7

ность йаходит в повторяющихся и каждый раз обновляющихся значительных жизненных действиях. Эти действия, всегда исходящие для личности от нее самой, всегда общественно обращенные и оцениваемые, останавливаются ею в осознанных продуктах и результатах. Общее качество, масштаб, массив жизненных действий и их ценностно-культурных результатов переносятся личностью на себя, переводятся в обобщенные смысловые определения «я». В таких я-определе-ниях человек формируется как субъект зрелой жизни. Происходит удвоение сил развития личности: силы, получаемые извне, умножаются силами, обретаемыми изнутри. Индивид вводит себя в «бытие сполна» по объективным законам жизни, цельно представленным в его обобщенном «я».

Самообобщение может вплетаться в типологический рисунож личности в качестве самостоятельного типооб-разуюпцего свойства. Его исследование позволяет сделать глубоки^ содержательные срезы жизненных отношений, уйти от поверхностной типизации личности. Становится возможным различение людей по их внутренним ценностно-смысловым признакам даже при большим внешнем сходств^ структуры и продуктивности их жизненных проявлений. Становятся доступными самые тонкие, а следова'тельно, наиболее существенные, дефиниции типологических связей личности.

В совокупности типов субъектов жизнеотношений континуум форм самообобщения имеет высшей точкой отсчета пока еще достаточно редкую форму. Она образуемся в исключительных условиях культивирования Д5утяи, создания особой обстановки развития, где человек:, находясь в постоянном душевном обмене с другими, может свободно уйти в одиночество самопознания. Е<е признаками являются внутренние действия самопоншмания и самоинтерпретации, имеющие мно-- жество рефлексивных алгоритмов, например: «я знаю, что мне свойственно то-то...», «я знаю, что поступаю так, как это свойственно или не свойственно мне...», «я знаю,, что совершил это, поскольку я являюсь таким...», <«я знаю, что последствия моих действий будут значить ,,для меня то-то и изменят меня так-то...» и т. д. Зрелое с:амообобщение отмечено сложными этичес-


Модель типизации профессионалов в сфере интеллектуального труда______________________|

кими и эстетическими переживаниями, в частности, чувствами ответственности за себя, самооправдания, самообвинения, удовлетворенности собой, раскаяния, достоинства, душевной гармонии, и «красивой внутренней формы». Постепенно самообобщение возводится личностью до уровня творческой интуиции, позволяющей человеку открывать себя, действовать и поступать по вдохновению.

Различия форм самообобщения, или его «типов», обусловлены разным диапазоном охвата и разной степенью интеграции в нем жизненных отношений. Например, одна личность, стремясь к разносторонности, сводит свои многообразные жизненные связи к самоопределению в глубоко осознанном милосердии, другая — сознательно ограничивает, выверяет, измеряет свою жизнь лишь теми связями, в которых может удовлетворить свое желание превосходства.

Типы самообобщения определяются спецификой его главных движущих сил и динамики. В одном случае личность приходит к нему ситуативно, оказавшись в кризисе, повинуясь внешней необходимости остановить жизнь, чтобы подумать: «как мне быть дальше?» Результаты такого обращения к себе могут быть случайными, ошибочными, поскольку эта внутренняя работа личностью ранее не освоена. Размышления о себе невольно замирают на ближних событиях и обстоятельствах, в то время как личность должна вовлечь в я-обобщение дальние причины и отдаленные следствия своего кризиса. Она нуждается здесь в специальной психологической помощи, чтобы овладеть технологией обобщающего самопознания, нуждается в развивающем взаимодействии, чтобы войти в процесс конструктивного познания себя, проникаясь его ценностью.

В другом случае личность осваивает самообобщение по внутреннему побуждению, перенося способы познания других людей на узнавание себя. Здесь она сама прибегает к внешним источникам, питающим самопознание: философии, психологии, художественно-гуманитарной культуре, близкому общению с духовно родственными другими. Самообобщение совершается как определение и свободное принятие личностью ролей, организующих жизнь: быть для других Учите-


I______________________________________________________________ Глава 7

лем, Ученичком, Профессионалом, Творцом, Помогающим, Любя?щИМ и т. д.

Способность к самопознанию и самообобщению дарэ общества и культуры человеку. Прежде чем выступ-шть достоянием и достоинством индивида самопознание должно стать ценностью общества, которое на\ЧИнает уважать и поощрять индивидуальное стремление к самопониманию и осмысленному самовыражению. Психологическое равенство людей в обществе > достигается не в одинаковом страхе перед тьмой душии другого, а в помощи друг другу открывать и «собирать» себя, найти деятельность — призвание и в ней вырразить себя, осознать свою многомерную идентичноссть, объективно оценить свою роль в социуме, уважать в другом человеке свободу и право быть одареннее,; талантливее, значительнее тебя. Здесь начинается п/додотворное действие закона диалогического самопсознания.

В обществе постепенно складываются условия для социального признания личностного типа со зрелым свойством ссамообобщения, с внутренним умением развивать систеему своих жизненных отношений. Представительности типа может содействовать реализация педагогичесских и психологических программ рефлексивного раззвития личности в детском, юношеском и зрелом воз^расте. Важным является высвобождение времени у в3зрослой личности для участия в индивидуальном консультировании, посвященном самопознанию. Сети современных компьютерных коммуникаций делают воз>можным широкое персональное освоение лучшей философской, художественной и психологической основы (самоотношения. В реальной перспективе — создание орэигинальных методов углубленной рефлексии личностти, позволяющих «провести ее по лабиринтам «я» со (светильником разума». На новом уровне предстоит возврат к великой европейской мыслительной традициии свободного отчета личности перед собой: «почему та*к поступаю?», «почему страдаю?», «ради чего живу?»», «ЧТо люблю?»

Самообобщение является сложной рефлексивной операцией, включенной в общую структуру самопознания. Самоопознание, в свою очередь, входит в струк-


' Модель типизации профессионалов в сфере интеллектуального труда_____________________■■

туру отношения личности к себе. В связи с решающей ролью самообобщения в развитии целостной личности, отношение к себе должно быть включено в число приоритетных типологических жизнеотношений.

3. Как отмечалось, приоритетность типологических отношений определяется социальным запросом на развитие личностного потенциала достаточно крупных, авторитетных, высоко продуктивных и перспективных категорий людей. Вследствие выраженной тенденции развитых государств к созданию «интеллектуальных обществ», этими категориями все более становятся профессионалыв сферах интеллектуально емкого труда: в фундаментальной и прикладной науке, в образовании, в области информационных технологий, в политике, бизнесе, финансовой деятельности, юридической практике, менеджменте, журналистике, литературе и т. д. Именно они должны выступить ведущими носителями когнитивного мастерства, социальной ответственности, гуманистических ценностей и развивающего отношения к себе.

В связи с ведущей ролью наукив начавшихся процессах масштабной интеллектуализации общественной жизни и с необходимостью усиления внимания психологов к субъектам научного труда как «золотому фонду» нашей страны, понесшему в последнее десятилетие огромный урон, мы помещаем в фокус моделирования жизненные отношения ученых.Эта категория, кроме специфических черт, обусловленных содержанием чисто научного труда, приобретает все большее сходство с другими группами профессионалов-интеллектуалов. При этом она обладает свойствами, коренящимися в мощных традициях ratio, разумной этики жизни и самопознания, которые еще во многом предстоит освоить субъектам других групп. Модели жизненного развития человека науки можно с соответствующими коррекциями применять в развивающем взаимодействии с персоналиями из других категорий интеллектуальной элиты, в которых все заметнее становятся черты «практикующих ученых».

Акмеологическая модель отношений ученых долж- *ηη на основываться на их жизненных реалиях, коллизиях '"'


НИ____________________________________________Глава 7

и общественных перспективах. Общую картину этих моментов можно представить следующим образом.

Первое.На смену традиционному слиянию интеллектуальной функции с индивидуальным субъектом, идущим уникальным путем познания, давно пришло усиление и разделение этой функции внутри коллективного субъекта науки, располагающего более мощными средствами и инструментами научного исследования. Но как встречный процесс, на новом уровне появилась общественная нужда в индивидуальном ученом, способном к взрывному генерированию новых теорий и инноваций, которые трансформируют устоявшиеся каноны рационального знания. Индивидуальный ученый в координатах современной науки должен уметь продуцировать идеи, выдвигать гипотезы, подвергать их тщательной проверке, строить философскую систему познания и мира, аккумулировать научный опыт своих предшественников, должен быть технологом, организатором, писателем, популяризатором, педагогом, должен заниматься внедрением своих научных разработок в жизнь и оценкой их практической значимости. (22) И при этом он должен быть незаменимым участником исполнения всех этих функций коллективным субъектом науки.

Второе.Продукты научного познания создаются в наше время для вещественного и социального приложения. Произошло срастание науки с экономической и общественной жизнью в плане интеллектуальной организации и идейного насыщения производственной и управленческой деятельности. Знание стало отливаться в концентрированные «рецептурные» рекомендации к практическим действиям множества пользователей, мало интересующихся их творческими источниками и способами их исследовательского получения. Сходные процессы происходят в гуманитарном познании, когда «от него как бы отслаивается оперативно-утилитарная схема познаваемых явлений, получающая самостоятельное культурное существование в качестве «знания», воспроизводимого и применяемого индивидами в пространстве массовой культу-Шры». (19, с. 432) В плане преодоления растущего разрыва между уровнем деятельности генерирующих ученых и


Модель типизации профессионалов в сфере mrauampwi щр____________________|

уровнем практического использования их идей становится все более важным появление в науке профессионалов нового типа, способных инвестировать свои идеи в жизнь, предложить конструктивные модели практики, не только ничего не теряющие от большой теории, но обладающие в сравнении с ней приращенным потенциалом преобразующих действий.

Третье. Происходящее общественное расширение слоя «духовных производителей» сокращает привилегии отдельного ученого осознавать себя творцом, классиком, жрецом науки, однако предоставляет ему большую свободу вхождения в другие профессиональные области, где он может преуспеть не только в качестве эксклюзивного носителя полезного знания, но и разностороннего «профи», включенного во многие социальные связи. Здесь встает проблема интеллектуальной коммуникации как экономной, но полной передачи знания от его носителя тем специалистам, с кем он профессионально взаимодействует. Должен меняться язык обмена идеями, теряя назначение «только для посвященных» и переливаясь в форму «сложное в доступном», которая присуща хорошим информационным моделям.

Четвертое. Ученые как особенно интеллектуально и морально чуткие раньше других могут улавливать результаты нововведений и заблуждений социума. В этой связи их этической позиции и ответственности принадлежит значительная роль в периоды общественных реформ, переломов, кризисов. Повышенная ответственность научной интеллигенции может выразиться в создании гуманных концепций общественного реформирования, в творческом участии в экономической и политической жизни по линии ее интеллектуализации и этического регулирования, в выработке в своей среде норм диалогического общения, которые позволяют индивидам достигать взаимопонимания, согласия в совместном решения проблем и могут быть авторитетно транслированы во многие профессиональные и организационные структуры.

Пятое. Научная деятельность воплощает основные черты труда — творчества. Ее характеризуют сохранение и реконструкция системы идей, построенной в


Глава 7

прошлом; творческое изменение пространства идей и приспособление инноваций к реалиям текущей жизни; утверждение личностного и коллективного начал познания как имеющих равно высокую ценность в современном мире; принятие в качестве ведущего критерия творчества появление лучших, чем раньше, средств и способов жиз;ни большинства людей; индивидуализация труда в научном сообществе, связанная с его принципиальной зависимостью от уникального таланта ученого к генерированию и систематизации идей. Привлекая к своей деятельности внимание людей иных профессий и социальных групп, способствуя превращению научного мышления в действенный способ их отношений к жизни, проблематизируя их когнитивные установки и становясь субъектом объединения межцентровых сил,, исходящих от многих других интеллектов, ученый наполняет жизнь окружающих творческим смыслом, исполняя важную гуманитарную миссию. «Интеллектуальная профессия», «творческая профессия», «интеллектуальный творческий труд», «этически направленно^ творчество» являются существенными характеристиками научной деятельности, указывающими на ее коренную интеллигентность.

Шестое.Внутреннее оформление, предметное выражение и социальная презентация идей требуют от ученого их активного осознания вместе с осознанием собственной роли в их производстве. Познание и самопознание ученых достигают зрелого единства на основе рефлексивной деятельности. Речь идет о рефлексии содержания и методов научного познания, рефлексии передачи и обмена знаниями, личностной рефлексии свойств субъекта познания, рефлексии общего интеллектуального отношения к жизни, и, наконец, понимания ученым возможностей самой рефлексии как способа инвестиров!ания интеллекта в область «я». Отличительным феноменом жизни ученого может быть многовекторная активность сознания в модусах «знаю, что знаю»,«знаю, чтозвшю», «знаю, какполучено знание», «знаю себя — познающего», «знаю влияния другихна мое познание», «:знаю результатымоего познания», «знаю, как изменяюсь,познавая», «знаю пути познания себя»и т. д. В! рефлексивных актах он стре-


Модель типизации профессионалов в сфере интеллектуального труда________________________|

мится перейти за границы осознанного познания объектов науки, войдя в загадочное субъектное поле и применяя силы и инструменты, приобретенные в научном поиске. Ученого с развитым интеллектуальным отношением к науке, вследствие универсального строения мышления, отделяет кратчайшее расстояние от исследования мира до исследования себя или самоисследования.Когда расстояние преодолено, интеллектуальное отношение по вектору «познаю себя» свободно проникает в ткань этического, социального и других жизнеотношений. Происходит их насыщение конструктивными и когнитивно сложными я-смыслами, а также сильным самопереживанием, всегда сопровождающим личностную рефлексию. Уходящий вглубь рефлексивный план отношений ученого не ослабляет, избыточно интровертируя, его жизненную активность, а повышает, высвобождает и индивидуализирует ее за счет порождения и непрерывной амплификации мотивов творчества и личностного роста. Совершенствуется онтологически ценное свойство личности сознательно относиться к миру, исходя из глубин себя.

Седьмое.Настрой на самопознание и активное исполнение решений, касающихся позитивных изменений «я» в различных сферах жизни, является у ученого необходимым проявлением общей интенции к самоактуализации и саморазвитию. Ее психологическими модусами выступают: реалистичность мышления ученого и его отклик на скрытые свойства реальности; верность познанию как пути, ведущему к истине; отсутствие страха перед независимым, оригинальным самовыражением в среде других людей; креативность во взглядах на существующий порядок вещей; необычные состояния сознания, ведущие к творческим открытиям; живая этика, направляющая в гуманных поступках и демократических убеждениях; способность к риску кардинальных преобразований научных и культурных канонов; видение теневых сторон явлений, различение дихотомий, чувствительность к абсурду, тонкое чувство юмора. (22, 27)

Восьмое.Переход нашей научной интеллигенции с маргинальных позиций на общественно передовые будет определяться рядом условий. В частности, по-


Глава 7

вышен1ием общественной требовательности и одновременно доверия к качеству научной продукции; формированием общественного интереса к результатам научных исследований в аспекте эффективного обеспечения безопасной, здоровой, психически пол-ноценной жизни индивидов; сопротивлением ученых, хранящих ценности науки, действиям по их низведению до уровней дилетантского присвоения и утилитарного) приложения; измерением и самоизмерёнием потенциала каждого ученого в координатах достижений мировой науки; специальной психологической работой о учеными, нацеленной на освоение техник са-моиссл^дования и управления своим личностным ростом..

4- Предполагая, что сутью профессии современного ученюго становится интеллектуальное творчество, происходящее в диалогической коммуникации с другими и обращенное к предмету науки и к себе, типизацию удченых-профессионалов можно осуществлять по следук>]щИМ основаниям:

1) профессиональное или интеллектуально-творческое; отношение;

2) нрашственное отношение;

3) отношение к себе с акцентом на рефлексию и самюобобщение, или рефлексивное отношение;

4) целостность-наличиеколлизий в структуре отношений личности.

Лог-икой типизации могут стать оценка и понимание конкретной личности, исходящие от зрелого уровня типологических отношений. Типологические различия учетных устанавливаются по признакам уровня развитая их отношений, качественного отклонения этих отношений от зрелой триады и противоречивости отношений. Такой метод основан на применении оснований -— критериевтипизации, по которым определяется Mejpa зрелости индивидуальных жизнеотношении и намечаются психологические стратегии их развития.

Преедставляется обоснованной типизация ученых

по сложному критерию, объединяющему выделенные

|/|2 типологгические отношения. Речь идет о связи в орга-


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...